Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Кондинского района
от 24 мая 2012 г. N 813
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
в чрезвычайных ситуациях локального, муниципального и межмуниципального
характера на территории Кондинского района
1. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) - органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и которые осуществляют свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Органы повседневного управления РСЧС - центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти; центры управления в кризисных ситуациях региональных центров или главных управлений Министерства чрезвычайных ситуаций России по субъекту Российской Федерации; информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно-диспетчерские службы организаций или объектов.
Экстренное (оперативное) реагирование на чрезвычайные ситуации - мероприятия, проводимые органами управления РСЧС, взаимосвязанные по цели, времени и месту действия и включающие в себя своевременное получение информации о возникновении чрезвычайной ситуации, оповещение населения и заинтересованных организаций, оценку обстановки, принятие решений и организацию ликвидации чрезвычайной ситуации имеющимися силами и средствами в целях смягчения ее последствий.
Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ликвидация чрезвычайной ситуации - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Локализация чрезвычайной ситуации - предотвращение дальнейшего распространения опасных факторов ЧС в результате выполнения комплекса аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее - АСДНР) - комплекс действий, направленных на спасание людей и имущества, локализацию ЧС и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов ЧС при всестороннем обеспечении проводимых работ и оказании пострадавшему при ЧС населению медицинской и других видов помощи, создании условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Аварийно-спасательные работы (далее - АСР) - действия по спасанию людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации чрезвычайной ситуации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов ЧС.
Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Неотложные работы при ликвидации ЧС - деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию пострадавшему при ЧС населению медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Основная задача при оперативном (экстренном) реагировании на ЧС и проведении АСР - спасание людей в случае возникновения угрозы их жизни, обеспечение локализации и ликвидации ЧС в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к ее ликвидации сил и средств.
Решающее направление АСР - направление действий АСР, на котором использование сил и средств в данный момент времени обеспечивает решение основной задачи.
Аварийно-спасательная служба (далее - АСС) - совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательное формирование (далее - АСФ) - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Аварийно-спасательные средства - техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино- и фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) органа местного самоуправления или организации - орган, координирующий деятельность подсистемы (звена) РСЧС соответствующего уровня, в полномочия которого входит решение вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечения пожарной безопасности.
Руководитель АСДНР - должностное лицо, возглавляющее первое прибывшее на место ЧС подразделение аварийно-спасательного формирования или пожарной охраны и непосредственно организующее применение прибывших сил и средств по назначению, и (или) или его старший оперативный начальник.
Руководитель ликвидацией ЧС - должностное лицо, определенное законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенное органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации), к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, и прошедшее соответствующую подготовку.
2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организуются и проводятся в целях спасания людей и имущества, локализации ЧС и подавления или доведения до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов ЧС при всестороннем обеспечении проводимых работ. АСДНР включают в себя:
прием и обработку вызовов;
выезд и следование к месту вызова (ЧС);
развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС;
разведку зоны ЧС;
поиск, спасание пострадавших в зоне ЧС, оказание им первой медицинской помощи и подготовка к эвакуации в безопасные районы;
локализацию ЧС;
выполнение специальных работ и документальное подтверждение их завершения;
сбор и возвращение сил и средств к месту дислокации.
2.1. Прием и обработка вызовов.
2.1.1. Прием и обработка вызовов осуществляется диспетчером дежурно-диспетчерской службы (единой дежурно-диспетчерской службы) аварийно-спасательного формирования, организации, подразделения пожарной охраны (далее - подразделение, уполномоченное на проведение АСДНР) и включает в себя:
прием от заявителя и фиксирование в журнале учета вызовов информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС;
оценку полученной информации и принятие решения о направлении к месту вызова сил и средств, предусмотренных для данного вида ЧС;
передачу в установленном порядке имеющейся информации об объекте ЧС.
2.1.2. При приеме информации от заявителя о ЧС дежурный диспетчер должен по возможности установить:
адрес и иные сведения о месте возникновения ЧС;
наличие и характер опасности жизни и здоровью людей;
особенности объекта, на котором произошла ЧС;
фамилию, имя, отчество заявителя;
иные сведения (в том числе номер телефона заявителя) о ЧС, которые могут повлиять на успешное выполнение основной задачи.
