Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I "Характеристика текущего состояния сферы
социально-экономического развития муниципального образования
городской округ город Урай"
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации о разграничении расходных полномочий, к компетенции органов местного самоуправления отнесено решение круга значимых вопросов в сферах образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, охраны окружающей среды и т.п., в существенной степени определяющих качество жизни граждан, проживающих на соответствующей территории.
Мероприятия муниципальной программы направлены, прежде всего, непосредственно на формирование стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств муниципального образования на базе современных принципов эффективного управления муниципальными финансами, что, в свою очередь, будет способствовать социально-экономическому развитию муниципального образования.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной и налоговой политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности в городе, которая заключается:
1) в создании условий для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата в области доходов и расходов бюджета города;
2) в повышении эффективности организации и осуществления бюджетного процесса;
3) в консервативности и надежности экономических прогнозов, положенных в основу бюджетного планирования;
4) в стабильности и предсказуемости налоговой политики, оптимизации числа и объема налоговых льгот по местным налогам;
5) в планировании бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и необходимости сокращения кредиторской задолженности;
6) в повышении эффективности использования муниципального имущества;
7) в достижении ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития города - повышение качества жизни населения, в том числе за счет обеспечения граждан доступными и качественными муниципальными услугами.
Бюджетная политика города должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать возможные сценарные условия экономического развития бюджета автономного округа. В то же время она должна быть активной, в максимальной степени позволяющей использовать все имеющиеся возможности.
Для дальнейшего повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и соблюдения четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики предусматривается реализовать следующие основные мероприятия:
1) переход к составлению и принятию бюджета муниципального образования сроком на три года - на очередной финансовый год и плановый период;
2) использование для целей бюджетного планирования консервативного прогноза социально-экономического развития;
3) дальнейшее развитие программно-целевого метода бюджетного планирования;
4) внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг;
5) уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с обеспечением взаимосвязи с перечнем муниципальных услуг, муниципальными заданиями на их оказание и результатами от вложения ассигнований, а также с реестром муниципальных контрактов;
6) формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по ведению новых или увеличению действующих расходных обязательств с усилением ответственности главных распорядителей бюджетных средств за достоверность оценки их объема и сроков исполнения;
7) совершенствование организации и методологии формирования бюджета муниципального образования, прогнозирования его кассового исполнения с установлением ответственности главных распорядителей бюджетных средств за качество и соблюдение бюджетных процедур;
8) совершенствование системы муниципального финансового контроля.
Начиная с 2012 года, осуществлен переход к среднесрочному финансовому планированию путем составления бюджета городского округа город Урай на очередной финансовый год и плановый период, что позволяет формулировать среднесрочные приоритетные задачи развития городского округа, оценивать необходимые ресурсы для их реализации и определять возможные источники этих ресурсов.
Формирование проекта бюджета городского округа город Урай на очередной финансовый год и плановый период осуществляется с учетом предложений, поступивших в "Народный бюджет".
Формирование доходной базы бюджета города основывается на проведении эффективной бюджетной и налоговой политики в области доходов, направленной на решение следующих задач:
1. Сохранение и развитие налогового потенциала городского округа город Урай.
2. Продолжение работы Комиссий:
1) по мобилизации доходов в бюджет города, изыскания дополнительных резервов поступлений и сокращения размера дефицита бюджета города.
2) межведомственной комиссии по проблемам оплаты труда.
3) по урегулированию задолженности по уплате налогов (сборов).
3. Формирование устойчивой собственной доходной базы местного бюджета и создание стимулов по ее наращиванию.
4. Повышение устойчивости экономики города.
5. Повышение ответственности каждого главного администратора доходов бюджета городского округа город Урай за эффективное прогнозирование, своевременность, правильность и полноту поступления администрируемых им платежей, тем самым повышая качество планирования доходной части бюджета.
6. Максимальное приближение прогнозов поступления доходов бюджета города к реальной ситуации в экономике.
7. Проведение мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов, а именно:
1) принятие мер по сокращению задолженности, уплате налогов в местный бюджет;
2) предотвращение фактов выплаты "теневой" заработной платы;
3) организация и осуществление мероприятий, связанных с пополнением и исполнением доходной части бюджета города;
8. Дальнейшее совершенствование системы эффективного управления муниципальным имуществом с целью увеличения поступления в бюджет города доходов от его использования.
