Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
В основных положениях Послания Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Думе и жителям автономного округа от 04 декабря 2009 года сформулирована цель по повышению энергетической эффективности: огромным ресурсом по повышению энергоэффективности располагает жилищно-коммунальный комплекс, за счет модернизации которого можно достичь от 30 до 40 % экономии энергоресурсов. Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности должна учесть все эти направления и предусмотреть меры по повышению энергоэффективности в различных сферах и отраслях.
Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 19.02.2010 N 89-рп "О вопросах энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" также ставит задачу к 2020 году снизить энергоемкость валового регионального продукта не менее чем на 40 % по сравнению с 2007 годом.
В городском округе город Сургут принципы энергосберегающей политики в новых экономических условиях начали формироваться еще в 1998-2000 годах. Организационно они были оформлены в виде ежегодных мероприятий по энергосбережению.
2.1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе
В бюджетной сфере муниципального образования городской округ город Сургут действует 147 муниципальных учреждений департамента образования, департамента культуры, молодежной политики и спорта, комитета по здравоохранению и 31 прочее муниципальное учреждение (далее - учреждения бюджетной сферы).
Из 59 общеобразовательных учреждений 7 требуют комплексного текущего ремонта, из 49 дошкольных образовательных учреждений 5 требуют комплексного текущего ремонта (предписания надзорных органов).
Из 126 объектов (28 муниципальных учреждений) культуры, молодёжной политики и спорта 18 требуют комплексного текущего ремонта, 26 - капитального ремонта, 7 - реконструкции.
При выполнении комплексного ремонта, в части мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, производятся следующие виды работ:
- замена трубопроводов системы тепло-, водоснабжения на трубы нового поколения, замена изоляции трубопроводов;
- установка теплообменников для утилизации тепла вытяжного воздуха.
На объектах бюджетной сферы города Сургута (отдельно стоящие здания) 100 % оснащение приборами учета энергоносителей достигнуто в период с 1998 по 2006 годы. Установлено 96 автоматизированных узлов регулирования тепловой энергии (АУРТЭ) и 3 индивидуальных тепловых пункта (ИТП), что обеспечивает годовую экономию тепловой энергии не менее 3-5 % и до 5 % снижение потребления энергоносителей на водоснабжение.
В период реализации долгосрочной целевой программы основной проблемой в бюджетной сфере будет являться опережающий рост стоимости коммунальных услуг, и вызванное этим резкое увеличение удельного веса расходов на оплату коммунальных услуг в общих расходах муниципальных учреждений, при снижении потребления энергетических ресурсов.
Потребление энергетических ресурсов по учреждениям бюджетной сферы
за 2007 - 2009 годы
Наименование |
Единица измерения |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Теплопотребление |
тыс. Гкал |
169,0 |
150,9 |
146,4 |
тыс. руб. |
137 431,4 |
153 300,6 |
167 104,5 |
|
Водопотребление |
тыс. куб.м. |
1 013,3 |
1 076,9 |
880,3 |
тыс. руб. |
18 749,3 |
51 546,7 |
52 219,5 |
|
Электроэнергия |
тыс. кВт |
38 465,9 |
38 085,9 |
36 168,9 |
тыс. руб. |
47 373,4 |
55 430,3 |
70 193,4 |
2.2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в коммунальной инфраструктуре
В городе Сургуте теплоснабжение осуществляется от двух государственных районных станций Сургутских ГРЭС с годовым объемом полезного отпуска тепловой энергии 2,3 млн. Гкал и от 21 котельной (19 муниципальных и 2 частных) с годовым объемом полезного отпуска тепловой энергии 1,1 млн. Гкал.
Средний удельный расход электроэнергии на выработку 1 Гкал муниципальными котельными в 2009 году составил 19,55 кВт. час/Гкал, что существенно ниже, чем по автономному округу - 30 кВт. час/Гкал, на передачу 1 Гкал - 2,38 кВт. час/Гкал. Основным топливом для муниципальных котельных является природный газ. Средний удельный расход газа на выработку 1 Гкал в 2009 году составил 0,159 т.у.т., что ниже среднего показателя по автономному округу - 0,161 т.у.т.
На территории города расположено 13 водозаборных и водоочистных сооружений (ВОС) общей производительностью 143 тыс. куб.м./сутки, из них 10 ВОС с общей производительностью 133 тыс. куб.м./сутки находятся в муниципальной собственности. Средний удельный расход электроэнергии на подъем, очистку 1 куб.м. воды в 2009 году составил 1,57 кВт. час/куб.м., по автономному округу от 0,3 до 3,0 кВт. час/куб.м.
Производительность городских канализационных очистных сооружений составляет 150 тыс. куб.м./сутки.
Общая протяженность городских сетей составляет:
- теплоснабжения в двухтрубном исчислении - 447,5 км, из них требуют замены сети протяженностью 113,8 км, что составляет 25,4 %;
- водопроводных сетей - 384,6 км, из них требуют замены сети протяженностью 130 км, что составляет 35 %;
- канализационных сетей - 362,9 км, из них требуют замены сети протяженностью 81,9 км, что составляет 22,8 %.
