Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Основные результаты бюджетной и налоговой политики
в 2011 году и I полугодии 2012 года
В течение 2011 года и I полугодия 2012 года органами местного самоуправления последовательно решались основные задачи бюджетной и налоговой политики, поставленные ранее.
При прогнозировании доходов бюджета городского округа город Сургут (далее - бюджет города) на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов заблаговременно были учтены изменения налогового законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а именно:
1) увеличение с 01 января 2011 года на 10 процентных пунктов нормативов зачисления в бюджет города по отдельным видам налогов (единому налогу на вменённый доход, единому сельскохозяйственному налогу, налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения);
2) снижение налоговых ставок для малых предприятий и микропредприятий, применяющих упрощённую систему налогообложения;
3) введение дополнительного понижающего коэффициента К2 базовой доходности для отдельных организаций, применяемого для расчёта величины налога на вменённый доход;
4) снижение налоговых ставок по транспортному налогу для юридических лиц, установление нулевых ставок транспортного налога в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150-ти лошадиных сил включительно;
5) исключение из состава доходов бюджета города поступлений государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств, а также поступлений штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения в связи с переводом с 01 января 2012 года органов Министерства внутренних дел на финансирование из федерального бюджета.
В указанный период осуществлялся ряд мероприятий в целях увеличения налоговых поступлений.
Так, в рамках деятельности комиссии по мобилизации дополнительных доходов в бюджет города проводилась работа с плательщиками, имеющими задолженность по налоговым платежам и платежам во внебюджетные фонды.
В течение 2011 года и I полугодия 2012 года на комиссию по мобилизации дополнительных доходов в бюджет города были приглашены руководители 243-х организаций, имеющих задолженность по единому налогу на вменённый доход, транспортному налогу, налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, а также руководители организаций, в которых расчётная средняя заработная плата работников ниже минимальной заработной платы, установленной в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
По итогам проведённой работы задолженность перед бюджетом города погашена на общую сумму более 67 млн. рублей.
В целях обеспечения уплаты налогов юридическими лицами по месту осуществления деятельности на территории городского округа Администрацией города предприняты меры по обеспечению постановки на налоговый учёт в Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Сургуту двух организаций. В результате данных мер дополнительные поступления в бюджет города от налога на доходы физических лиц в расчёте на год оцениваются на уровне 61 млн. рублей.
По представлению Администрации города Думой города было принято решение о замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из регионального бюджета дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц, что позволило дополнительно привлечь в бюджет города в 2011 году более 70 млн. рублей.
С 2011 года применяются повышенные ставки платы за пользование муниципальным имуществом, расположенным на территории городского округа, введение которых ранее откладывалось в течение двух лет.
В целях обеспечения своевременного взыскания дебиторской задолженности по неналоговым доходам (в значительной части от аренды муниципального имущества) в бюджет города проводился ежеквартальный мониторинг её объёма и динамики, результаты которого рассматривались в том числе и на депутатских слушаниях. Стоит отметить, что проводимая в 2011 году работа по взысканию данной задолженности не дала ощутимого результата. В связи с этим в текущем году изыскиваются и внедряются иные инструменты по взиманию задолженности, работа в данном направлении будет продолжена.
Для организации работы, направленной на сокращение недоимки и повышение собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета города, распоряжением Администрации города от 28.12.2011 N 4016 утверждён план мероприятий по увеличению доходов бюджета города, который реализуется структурными подразделениями Администрации города во взаимодействии с соответствующими федеральными структурами.
В отчётном периоде отмечается повышение ответственности и заинтересованности федеральных органов власти, являющихся администраторами отдельных доходов бюджета города, по предоставлению информации, необходимой для формирования бюджета города и отчётности о его исполнении.
