Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Администрации г. Сургута
от 29 декабря 2011 г. N 4047
Концепция долгосрочной целевой программы
"Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и
межкультурных отношений, укрепление толерантности в муниципальном
образовании городской округ город Сургут на 2012 - 2014 годы"
I. Обоснование необходимости и целесообразности разработки
долгосрочной целевой программы
Во исполнение Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, Устава муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-мансийского автономного округа - Югры, утвержденного решением городской Думы от 18 февраля 2005 года N 425-IIIГД в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года N 367-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2013 годы" органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры рекомендовано разработать и принять аналогичные муниципальные программы и предусмотреть в местных бюджетах средства на их реализацию.
Век глобализации диктует еще одно требование к городской среде - толерантность*(1). В соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут долгосрочная целевая программа направлена на укрепление в городе толерантной среды, способной противостоять идеям экстремизма и ксенофобии, корректной и дружелюбной к представителям различных этносов и вероисповеданий, на основе ценностей многонационального российского общества, исторически сложившихся традиций совместного проживания, соблюдения прав и свобод человека, поддержания межэтнического мира и согласия.
Толерантность предполагает не только понимание и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны, но и осознания, что каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни города. При этом, ставить знак равенства между толерантностью и терпимостью к невежеству и преступности ни в коем случае нельзя. Необходимо уделять внимание просвещению и совершенствованию механизмов обеспечения законности и правопорядка.
Сургут - крупнейший город Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На территории муниципального образования проживают представители более ста этносов, концентрируются общественные и производственные отношения, создаются организации регионального масштаба. Многонациональный состав населения города и интенсификация миграционных процессов являются двумя основными факторами, акцентирующими внимание на проблеме межэтнического взаимодействия. Миграционные процессы продолжают определять вектор в формировании общественного мнения по данному вопросу. Только 13,7% опрошенных считают, что "межнациональной напряженности в нашем городе нет"*(2) (13,0% - в 2007 году, 9,1 % - в 2009 году). В течение года в город прибывают до 28 тысяч иностранцев-мигрантов из стран ближнего зарубежья (доля мигрантов из стран дальнего зарубежья составляет всего 7% от общего числа). Кроме того, внутренняя миграция из региона Северного Кавказа составляет более 1100 человек в год. Прирост миграции по сравнению с 2010 годом составляет 6%, прирост миграции из Республики Дагестан - более 10%. Остается актуальной проблема нелегальной миграции. Регулирование миграционных процессов не относится к компетенции местного самоуправления, однако последствия этого процесса отражаются непосредственно на населении. Иностранными гражданами, проживающими и временно пребывающими на территории города за девять месяцев 2011 года совершено 149 преступлений. Часто мигранты оказываются в сложных жизненных ситуациях, оставаясь без заработанных денег и возможности выехать на родину.
Межэтнические конфликты представляют серьезную опасность для единства и целостности России, а продолжающаяся иммиграция может привести к возникновению локальных межэтнических конфликтов. Компактные группы иммигрантов во многих странах представляют собой достаточно инородные социокультурные образования, поскольку по достижении некоторого порогового уровня численности их ориентация на ассимиляцию сменяется стремлением к сохранению своей национальной и культурной идентичности. На территории муниципального образования это уже сегодня выражается наличием школ с преобладающим полиэтничным составом, созданием "этнических" сфер бизнеса. Усиление миграционных потоков требует выработки стратегии и создания механизмов адаптации мигрантов к базовым социокультурным ценностям, а также позитивного восприятия этих процессов коренным населением города.
Еще одной из болезненных проблем является наличие значительного числа детей мигрантов (около тысячи детей), в том числе нелегальных. Их адаптация затруднена как правовыми, так и фактическими (особенно языковыми барьерами), затрудняющими обучение в муниципальных образовательных учреждениях. Имеет место нарушение прав этих детей, их маргинализация и, как следствие, превращение в существенный потенциальный резерв правонарушений. Нельзя не учитывать опасности возможного обращения определенной части мигрантов из мусульманских регионов к этническому и религиозному фундаментализму.
Формирование толерантного сознания - не одномоментная процедура, это происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации (поэтому молодежь представляет собой особую социальную группу). Для решения этой задачи необходимо осуществлять мероприятия, направленные как на снижение социально-экономической напряженности, укрепление общегражданских ценностей, так и на поддержку этнокультурной самоидентификации, как основы жизнедеятельности человека и уважительного отношения к другим культурам.
