Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Долгосрочная целевая программа "Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании городской округ город Сургут на 2012 - 2014 годы" разработана в соответствии с Федеральным Законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями от 03.05.2011), Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 20.07.2009 N 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (с изменениями от 03.05.2011), постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2010 N 243-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2013 годы".
По-видимому, в предыдущем абзаце имелся в виду Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 20 июля 2007 г. N 113-оз
В настоящее время в муниципальном образовании городской округ город Сургут осуществляется реализация городской программы "Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании городской округ город Сургут на 2009 - 2011 годы", что позволило достичь поставленной цели: создание современной и эффективной системы муниципальной службы на территории города Сургута, ориентированной на приоритеты развития муниципального образования, с учетом интересов населения, привлекательности имиджа и конкурентноспособности, направленных на результативную деятельность муниципальных служащих по обеспечению полномочий органов местного самоуправления.
Программа предусматривает систему действий, обеспечивающих эффективное решение задач по развитию муниципальной службы в органах местного самоуправления (далее - ОМС) муниципального образования городской округ город Сургут (далее - город Сургут) и распространялась на Думу города, Администрацию города и Контрольно-счетную палату города.
Кадровая политика является одним из основных средств повышения эффективности функционирования системы муниципальной службы и реализуется путем формирования кадрового состава профессиональных муниципальных служащих.
Количественный состав муниципальных служащих органов местного самоуправления: 93% - это служащие Администрации города, 4% - Думы города, 3% - Контрольно-счетной палаты города.
Доля муниципальных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, увеличилась на 5% и составляет на 2011 год свыше 95% от их общего числа.
"Помолодел" состав многочисленной группы муниципальных служащих, имеющий возраст от 30 до 39 лет: 33,3% от общей численности муниципальных служащих. Ранее эту группу возглавляли служащие, имеющие возраст от 40 до 49 лет. Это обусловлено постепенным обновлением коллектива. В среднем ежегодно увольняется с муниципальной службы порядка 45 человек, что составляет 7% от общего числа муниципальных служащих. Планомерное обновление кадрового состава муниципальных служащих обеспечивается путем привлечения на службу квалифицированных специалистов, а также за счет ротации (перевода с одной должности на другую в пределах одного органа местного самоуправления).
В период с 2009 по 2010 годы произошло незначительное увеличение штата работников ОМС: в 2009 году - на 0,3%, в 2010 - на 1,4%, а в 2011 году штатная численность муниципальных служащих сократилась на 0,8%.
Лидирующую позицию среди уволенных муниципальных служащих составляют лица, расторгнувшие трудовой договор по собственному желанию: 75% от общего числа уволенных (выход на пенсию, перевод к другому работодателю); 5% - по сокращению численности или штата; 20% - по иным причинам (истечение срока трудового договора, смерть работника и др.).
За период 2009 - 2011 годы на 45% произошли изменения в руководящем составе Администрации города и Думы города: в связи с выборами - 17%; назначениями из кадрового резерва - 25%; ротацией кадров (карьерный рост) - 25%; приглашением Главы города - 33%.
Наблюдается уменьшение доли муниципальных служащих, замещающих младшую группу должностей, и увеличение доли служащих, замещающих ведущую и старшую группы. Это обусловлено изменением качественных и количественных характеристик должностных обязанностей служащих, в большей степени в связи с передачей отдельных государственных полномочий и требованиями законодательства, увеличением стажа и опыта работы муниципальных служащих.
По итогам исследования, проведенного в 2011 году среди работников Администрации (работники Думы города и Контрольно-счетной палаты в исследовании участие не принимали), прослеживаются причины (тенденции), как и по итогам предыдущего исследования лидерского и личностного потенциала работников ОМС (2008 год), что работа в ОМС на сегодняшний момент частично не воспринимается как престижная и желанная по следующим причинам:
- неудовлетворенность размером заработной платой, что заставляет работников искать дополнительные или иные источники доходов (40,9% респондентов);
- низким уровнем технической оснащенности, которая связана с обеспечением оргтехникой и программным обеспечением (42%);
- ограничением возможности должностного продвижения, отмечается желание 38,5% респондентов поменять работу либо в структуре Администрации города (33,8%), либо в другой организации (4,7%).
Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о том, что предыдущая программа не в полной мере позволила завершить решение проблем организационного и социально-экономического характера.
При этом отмечается, что психологический микроклимат внутри подразделений удовлетворительный как в отношениях с коллегами, так и в отношении с непосредственными руководителями, что является результатом проведения культурно-массовых, спортивных мероприятий.
