Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации г. Сургута
от 7 октября 2011 г. N 6754
Долгосрочная целевая программа
"Развитие территориального общественного самоуправления
в городе Сургуте на 2012 - 2014 годы"
31 января 2012 г., 25 января, 3 октября, 11 декабря 2013 г.
Постановлением Администрации г. Сургута от 11 декабря 2013 г. N 8926 паспорт настоящего приложения изложен в новой редакции
1. Паспорт долгосрочной целевой программы
Наименование программы |
долгосрочная целевая программа "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Сургуте на 2012 - 2014 годы" (далее - программа) |
Основание для разработки программы |
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 07.05.2013); - решение городской Думы от 18.02.2005 N 425-IIIГД "О принятии Устава муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (с изменениями от 27.11.2012 N 262-VДГ); - решение городской Думы от 26.10.2005 N 513-IIIГД "Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Сургуте" (с изменениями от 24.09.2013 N 378-VДГ); - постановление Администрации города от 01.03.2011 N 970 "О долгосрочных целевых программах городского округа город Сургут" (с изменениями от 10.07.2013 N 4927) |
Куратор программы |
заместитель главы Администрации города Алешкова Н.П. |
Наименование администратора и соадминистраторов программы |
администратор - муниципальное казенное учреждение "Наш город" (далее - МКУ "Наш город"). Соадминистраторы: департамент архитектуры и градостроительства Администрации города (далее - ДАиГ), департамент культуры, молодёжной политики и спорта Администрации города (далее - ДКМПиС), управление информационной политики Администрации города (далее - УИП), муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Сургута" (далее - МКУ "МФЦ"), органы территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) |
Цель программы |
развитие территориального общественного самоуправления в городе Сургуте |
Задачи программы |
- создание организационных, финансово-экономических, материально-технических условий для развития ТОС в городе Сургуте; - информационная поддержка деятельности ТОС; - совершенствование организации взаимодействия органов местного самоуправления с ТОС для реализации социально значимых инициатив населения по вопросам местного значения; - повышение уровня активности населения и вовлечение граждан по месту жительства в решение проблем местного сообщества; - создание условий для формирования системы взаимодействия социально ориентированного бизнеса и ТОС |
Срок и этапы реализации программы |
реализация программы рассчитана на период с 2012 по 2014 годы и осуществляется в один этап |
С целью организации комплексной работы с населением по месту жительства, проведения социально значимой деятельности, с учетом отсутствия иных общественных зданий на территории запланирована работа по строительству общественного центра в поселке Снежном по адресу: улица Белоярская, 2а. Объект представляет собой отдельно стоящее многофункциональное здание социального назначения. В состав помещений входят медицинский пункт, кабинеты для работы с населением (6 штук), актовый зал на 75 посадочных мест. Общая площадь помещений составляет 520,4 кв. метра. Общая сметная стоимость по сводному сметному расчету в текущих ценах 3 квартала 2013 года с НДС составляет 43 060,02 тыс. рублей, в том числе: - строительно-монтажные работы - 35 015,74 тыс. рублей; - оборудование - 3 176,93 тыс. рублей, - прочие работы и затраты - 4 867,35 тыс. рублей. Проектная и сметная документация разработана проектной организацией ООО "Стройуслуга" (шифр 51.12/2012). Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта капитального строительства не проводится на основании статьи 48 части 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ | |
Объем бюджетных ассигнований и источники финансирования программы |
общий объем финансирования -110 281,9 тыс. рублей, в том числе: городской бюджет -104 903,9 тыс. рублей; внебюджетные средства - 5 378,0 тыс. рублей. Объем бюджетных ассигнований -104 903,9 тыс. рублей: в 2012 году - 3 642,0 тыс. рублей; в 2013 году - 30 082,1 тыс. рублей; в 2014 году - 71 179,8 тыс. рублей. Объем внебюджетных средств - 5 378,0 тыс. рублей (прогноз): в 2012 году - 716,0 тыс. рублей (прогноз); в 2013 году - 2 126,0 тыс. рублей (прогноз); в 2014 году - 2 536,0 тыс. рублей (прогноз) |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- увеличение количества ТОС до 31 единицы; - охват территории ТОС от общей территории города - 90%; - увеличение численности актива ТОС за период действия программы на 50%; - доля членов советов ТОС, прошедших обучение за период действия программы, - 50%; - увеличение количества социально значимых мероприятий и акций, проведенных при участии ТОС за период действия программы, на 100%; - увеличение объема информации о деятельности ТОС в СМИ на 100%; - доля населения, положительно оценивающая деятельность ТОС (на основе социологических исследований), - 50%; - доля реализованных инициатив граждан непосредственно органами ТОС от общего количества - 30%; - доля привлеченных внебюджетных средств на улучшение материально-технического обеспечения ТОС от вложений муниципального бюджета по программе - 50%; - доля участия бизнеса в решении проблем местного сообщества от вложений муниципального бюджета по программе - 50% |