9. Повышение эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями и акционерными обществами, в которых муниципальное образование город Урай является акционером.
10. Ведение претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по оплате за муниципальное имущество, включая земельные участки.
11. Продолжение работы:
1) по актуализации сведений о земельных участках и объектах недвижимости города Урай, учтенных в реестре объектов недвижимости в части сведений о правообладателях (наличие паспортных данных, ИНН и т.д.);
2) совместной деятельности органов местного самоуправления города с налоговыми и другими контролирующими органами, направленной на соблюдение налогоплательщиками действующего финансового законодательства;
3) содействие развитию и расширению малого бизнеса с целью получения дополнительных доходов в бюджет города.
В целом исполнение по доходам за 2012 год составило 3 193 691,9 тыс. рублей, или 98,0% от уточненного плана и 139,6% от первоначально утвержденного плана. Налоговые и неналоговые доходы исполнены в сумме 908 070,3 тыс. рублей, или 103,0% от уточненного плана и 112,1% от первоначально утвержденного плана. Оценка исполнения по налоговым и неналоговым доходам за 2013 год - 950 701,8 тыс. рублей, что составляет 102,7% от уточненного плана и 105,3% от первоначально утвержденного плана.
По итогам работы за 2012 год расходы исполнены в сумме 3 492 025,6 тыс. рублей при годовых плановых назначениях в сумме 4 344 710,7 тыс. рублей, или 80,4% от плана. Расходы исполнены не в полном объеме по причине неисполнения расходов по программным мероприятиям в связи с переносом сроков исполнения муниципальных контрактов, а также с неисполнением подрядчиками взятых на себя обязательств в рамках заключенных муниципальных контрактов. Ожидаемая оценка исполнения по расходам за 2013 год составит 85% от уточненного плана на год.
Основу расходов бюджета городского округа город Урай на текущий финансовый год и плановый период составляют действующие расходные обязательства в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, (ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), безусловное исполнение которых является одной из основных задач при исполнении бюджета городского округа
В 2013 году, как и в предыдущие годы, сохранен взвешенный подход к увеличению и принятию новых расходных обязательств. Новые расходные обязательства будут приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.
В результате изменения системы финансового обеспечения муниципальных учреждений, оказывающих муниципальные услуги, в 2013 году в муниципальном образовании в правовом статусе казенных учреждений функционирует 5 муниципальных учреждений, в статусе бюджетных - 27 муниципальных учреждений, в статусе автономных - 4 муниципальных учреждения.
Бюджет муниципального образования по расходам формируется для казенных учреждений на основании показателей бюджетной сметы, для бюджетных и автономных учреждений - в рамках предоставления субсидий на выполнение муниципальных заданий и предоставления субсидий на иные цели. Контроль использования субсидий на выполнение муниципальных заданий и субсидий на иные цели осуществлялся главными распорядителями бюджетных средств в отношении соответствующих муниципальных бюджетных и автономных учреждений, органами администрации, осуществляющими от имени администрации города Урай часть функций и полномочий учредителя муниципальных учреждений города.
В связи с реализацией мероприятий по вопросам доведения до рекомендуемого норматива численности работников органов местного самоуправления в городе Урай, в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 24.08.2012 N 300-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.08.2010 N 191-п "О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", согласно Плану мероприятий по оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления (протокол совещания от 03.10.2012), с 01.12.2012 года реорганизован 1 и ликвидированы 2 органа местного самоуправления.
В 2013 году расходы на содержание 4 органов местного самоуправления, как и в предыдущие годы, запланированы в пределах доведенного норматива формирования расходов, согласно постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.08.2010 N 191-п "О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (с изменениями от 24.08.2012 N 300-п). Ежемесячно осуществляется контроль по расходам на обеспечение деятельности органов местного самоуправления с целью соблюдения норматива по расходам на содержание органов местного самоуправления.
В 2012 году начата реализация Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Данным Указом Президент Российской Федерации поставил задачу по поэтапному доведению среднего уровня оплаты труда отдельных категорий работников, оказывающих муниципальные услуги и выполняющие работы в сфере образования и культуры, до определённого Указом уровня, с учётом всех источников, включая внебюджетные, а также средств, высвобождаемых в результате проведения мероприятий по оптимизации бюджетных расходов.