2.1.3. Обработка вызова должна быть завершена за возможно короткое время и не должна задерживать выезд и следование сил и средств к месту возникновения ЧС.
2.1.4. После обработки вызова в район ЧС в установленном порядке должны быть направлены силы и средства РСЧС в соответствии с имеющимися планами привлечения сил и средств и иными документами.
2.2. Выезд и следование к месту вызова (ЧС).
2.2.1. Выезд и следование к месту вызова (ЧС) включают в себя сбор работников и его доставку на автомобилях и иных специальных транспортных средствах на место вызова (ЧС).
2.2.2. Выезд и следование к месту вызова (ЧС) должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается:
быстрым сбором и выездом личного состава подразделения, уполномоченного на проведение АСДНР (в течение времени, не превышающего нормативное);
движением специальных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной и обеспечивающей безопасность скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правил дорожного движения;
знанием особенностей района выезда и зоны обслуживания.
2.3. Развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС.
2.3.1. Развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС, - размещение личного состава, специальной техники и оборудования в зоне ЧС в соответствии с планом ликвидации ЧС либо решением руководителя ликвидацией ЧС на проведение АСДНР и ликвидацию ЧС.
2.3.2. Развертывание сил и средств проводится в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими действия сил, предназначенных для проведения АСДНР, а также инструкциями по эксплуатации специализированной техники и оборудования и рекомендациями (указаниями) по ликвидации различных видов ЧС, с учетом первоочередного проведения работ на решающем направлении.
2.3.3. При развертывании сил и средств и последующем проведении АСДНР для обеспечения безопасности участников ликвидации ЧС, возможности маневрирования прибывающей специальной техникой и оборудованием, установки резервной специальной техники, оборудования и развертывания дополнительных объектов обеспечения АСДНР могут быть проведены необходимые действия по эвакуации транспортных средств, ограничению или запрещению доступа посторонних лиц на место возникновения ЧС и движения транспорта на прилегающей к нему территории. До прибытия соответствующих служб органов внутренних дел эти действия выполняются личным составом в порядке, определяемом руководителем ликвидацией ЧС.
2.4. Ведение разведки зоны ЧС.
2.4.1. Разведка зоны ЧС представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о ЧС, необходимой для оценки обстановки и принятия решений по организации АСДНР.
Разведка ведется непрерывно с момента получения информации о возникновении ЧС и до ликвидации чрезвычайной ситуации.
2.4.2. При ведении разведки необходимо установить:
наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасения (защиты), а также возможность защиты (эвакуации) имущества;
основные характеристики опасных факторов ЧС и пути их распространения;
возможность вторичных проявлений опасных факторов ЧС, в том числе обусловленных особенностями местности, технологии и организации производства на объекте возникновения ЧС;
наличие и местонахождение ближайших средств, пригодных для ликвидации ЧС, возможные технологии их использования;
наличие в зоне ЧС объектов повышенной опасности (электроустановок под напряжением, взрывчатых, химических веществ и пр.), возможность и целесообразность их нейтрализации или вывода из зоны ЧС;
состояние строительных конструкций в зоне ЧС, их особенности, влияющие на ход ведения АСДНР;
возможные пути ввода сил и средств для проведения АСДНР и иные данные, необходимые для выбора решающего направления действий;
необходимость оказания пострадавшим экстренной медицинской и психологической помощи;
достаточность сил и средств, привлекаемых к проведению АСДНР.
Личным составом, участвующим в разведке, в зависимости от обстановки выполняются и другие необходимые действия.
При проведении разведки зоны ЧС необходимо использовать документацию и сведения, представляемые должностными лицами, знающими местность, объемно-планировочные и конструктивные особенности зданий и сооружений, технологические процессы производства, инженерные системы противоаварийной и противопожарной защиты.
2.4.3.Разведку проводит руководитель ликвидацией ЧС, другие лица по его поручению, а также должностные лица, возглавляющие АСДНР на порученном им участке работы.
При организации разведки руководитель ликвидацией ЧС:
определяет направления разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;
устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, а также необходимое для разведки специальное оборудование и снаряжение;
устанавливает меры безопасности личного состава при проведении разведки и организует контроль за их выполнением;
устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.
2.4.4. По прибытии на место возникновения ЧС сил и средств руководитель ликвидацией ЧС организует и возглавляет группу (группы) разведки.
Количество и состав групп разведки определяются с учетом оперативной обстановки в зоне ЧС.
