Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации г. Сургута
от 7 октября 2011 г. N 6754
Долгосрочная целевая программа
"Развитие территориального общественного самоуправления
в городе Сургуте на 2012 - 2014 годы"
31 января 2012 г., 25 января, 3 октября, 11 декабря 2013 г.
Постановлением Администрации г. Сургута от 11 декабря 2013 г. N 8926 паспорт настоящего приложения изложен в новой редакции
1. Паспорт долгосрочной целевой программы
Наименование программы |
долгосрочная целевая программа "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Сургуте на 2012 - 2014 годы" (далее - программа) |
Основание для разработки программы |
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 07.05.2013); - решение городской Думы от 18.02.2005 N 425-IIIГД "О принятии Устава муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (с изменениями от 27.11.2012 N 262-VДГ); - решение городской Думы от 26.10.2005 N 513-IIIГД "Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Сургуте" (с изменениями от 24.09.2013 N 378-VДГ); - постановление Администрации города от 01.03.2011 N 970 "О долгосрочных целевых программах городского округа город Сургут" (с изменениями от 10.07.2013 N 4927) |
Куратор программы |
заместитель главы Администрации города Алешкова Н.П. |
Наименование администратора и соадминистраторов программы |
администратор - муниципальное казенное учреждение "Наш город" (далее - МКУ "Наш город"). Соадминистраторы: департамент архитектуры и градостроительства Администрации города (далее - ДАиГ), департамент культуры, молодёжной политики и спорта Администрации города (далее - ДКМПиС), управление информационной политики Администрации города (далее - УИП), муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Сургута" (далее - МКУ "МФЦ"), органы территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) |
Цель программы |
развитие территориального общественного самоуправления в городе Сургуте |
Задачи программы |
- создание организационных, финансово-экономических, материально-технических условий для развития ТОС в городе Сургуте; - информационная поддержка деятельности ТОС; - совершенствование организации взаимодействия органов местного самоуправления с ТОС для реализации социально значимых инициатив населения по вопросам местного значения; - повышение уровня активности населения и вовлечение граждан по месту жительства в решение проблем местного сообщества; - создание условий для формирования системы взаимодействия социально ориентированного бизнеса и ТОС |
Срок и этапы реализации программы |
реализация программы рассчитана на период с 2012 по 2014 годы и осуществляется в один этап |
С целью организации комплексной работы с населением по месту жительства, проведения социально значимой деятельности, с учетом отсутствия иных общественных зданий на территории запланирована работа по строительству общественного центра в поселке Снежном по адресу: улица Белоярская, 2а. Объект представляет собой отдельно стоящее многофункциональное здание социального назначения. В состав помещений входят медицинский пункт, кабинеты для работы с населением (6 штук), актовый зал на 75 посадочных мест. Общая площадь помещений составляет 520,4 кв. метра. Общая сметная стоимость по сводному сметному расчету в текущих ценах 3 квартала 2013 года с НДС составляет 43 060,02 тыс. рублей, в том числе: - строительно-монтажные работы - 35 015,74 тыс. рублей; - оборудование - 3 176,93 тыс. рублей, - прочие работы и затраты - 4 867,35 тыс. рублей. Проектная и сметная документация разработана проектной организацией ООО "Стройуслуга" (шифр 51.12/2012). Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта капитального строительства не проводится на основании статьи 48 части 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ | |
Объем бюджетных ассигнований и источники финансирования программы |
общий объем финансирования -110 281,9 тыс. рублей, в том числе: городской бюджет -104 903,9 тыс. рублей; внебюджетные средства - 5 378,0 тыс. рублей. Объем бюджетных ассигнований -104 903,9 тыс. рублей: в 2012 году - 3 642,0 тыс. рублей; в 2013 году - 30 082,1 тыс. рублей; в 2014 году - 71 179,8 тыс. рублей. Объем внебюджетных средств - 5 378,0 тыс. рублей (прогноз): в 2012 году - 716,0 тыс. рублей (прогноз); в 2013 году - 2 126,0 тыс. рублей (прогноз); в 2014 году - 2 536,0 тыс. рублей (прогноз) |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- увеличение количества ТОС до 31 единицы; - охват территории ТОС от общей территории города - 90%; - увеличение численности актива ТОС за период действия программы на 50%; - доля членов советов ТОС, прошедших обучение за период действия программы, - 50%; - увеличение количества социально значимых мероприятий и акций, проведенных при участии ТОС за период действия программы, на 100%; - увеличение объема информации о деятельности ТОС в СМИ на 100%; - доля населения, положительно оценивающая деятельность ТОС (на основе социологических исследований), - 50%; - доля реализованных инициатив граждан непосредственно органами ТОС от общего количества - 30%; - доля привлеченных внебюджетных средств на улучшение материально-технического обеспечения ТОС от вложений муниципального бюджета по программе - 50%; - доля участия бизнеса в решении проблем местного сообщества от вложений муниципального бюджета по программе - 50% |
Механизм реализации долгосрочной целевой программы, система организации контроля за исполнением долгосрочной целевой программы |