Замена инженерных сетей необходима в связи с их износом (ветхие сети).
Общая протяженность линий уличного освещения составляет 264,68 км; линий уличного освещения внутриквартальных проездов - 43,35 км. Общее количество светильников уличного и внутриквартального освещения - 9452 шт., из них требуют замены светильники с ртутными лампами в количестве 703 шт. на светильники с натриевыми лампами. Общее количество пускорегулирующих аппаратов для ламп наружного освещения - 7968 шт., из них требуют замены электромагнитные пускорегулирующие аппараты в количестве 1852 шт. на электронные пускорегулирующие аппараты.
Коммунальный комплекс является важнейшей инфраструктурной отраслью муниципального образования, определяющей показатели и условия энергообеспечения его экономики. Основным потребителем энергоресурсов является население.
Структура потребителей энергетических ресурсов
Направления потребления |
Доля в суммарном объеме потребления, в % |
||
тепловая энергия |
холодное водоснабжение |
горячее водоснабжение |
|
Население |
64,4 |
81,8 |
88,2 |
Социальная сфера |
12,2 |
6,6 |
6,6 |
Промышленные предприятия |
23,4 |
11,6 |
5,2 |
Всего |
100 % |
100 % |
100 % |
Наиболее значимые мероприятия по энергоресурсосбережению, внедряемые в городе Сургуте следующие.
С 2000 года на 7 котельных, из 21 существующей, произведена реконструкция с внедрением прогрессивных технологий, оснащенных современным энергосберегающим оборудованием, что позволило получить экономию газа в среднем по каждой котельной 5,5 %. За отопительный сезон удалось снизить тепловые потери при применении автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП) с 8 % до 5 %.
В городе установлено 101 центральных тепловых пунктов (ЦТП), из них с 2000 года полностью модернизировано 63 ЦТП - это современные высокотехнологические и эстетически оформленные объекты, работающие без обслуживающего персонала, передающие всю необходимую информацию в центральный диспетчерский пункт. При реконструкции ЦТП экономия тепловой энергии по 1 ЦТП составляет до 10 %, а электрической энергии до 15 % в год.
Применение автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) за счет управления энергопотреблением, использования высокоэффективного теплообменного и насосного оборудования ведущих мировых фирм позволяет получать экономию тепловой энергии до 20 % в год. Всего в жилищном фонде города установлено 88 ИТП.
Внедрение системы автоматизированных узлов управления (АУУ) позволяет сократить потребление тепловой энергии на нужды отопления жилого здания ориентировочно на 8 % в год. АУУ обеспечивает работу системы отопления здания в режиме авторегулирования, идентично ИТП. Всего в городе установлено 149 АУУ на 99 многоквартирных домах (МКД).
С 2000 года для доставки качественного теплоносителя потребителю производится реконструкция и капитальный ремонт тепловых сетей с применением труб в пенополиуретановой изоляции в полиэтиленовой оболочке (ППУ), с 2004 года изолированные пенополиуретаном трубопроводы в полиэтиленовой оболочке в теплогидроизоляции пенополиуретаном (ИЗОПЭКС), что позволило снизить тепловые потери и увеличить срок службы трубопроводов. Всего заменено тепловых сетей по новым технологиям 169,8 км, что составляет 18 % от общей протяженности сетей.
При проведении ремонтных работ внутриквартальных сетей водоснабжения с 2004 года применяется технология ИЗОПЭКС. Всего заменено водопроводных сетей 17,27 км, что составляет 4 % от общей протяженности сетей.
Внедрение АСУ ТП на водозаборных и очистных сооружениях города дает не только эффективное энергосбережение, но и снижение численности обслуживающего персонала на 40 %. Система позволяет получать всю информацию о работе оборудования на диспетчерском пульте, управлять работой оборудования, расположенного в разных точках города. Автоматизирована работа 160 скважин из 171 существующих (97 скважин управляются с диспетчерского пункта), 18 канализационных насосных станций (КНС) из 23 существующих.
Применение частотных преобразователей на насосном оборудовании позволяет экономить электроэнергию в среднем до 15 % в год и увеличить срок службы оборудования и его межремонтные периоды в 1,5-2 раза.
За период с 2001 по 2009 годы на КНС и очистных сооружениях города произведена замена 41 насоса на менее энергоёмкие, погружные насосы мировых компаний, с меньшей мощностью, но более производительные, что позволяет существенно снизить затраты электроэнергии по перекачке стоков. Суммарная экономия электроэнергии за период 2007 - 2009 годов составляет 17109 тыс. кВт. час.
За период 2007-2009 годов выполнена реконструкция аэрационной системы аэротенка 1-й очереди биологической очистки сточных вод, с заменой воздухораспределительной системы с применением более эффективных долговечных мембранных аэраторов фирмы SSI, что позволило снизить потребление электроэнергии воздуходувками в количестве 1105 тыс. кВт. час.