Исследование подтвердило очевидность активных стимулов, которые повышают трудовую активность работников Администрации:
- материальное стимулирование;
- моральное стимулирование;
- трудовой настрой коллектива.
Муниципальные служащие Администрации города с 2008 года ежегодно принимают участие в окружном конкурсе "Лучший муниципальный служащий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", по результатам которого в 2008 году заняли 1 место - 2 чел., 3 место - 1; в 2009 году - 1 место - 2., 2 место - 1 чел., 1 муниципальный служащий награжден специальным дипломом конкурса; в 2010 году - 1 место - 1., 2 место - 1., 3 место - 2. Лидирующие позиции занимают муниципальные служащие в номинации "Управление, экономика и финансы". Всего приняло участие в конкурсе 15 чел.
За период с 2009 по 2011 годы 5 муниципальных служащих за свой вклад в развитие муниципального образования занесены на городскую Доску почета.
Таким образом, в результате реализации городской программы "Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании городской округ город Сургут на 2009 - 2011 годы" были достигнуты следующие результаты:
Сформирована и поддерживается в актуальном состоянии нормативная правовая база, регламентирующая прохождение муниципальной службы в органах местного самоуправления города Сургута, а также вопросы противодействия коррупции в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства. Утверждено более 20 муниципальных правовых актов по вопросам прохождения муниципальной службы: проведения аттестации муниципальных служащих, квалификационного экзамена, формирования резерва управленческих кадров, о порядке уведомления работодателя в целях склонения муниципального служащего к коррупционным действиям и др.
Проведена экспертиза муниципальных правовых актов по вопросам муниципальной службы на соответствие действующему законодательству ведущими ВУЗами города Екатеринбурга: Уральским государственным экономическим университетом и Уральской государственной юридической академией. В результате все муниципальные правовые акты приведены в соответствие с результатами экспертизы.
Также с целью создания единой системы непрерывного профессионального развития муниципальных служащих и лиц, включенных в кадровый резерв органов местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ город Сургут изданы муниципальные правовые акты, направленные на адаптацию вновь принятых (переведенных) работников (Школа муниципального служащего), а также связанные с профессиональной ориентацией и знакомство выпускников школ города и студентов ВУЗов с деятельностью Администрации города (День открытых дверей).
В целях содействия по включению работников Администрации города в управленческий процесс по оптимизации ее деятельности, распоряжением Администрации города утверждено положение о проведении конкурса "Инициатива" (альтернатива конкурсу "Лучший муниципальный служащий"). В ОМС созданы условия для реализации этих проектов.
Принят Кодекс профессиональной этики работников органов местного самоуправления, который призван содействовать укреплению авторитета ОМС, доверия граждан к власти; служить основой для формирования должной морали в сфере МСУ, уважительного отношения к работникам ОМС в обществе; повысить эффективность выполнения работниками ОМС своих должностных обязанностей и установленных требований к антикоррупционному поведению, а также выступает в качестве правового и этического регулятора надлежащего поведения работников ОМС.
Разработаны механизмы, препятствующие возникновению случаев коррупции в ОМС.
С целью эффективного решения вопроса противодействия коррупции и устранения причин и условий, порождающих и способствующих ее проявлению, а также обеспечения участия общественности в реализации антикоррупционных задач на территории города муниципальными правовыми актами Главы города созданы Совет по противодействию коррупции при Главе города и межведомственный совет по противодействию коррупции при Главе города, который объединяет руководителей крупных градообразующих предприятий и организаций города, а также представителей государственных органов, СМИ, ОМС. В городе Сургуте утвержден план мероприятий по противодействию коррупции, который ежегодно корректируется.
В октябре 2009 года решением Совета по противодействию коррупции при Главе города утвержден реестр наиболее коррупционно опасных сфер деятельности ОМС. В должностные обязанности муниципальных служащих этих сфер внесена обязанность по участию служащих в мероприятиях по противодействию коррупции.
В течение 2009 - 2010 годов прошло обучение высших должностных лиц и руководителей структурных подразделений Администрации города на курсах повышения квалификации по теме "Антикоррупционные механизмы в деятельности ОМС". Обучение прошли 99% руководящего состава Администрации города. Также, начиная с 2009 года, в программу курсов повышения квалификации по различным направлениям сфер деятельности ОМС включается блок учебных занятий по противодействию коррупции.
Результатами ежегодного социологического исследования среди населения города по оценке деятельности Администрации города отмечены повышение доверия горожан к Главе города: в 2009 году - 11,7 10%., в 2010 году - 16,6%., в 2011 году - 26,5%). Имеется тенденция незначительного повышения доверия горожан к работникам Администрации города и депутатам Думы города, но остается стабильно-низким показателем (2,2% и 5,9%).