2.5. Поиск и спасание людей и имущества.
2.5.1. Спасание людей при ЧС является важнейшим видом АСДНР и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов ЧС и их вторичных проявлений или защите людей от воздействия этих факторов, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты и защитных сооружений (укрытий).
Спасание людей при ЧС должно проводиться с использованием всех возможных форм, способов и методов, а также технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность как пострадавших, так и участников проведения АСДНР.
Если опасные факторы ЧС угрожают жизни и здоровью людей, а также существует вероятность распространения этих факторов, либо для ликвидации опасных факторов ЧС предусматривается применение опасных для жизни людей веществ и составов, то проводится эвакуация людей из опасной зоны.
Порядок и способы спасания людей определяются руководителем ликвидацией ЧС в зависимости от обстановки в зоне ЧС и состояния людей. При проведении АСДНР должны учитываться состояние основных и запасных путей эвакуации, техническая оснащенность зоны ЧС системами оповещения, аварийного освещения, а также характерные особенности опасных факторов ЧС.
2.5.2. Основными способами спасания людей и имущества являются: перемещение их в безопасное место, в том числе с использованием:
специальных технических средств;
защита от воздействия опасных факторов ЧС.
2.5.3. Для спасания людей выбираются наиболее безопасные пути и способы. Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий ликвидации ЧС и состояния пострадавших.
2.5.4. Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов ЧС в случае невозможности их перемещения в безопасное место осуществляется с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, а также посредством подачи специальных веществ и материалов, препятствующих распространению, снижающих воздействие опасных факторов ЧС или удаляющих их из зоны ЧС.
2.5.5. В ходе АСДНР пострадавшим оказывается первая медицинская помощь.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими действия сил, предназначенных для проведения АСДНР. С этой целью могут применяться средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, средства первой медицинской помощи, а также иные, в том числе приспособленные, средства.
До прибытия в зону ЧС медицинского персонала первую медицинскую помощь пострадавшим в установленном порядке оказывает личный состав подразделений, проводящих АСДНР.
2.5.6. Спасание людей и имущества при ЧС при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими видами АСДНР. Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасания людей, при этом другие виды АСДНР не ведутся или приостанавливаются.
Спасательные работы при проведении АСДНР прекращаются после тщательного осмотра всех мест возможного нахождения людей и соответствующих докладов руководителей спасательных групп (отделений).
2.6. Локализация ЧС.
2.6.1. Выбор способа предотвращения распространения и уменьшения воздействия опасных факторов ЧС определяется поставленной задачей, характером ЧС, используемым способом проведения ликвидации ЧС, физико-химическими свойствами веществ и другими обстоятельствами.
2.6.2. Применение выбранного способа осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими действия сил, предназначенных для проведения АСДНР, а также рекомендациями (указаниями) по ликвидации различных видов ЧС с учетом наличия и состояния материальных, культурных и иных ценностей, конструктивных особенностей зданий (сооружений), поведения строительных конструкций и необходимости обеспечения безопасности находящихся в зоне ЧС людей, в том числе личного состава формирований, проводящих АСДНР.
2.6.3. Основные способы предотвращения распространения и уменьшения воздействия опасных факторов ЧС:
снижение воздействия, изоляция опасных факторов ЧС посредством использования соответствующих веществ и (или) иных средств;
механическое воздействие на предметы, обладающие признаками опасных факторов ЧС;
химическая нейтрализация, торможение действия опасных факторов ЧС с помощью соответствующих веществ и (или) иных средств;
прекращение технологического процесса.
Предотвращение распространения и уменьшение воздействия опасных факторов ЧС может достигаться комбинированным применением перечисленных способов.
2.6.4. Организация АСДНР, способы и технология их выполнения зависят от характера и масштабов ЧС, а также от сложившейся обстановки и должны соответствовать нормативным правовыми актам, регламентирующим действия сил, предназначенных для проведения АСДНР.
2.6.5. Способы ведения АСДНР должны отвечать следующим основным требованиям:
максимальная рациональность проводимых работ;
осуществление работ в возможно короткие сроки;
обеспечение безопасности спасаемых и спасателей.
