Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Цели и основные задачи бюджетной и налоговой
политики на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов
Следует отметить ряд проблем, характерных для бюджетной системы Российской Федерации в целом и требующих своего решения в среднесрочной перспективе на уровне муниципального образования, определяющих содержание задач налоговой и бюджетной политики.
На бюджетную деятельность в планируемом периоде может оказать влияние изменчивая экономическая ситуация в мире и колебания цен на нефть, которые могут негативно отразиться на российской и региональной экономике.
Кроме того, бюджет города находится в существенной зависимости от политики формирования доходов и распределения расходных полномочий федерального и субфедерального уровня.
Данные факторы существенно ограничивают возможности для бюджетного манёвра: при необходимости обеспечения возрастающих расходов социального характера имеется объективная потребность наращивания его инвестиционной составляющей.
В этих условиях решение задач устойчивого функционирования и поступательного развития муниципального образования особенно требует политической стабильности и консолидации усилий Думы города и Администрации города в решении бюджетных вопросов.
В 2013 году и плановом периоде 2014 - 2015 годов необходимо продолжать решение задач, связанных с повышением качества стратегического управления экономикой и муниципальными финансами, для чего необходимы действия по следующим ключевым направлениям, ряд из которых будет осуществляться в рамках продолжения программы "Повышение эффективности расходов бюджета городского округа город Сургут на период до 2013 года".
В сфере доходов бюджета городского округа город Сургут
1. Прогнозирование доходов бюджета города должно учитывать факторы, оказывающие влияние на объём и структуру доходной части бюджета города, быть объективным, для этого:
1) планирование доходов необходимо осуществлять с учётом нормативов зачисления от налогов, взимаемых на территории городского округа, установленных законодательством:
Таблица 2
Наименование налога |
Нормативы, установленные Бюджетным кодексом РФ |
Нормативы, установленные Законом ХМАО - Югры о межбюджетных отношениях в ХМАО - Югре |
Налог на доходы физических лиц |
20 % |
25 % |
Единый налог на вменённый доход |
100 % |
|
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения |
|
100 % |
Единый сельскохозяйственный налог |
100 % |
|
Патентная система налогообложения |
100 % |
|
Земельный налог |
100 % |
|
Налог на имущество физических лиц |
100 % |
|
Государственная пошлина (по видам, подлежащим зачислению в бюджет города) |
100 % |
|
Транспортный налог |
20 % |
100 % |
Налог на доходы физических лиц |
100 % |
25 % |
Основными источниками формирования налоговых доходов бюджета города, как и в предыдущие периоды, останутся налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход и транспортный налог.
При прогнозировании доходов необходимо учитывать изменения налогового и бюджетного законодательства, планируемые к введению с 2013 года, в случае, если такие изменения подлежат количественной оценке:
а) увеличение с 70 % до 100 % норматива зачисления в бюджет города единого сельскохозяйственного налога;
б) установление нулевых ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150-ти лошадиных сил, влекущих потери поступлений по транспортному налогу;
в) введение патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая в перспективе постепенно должна заменить единый налог на вменённый доход. Ввиду сложности прогнозирования в период составления проекта бюджета города количества плательщиков, которые выберут патентную систему налогообложения, необходимо проводить такой анализ совместно с налоговым органом в течение 2013 года и учитывать его данные при уточнении параметров планового периода;
г) увеличение средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов, гидроциклов, катеров и яхт, введение отдельной ставки транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410-ти лошадиных сил в размере 300-от рублей за 1-у лошадиную силу с возможностью увеличения этой ставки законом субъекта. После законодательного закрепления изменений, продекларированных Правительством Российской Федерации, следует осуществить оценку и учёт влияния планируемых изменений на бюджет города;
2) при формировании бюджета города следует учитывать возможное влияние на поступление доходов внешних факторов, обусловленных высокой концентрацией в экономике региона и города монопрофильных отраслей, зависящих от уровня цен на нефть.
С учётом этого формирование проектных показателей доходов бюджета города должно осуществляться на основе консервативного (первого) варианта прогноза социально-экономического развития городского округа.
В случае сохранения стабильной экономической ситуации и развития экономики по умеренно-оптимистичному (второму) варианту прогноза возникнет возможность поступления дополнительных доходов в течение финансового года, которые могут служить источником увеличения расходов в данном году либо резервом для формирования бюджета города в последующие годы;
3) в целях повышения уровня объективности прогнозирования доходов бюджета города при их формировании на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов нужно руководствоваться принятой в текущем году методикой прогнозирования налоговых и неналоговых доходов.