Механизм реализации долгосрочной целевой программы, система организации контроля за исполнением долгосрочной целевой программы |
механизм реализации программы включает организацию управления программой и контроль ее реализации через выполнение конкретных мероприятий. Механизм реализации программы строится на принципах партнерства, четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей и включает: - стратегическое планирование и прогнозирование; - применение правовых рычагов влияния, способствующих решению задач программы, а также регулирующих отношения на всех уровнях исполнительной власти. Реализация мероприятий программы осуществляется через: - размещение муниципального заказа в соответствии с действующим законодательством; - проведение отдельных, в том числе организационно-массовых, мероприятий посредством межведомственного взаимодействия; - регламентацию реализации отдельных мероприятий программы путем разработки муниципальных правовых актов либо внесения изменений в действующие муниципальные правовые акты. Контроль за исполнением программы осуществляет куратор программы. Администратор долгосрочной целевой программы осуществляет контроль за достижением установленных целей и задач долгосрочной целевой программы, организует контроль за поступлением, своевременным и целевым расходованием бюджетных ассигнований. Администратор представляет ежеквартально отчет об исполнении программы в департамент по экономической политике Администрации города. Администратор и соадминистраторы несут ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, качественное выполнение отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы согласно закрепленной ответственности (приложение 2), за соблюдение сроков представления и качества подготовки отчетов по исполнению долгосрочной целевой программы |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
2.1. Правовое обоснование решения проблем долгосрочной целевой программы
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 25.07.2011) муниципальное образование город Сургут обладает правом планировать и проводить мероприятия, направленные на развитие и совершенствование ТОС. Уставом городского округа город Сургут, утвержденным решением городской Думы от 18.02.2005 N 425-IIIГД (с изменениями от 22.12.2010), Положением о территориальном общественном самоуправлении в г. Сургуте, утвержденным решением городской Думы от 26.10.2005 N 513-IIIГД (с изменениями от 28.03.2008), распоряжением Администрации г. Сургута от 02.02.2006 N 288 "Об утверждении методических рекомендаций по организации и осуществлению территориального общественного самоуправления в городе Сургуте и применению Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Сургуте" (с изменениями от 01.11.2007) установлены принципы и порядок организации ТОС, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, гарантии осуществления ТОС, определена компетенция органов ТОС города Сургута.
Анализ деятельности органов ТОС и развития общественных инициатив городе Сургуте выявил отсутствие системности во взаимодействии между советами ТОС, общественными организациями, органами местного самоуправления и бизнесом. Не в полной мере оказывается содействие в обмене опытом между органами ТОС, отсутствует информационная поддержка деятельности и инициатив ТОС, нет системы обучения активистов ТОС.
В целях дальнейшего развития ТОС следует совершенствовать механизм сотрудничества ТОС с органами местного самоуправления и социально ориентированным бизнесом. Повышение эффективности ТОС в решении социально значимых вопросов местного значения возможно только путем привлечения для решения данного вопроса структурных подразделений Администрации города, организаций, самих ТОС, что соответствует принципу комплексного подхода и направлено на решение системных проблем в области социального развития города.
2.2. Характеристика проблем, на решение которых направлена долгосрочная целевая программа, включая анализ причин их возникновения, целесообразность и необходимость их решения программно-целевым методом
Территориальное общественное самоуправление - это первичная, наиболее простая, близкая и понятная для населения форма решения местных проблем, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан. ТОС обеспечивает связь между обществом и органами местного самоуправления, а через них и с государством. ТОС действует "снизу вверх", является проводником народной инициативы, это особый институт в системе местного самоуправления Российской Федерации, который не относится к публичной власти, строится на началах добровольности и демократизма. Развитая система ТОС свидетельствует о наличии гражданского общества.
В Сургуте данная форма участия населения в местном самоуправлении активно развивается с середины 1990-х годов. Первый совет появился в поселке Юность города Сургута в 1997 году. С 2000-го по 2004 год положительно зарекомендовали себя такие формы сотрудничества органов местного самоуправления города и ТОС, как встречи, семинары, совместные программы и мероприятия. Данные формы поддержки ведут к повышению авторитета и роли органов ТОС в решении вопросов местного значения. Именно в эти годы наблюдался пик развития ТОС в городе.
