Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Основные результаты бюджетной и налоговой политики
в 2010 году и 1 полугодии 2011 года
Реализация бюджетной и налоговой политики в 2010 году и I полугодии 2011 года осуществлялась в условиях стабилизации экономической ситуации, что положительно сказалось на исполнении бюджета города, обусловив планомерное поступление доходов и, соответственно, бесперебойное финансирование запланированных расходов.
В течение 2010 года принят ряд изменений налогового законодательства Российской Федерации и законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, которые оказали влияние на формирование и поступление налоговых доходов в бюджет города.
В соответствии с изменениями повышен порог предельной величины доходов, позволяющей организации (индивидуальному предпринимателю) применять упрощённую систему налогообложения, что, как и ожидалось, привело к увеличению количества налогоплательщиков, применяющих данный режим налогообложения, а, следовательно, и к росту поступлений налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения.
В результате увеличения Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры налоговой базы (кадастровой стоимости земельных участков, инвентаризационной стоимости имущества), а также погашения налогоплательщиками недоимки прошлых лет, отмечается и рост поступлений имущественных налогов - налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов.
В связи с изменениями, внесёнными в Закон Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", в 2010 году Думой города принято соответствующее решение от 01.06.2010 N 753-IVДГ "О внесении изменений в решение городской Думы от 26.10.2005 N 504-IIIГД "Об установлении налога на имущество физических лиц" в части уточнения с 2011 года налоговых ставок. Размеры налоговых ставок скорректированы в пределах установленного законом диапазона.
С 01 января 2011 года увеличены нормативы зачисления в бюджет города с 90 % до 100 %:
по единому налогу на вменённый доход;
по налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения;
по налогу, взимаемому в виде стоимости патента в связи с применением упрощённой системы налогообложения, что также оказало влияние на увеличение поступлений в бюджет города от данных видов налогов.
В целях смягчения негативных последствий повышения с 01 января 2011 года страховых взносов для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, в I полугодии 2011 года Думой города внесены изменения в решение Думы города "О введении на территории города Сургута системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности" (решение Думы города от 04.05.2011 N 27-VДГ) в части введения дополнительных понижающих коэффициентов К2 базовой доходности для отдельных организаций, применяемых для расчёта величины налога.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.03.2011 N 22-оз "О внесении изменений в статью 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О ставках налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения" на период с 01.01.2011 по 01.01.2013 понижены ставки налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Тем самым создана дополнительная мотивация для развития малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и формирования новых рабочих мест.
В целях увеличения поступлений неналоговых доходов в местный бюджет с 01 января 2011 года применяются повышенные ставки платы за пользование муниципальным имуществом, расположенным на территории города.
Наряду с этим, в связи с утверждением новых показателей кадастровой оценки земельных участков с 01 января 2011 года, в текущем году рассмотрен вопрос о повышении коэффициентов переходного периода, применяемых для расчёта размера арендной платы за земельные участки в целях сохранения арендной платы на уровне 2010 года.
В целях обеспечения условий для стабильного поступления в бюджет города закреплённых доходов, деятельность Администрации города была направлена на усиление работы в рамках своих полномочий и расширение взаимодействия с соответствующими федеральными структурами по улучшению администрирования налоговых и неналоговых доходов.
В течение 2010 года и I полугодия 2011 года активно продолжала свою работу комиссия по мобилизации дополнительных доходов в бюджет города.
Для обеспечения максимального поступления доходов, как и в предыдущие годы, проводилась совместная работа налоговой службы, судебных приставов, Управления внутренних дел, пенсионного фонда, регистрационной службы по привлечению к ответственности лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, пресечению предпринимательской деятельности на территории города без регистрации в налоговом органе, предотвращению фактов выплаты "теневой" заработной платы.