В условиях стабилизации экономической ситуации в 2011 году и I полугодии 2012 года параметры бюджета города достигли докризисного уровня:
Таблица 1
(млн. рублей) |
|
Факт 2008 года |
Факт 2009 года |
Факт 2010 года |
Факт 2011 года |
План 2012 года |
Доходы |
18 104 |
15 973 |
15 904 |
18 864 |
16 931 |
Расходы |
18 193 |
15 825 |
16 326 |
17 982 |
20 346 |
Дефицит (-), профицит (+) |
- 89 |
+ 148 |
- 422 |
+ 882 |
- 3 415 |
Стабильное поступление доходов обеспечило устойчивое положение бюджета города и планомерное финансирование расходов по запланированным направлениям.
На протяжении 2011 года и I полугодия 2012 года бюджет города был сбалансирован, кассовых разрывов при его исполнении не возникало.
В этих условиях в полном объёме было обеспечено исполнение всех принятых бюджетных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, с учётом повышения уровня оплаты труда, по участию городского округа в софинансировании строительства объектов в рамках региональных целевых программ.
Значительная часть финансовых ресурсов бюджета города была направлена на оплату услуг по выполнению комплексного и текущего ремонта учреждений образования и здравоохранения, городских дорог, благоустройство придомовых территорий, озеленение города.
В рамках реализации долгосрочных целевых программ в 2011 году в эксплуатацию были введены объекты:
1) Дворец торжеств;
2) детский сад на 300 мест в мкр. 20 А;
3) Ледовый Дворец спорта;
4) застройка микрорайона 31. Инженерные сети;
5) магистральная улица 23 "В" от ул. 30 лет Победы до ул. 1 "В" с сетями инженерного обеспечения.
Просроченная кредиторская задолженность у городского округа отсутствует, уровень текущей кредиторской задолженности минимален.
Сложившийся уровень поступивших доходов и произведённых расходов по итогам 2011 года обусловили значительный остаток средств на счёте бюджета города, который стал источником обеспечения ряда дополнительных расходных обязательств в текущем году.
В рамках реализации норм Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в практику функционирования муниципальных учреждений внедряются нормы муниципальных правовых актов, разработанных в 2010 - 2011 годах.
С 2012 года финансовое обеспечение 137-ми бюджетных и 10-ти автономных учреждений осуществляется в новых условиях путём предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением муниципального задания на оказание муниципальных услуг, а также предоставления целевых субсидий.
В отчётном периоде продолжалась практика проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, уточнялись показатели, применяемые для оценки качества финансового планирования и исполнения бюджета города, уровня бюджетной дисциплины. Публичное размещение результатов оценки и рейтинга главных администраторов бюджетных средств в сети Интернет явилось дополнительным стимулом для повышения качества их финансовой деятельности.
На протяжении всего отчётного периода городским округом проводилась взвешенная долговая политика.
В 2012 году полностью исполнены обязательства городского округа перед Европейским банком реконструкции и развития по Кредитному соглашению от 21.06.2002 на реализацию проекта развития коммунальных служб города.
В этот же период принято решение об изменении плана реализации проекта реконструкции жилищного фонда города Сургута на 2012 - 2015 годы, в соответствии с которым предусмотрено предоставление муниципальной гарантии для продолжения проекта. При этом по заявке городского округа Европейским банком реконструкции и развития произведено аннулирование невыбранной суммы кредита (Транш В) в размере 420 млн. рублей по кредитному соглашению от 29.03.2007, заключённому в рамках названного проекта.
В отчётном периоде не возникало случаев неисполнения принципалами своих обязательств по кредитным договорам (соглашениям) с кредитными организациями, в обеспечение которых городским округом были предоставлены муниципальные гарантии.
Приоритетные задачи, поставленные перед городским округом в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов, предполагалось реализовывать в рамках Программы повышения эффективности расходов бюджета города до 2013 года, принятой в 2011 году в соответствии с рекомендациями Правительства Российской Федерации и автономного округа.
За анализируемый период в ходе реализации вышеназванной программы разработан ряд муниципальных правовых актов, использование которых в бюджетном процессе создаёт предпосылки для дальнейшего совершенствования системы управления муниципальными финансами.