В соответствии с данным Указом с 01.12.2012 года произведено частичное увеличение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования. В соответствии с постановлением администрации города Урай от 11.06.2013 N 1995 "О внесении изменения в приложение к постановлению администрации города Урай от 27.12.2010 N 3838 "Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Урай", с 01.05.2013 года на компенсационные и стимулирующие выплаты для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей предусматривается 30% от объема средств на оплату должностных окладов и тарифных ставок (окладов) с учетом начисленных районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, вместо ранее принятых для дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей - 18%, для общеобразовательных учреждений - 27%.
В соответствии с данным Указом постановлением администрации города Урай от 30.08.2013 N 3039 с 01.08.2013 года внесены изменения в постановление администрации города Урай от 26.04.2012 N 1229 "Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных и автономных учреждений культуры города Урай", согласно которому работникам муниципальных учреждений культуры увеличены размеры выплаты за выслугу лет и установлена премиальная выплата по итогам работы за месяц с учетом показателей эффективности и результативности деятельности.
В соответствии с постановлением администрации города Урай от 19.06.2012 N 1827 "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств" ежегодно проводится оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств. В результате оценка среднего уровня качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств за 2011 и 2012 годы составила 40 баллов из 54 максимально возможных баллов.
Предусматривается дальнейшее развитие программного принципа планирования и исполнения бюджета. По состоянию на 01.09.2013 в бюджете городского округа город Урай предусмотрены средства на реализацию мероприятий 26 муниципальных долгосрочных целевых программ и 3 ведомственных целевых программ, а также городской округ город Урай принимает участие в реализации 16 региональных и 1 федеральной целевых программ.
Доля расходов бюджета муниципального образования, формируемых в рамках муниципальных программ, отражает степень внедрения программно-целевых методов в бюджетный процесс и, как следствие, повышение эффективности управления бюджетом муниципального образования и определяется по формуле:
А=В/С*100%, где
В - объем расходов бюджетов муниципального образования, формируемых в рамках целевых программ, без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий и субсидий в рамках целевых программ, предоставляемых из бюджета автономного округа;
С - общий объем расходов бюджета муниципального образования без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий и субсидий в рамках целевых программ, предоставляемых из бюджета автономного округа.
Доля расходов бюджета муниципального образования, формируемых в рамках муниципальных программ, по исполнению за 2011 год составила 9,8%, за 2012 год - 22,6%. В 2013 году объем средств на реализацию муниципальных программ, действующих и принятых вновь на территории города Урай, предусмотрен в бюджете муниципального образования исходя из реальных возможностей бюджета города.
Принято постановление администрации города Урай от 23.12.2010 N 3767 "Об установлении предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности муниципального бюджетного учреждения, превышение которых влечет расторжение трудового договора с руководителем муниципального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации".
При утверждении бюджета в 2011 и в 2012 годах на очередной финансовый год и плановый период размер дефицита местного бюджета не превышал предельного размера, установленного пунктами 3 и 4 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (10%), и составил 8,9% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В процессе исполнения бюджета за 2012 год и в 2013 году дефицит местного бюджета согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации превысил ограничения, установленные указанным пунктом, в пределах суммы снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета, утвержденного муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете, в составе источников финансирования дефицита местного бюджета.
Из бюджета автономного округа оказывается поддержка на принципах кредитования в виде бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицитов бюджетов муниципальных образований, на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в процессе исполнения бюджета.
Объем муниципального долга по состоянию на 01.01.2013 года составил 29 700,0 тыс. рублей. Причиной возникновения долговых обязательств послужило привлечение в конце 2012 года из бюджета автономного округа бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита в сумме 32 400,0 тыс. рублей ввиду отсутствия источников на увеличение данных расходов в бюджете города. Возврат бюджетного кредита осуществляется в соответствии с графиком платежей (приложение к договору бюджетного кредита от 12.11.2012 N 1/03-12). Срок погашения кредита - 15.11.2013 года. Следует отметить, как положительный момент, отсутствие долговых обязательств муниципального образования за период с 2006 года до настоящего времени.
