Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Сургута от 27 декабря 2012 г. N 9983 раздел 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
Раздел 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Во исполнение Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 07.12.2011), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2010 N 367-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2013 годы", органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры рекомендовано разработать и принять аналогичные муниципальные программы и предусмотреть в местных бюджетах средства на их реализацию.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городского округа город Сургут долгосрочная целевая программа направлена на укрепление в городе толерантной среды, способной противостоять идеям экстремизма и ксенофобии, корректной и дружелюбной к представителям различных этносов и вероисповеданий, на основе ценностей многонационального российского общества, исторически сложившихся в Югре и в Сургуте традиций совместного проживания, соблюдения прав и свобод человека, поддержания межэтнического мира и согласия.
Толерантность предполагает не только понимание и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны, но и осознания, что каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни города. При этом ставить знак равенства между толерантностью и терпимостью к невежеству и преступности ни в коем случае нельзя.
Многонациональный состав населения города Сургута и интенсификация миграционных процессов являются двумя основными факторами, акцентирующими внимание на проблеме межэтнического взаимодействия. В течение года в город прибывают до 28 тысяч мигрантов из стран ближнего зарубежья (доля мигрантов из стран дальнего зарубежья составляет всего 7% от общего числа). Кроме того, внутренняя миграция из региона Северного Кавказа составляет более 1100 человек в год. Прирост миграции по сравнению с 2010 годом составляет 6%, прирост миграции из Республики Дагестан - более 10%. Остается актуальной проблема нелегальной миграции. Регулирование миграционных процессов не относится к компетенции местного самоуправления, однако последствия этого процесса отражаются непосредственно на населении. Иностранными гражданами, проживающими и временно пребывающими на территории города, за 2011 года совершено 193 преступления. Часто мигранты оказываются в сложных жизненных ситуациях, оставаясь без заработанных денег и возможности выехать на родину. Миграционные процессы продолжают определять вектор в формировании общественного мнения по данному вопросу. Только 13,7% опрошенных считают, что "межнациональной напряженности в нашем городе нет" (13,0% - в 2007 году, 9,1% - в 2009 году). Отсюда вытекает необходимость формирования толерантной среды, основанной на взаимном уважении, общероссийской гражданской идентичности и соблюдении законодательства, способной противостоять идеям экстремизма и ксенофобии.
Межэтнические конфликты представляют серьезную опасность для единства и целостности России, а продолжающаяся иммиграция может привести к возникновению локальных межэтнических конфликтов. Компактные группы иммигрантов во многих странах представляют собой достаточно инородные социокультурные образования, поскольку по достижении некоторого порогового уровня численности их ориентация на ассимиляцию сменяется стремлением к замкнутости и сохранению своей национальной и культурной идентичности. Усиление миграционных потоков требует выработки стратегии и создания механизмов адаптации мигрантов к базовым социокультурным ценностям, а также позитивного восприятия этих процессов коренным населением города. Необходимо принимать меры по сокращению культурной дистанции между прибывающим и принимающим населением.
Еще одной из болезненных проблем является наличие значительного числа детей мигрантов (около тысячи детей), в том числе нелегальных. Их адаптация затруднена как правовыми, так и фактическими (особенно языковыми барьерами), затрудняющими обучение в муниципальных образовательных учреждениях. Имеет место нарушение прав этих детей, их маргинализация и, как следствие, превращение в существенный потенциальный резерв правонарушений. Решение данной проблемы нам видится в рамках задачи воспитания толерантности через систему образования. В процесс культурной интеграции детей мигрантов необходимо активно включать взрослых мигрантов.
Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации (поэтому школьники и молодежь представляют собой особую социальную группу). Для решения задач воспитания толерантности и профилактики экстремизма в молодежной среде необходимо осуществлять мероприятия, направленные на укрепление общегражданских ценностей, русской культуры и русского языка как языка межэтнического общения, поддержку этнокультурной самоидентификации, как основы жизнедеятельности человека и уважительного отношения к другим культурам. Помимо пропагандирования толерантных установок необходимо содействие межкультурному взаимодействию в городе и воспитание в подрастающем поколении личной ответственности за уровень межкультурной компетентности. В настоящее время в городе проживают более 100 тысяч подростков и молодежи до 30-ти лет, в профилактических мероприятиях участвуют 1000 подростков и молодежи и более 28 тысяч учеников школ города. Продолжение работы в направлении межкультурной коммуникации и профилактики экстремизма, включение в данный процесс молодежи позволит говорить о создании необходимой прослойки общества, способной осуществлять межкультурные коммуникации и позитивно влиять на атмосферу межэтнического взаимодействия.
Негативные процессы, происходящие в России и мире, оказывают и в дальнейшем будут оказывать влияние на межэтнические и межконфессиональные отношения на территориях. Сфера этноконфессиональных отношений чрезвычайно зависима также от позиции и активности представителей той или иной национальности и конфессии на территории муниципального образования. Большую роль играют этнические и религиозные общественные объединения. В Сургуте осуществляют деятельность 25 религиозных и 30 объединений этнической направленности, являющиеся ресурсом и целевой группой мероприятий, направленных на поддержание межконфессионального мира и согласия. При их непосредственном участии осуществляется 18 социально значимых мероприятий (встреч, заседаний совещательных органов, семинаров и т.п.), содействующих межкультурному взаимодействию. Увеличение количества мероприятий и участников данных мероприятий также является важной составляющей достижения заявленной цели Программы.
Информационный экстремизм в настоящее время наиболее распространен. Определенное число подростков уже сегодня причисляют себя к неформальным молодежным течениям, создающим особое замкнутое пространство, базирующееся на экстремистской идеологии. Важную роль по недопущению проявлений экстремизма, разжигания расовой и религиозной вражды играют средства массовой коммуникации. В настоящее время в печатных и электронных СМИ публикуется порядка 300-т информационных материалов по профилактике экстремизма и ксенофобии. Наряду с пропагандой ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях, необходимо использовать потенциал средств массовой коммуникации и СМИ в формировании толерантной среды. А именно через СМИ информировать общество о межконфессиональных событиях, содействовать свободному и открытому межкультурному диалогу, обсуждению имеющихся проблем, преодолению индифферентности общества по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
В результате осуществления мероприятий Программы, используя предпосылки и опыт работы органа местного самоуправления в области профилактики экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, планируется формирование атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанного на принципах уважения прав и свобод человека.
Долгосрочная целевая программа "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в муниципальном образовании городской округ Сургут на 2012 - 2015 годы" позволит обеспечить согласованность действий различных социальных институтов семьи, образовательных учреждений, государственных и общественных структур и систематизировать методы работы в данном направлении. Комплексный подход к решению проблемы позволит существенно повысить уровень культуры и профессиональной компетентности специалистов различных служб и ведомств в вопросах этноконфессиональных отношений, этнопсихологии, содержания этнокультурных ценностей, необходимых для работы в полиэтничном обществе.
Динамика изменения значений целевых показателей
Таблица 2
Наименование показателя |
Ед. измер. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1. Количество подростков и молодежи, вовлеченных в комплекс профилактических мероприятий |
чел. |
390 |
435 |
480 |
1.1. Доля подростков и молодежи, вовлеченных в комплекс профилактических мероприятий, от общего количества подростков и молодёжи города |
% |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
2. Доля обучающихся, вовлеченных в комплекс профилактических мероприятий, от общего количества обучающихся города |
% |
80% |
80% |
80% |
3. Количество проведенных мероприятий, содействующих межкультурному взаимодействию |
ед. |
24 |
24 |
24 |
4. Количество взрослых участников семинаров и иных мероприятий, направленных на формирование атмосферы этнокультурного взаимоуважения |
чел. |
60 |
100 |
100 |
5. Доля представителей этнических сообществ, принимающих участие в семинарах и иных мероприятиях от общего количества этнических сообществ, зарегистрированных в городе |
% |
50 |
50 |
60 |
6. Количество информационных материалов по профилактике экстремизма и формированию толерантной среды в печатных и электронных СМИ |
ед. |
181 |
314 |
295 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.