В соответствии с положением о территориальном общественном самоуправлении в г. Сургуте, утвержденным решением городской Думы от 26.10.2005 N 513-IIIГД (с изменениями от 28.03.2008) в настоящее время на территории города Сургута действуют 25 ТОС, каждое из которых обладает правами юридического лица. В активах ТОС 374 человека - старших по домам, 1813 человек - старших по подъезду, 34 человека - старших по улице; уличных комитетов - 20 (53 человека), домовых комитетов - 139 (393 человека), 25 ревизионных комиссий (61 человек). Численность жителей территорий, охваченных ТОС, варьируется от 1,5 тысяч до 20 тысяч человек. Общая численность населения территорий, на которых осуществляется деятельность ТОС, - 258 089 человек.
Сфера деятельности ТОС определяется решением вопросов местного значения. Основными направлениями деятельности ТОС являются:
- организация мероприятий по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территорий, на которых действуют советы ТОС;
- привлечение населения к мероприятиям по сохранности жилищного фонда;
- деятельность по организации досуга населения (проведение праздников во дворах, спортивных мероприятий);
- оказание помощи ветеранам войны и инвалидам, малообеспеченным и многодетным семьям;
- взаимодействие с управляющими компаниями через домовые комитеты.
Вместе с тем, в свете изменений федерального законодательства о местном самоуправлении, общественное самоуправление города лишилось собственных источников финансирования и методического сопровождения. Несмотря на то, что основная направленность нововведений в законодательстве о местном самоуправлении заключалась в усилении гражданского участия в осуществлении местного самоуправления, отсутствие собственных ресурсов у органов ТОС не позволяет самостоятельно и качественно решать социально значимые вопросы местного значения.
Основными факторами сдерживания развития ТОС в городе являются:
- недостаточное правовое обеспечение функционирования ТОС;
- низкая активность населения и отсутствие готовности жителей брать на себя ответственность за осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения;
- низкая степень взаимодействия органов ТОС с населением, некоммерческими организациями, предпринимателями;
- отсутствие у представителей ТОС навыков выбора направлений деятельности, системного планирования, разработки проектов и программ;
- низкий уровень информирования населения города Сургута о деятельности органов ТОС;
- ограниченное количество источников финансирования.
Результаты опроса председателей советов ТОС показывают, что доля активного населения, которое поддерживает и участвует в мероприятиях, проводимых органами ТОС, составляет от 10 до 30 процентов проживающих на самоуправляемых территориях. Следует констатировать, что в последние годы деятельность ТОС подвержена стагнации, наблюдается тенденция снижения активности населения.
Опыт работы органов ТОС как других муниципальных образований, так и города Сургута показал, что эффективное решение проблем территорий возможно тогда, когда ТОС получает поддержку органов местного самоуправления. Необходимо рассмотреть формы финансирования органов ТОС, основанные на базовых принципах конкурсности и договорного партнерства, применяемых при реализации механизмов социального заказа (конкурсы, программы, субвенции и субсидии). Также следует активизировать работу по мотивированию предпринимателей к решению социально значимых проблем местного сообщества.
Для эффективного решения вопросов развития ТОС необходимо применение программно-целевого метода с использованием организационно-хозяйственных механизмов взаимодействия, а также координации усилий и консолидации финансовых ресурсов различных субъектов публично-правовых и общественных отношений.
Постановлением Администрации г. Сургута от 25 января 2013 г. N 378 в пункт 2.3 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.3. Динамика изменения значений целевых показателей за предшествующие три года и текущий год
N |
Наименование показателя |
Едн. изм. |
Отчетный 2008 г. |
Отчетный 2009 г. |
Отчетный 2010 г. |
Текущий 2011 г. |
1 |
Количество ТОС |
ед. |
25 |
25 |
25 |
25 |
2 |
Охват территории ТОС от общей территории города |
% |
75 |
75 |
75 |
75 |
3 |
Численность актива ТОС |
чел. |
2700 |
2700 |
2700 |
2700 |
4 |
Доля членов советов ТОС, прошедших обучение |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Количество социально значимых мероприятий и акций, проведенных при участии ТОС |
ед. |
30 |
30 |
30 |
30 |
6 |
Количество публикаций о деятельности ТОС в СМИ |
ед. |
30 |
30 |
30 |
30 |
7 |
Доля населения, положительно оценивающая деятельность ТОС (на основе социологических исследований) |
% |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
8 |
Доля реализованных инициатив граждан непосредственно органами ТОС от общего количества |
% |
10 |
10 |
10 |
10 |
9 |
Доля привлеченных внебюджетных средств на улучшение материально-технического обеспечения ТОС |
% |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
10 |
Доля участия бизнеса в решении проблем местного сообщества |
% |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
3. Цели и задачи долгосрочной целевой программы
Цель программы: развитие территориального общественного самоуправления в городе Сургуте. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих тактических задач:
- создание правовых, финансово-экономических, материально-технических условий развития ТОС в городе Сургуте;
- информационная поддержка деятельности ТОС;
- совершенствование организации взаимодействия органов местного самоуправления с ТОС для реализации социально значимых инициатив населения по вопросам местного значения;
- повышение уровня активности населения и вовлечение граждан по месту жительства в решение проблем местного сообщества;
- создание условий для формирования системы взаимодействия социально-ориентированного бизнеса и ТОС.