Комитет по финансам осуществляет организацию и кассовое обслуживание исполнения бюджета города Урай, обеспечивает реализацию единого бюджетного процесса в муниципальном образовании, управление единым счетом бюджета города и бюджетными средствами, осуществляет муниципальный финансовый контроль.
Специалисты отдела казначейского контроля комитета по финансам осуществляют текущий финансовый контроль платежных документов согласно Порядку санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета городского округа город Урай и администраторов источников финансирования дефицита бюджета (приказ комитета по финансам от 30.12.2008 N 141-од и от 28.04.2011 N 42-од) и Порядку санкционирования расходов муниципальных бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с аб. 2 п. 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (приказ Комитета по финансам города Урай от 04.05.2011 N 44-од).
Контроль платежных документов осуществляется на предмет целевого использования бюджетных средств в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, наличия достаточного остатка бюджетных ассигнований, правильности указанных в платежных документах реквизитов.
За 2012 год в отдел на проверку было представлено 53 667 шт. платежных поручений (в том числе 65 шт. списано с невыясненных платежей) и 25 шт. денежных чеков.
В результате, отклонено 4010 документов (7,5 %), из них:
1) специалистами отдела - 3656 документов (91,2 %) (таблица 1),
2) отделением Федерального казначейства (отсутствие КБК) - 241 документ (6,0 %),
3) программой АС-Бюджет (проблемы с электронной цифровой подписью) - 113 документов (2,8 %).
В целях установления законности исполнения бюджета, достоверности учета и отчетности, контрольно-ревизионный отдел комитета по финансам ежегодно утверждает график проверок на финансовый год с учетом проверок, предусмотренных сводным планом ревизий за деятельностью муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений города, а также программ, утвержденных на текущий финансовый год в ходе реализации приоритетных национальных проектов.
За 2012 год специалистами отдела проведено 16 документальных проверок. Результатом контрольных мероприятий являются выявленные нарушения организации бухгалтерского учета, неправомерное начисление заработной платы, несвоевременные не ориентированные на результаты труда выплаты стимулирующего характера, нарушение порядка учета основных средств, материальных запасов, несоответствие по количественным характеристикам товара, поставленного поставщиком и определенного муниципальным заказом, неисполнение качественных и количественных показателей, определенных муниципальным заданием, использование субсидии на цели, не связанные с выполнением муниципального задания. Всего выявлено 70 нарушений, по результатам которых применены меры бюджетного реагирования. По результатам проведенных проверок в учреждениях применены меры дисциплинарных взысканий к 22 должностным лицам, допустившим нарушения финансово-бюджетной дисциплины.
Выявленные, но не устраненные в ходе проверок недостатки и неисполненные предложения, указанные в постановлениях администрации города Урай, приказах комитета по финансам, находятся на контроле контрольно-ревизионного отдела.
В соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 августа 2013 года N 406-рп "О результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2012 год и предоставлении грантов городским округам и муниципальным районам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за достижение наилучших значений показателей, характеризующих уровень муниципального управления в муниципальном образовании" муниципальному образованию городской округ город Урай за достижение наилучших значений показателей (4 место), характеризующий уровень муниципального управления, предоставлен грант в сумме 57 454,6 тыс. рублей.
Ежегодно Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проводится мониторинг и оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 марта 2011 года N 65-п.
По итогам 2011 года определена средняя сводная оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса по городским округам - 76,4 балла, по итогам 2012 года - 80,19 баллов. Итоговая сводная оценка качества муниципального образования городской округ город Урай составила 70,49 баллов, или 92,3 % от средней сводной оценки качества, сложившейся по городским округам за 2011 год и 76,51 балла, или 95,4% от средней сводной оценки качества, сложившейся по городским округам за 2012 год.
В настоящее время большое внимание уделяется обеспечению прозрачности и открытости бюджетного процесса. На официальном сайте администрации города Урай размещается информация о деятельности органов местного самоуправления на всех стадиях бюджетного процесса.
В соответствии с постановлением администрации города Урай от 27.03.2012 N 936 "Об организации исполнения поручений директора Департамента финансов - заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 февраля 2012 года N 7", комитет по финансам обеспечивает контроль за размещением информации муниципальными учреждениями на официальном сайте www.bus.gov.ru.
Начата работа по разработке и размещению на официальном сайте администрации города Урай в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" брошюры "Бюджет для граждан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.