2.6.6. При массовых разрушениях, большом количестве пострадавших основные усилия направляются прежде всего на спасание людей, соответственно основу группировки каждой смены составляют спасательные подразделения, усиленные инженерно-техническими и инженерно-дорожными подразделениями, используемыми для расчистки завалов, проходов, обеспечения освещения участков работ и т. д.
2.6.7. При возникновении ЧС, связанных с загрязнением (заражением) местности и объектов химически опасными или радиоактивными веществами, основные усилия должны сосредоточиваться на спасении пострадавших, защите населения в зоне загрязнения (заражения), локализации и ликвидации источника поражения.
В первую очередь в зону ЧС вводятся подразделения дегазации и дезактивации и инженерно-технические, а также подразделения специальной и санитарной обработки. Спасательные подразделения действуют в тесном взаимодействии с ними.
Развертывается пункт обезвреживания техники и санитарной обработки личного состава.
2.6.8. При наводнении местности основные усилия сосредоточиваются на спасении пострадавших и эвакуации населения из зоны затопления, а также на локализации ЧС.
2.7. Для обеспечения выполнения основных задач могут проводиться специальные работы.
К основным специальным работам относятся: организация связи в зоне ЧС; освещение места ликвидации ЧС; вскрытие и разборка конструкций; подъем (спуск) на высоту (с высоты); выполнение защитных мероприятий; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; восстановление работоспособности технических средств; пиротехнические, водолазные, робототехнические и другие работы. Данные работы выполняются с применением специальной техники, технологий и знаний.
2.8. Сбор и возвращение сил и средств в подразделение.
Возвращение сил и средств на место постоянной дислокации проводится с разрешения руководителя ликвидацией ЧС.
3. Управление аварийно-спасательными и другими неотложными работами при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.1. Управление силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидацией ЧС.
3.2. Руководитель органа управления аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования, подразделения пожарной охраны, прибывший в зону ЧС первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидацией чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия руководителя ликвидацией ЧС.
3.2.1. В случае технологической невозможности проведения всего объема АСДНР руководитель ликвидацией ЧС может принять решение о приостановке АСДНР в целом или их части, приняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасанию находящихся в зоне ЧС людей.
3.2.2. Руководитель органа управления аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования, являющийся руководителем ликвидацией ЧС, при получении информации о возникновении ЧС более высокого уровня, чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнение им обязанностей руководителя ликвидацией ЧС, может покинуть зону ЧС, назначив руководителем ликвидацией ЧС другое должностное лицо из числа участников ликвидации ЧС, о чем в обязательном порядке сообщается прямому начальнику и делается запись в соответствующих документах. При этом ответственность за последствия этого решения возлагается на должностное лицо, его принявшее.
3.2.3. Руководитель ликвидацией ЧС обязан:
по согласованию органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливать границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимать решения по проведению АСДНР;
организовывать проведение разведки зоны ЧС, определять уровень ЧС, а также необходимое для ликвидации ЧС количество сил и средств и осуществлять их сбор;
принимать решения о спасании людей и имущества, а также иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан в зоне ликвидации ЧС;
определять решающее направление АСР;
проводить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выбранного решающего направления АСР и организовывать их обеспечение;
принимать решения об использовании необходимых способов ликвидации чрезвычайной ситуации с учетом ее вида;
организовывать связь в зоне ЧС с оперативным штабом, рабочими участками (секторами), участниками ликвидации ЧС, поддерживать связь с оперативным дежурным (дежурным диспетчером), сообщать ему об изменениях обстановки, принятых решениях и отданных приказаниях;
обеспечивать выполнение требований безопасности и правил охраны труда и доводить до всех участников ликвидации ЧС информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;
обеспечивать взаимодействие со службами жизнеобеспечения, привлекаемыми в установленном порядке к ликвидации ЧС;
составлять необходимые документы по ликвидации ЧС и ведению АСДНР;
сообщать дежурному диспетчеру адрес объекта, на котором произошла ЧС, его оперативно-тактические характеристики, площадь зоны ЧС, основные характеристики ЧС, а также информировать о том, имеется ли угроза жизни людей и опасность распространения опасных факторов ЧС, какие силы и средства введены в действие и требуется ли их дополнительное привлечение;
организовывать информирование соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых решениях в соответствии с Правилами представления информации по вопросам оперативного характера в рамках системы РСЧС.