4. Срок и этапы реализации долгосрочной целевой программы
Реализация программы рассчитана на период с 2012 по 2014 годы. Несмотря на долгосрочный характер программы развития территориального общественного самоуправления в городе Сургуте, а также механизм формирования источников финансирования, реализация программы осуществляется в один этап.
Постановлением Администрации г. Сургута от 11 декабря 2013 г. N 8926 раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
5. Объем бюджетных ассигнований по источникам финансирования
долгосрочной целевой программы
Общий объем финансирования программы по предварительным оценкам составит 110 281,9 тыс. рублей, в том числе:
- объем бюджетных ассигнований - 104 903,9 тыс. рублей:
в 2012 году - 3 642,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 30 082,1 тыс. рублей;
в 2014 году - 71 179,8 тыс. рублей;
- объем внебюджетных средств - 5 378,0 тыс. рублей (прогноз):
в 2012 году - 716,0 тыс. рублей (прогноз);
в 2013 году - 2 126,0 тыс. рублей (прогноз);
в 2014 году - 2 536,0 тыс. рублей (прогноз).
Источниками финансирования долгосрочной целевой программы являются местный бюджет и привлеченные средства.
Постановлением Администрации г. Сургута от 11 декабря 2013 г. N 8926 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Целевые показатели реализации долгосрочной целевой программы
Постановлением Администрации г. Сургута от 31 января 2012 г. N 499 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
7. Ожидаемые результаты реализации долгосрочной целевой программы
Ожидаемым результатом реализации долгосрочной целевой программы является достижение плановых значений целевых показателей, направленных на достижение цели: "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Сургуте в целях повышения социальной активности и привлечения граждан к решению вопросов местного значения".
Результаты реализации долгосрочной целевой программы:
7.1. Увеличение количества ТОС - до 31 ед.
7.2. Увеличение численности актива ТОС за период действия программы на 50%.
7.3. Доля членов советов ТОС, прошедших обучение за период действия программы, - 50%.
7.4. Увеличение объема информации о деятельности ТОС в СМИ на 100%.
7.5. доля населения, положительно оценивающая деятельность ТОС (на основе социологических исследований), - 50%.
7.6. Увеличение количества социально значимых мероприятий и акций, проведенных при участии ТОС за период действия программы, на 100%.
7.7. Охват территории ТОС от общей территории города - 90%.
7.8. Доля реализованных инициатив граждан непосредственно органами ТОС от общего количества - 30%.
7.9. Доля привлеченных внебюджетных средств на улучшение материально-технического обеспечения ТОС от вложений муниципального бюджета по программе - 50%.
7.10. Доля участия бизнеса в решении проблем местного сообщества от вложений муниципального бюджета по программе - 50%.
8. Программные мероприятия реализации долгосрочной целевой программы
Реализация программы обеспечивается системой сотрудничества Администрации города, органов ТОС, муниципальных учреждений, общественных организаций, предпринимателей и других заинтересованных лиц.
Достижение поставленных цели и задач программы "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Сургуте на 2012 - 2014 годы" предусмотрено посредством реализации программных мероприятий представленных в приложении 2.
Постановлением Администрации г. Сургута от 25 января 2013 г. N 378 в раздел 9 настоящего приложения внесены изменения
9. Механизм реализации долгосрочной целевой программы,
система организации контроля за исполнением долгосрочной
целевой программы
Механизм реализации программы включает организацию управления программой и контроль её реализации через выполнение конкретных мероприятий.
Контроль за реализацией долгосрочной целевой программы осуществляет Куратор программы.
Координация реализации долгосрочной целевой программы осуществляется Администратором (муниципальное казенное учреждение "Наш город"), который несет ответственность за достижение установленных целей и задач долгосрочной целевой программы, организует контроль за поступлением и своевременным расходованием бюджетных ассигнований.
Администратор представляет ежеквартально и ежегодно отчет об исполнении программы в департамент по экономической политике Администрации города:
- ежеквартальный - в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- годовой - в срок до 05 февраля года, следующего за отчетным финансовым годом.
Соадминистраторы несут ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, качественное выполнение отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы (согласно закрепленной ответственности, приложение 2), за соблюдение сроков предоставления и качества подготовки отчетов по исполнению долгосрочной целевой программы
В целях подготовки отчетности соадминистраторы представляет администратору отчет об исполнении отдельных мероприятий программы, непосредственно связанной с их деятельностью:
- ежеквартальный - в срок до 17 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- годовой - в срок до 01 февраля года, следующего за отчетным финансовым годом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.