За период 2009 - 2011 годов гражданами отмечается увеличение количества обоснованных обращений. В целом, отмечается повышение внимания сотрудников Администрации к обращениям граждан (для сравнения: 2007 год - 2,7%, 2011 год - 22,3%,), понимания и желания помочь гражданам в решении вопросов (для сравнения: 2008 год - 6,7%, 2011 год - 15,3%). Наблюдается тенденция к исключению случаев грубого, некорректного, высокомерного отношения работников Администрации города к гражданам (для сравнения: 2007 год - 17%., 2011 год - 5,1%), а также снижение их некомпетентности (для сравнения: 2009 год - 19,5%, 2011 год - 6%).
В целом деятельность работников Администрации города население оценивает удовлетворительно (3,2). Эта оценка деятельности ОМС преобладает на протяжении последних 5 лет, начиная с 2007 года (2,3).
С целью обеспечения соблюдения муниципальными служащими ОМС ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных федеральным и региональным законодательством, в осуществлении мер по предупреждению коррупции, в каждом ОМС созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Ежегодно в среднем за период 2010 - 2011 годов в Администрации города проводилось порядка 30 заседаний комиссии, на которых рассмотрено 77 вопросов в отношении 335 муниципальных служащих.
С целью обеспечения открытости и регламентации деятельности органов местного самоуправления и муниципальных служащих информация о результатах деятельности этих комиссий ежеквартально размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления.
За период работы указанных комиссий, дважды претерпели изменения положения, регламентирующие их деятельность. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения, поэтому в их состав включаются представители научных организаций и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые по решению руководителя ОМС в качестве независимых экспертов, а также представитель профсоюзной организации.
Положительным моментом в работе кадровых служб ОМС является подключение в 2010 году к федеральной системе по "ЕГРЮЛ" и "ЕГРИП", с помощью которой осуществляется самостоятельная проверка по запретам, связанным с муниципальной службой, на предмет занятия предпринимательской деятельностью муниципальным служащим и гражданином, поступающим на муниципальную службу, а также участия в управлении коммерческих организаций. Нарушения, связанные с занятием предпринимательской деятельностью муниципальными служащими и гражданами, а также их участие в управлении коммерческих организаций исключены.
Внедрены в работу по профилактике нарушений, связанных с предоставлением муниципальными служащими (гражданами при поступлении на муниципальную службу) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, методические рекомендации по заполнению форм справок.
В целях оказания помощи муниципальным служащим по вопросам противодействия коррупции в 2010 году издан сборник муниципальных практик и методических рекомендаций "Противодействие коррупции", подготовленный Администрацией города Сургута совместно с Институтом муниципального управления (г. Екатеринбург).
В связи с принятием на федеральном уровне ряда нормативных актов по вопросам профилактики и противодействия коррупции на структурные подразделения ОМС по кадровым вопросам возложены обязанности по проверке достоверности представляемых сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, по организации деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов и др.
Ведется работа по обеспечению устойчивого развития кадрового потенциала муниципальной службы.
В 2009 году в работу ОМС города внедрены критерии оценки эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих в целях начисления отдельных выплат денежного содержания. Данные критерии содержат показатели деятельности: количественные, качественные и временные. За данный период работы наблюдается тенденция уменьшения процента по снижению премии муниципальным служащим. Это, прежде всего, связано с сокращением количества ошибок при подготовке проектов муниципальных правовых актов, ответов на обращения граждан и организаций, "прозрачностью" денежного содержания, а также стажем работы.
Функционирует система дополнительного профессионального образования муниципальных служащих с использованием новых образовательных технологий.
Несмотря на недостаточное финансирование дополнительного профессионального образование муниципальных служащих, повышение квалификации в целом приближено к требованиями законодательства: за последние 3 года ежегодно повышение квалификации проходят порядка 25%, из планируемых 33% муниципальных служащих. Невыполнение плана повышения квалификации связано с временным отсутствием муниципальных служащих в связи с ежегодными отпусками, болезнью, служебными командировками. Тем не менее, процент обучения служащих необходимо увеличивать.
По сравнению с прошлыми годами, процент обучения муниципальных служащих значительно вырос: в 2003 - 2006 годах обучалось лишь 11% от общего количества муниципальных служащих. Это связано, прежде всего, с изменением подхода к обучению и экономией бюджетных средств:
- организационную работу по обучению муниципальных служащих осуществляет специализированное муниципальное учреждение;
- обучение муниципальных служащих проходит на территории города Сургута;
- программа предусматривает очно-заочную форму обучения (дистанционное обучение + семинар), а также полное дистанционное обучение.