Негативные процессы, происходящие в России и мире, оказывают и в дальнейшем будут оказывать влияние на межэтнические и межконфессиональные отношения в территориях. Сфера этноконфессиональных отношений чрезвычайно зависима также от позиции и активности представителей той или иной национальности и конфессии на территории муниципального образования. Большую роль играют этнические и религиозные общественные объединения. В Сургуте осуществляют деятельность 25 религиозных и 30 объединений этнической направленности. В то же время, год от года уменьшается число владеющих родными языками, носителей традиционной культуры, что наиболее ярко демонстрируется на примере коренных этносов Севера - ханты и манси. Экспертами наблюдается слабое участие российского общества в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи, отсутствие связей между поколениями и интереса к социокультурным традициям Сургута и Югры со стороны молодежи.
Информационный экстремизм в настоящее время наиболее распространен. Определенное число подростков уже сегодня причисляют себя к неформальным молодежным течениям, создающим особое замкнутое пространство, базирующееся на экстремистской идеологии. Важную роль по недопущению проявлений экстремизма, разжигания расовой и религиозной вражды играют средства массовой коммуникации. Наряду с пропагандой ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях, необходимо использование потенциала средств массовой коммуникации, СМИ для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления индифферентности общества по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
Для содействия процессу формирования атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанного на принципах уважения прав и свобод человека необходимо разработать долгосрочную целевую программу, используя предпосылки и опыт работы органа местного самоуправления в области профилактики экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений.
Долгосрочная целевая программа "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в муниципальном образовании городской округ Сургут на 2012 - 2014 годы" позволит обеспечить согласованность действий различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, государственных и общественных структур и систематизировать методы работы в данном направлении. Комплексный подход к решению проблемы позволит существенно повысить уровень культуры и профессиональной компетентности специалистов различных служб и ведомств в вопросах этноконфессиональных отношений, этнопсихологии, содержания этнокультурных ценностей, необходимых для работы в полиэтничном обществе.
II. Цели и задачи долгосрочной целевой программы
Целью данной программы является формирование в городском округе город Сургут толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской и региональной гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека, способной противостоять идеям экстремизма и ксенофобии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Воспитание толерантности через систему образования.
2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде.
3. Формирование толерантности и неприятия идей экстремизма и ксенофобии через средства массовой информации и наглядной агитации.
4. Содействие позитивному национально-культурному взаимодействию.
5. Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное партнерство.
6. Поддержка межконфессионального мира и согласия.
7. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межэтнических отношений.
8. Повышение квалификации сотрудников занятых в области гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма;
9.Обеспечение межведомственного взаимодействия и обмен информацией по вопросам профилактики экстремизма, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, формирования толерантности.
III. Наименование администратора и соадминистратора (ов) долгосрочной
целевой программы
Администратором программы выступает Управление общественных связей Администрации города Сургута.
Соадминистраторы программы:
- департамент образования, департамент культуры, молодежной политики и спорта, департамент по экономической политике, управление информационной политики, комиссия по делам несовершеннолетних, защите их прав Администрации города;
- управление социальной защиты населения по городу Сургуту и Сургутскому району Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (по согласованию);
- управление Министерства внутренних дел РФ по городу Сургуту (по согласованию);
- отдел Управления федеральной миграционной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в городе Сургуте (по согласованию);
- муниципальное казенное учреждение "Консультационно-методический центр" (по согласованию);
- казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский центр занятости населения" (по согласованию);
- управление информационной политики.
IV. Ожидаемые результаты реализации долгосрочной целевой программы:
Результатом реализации программы станет формирование к 2014 году условий для формирования в городском округе город Сургут толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека, а именно:
- снижение уровня межнациональной напряженности до 15 % (по результатам социологических исследований);
- увеличение количества (доля % от общего числа обучающихся 1 ступени обучения) обучающихся и воспитанников, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов России и мира, до 80%;
- увеличение доли обучающихся, охваченных программами по воспитанию толерантного поведения, от общего количества обучающихся до 60 %;
- увеличение количества молодежи - участников мероприятий, направленных на профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма, до 1 500 человек;
- увеличение количества участников социально-значимых проектов (акций), направленных на развитие межэтнической и межконфессиональной толерантности, на 30 %;
- увеличение количества тематических ТВ-программ, рубрик в радио-эфире и печатных СМИ по профилактике экстремизма и формированию толерантной среды от 0 до 3;
- увеличение числа детей мигрантов, владеющих русским языком в объеме, необходимом для обучения в школе, до 30%;
- увеличение количества специалистов, прошедших повышение квалификации по вопросам формирования установок толерантного поведения, на 30%.
V. Предварительные объемы потребности в финансовых ресурсах
по источникам финансирования, а также действующих
и принимаемых обстоятельств
Для реализации программы предварительный объём потребности в финансовых ресурсах составляет 22 808,4 тысяч рублей, из них:
бюджет города - 19 737 тысяч рублей;
бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 3 071,4 тысяч рублей.
Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в стране, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и городе Сургуте.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Администрации г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2011 г. N 4047 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.