Проводилась индивидуальная работа с налогоплательщиками, имеющими задолженность по налоговым платежам в бюджет города, организациями, расчётная средняя заработная плата которых была ниже минимальной заработной платы, установленной в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
За период 2010 года и I полугодия 2011 года на заседаниях комиссия по мобилизации дополнительных доходов в бюджет города были заслушаны руководители 68-ми организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по единому налогу на вменённый доход. По результатам работы дополнительно в бюджет города поступило 6 290 тыс. рублей.
Кроме того, заслушаны руководители 79-ти организаций, расчётная средняя заработная плата которых в 2009 - 2010 годах была ниже минимальной заработной платы, установленной в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В основном это организации малого и среднего бизнеса с численностью не более 50-ти человек.
В 2010 году проведено 4 совместных заседания координационного совета при Главе города по содействию стабильности ситуации в финансовом секторе и реальных отраслях экономики в городском округе город Сургут и комиссии по мобилизации дополнительных доходов, на которых приглашались руководители 25-ти организаций города, имеющих задолженность по уплате НДФЛ. По итогам этой работы задолженность погашена в сумме 6 073 тыс. рублей.
В то же время, несмотря на постепенное преодоление кризисных явлений, отмечается снижение показателей бюджета города по сравнению с докризисным уровнем:
Таблица 1
(млн. рублей) |
|
Факт 2008 года |
Факт 2009 года |
Факт 2010 год |
План 2011 года |
Доходы |
18 104 |
15 973 |
15 904 |
14 809 |
Расходы |
18 193 |
15 825 |
16 326 |
16 998 |
Дефицит (-), профицит (+) |
- 89 |
+ 148 |
- 422 |
- 2 189 |
В этих условиях предпринимается всё возможное, чтобы максимально сохранить приоритетные направления расходов, уже традиционно предусмотренных решением Думы города о бюджете городского округа на очередной финансовый год и плановый период, обеспечить оказание муниципальных услуг на уровне не ниже достигнутого, направить часть финансовых ресурсов на строительство объектов высокой степени готовности, обеспечить свою долю софинансирования в рамках окружных инвестиционных программ.
Городом обеспечено выполнение обязательств, связанных с вводом в 2010 году ряда объектов после реконструкции и строительства:
1) 4-х детских садов:
на 260 мест в микрорайоне 5А;
на 260 мест в микрорайоне 34;
на 200 мест в микрорайоне 31;
на 260 мест в микрорайоне 39;
2) жилого дома N 2 блок Б в микрорайоне 31;
3) внутриквартальных инженерных сетей и сооружений в микрорайоне 31, 1 пусковой комплекс;
4) улицы Университетской от улицы Каролинского до улицы 23 "В", 4 пусковой комплекс с сетями инженерного обеспечения;
5) магистральной улицы 23 "В" от улицы 30 лет Победы до улицы 1 "В" с сетями инженерного обеспечения, 1 пусковой комплекс;
6) улицы Каролинского от улицы 30 лет Победы до улицы 1 "В" с сетями инженерного обеспечения, 2 пусковой комплекс;
7) инженерных сетей и сооружений в микрорайоне 32, 1 этап строительства.
На протяжении всего 2010 года бюджет города был сбалансирован, не возникало временных кассовых разрывов. В итоге все заявки главных распорядителей бюджетных средств на оплату запланированных расходов были исполнены своевременно. В течение 2010 года не возникало задержек по выплате заработной платы, социальных выплат, по оплате выполненных работ (услуг), поставленных товаров для муниципальных нужд, в том числе и за декабрь.
В результате в новый 2011 год бюджет города вошёл с минимальной кредиторской задолженностью - 22 млн. рублей. Отсутствие кредиторской задолженности у муниципального образования является фактором, свидетельствующим о стабильности финансового положения бюджета города.
В отчётном периоде продолжалось совершенствование инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, прежде всего через систему ведомственных и долгосрочных целевых программ, совершенствование показателей результатов их реализации.