Положительным является то, что сокращаются расходы на командирование муниципальных служащих, программа дистанционного обучения осваивается на рабочем месте (без отрыва от работы), очные занятия (с отрывом от работы) проходят 2 - 3 дня, количество обучаемых лиц в группе не влияет на цену контракта, что позволяет обучить больше муниципальных служащих, введены нормативы по стоимости обучения.
Также осуществляется обучение работников на плановых и внеплановых семинарах по актуальным вопросам применения законодательства и текущей деятельности. Обучение на семинарах ежегодно проходят порядка 25% муниципальных служащих.
В ОМС города Сургута на конкурсной основе сформирован резерв управленческих кадров органов местного самоуправления. Резерв формируется на должности муниципальной службы, учреждаемые для выполнения функции "руководитель", что составляет 35% от общего числа должностей муниципальной службы. В настоящее время резерв сформирован на 81%, из них: на высшую группу - 12%, на главную - 22%, на ведущую - 66%. Также составной частью кадрового резерва является информационный банк данных высококвалифицированных специалистов в сфере управления, который состоит из участников конкурса, показавших высокие результаты (70% муниципальные служащие).
Также проведены организационные мероприятия по оптимизации численности и расходов на содержание работников органов местного самоуправления. В Администрации города создана штатная комиссия, которой за последние три года пересмотрены функционал и полномочия всех структурных подразделений Администрации города, в связи с передачей ОМС отдельных государственных полномочий. Решения комиссии выполнены на 85%. Работу необходимо продолжать.
Активная социальная политика, проводимая территориальной профсоюзной организацией работников ОМС, по вопросам охраны труда, защите социально-трудовых прав и интересов работников, организации культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, тесно сплотили коллективы структурных подразделений ОМС, что существенно повлияло на создание положительного психологического климата в коллективах. Это подтверждено социологическим опросом, проведенным в 2011 году. Работники охотнее участвуют в различных мероприятиях. В 2011 году впервые проведен тематический фестиваль самодеятельного художественного творчества "Таланты земли Сургутской". Ежегодным стало проведение фотовыставок, конкурсов декоративно-прикладного искусства, кулинарного конкурса, спартакиады. С участием детей работников ОМС проводится тематический конкурс детского рисунка. В некоторых структурных подразделениях проводятся фото-выставки детей, выставки детских поделок, что так же положительно влияет на микроклимат в коллективах, и несет пропаганду семьи и семейных ценностей.
Вместе с тем существует ряд задач, которые необходимо решать в рамках мероприятий:
- остается проблемой недостаточное материально-техническое обеспечение: оснащение рабочих мест оргтехникой и программными продуктами; в 2011 году доля обновления оргтехникой составила в среднем 20%;
- наличие противоречий и пробелов в законодательстве о муниципальной службе и противодействии коррупции;
- отсутствие обмена опытом по решению вопросов прохождения муниципальной службы между муниципальными образованиями;
- низкая активность при проведении мероприятий по формированию кадрового резерва, а также не использование своих прав муниципальными служащими при рассмотрении вопросов по урегулированию конфликта интересов: это связано в том числе с боязнью преследований со стороны руководителей.
В некоторых случаях наблюдается несовершенство законодательства (правовая неопределенность), регулирующего вопросы муниципальной службы, в том числе законодательства о противодействии коррупции, что создает трудности в работе ОМС. Выявлена необходимость подготовки законодательных инициатив по вопросам:
- обеспечения и реализации гарантий на обязательное государственное страхование жизни и здоровья муниципального служащего и его членов семьи, медицинского обслуживания;
- утверждения порядка по осуществлению проверок достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, соблюдения ими установленных ограничений, запретов и требований;
- распространения Федерального Закона о противодействии коррупции на лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности ОМС.
Для решения вопросов, связанных с поступлением на муниципальную службу, а также в целях повышения правовой грамотности муниципальных служащих необходимо разработать методические материалы по темам:
- муниципальная служба в вопросах и ответах;
- аттестация муниципальных служащих в вопросах и ответах;
- индивидуальный план развития муниципального служащего (индивидуальные карьеры);
- должностное лицо в ОМС: теория и практика;
- компетенция ОМС и их правовой статус;
- конфликт интересов на муниципальной службе;
- особенности применения трудового законодательства в системе муниципальной службы;
- типовые ошибки в языковом оформлении документов;
- психология имиджа муниципального служащего и др.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость решения существующих проблем, а также развитие и совершенствование проделанной работы, направленной на повышение эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих, программно-целевым методом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.