механизм реализации программы включает организацию управления программой и контроль ее реализации через выполнение конкретных мероприятий. Механизм реализации программы строится на принципах партнерства, четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей и включает: - стратегическое планирование и прогнозирование; - применение правовых рычагов влияния, способствующих решению задач программы, а также регулирующих отношения на всех уровнях исполнительной власти. Реализация мероприятий программы осуществляется через: - размещение муниципального заказа в соответствии с действующим законодательством; - проведение отдельных, в том числе организационно-массовых, мероприятий посредством межведомственного взаимодействия; - регламентацию реализации отдельных мероприятий программы путем разработки муниципальных правовых актов либо внесения изменений в действующие муниципальные правовые акты. Контроль за исполнением программы осуществляет куратор программы. Администратор долгосрочной целевой программы осуществляет контроль за достижением установленных целей и задач долгосрочной целевой программы, организует контроль за поступлением, своевременным и целевым расходованием бюджетных ассигнований. Администратор представляет ежеквартально отчет об исполнении программы в департамент по экономической политике Администрации города. Администратор и соадминистраторы несут ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, качественное выполнение отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы согласно закрепленной ответственности (приложение 2), за соблюдение сроков представления и качества подготовки отчетов по исполнению долгосрочной целевой программы |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
2.1. Правовое обоснование решения проблем долгосрочной целевой программы
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 25.07.2011) муниципальное образование город Сургут обладает правом планировать и проводить мероприятия, направленные на развитие и совершенствование ТОС. Уставом городского округа город Сургут, утвержденным решением городской Думы от 18.02.2005 N 425-IIIГД (с изменениями от 22.12.2010), Положением о территориальном общественном самоуправлении в г. Сургуте, утвержденным решением городской Думы от 26.10.2005 N 513-IIIГД (с изменениями от 28.03.2008), распоряжением Администрации г. Сургута от 02.02.2006 N 288 "Об утверждении методических рекомендаций по организации и осуществлению территориального общественного самоуправления в городе Сургуте и применению Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Сургуте" (с изменениями от 01.11.2007) установлены принципы и порядок организации ТОС, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, гарантии осуществления ТОС, определена компетенция органов ТОС города Сургута.
Анализ деятельности органов ТОС и развития общественных инициатив городе Сургуте выявил отсутствие системности во взаимодействии между советами ТОС, общественными организациями, органами местного самоуправления и бизнесом. Не в полной мере оказывается содействие в обмене опытом между органами ТОС, отсутствует информационная поддержка деятельности и инициатив ТОС, нет системы обучения активистов ТОС.
В целях дальнейшего развития ТОС следует совершенствовать механизм сотрудничества ТОС с органами местного самоуправления и социально ориентированным бизнесом. Повышение эффективности ТОС в решении социально значимых вопросов местного значения возможно только путем привлечения для решения данного вопроса структурных подразделений Администрации города, организаций, самих ТОС, что соответствует принципу комплексного подхода и направлено на решение системных проблем в области социального развития города.
2.2. Характеристика проблем, на решение которых направлена долгосрочная целевая программа, включая анализ причин их возникновения, целесообразность и необходимость их решения программно-целевым методом
Территориальное общественное самоуправление - это первичная, наиболее простая, близкая и понятная для населения форма решения местных проблем, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан. ТОС обеспечивает связь между обществом и органами местного самоуправления, а через них и с государством. ТОС действует "снизу вверх", является проводником народной инициативы, это особый институт в системе местного самоуправления Российской Федерации, который не относится к публичной власти, строится на началах добровольности и демократизма. Развитая система ТОС свидетельствует о наличии гражданского общества.
В Сургуте данная форма участия населения в местном самоуправлении активно развивается с середины 1990-х годов. Первый совет появился в поселке Юность города Сургута в 1997 году. С 2000-го по 2004 год положительно зарекомендовали себя такие формы сотрудничества органов местного самоуправления города и ТОС, как встречи, семинары, совместные программы и мероприятия. Данные формы поддержки ведут к повышению авторитета и роли органов ТОС в решении вопросов местного значения. Именно в эти годы наблюдался пик развития ТОС в городе.
В соответствии с положением о территориальном общественном самоуправлении в г. Сургуте, утвержденным решением городской Думы от 26.10.2005 N 513-IIIГД (с изменениями от 28.03.2008) в настоящее время на территории города Сургута действуют 25 ТОС, каждое из которых обладает правами юридического лица. В активах ТОС 374 человека - старших по домам, 1813 человек - старших по подъезду, 34 человека - старших по улице; уличных комитетов - 20 (53 человека), домовых комитетов - 139 (393 человека), 25 ревизионных комиссий (61 человек). Численность жителей территорий, охваченных ТОС, варьируется от 1,5 тысяч до 20 тысяч человек. Общая численность населения территорий, на которых осуществляется деятельность ТОС, - 258 089 человек.