С целью дальнейшего развития программно-целевых методов планирования бюджета города, в решение Думы города от 29.12.2009 N 663-IVДГ "О бюджете городского округа город Сургут на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов" впервые аналогично приложениям о распределении ассигнований на реализацию ведомственных целевых программ были включены приложения о распределении бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ с отражением результатов их реализации.
Данным решением также была установлена норма об установлении показателей результатов использования субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Вошло в правило утверждение главными распорядителями бюджетных средств муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) подведомственными муниципальными учреждениями.
В 2011 году сформирован единый реестр муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями, иными юридическими лицами, и услуг (функций), оказываемых (выполняемых) органами местного самоуправления, в том числе в электронном виде в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В рамках реализации норм Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", вступившего в силу с 01.01.2011, проводилась работа по реструктуризации сети муниципальных учреждений городского округа.
Пересмотрена нормативная правовая база муниципального образования, подготовлены и изданы все муниципальные правовые акты, формирующие правовое поле для функционирования сети муниципальных учреждений в новых условиях. Определены типы всех муниципальных учреждений. При этом 12-ти муниципальным учреждениям определен тип "казённое", 138-ми учреждениям - "бюджетное", 11-ти учреждениям - "автономное".
Решением Думы города от 01.11.2010 N 816-IVДГ "О Положении об отдельных мерах по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений городского округа город Сургут в переходный период" на 2011 год установлен переходный период, в который финансовое обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений, как получателей бюджетных средств, осуществляется на основании бюджетной сметы.
В текущем году учреждениями осуществляется работа по приведению учредительных документов в соответствие принятым решениям по изменению типов учреждений.
В целях улучшения качества финансового планирования и исполнения бюджета города, повышения уровня бюджетной дисциплины постановлением Администрации города от 21.04.2011 N 2222 утверждены Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, и Методика оценки качества финансового менеджмента.
Оценка качества финансового менеджмента впервые проведена департаментом финансов Администрации города за I полугодие 2011 года.
С 01 января 2011 года в связи с внесёнными изменениями в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в части наделения бюджетных учреждений полномочиями заказчика, увеличилось количество заказчиков до 158-ми.
В настоящее время заказчики и уполномоченный орган обязаны размещать заказы путём проведения открытых аукционов только в электронной форме.
С начала 2010 года при размещении муниципального заказа применяется система электронного документооборота с использованием электронно-цифровой подписи в информационной системе "Горзакупки". Данная система обеспечивает прозрачность и возможность оперативного контроля за своевременным и качественным размещением муниципального заказа.
В соответствии с рекомендациями, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", а также рекомендациями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в целях создания организационных механизмов для совершенствования системы управления муниципальными финансами, в муниципальном образовании разработана Программа повышения эффективности расходов бюджета городского округа город Сургут до 2013 года (далее - Программа).
Главной целью Программы должно явиться создание организационных механизмов для:
совершенствования системы управления муниципальными финансами;
повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей населения в муниципальных услугах;
повышения эффективности функционирования бюджетного сектора;
реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития городского округа город Сургут.
Формирование и исполнение Программы будет осуществляться с привлечением внешнего консультанта - общества с ограниченной ответственностью "Центр экономических проектов" - победителя открытого конкурса.
Для организации проведения работы по формированию и исполнению Программы распоряжением Администрации города от 30.06.2011 N 1686 создана рабочая группа под руководством Главы города.
Таким образом, на протяжении 2010 года и I полугодия 2011 года последовательно решались задачи устойчивого посткризисного функционирования городской среды, повышения эффективности муниципального управления.
С учётом этого, в 2010 и 2011 годах международным рейтинговым агентством Standard&Poor`s дважды повышался кредитный рейтинг муниципального образования городской округ город Сургут с уровня "BB-/ruAA-" с прогнозом "Стабильный" на начало 2010 года до уровня "ВВ/ruAA" с прогнозом "Позитивный" в настоящее время.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.