3.2.4. Руководитель ликвидацией ЧС имеет право:
отдавать обязательные для исполнения распоряжения должностным лицам и гражданам в пределах территории, на которой осуществляются АСДНР;
создавать нештатные структуры управления и обеспечения, назначать и освобождать от выполнения обязанностей должностных лиц в зоне ликвидации ЧС;
получать необходимую для организации ликвидации ЧС информацию от органов власти всех уровней, администрации предприятий и служб жизнеобеспечения;
принимать решения по созданию оперативного штаба, рабочих участков и секторов, привлечению дополнительных сил и средств к ликвидации ЧС, а также изменению мест их расстановки;
определять порядок убытия из зоны ликвидации ЧС привлеченных сил и средств.
3.2.5. В случае крайней необходимости руководитель ликвидацией ЧС вправе самостоятельно принимать решения по вопросам:
проведения эвакуационных мероприятий;
остановки деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;
проведения АСДНР на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;
ограничения доступа людей в зону ЧС;
разбронирования в целях ликвидации ЧС резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне ЧС;
использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и транспорта, иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС;
привлечения к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР;
привлечения на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению АСР;
принятия других мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
3.3. Управление АСФ при ликвидации ЧС - деятельность должностных лиц органов управления и подразделений сил постоянной готовности подсистем РСЧС всех уровней, направленная на поддержание требуемого профессионального уровня подчиненных и их готовности к практическим действиям, а также руководство ими при выполнении поставленных задач.
Управление АСФ включает в себя:
организацию и осуществление мероприятий по повышению (поддержанию) готовности подразделений и обеспечению (восстановлению) их профессиональных навыков;
непрерывное получение, обобщение, анализ и оценку данных, касающихся обстановки на месте ЧС;
принятие требуемого решения;
постановку соответствующих задач;
организацию и поддержание взаимодействия;
организацию и выполнение мероприятий по всестороннему обеспечению проводимых работ;
организацию управления;
руководство непосредственной подготовкой подчиненных подразделениях к АСДНР;
организацию выполнения поставленных задач в ходе АСДНР и другие мероприятия.
Управление АСФ должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным, при этом следует обеспечивать сочетание необходимой степени централизации с представлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения задач.
3.3.1. Оценка обстановки.
Оценка обстановки осуществляется руководителем ликвидации ЧС в течение всего периода ликвидации ЧС.
Оценивая обстановку, руководитель ликвидацией ЧС изучает:
предполагаемые причины, время и условия возникновения ЧС, в том числе погодные условия;
характер объекта ЧС (назначение, наличие воздействия опасных факторов ЧС, количество и состав находящихся на объекте людей, удаленность от населенных пунктов, наличие и состояние коммуникаций и средств связи и пр.);
наличие в ближайших населенных пунктах сил и средств спасания, строительной и прочей техники, учреждений здравоохранения и др.;
наличие угрозы для людей, количество пострадавших (погибших) и оперативные сведения о материальных потерях;
достаточность и состояние прибывших на место ЧС сил и средств.
3.3.2. Принятие решения.
Основой управления ликвидацией ЧС является решение руководителя ликвидацией ЧС, которое он принимает единолично на основе оценки обстановки. В решении определяются:
замысел ликвидации ЧС;
основные задачи подразделений;
основные вопросы взаимодействия;
вопросы организации управления;
вопросы связи, мониторинга, контроля и обмена информацией.
Основу решения составляет замысел ликвидации ЧС, в котором определяются:
решающее направление применения сил и средств;
способы локализации ЧС, проведения АСДНР и специальных работ;
сектора и участки проведения АСДНР;
порядок работы, а при необходимости, смены участников ликвидации ЧС;
пункты сосредоточения резерва сил и средств, питания, сбора эвакуируемых людей и имущества, оказания медицинской помощи и др.
3.3.3. Задачи для подразделений АСФ доводятся распоряжениями, которые заносятся в журнал (фиксируются средствами объективного контроля).
При постановке задач указываются:
краткие выводы из оценки обстановки;
объект и вид ЧС, возможные опасные факторы ЧС;
замысел проведения АСДНР;
задачи для подразделений, действующих на решающем направлении, подразделений, действующих на других направлениях (участках), и обеспечивающих подразделений;
место пункта управления и руководство ликвидацией ЧС.
3.3.4. Взаимодействие подразделений АСФ.
Взаимодействие подразделений АСФ организуется руководителем ликвидацией ЧС с участием его заместителей, руководителей подразделений АСФ.