Для повышения точности прогнозирования доходов от использования муниципального имущества необходимо принятие муниципальных правовых актов, предусматривающих:
а) установление порядка расчёта восстановительной стоимости зелёных насаждений на территории городского округа;
б) составление прогнозного плана приватизации на трёхлетний период и смещение срока его внесения и утверждения Думой города на более ранний период - до 01 июля.
2) В целях обеспечения сохранения и увеличения доходного потенциала бюджета города необходимо:
1) проводить, как и в предыдущие периоды, политику замены дотаций из бюджета автономного округа на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц;
2) осуществлять формирование и учёт в составе бюджета города муниципального дорожного фонда в целях реализации норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и рекомендаций Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и сохранения в составе доходов бюджета города транспортного налога;
3) в текущем году разработать и утвердить регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче такого разрешения в целях взимания на территории городского округа госпошлины за выдачу специального разрешения на перевозку опасного крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по находящимся в муниципальной собственности автомобильным дорогам общего пользования местного значения, подлежащей зачислению в бюджет города;
4) продолжать работу по проведению регулярного анализа возможностей увеличения поступлений от использования муниципального имущества. Актуальным в данном направлении остаётся проведение работы, направленной на усиление ответственности арендаторов муниципального имущества, укрепление их платёжной дисциплины, усиление претензионной работы по взысканию дебиторской задолженности;
5) продолжать работу по координации действий федеральных фискальных, правоохранительных и контролирующих органов, расположенных на территории городского округа, по выявлению налоговых правонарушений, взысканию недоимки по платежам в бюджет города, применению скрытых форм оплаты труда, в том числе посредством деятельности комиссии по мобилизации дополнительных доходов в бюджет города.
3. Оптимизация предоставляемых налоговых льгот по местным налогам
В планируемом периоде следует продолжить и завершить работу по изменению порядка оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам. Принимая во внимание проводимую Правительством Российской Федерации политику по оптимизации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам необходимо подготовить предложения по оптимизации льгот, установленных на местном уровне. При этом одним из приоритетных направлений налоговой политики будет являться сохранение льгот для лиц, нуждающихся в мерах социальной поддержки.
В сфере финансирования дефицита бюджета городского округа
и муниципальной долговой политики
Финансирование дефицита бюджета города предполагается, как и прежде, осуществлять за счёт муниципальных заимствований и реализации принадлежащих городскому округу долей участия в акционерных обществах.
Долговая политика должна строиться на следующих принципах:
1) содействие реализации на территории городского округа инвестиционных проектов, значимых для его перспективного развития с точки зрения достижения бюджетного, социального либо экономического эффекта;
2) соблюдение ограничений по объёму долга и расходов на его обслуживание и тем самым обеспечение минимизации финансовых рисков для городского округа;
3) безусловное исполнение городским округом принятых долговых и сопутствующих им обязательств.
Для этого в плановом периоде необходимо руководствоваться методикой расчёта объёма возможного привлечения новых долговых обязательств с учётом их влияния на долговую нагрузку бюджета города, утверждённую постановлением Администрации города от 31.01.2012 N 474.
В сфере расходов бюджета городского округа город Сургут
1. Одной из основных задач является обеспечение стабильности и устойчивости бюджета города.
В условиях возможных бюджетных ограничений, необходимо крайне осмотрительно формировать политику расходов. В пределах доходных источников бюджет города должен обеспечивать исполнение всего перечня расходных обязательств городского округа в рамках установленных полномочий. В случае ухудшения ситуации в региональной и муниципальной экономике в связи с негативными факторами на мировом рынке и возможным изменением цен на нефть может возникнуть угроза невыполнения бюджетных обязательств. Такого развития событий допустить нельзя.
Городской округ должен быть готов к принятию адекватных мер при возможном изменении поступлений доходов в течение года, уметь прогнозировать и быстро реагировать на изменение финансовой ситуации. Для этого, помимо прочего, следует сохранить практику закрепления в решении о бюджете города перечня расходов, подлежащих исполнению в первоочередном порядке.
Также необходимо планомерно осуществлять работу по чёткой приоритезации расходов бюджета города с учётом предполагаемого улучшения при осуществлении этих расходов, социально-экономического развития городского округа и повышения комфортности городской среды.
При этом новые расходные обязательства должны приниматься с учётом оценки их долгосрочных последствий для муниципального образования.
Эффективности деятельности в этом направлении должна способствовать практическая реализация утверждённого в текущем году порядка принятия решений по введению новых расходных обязательств, существенная роль в которой отводится Бюджетной комиссии при Главе города, созданной в текущем году распоряжением Администрации города.