Сфера деятельности ТОС определяется решением вопросов местного значения. Основными направлениями деятельности ТОС являются:
- организация мероприятий по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территорий, на которых действуют советы ТОС;
- привлечение населения к мероприятиям по сохранности жилищного фонда;
- деятельность по организации досуга населения (проведение праздников во дворах, спортивных мероприятий);
- оказание помощи ветеранам войны и инвалидам, малообеспеченным и многодетным семьям;
- взаимодействие с управляющими компаниями через домовые комитеты.
Вместе с тем, в свете изменений федерального законодательства о местном самоуправлении, общественное самоуправление города лишилось собственных источников финансирования и методического сопровождения. Несмотря на то, что основная направленность нововведений в законодательстве о местном самоуправлении заключалась в усилении гражданского участия в осуществлении местного самоуправления, отсутствие собственных ресурсов у органов ТОС не позволяет самостоятельно и качественно решать социально значимые вопросы местного значения.
Основными факторами сдерживания развития ТОС в городе являются:
- недостаточное правовое обеспечение функционирования ТОС;
- низкая активность населения и отсутствие готовности жителей брать на себя ответственность за осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения;
- низкая степень взаимодействия органов ТОС с населением, некоммерческими организациями, предпринимателями;
- отсутствие у представителей ТОС навыков выбора направлений деятельности, системного планирования, разработки проектов и программ;
- низкий уровень информирования населения города Сургута о деятельности органов ТОС;
- ограниченное количество источников финансирования.
Результаты опроса председателей советов ТОС показывают, что доля активного населения, которое поддерживает и участвует в мероприятиях, проводимых органами ТОС, составляет от 10 до 30 процентов проживающих на самоуправляемых территориях. Следует констатировать, что в последние годы деятельность ТОС подвержена стагнации, наблюдается тенденция снижения активности населения.
Опыт работы органов ТОС как других муниципальных образований, так и города Сургута показал, что эффективное решение проблем территорий возможно тогда, когда ТОС получает поддержку органов местного самоуправления. Необходимо рассмотреть формы финансирования органов ТОС, основанные на базовых принципах конкурсности и договорного партнерства, применяемых при реализации механизмов социального заказа (конкурсы, программы, субвенции и субсидии). Также следует активизировать работу по мотивированию предпринимателей к решению социально значимых проблем местного сообщества.
Для эффективного решения вопросов развития ТОС необходимо применение программно-целевого метода с использованием организационно-хозяйственных механизмов взаимодействия, а также координации усилий и консолидации финансовых ресурсов различных субъектов публично-правовых и общественных отношений.
Постановлением Администрации г. Сургута от 25 января 2013 г. N 378 в пункт 2.3 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.3. Динамика изменения значений целевых показателей за предшествующие три года и текущий год
N |
Наименование показателя |
Едн. изм. |
Отчетный 2008 г. |
Отчетный 2009 г. |
Отчетный 2010 г. |
Текущий 2011 г. |
1 |
Количество ТОС |
ед. |
25 |
25 |
25 |
25 |
2 |
Охват территории ТОС от общей территории города |
% |
75 |
75 |
75 |
75 |
3 |
Численность актива ТОС |
чел. |
2700 |
2700 |
2700 |
2700 |
4 |
Доля членов советов ТОС, прошедших обучение |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Количество социально значимых мероприятий и акций, проведенных при участии ТОС |
ед. |
30 |
30 |
30 |
30 |
6 |
Количество публикаций о деятельности ТОС в СМИ |
ед. |
30 |
30 |
30 |
30 |
7 |
Доля населения, положительно оценивающая деятельность ТОС (на основе социологических исследований) |
% |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
8 |
Доля реализованных инициатив граждан непосредственно органами ТОС от общего количества |
% |
10 |
10 |
10 |
10 |
9 |
Доля привлеченных внебюджетных средств на улучшение материально-технического обеспечения ТОС |
% |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
10 |
Доля участия бизнеса в решении проблем местного сообщества |
% |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
3. Цели и задачи долгосрочной целевой программы
Цель программы: развитие территориального общественного самоуправления в городе Сургуте. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих тактических задач:
- создание правовых, финансово-экономических, материально-технических условий развития ТОС в городе Сургуте;
- информационная поддержка деятельности ТОС;
- совершенствование организации взаимодействия органов местного самоуправления с ТОС для реализации социально значимых инициатив населения по вопросам местного значения;
- повышение уровня активности населения и вовлечение граждан по месту жительства в решение проблем местного сообщества;
- с
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.