При организации взаимодействия руководитель ликвидацией ЧС должен:
согласовать усилия нештатных, приданных и поддерживающих спасательных подразделений по ликвидации ЧС;
добиться единого понимания всеми участниками ликвидации ЧС цели АСДНР, задач и способов их выполнения;
наметить и согласовать варианты действий спасательных подразделений и меры по противодействию распространению зоны ЧС либо опасных факторов ЧС;
указать сигналы оповещения, управления и взаимодействия.
Организация взаимодействия подразделений АСФ может осуществляться методом отдачи руководителем ликвидацией ЧС распоряжений или методом получения докладов от руководителей спасательных подразделений о действиях своего подразделения по реализации поставленных задач.
В условиях крайне ограниченного времени взаимодействие организуется методом отдачи распоряжений.
В ходе выполнения АСДНР взаимодействие подразделений АСФ осуществляется непрерывно, постоянно уточняется, а при резких изменениях обстановки организуется заново.
3.3.5. Работа руководителя ликвидацией ЧС (АСДНР) должна быть направлена прежде всего на реализацию принятых решений в ходе ликвидации ЧС. Она включает в себя:
постоянный сбор данных об обстановке и их оценку; своевременное уточнение решения по мере изменения обстановки, доведение уточненных задач до подчиненных;
поддержание непрерывного взаимодействия и всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС;
осуществление контроля за выполнением подразделениями распоряжений и оказание им необходимой помощи.
Руководитель АСДНР обязан своевременно докладывать старшему оперативному начальнику о возникшей задаче, принятом решении, выполнении задачи, резких изменениях обстановки и потерях находящихся в его подчинении сил и средств.
При непосредственной угрозе возникновения в зоне чрезвычайной ситуации опасных факторов ЧС руководитель предупреждает об этом участников ликвидации ЧС и, не прекращая выполнения задачи, принимает меры по их защите либо рассредоточению и проведению других соответствующих мероприятий.
3.3.6. Организуя управление, руководитель ликвидацией ЧС (АСДНР) определяет:
место и время развертывания пункта управления руководителя ликвидацией ЧС (АСДНР), а также привлеченных к ликвидации ЧС сил и средств, определяет порядок их перемещения в ходе выполнения задач;
способы и сроки представления докладов;
состояние инженерного оборудования пунктов управления;
порядок охраны пунктов управления.
Пункт управления должен быть обозначен соответствующим образом.
Для управления спасательными подразделениями определяются единые ориентиры и сигналы управления, при необходимости используются дополнительные опознавательные знаки.
В качестве ориентиров выбираются хорошо видимые днем и ночью, наиболее устойчивые к разрушению объекты на местности либо элементы объектов. Ориентиры нумеруются соответствующим образом.
Оповещение участников ликвидации ЧС осуществляется едиными постоянно действующими сигналами. Их должны знать все участники ликвидации ЧС.
Номера ориентиров и сигналы, устанавливаемые руководителем ликвидацией ЧС, изменять запрещается.
3.4. При сложных ЧС решением руководителя ликвидацией ЧС могут создаваться нештатные структуры управления и обеспечения.
3.4.1. Нештатными органами управления являются оперативный штаб, оперативные группы, рабочие участки и сектора, пункты сосредоточения резерва сил и средств, питания, сбора эвакуируемых людей и имущества, оказания медицинской помощи и др.
3.4.2. Для обеспечения деятельности оперативного штаба и проведения АСДНР в зоне ЧС могут развертываться временные пункты управления.
3.4.3. Временные пункты управления должны оборудоваться рабочими местами для оперативных групп, комплектоваться необходимыми средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации.
3.4.4. Рабочий участок (сектор) - часть зоны ЧС, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной основной задачей и единым руководством.
Рабочие участки создаются в соответствии с решением руководителя ликвидацией ЧС по месту ведения (часть здания, территории) или видам АСДНР (спасание пострадавших, тушение пожара, дезинфекция и т. д.).
При создании в зоне ЧС пяти и более участков могут быть организованы сектора, объединяющие несколько рабочих участков. Ведение АСДНР на рабочем участке возглавляет начальник участка, в секторе - начальник сектора. Начальники рабочих участков (секторов) назначаются руководителем ликвидацией ЧС.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 мая 2012 г. N 813 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.