Вместе с тем главным распорядителям бюджетных средств следует принимать меры по оптимизации действующих расходных обязательств, структуры и численности работников, добиваться экономии затрат, в том числе и в части субсидии на выполнение муниципального задания. Особое внимание следует уделить анализу и совершенствованию деятельности казённых учреждений. При определении мер оптимизации следует учитывать рекомендации автономного округа в рамках соответствующего поручения Губернатора.
В целях привлечения в бюджет города дополнительных финансовых ресурсов на строительство объектов социальной инфраструктуры, обеспеченность которыми недостаточна, следует консолидировать усилия Думы города и Администрации города по их включению в окружные и областные программы.
2. Для учёта в бюджетном процессе целей социально-экономической политики необходимо продолжить работу по совершенствованию программно-целевых методов планирования бюджета города.
В соответствии с Программой повышения эффективности расходов бюджета городского округа город Сургут до 2013 года доля расходов бюджета города, осуществляемых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, в 2013 году должна составить не менее 80 % общего объёма расходов бюджета города, в среднесрочной перспективе необходимо обеспечить 100 % охвата бюджета города программными мероприятиями.
Каждое направление расходов бюджета города должно быть описано конкретными показателями его использования, при этом данные показатели должны постоянно совершенствоваться в целях отражения реальной отдачи от использования бюджетных средств.
При формировании расходов на 2013 год должны быть сформированы 7 ведомственных целевых программ функционирования структурных подразделений Администрации города - в качестве "пилотных" определены ведомства, имеющие в своём подчинении муниципальные учреждения, оказывающие муниципальные услуги населению и уже формирующие ведомственные программы по таким услугам. С 2014 года программы функционирования должны быть сформированы по всем органам местного самоуправления и казённым учреждениям, выполняющим обеспечительные функции.
В 2013 году необходимо решить задачу по нормативному регулированию интеграции всех целевых мероприятий в единую систему комплексных долгосрочных программ городского округа для обеспечения практического применения таких программ с 2014 года.
Задачей, требующей решения в перспективе, остаётся разработка бюджетной стратегии городского округа, определяющей основные черты бюджетной политики городского округа в логике бюджетной стратегии Российской Федерации. Необходимость её разработки определена Бюджетным посланием Президента России на 2013 - 2015 годы.
3. Взаимоувязанным с предыдущей задачей является обеспечение контроля, в том числе общественного, за достижением целей и показателей, определённых на этапе планирования бюджета города.
В условиях отсутствия законодательного регулирования отражения расходов бюджета города в программном формате следует продолжать установленную в городском округе практику наличия в решении Думы города о бюджете городского округа город Сургут и отчёте о его исполнении аналитических показателей результатов реализации муниципальных целевых программ. Публичный характер этих решений и более понятная и информативная форма дополнительных приложений к ним даёт возможность ознакомления с данными показателями жителей городского округа.
В настоящее время в практику внедрено формирование главными распорядителями и представление при рассмотрении проекта бюджета города (отчёта о его исполнении) информации о показателях деятельности в рамках предусмотренного объёма расходов. Данную практику необходимо продолжать и совершенствовать. Измерение расходов бюджета города не должно сводиться к фиксации расчётов по тем или иным статьям, а должно отражать оценку сохранения или улучшения состояния в соответствующей отрасли.
Одним из элементов обоснования главными распорядителями объёма и направлений расходов бюджета города в их привязке к планируемым результатам деятельности должны стать доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования в новом формате, которые, как указывалось ранее, будут охватывать все направления работы распорядителей.
В целях повышения результативности расходов необходимо продолжить проведение в рамках созданной при Главе города соответствующей комиссии ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, каждой целевой программе, в том числе анализа динамики показателей результатов этой деятельности. Итоги данного анализа также необходимо размещать в открытом доступе для информирования населения.
4. Необходимо продолжать работу по повышению качества предоставляемых населению муниципальных услуг.
Прежде всего это относится к таким значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура.
Впервые апробированный на практике в текущем финансовом году механизм финансового обеспечения деятельности учреждений через предоставление субсидий требует дальнейшего развития. В частности, актуальной является работа по разграничению расходов, осуществляемых за счёт бюджетов иных уровней, между видами субсидий и упрощению порядка оформления перечня получателей субсидий путём предоставления таких полномочий главным распорядителям.
Определение объёма субсидии муниципальным учреждениям следует производить с учётом выполнения муниципальных заданий в отчётном и текущем финансовом году, в том числе по показателям качества. Используя результаты оценки качества услуг, в среднесрочной перспективе необходимо внедрить систему рейтингования муниципальных учреждений с последующим учётом данных рейтинга при определении объёма субсидий на выполнение муниципального задания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.