Разработаны и предполагаются к апробации в 2012 году:
1) методика формализованного прогнозирования налоговых и неналоговых доходов бюджета города, предусматривающая чёткий алгоритм построения прогнозных показателей по каждому виду поступлений, позволяющая повысить уровень объективности прогнозирования доходов в целом;
2) методические рекомендации, устанавливающие основания возникновения субсидий производителям товаров, работ, услуг (определения новых видов субсидий), определяющие порядок коллегиального рассмотрения и формирования предложений для включения в проект бюджета города экономически целесообразных и социально значимых видов субсидирования;
3) системы показателей оценки эффективности использования и управления муниципальным имуществом, вводимые в целях определения достаточности и оптимальности имущества для осуществления полномочий органов местного самоуправления и принятия решений по сохранению имущества в муниципальной собственности либо о его приватизации;
4) методика расчёта объёма возможного привлечения новых долговых обязательств с учётом их влияния на долговую нагрузку бюджета города, устанавливающая экономически безопасные пределы муниципального долга, исходя из фактической бюджетной платёжеспособности городского округа;
5) порядок принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств, предусматривающий практику детального обоснования главными распорядителями новых расходов с учётом их социальной значимости и результативности, проведение оценки возможностей бюджета города по их финансовому обеспечению на среднесрочную перспективу;
6) положение о Бюджетной комиссии при Главе города, создаваемой в целях коллегиального рассмотрения и согласования основных характеристик бюджета города и перечня новых расходных обязательств, предполагаемых к принятию;
7) ряд иных документов.
Одновременно внесены изменения в ряд действующих муниципальных правовых актов с целью совершенствования:
1) порядков разработки ведомственных и долгосрочных целевых программ (новацией является распространение ведомственных программ на деятельность осуществлением функций управления, а также установление единого порядка утверждения всех целевых программ до внесения в Думу города проекта решения о бюджете городского округа);
2) порядка разработки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (изменения предполагают расширение его содержания на все направления их работы, в том числе с учётом реализуемых долгосрочных и ведомственных целевых программ);
3) порядка и методики планирования бюджетных ассигнований, которые дополнены формализацией процедуры распределения предварительных предельных объёмов бюджетных ассигнований финансовым органом;
4) порядка ведения реестра расходных обязательств (изменения направлены на повышение качества и полноты его составления);
5) ряда иных документов.
Следует отметить, что в связи с отсутствием на федеральном и субфедеральном уровнях соответствующих решений выполнение ряда поставленных задач перенесено на более поздние сроки.
Так, до внесения необходимых изменений в бюджетную классификацию Российской Федерации отодвигается задача "программного бюджета" - то есть формирования приложений к решению Думы города о бюджете городского округа с распределением расходов по кодам соответствующих программ.
Из-за отсутствия методологических подходов к построению программ в новом формате, предполагающем принципиальные новации в их построении, в текущем году не удалось решить задачу создания системы комплексных долгосрочных целевых программ, объединяющих в себе ведомственные целевые программы, программные мероприятия инвестиционного характера, а также иные подпрограммы, что является задачей на планируемый период.
До внесения поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации также откладывается разработка новых норм об осуществлении внутреннего финансового контроля с нормативным закреплением полномочий всех его участников.
Подводя итоги, можно отметить, что на протяжении 2011 года и I полугодия 2012 года городским округом продолжалось последовательное решение задач устойчивого функционирования городской инфраструктуры, повышения эффективности муниципального управления.
Подтверждением этому явились:
1) присуждение муниципальному образованию городской округ город Сургут первого места в рейтинге по итогам проведения Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сводной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах автономного округа по итогам 2011 года. За достижение наиболее высоких показателей, городскому округу из бюджета автономного округа выделен грант в размере 85,5 млн. рублей;
2) повышение международным агентством "Standard&Poor`s" ранее установленного кредитного рейтинга с уровня "ВВ/ruAA" с прогнозом "Позитивный" до уровня "BB+/ruAA+" с прогнозом "Стабильный". В качестве одного из позитивных факторов при определении рейтинга отмечен взвешенный подход к управлению финансами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.