Применение светильников с натриевыми лампами высокого давления (мощность ламп 250 Вт) на линиях уличного и внутриквартального освещения характеризуется более эффективными экономическими и световыми характеристиками, по сравнению с ртутными лампами (мощность ламп 400 Вт). Замена электромагнитных пускорегулирующих аппаратов на электронные для натриевых ламп обеспечивает получение максимально возможной экономии электроэнергии при равной нормативной освещенности. За период 2004 - 2009 годы получена экономия электроэнергии от установки натриевых светильников и внедрения электронных пускорегулирующих аппаратов в количестве 22 444 тыс. кВт. час.
Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципальных предприятий и муниципальных учреждений экономически выгодна и целесообразна, что позволяет обеспечить потребности развивающегося города в качественных энергетических ресурсах, получать дополнительные мощности и повысить надежность и бесперебойность работы систем жизнеобеспечения населения.
Долгосрочная целевая программа рассчитана на период 2011 - 2015 годов. Программа позволяет реализовать комплекс мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципальных предприятий и муниципальных учреждений городского округа город Сургут.
2.3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде
Жилищный фонд города Сургута (2010 год) составляет 6418,1 тыс. кв.м. при численности населения - 308,13 тыс. человек.
Население является одним из основных потребителей энергетических ресурсов, и соответственно, представляет собой высокопотенциальную сферу для проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Оснащенность многоквартирных домов в кирпичном и панельном исполнении (КПД) общедомовыми приборами учета по тепловой энергии составляет 54 %, по горячей воде - 40 %, по холодной воде - 54 %. Оснащенность квартирными приборами учета холодной и горячей воды составляет 70 %.
В рамках Федерального закона от 21.05.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального комплекса" (с изменениями от 30.12.2008), во исполнение постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.05.2009 N 102-п "Об адресной программе ХМАО - Югры по поэтапному переходу на отпуск коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на 2009 - 2012 годы" (утратило силу с 01.01.2011 года) в жилищном фонде города проводилась установка общедомовых приборов учета тепловодоснабжения. За период 2009-2010 годов установлено приборов учета на 63 многоквартирных домах.
По-видимому в предыдущем абзаце имелся в виду Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ
Потребность в установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды в многоквартирных домах жилищного фонда города составляет ориентировочно 506 МКД.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ для собственников многоквартирных домов установлена обязанность по обеспечению оснащения таких домов приборами учета используемых энергетических ресурсов в срок до 01 января 2012 года.
Для выполнения требований вышеуказанного закона в жилищном фонде города организациям, на которых в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирными домами, необходимо регулярное проведение информационно-просветительской работы о потенциале энергосбережения и перехода к рациональному использованию энергоресурсов.
В настоящее время для регионов России программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в связи с высокой энергоемкостью отечественной экономики приобретают все более актуальный характер. В условиях обозначенных темпов роста цен на газ, электроэнергию значительно увеличилась доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости продукции и оказании услуг. Недостаточное финансирование комплекса работ по энергосбережению значительно усугубляет ситуацию. Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов на территории муниципального образования и прежде всего в муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.
Повышение эффективности потребления энергетических ресурсов, развитие всех отраслей экономики по энергосберегающему пути будет происходить в том случае, если в каждом муниципальном предприятии и муниципальных учреждениях будут проводиться энергосберегающие мероприятия. Для исключения негативных последствий реализации таких мероприятий все организационные, правовые и технические решения в этом направлении должны обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности человека, повышение качества и уровня жизни населения, развитие экономики и социальной сферы на территории муниципального образования.
Необходимость решения проблемы энергосбережения и повышения энергоэффективности программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в коммунальной инфраструктуре, социальной сфере обуславливает необходимость применения комплексного и системного подхода к решению финансовых, организационно-методических и других вопросов, направленных на достижение максимальных показателей энергетической эффективности. Необходимость координации действий поставщиков и потребителей энергоресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, и часто противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов местного самоуправления, имеющих полномочия в сфере регулирования коммунальных услуг.
2. Повышением эффективности расходования бюджетных средств.
Система лимитирования энергоресурсопотребления в бюджетном секторе позволила упорядочить платежи за коммунальные ресурсы, но не создала основы для снижения уровней энергопотребления. Необходимо разработать мероприятия, направленные на обеспечение снижения потребления энергетических ресурсов бюджетными учреждениями, в течение 5 лет не менее чем на 15 %, начиная с января 2010 года.
3. Обеспечением выполнения задач стратегии социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.
Принятая на федеральном уровне Энергетическая стратегия России на период до 2030 года является основным документом, целью которого является максимально эффективное использование энергетических ресурсов и устойчивый рост экономики, повышение качества жизни населения страны, и прямо указывает, что мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны стать обязательной частью программ социально-экономического развития.
Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2020 года определены приоритетные направления по инновационному развитию экономики города, на улучшение показателей в области экономического, экологического социального развития. В настоящее время создание условий для энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития городского округа.
4. Обеспечением выполнения в установленный срок требований действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В предстоящий период решение этих вопросов без применения программно-целевого метода не представляется возможным.
Динамика изменения значений целевых показателей за предшествующие три года и текущий год отражена в приложении 2 к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.