Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 "Характеристика текущего состояния сферы
социально-экономического развития муниципального образования
городской округ город Урай"
Статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен перечень вопросов местного значения городского округа по осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны:
1) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
2) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
3) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы местного самоуправления самостоятельно:
1) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
2) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
3) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
4) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
5) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
7) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
8) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
9) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
10) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1 указанного Федерального закона;
11) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
12) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
13) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
1) проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
2) проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
3) создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
4) проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
5) проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
6) создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;
7) обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" органы местного самоуправления создают учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность.
С 2005 года по 2012 год на территории муниципального образования городской округ город Урай зарегистрировано шесть чрезвычайных ситуаций:
Авария на коммунальных сетях жизнеобеспечения. 19 января 2006 года в 05 часов 55 минут произошел порыв теплотрассы диаметром 89 миллиметров в теплокамере N 14/3-5 на вводе дома N 47 микрорайона 3. Без теплоснабжения остались жильцы дома в количестве 298 человек. Причина аварии 100 % износ труб теплосетей. Порыв устранен в течение рабочего дня к 16°°ч. 19 января 2006 года силами аварийно - технической команды муниципального унитарного предприятия "Урайтеплоэнергия". Материальный ущерб предприятия составил 12291 рубль 89 копеек.
Опасные метеорологические условия, сильный ветер, шквал. 06 июня 2006 года на территории города Урай зафиксированы порывы ветра со скоростью 18-23 м/с, что привело к разрушению кровли крыш на 40 зданиях жилого, социального и производственного сектора города. На ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации израсходовано 4 949 885 рублей 19 копеек.
Техногенные чрезвычайные ситуации, пожары и взрывы (с возможным последующим горением). 6 октября 2008 года в 16 часов 43 минуты произошёл пожар в дачном домике садово-огороднического товарищества "Монтажник". Вследствие пожара погибло два человека.
Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) аварийно- химических опасных веществ (АХОВ), обнаружение (утрата) источников АХОВ. 10 ноября 2008 года в 09 часов 30 минут обнаружена металлическая ртуть в санитарных приборах туалетной комнаты в помещении филиал Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в городе Урай", Территориальное отделение Управления "Роспотребнадзор" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в городе Урай. Объем обнаруженной металлической ртути составил 950 граммов. По результатам исследования состояния объекта лабораторией Филиал Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии" Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в городе Нягань" превышение предельно допустимой концентрации паров ртути составило 2,5-3 раза.
Опасные метеорологические явления. С 7 августа по 9 августа 2009 года вследствие обильного выпадения осадков в виде ливневого дождя на территории города Урай 30 миллиметров и более за час образовался паводок, в результате оказались подтоплены жилые дома микрорайонов 1, 2, 1А, 1Г, 1Д, ущерб от чрезвычайной ситуации составил более 100 минимальных размеров оплаты труда.
Биолого-социальные чрезвычайные ситуации, инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей, инфекционные заболевания людей невыясненной этиологии. В мае 2010 года инфекционному заболеванию подверглись 25 человек населения, в том числе 17 детей.
Проведены мероприятия:
1) обследование заболевших контактных, работников пищеблока;
2) карантинные мероприятия - лечение больных в инфекционном отделении;
3) выставлен заключительный диагноз - энтерит инфекционный неясной этиологии.
К ликвидации чрезвычайной ситуации привлекалось формирование Территориального отдела управления "Роспотребнадзор" Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологи", муниципальное учреждение "Центральная городская больница".
Основной причиной возможного возникновения и развития динамики техногенных чрезвычайных ситуаций является износ основных технических и технологических фондов предприятий жизнеобеспечения города до критического уровня и возрастание на них нагрузки при критически опасных метеорологических условиях. Основными путями решения предотвращения чрезвычайных ситуаций является увеличение финансирования на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, выполнение полного объема работ по замене изношенных участков сетей предприятий жизнеобеспечения города, проведения подготовительных работ к прохождению максимальных нагрузок на сети, создание резерва оборудования, материалов для ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Потенциальные опасности в промышленности и энергетике на территории муниципального образования город Урай оцениваются, как маловероятные. Состояние автомобильного, воздушного, водного транспорта оценивается "Удовлетворительно". Транспортные коммуникации не несут реальной угрозы населению, так как выполнены в соответствии с нормами и требованиями безопасности. Но при критической степени износа основных производственных фондов и систем защиты, при возможности проявлений террористических актов сохраняется потенциальная опасность для персонала предприятий. Аварий в инфраструктуре и объектах автомобильного, воздушного, водного транспорта не зафиксировано.
Основной причиной возникновения и проявления природных чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах экономики, сельского хозяйства и их инфраструктуры является возникающие критически опасные природные метеорологические явления. Природными явлениями, являющимися причиной возникновения и проявления природных чрезвычайных ситуаций на территории города Урай - это низкие температуры воздуха в зимний период, паводковые явления в весенний период, сильный ветер - ураганы.
Характер динамики чрезвычайных ситуаций, в сравнении с предыдущими периодами показывает, что произошел рост биолого-социальных чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования город Урай.
Велика вероятность эпизоотии, паразитарного и зоонозного заболевания животных. Эпифитотии и вспышки массового размножения наиболее опасных болезней и вредителей сельскохозяйственных растений и леса не зафиксированы.
Исходя из анализа проведенных проверок и состояния дел по вопросам содержания и обслуживания существующего фонда защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий) гражданской обороны на территории города Урай, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с требованиям Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" выявлено, что все защитные сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО), являющиеся имуществом муниципального образования город Урай, имеют статус "Не пригодны к приему укрываемых", т.е. не соответствуют требованиям по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.
Многие ЗС ГО нуждаются в ремонте и экстренной замене инженерно-технического оборудования. В противорадиационных укрытиях (далее ПРУ) отсутствует вентиляционное оборудование, не выполняются работы по косметическому ремонту помещений, нет оборудованных санузлов, аварийных резервуаров для сбора фекалий, герметичных дверей, во многих помещениях освещение выполнено по временной схеме. Часть помещений не освобождена от строительного и бытового мусора, не разобраны гниющие деревянные полы и облицовка стен и потолков. Наблюдаются следы затопления. На входах разрушены бетонные ступени, существующие козырьки не защищают от атмосферных осадков.
В целях сохранения имеющегося фонда ЗС ГО, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию ЗС ГО в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, муниципальное образование обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность:
1) защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов;
2) герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО;
3) инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
Укрытие населения в ЗС ГО является основным и наиболее действенным способом защиты в чрезвычайных ситуациях, как военного, так и мирного времени. Предоставление населению ЗС ГО является важнейшей задачей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности.
Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по инженерной защите населения определяется исходя из принципа необходимой достаточности в обеспечении защиты населения от опасности поражающих факторов в различных чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, перспектив размещения производительных сил, развития современных средств поражения, наличия потенциально опасных технологий и производств.
Организация учета рационального расходования капитальных вложений и материально-технических ресурсов, эффективного использования помещений ЗС ГО по двойному назначению, как для защиты укрываемых, так и в интересах экономики и обслуживания населения. Оборудование и эксплуатация ЗС ГО должно осуществляться на основании установленных норм и правил по защите населения и в первую очередь от поражающих факторов современных средств поражения вероятного противника, аварийно химических опасных веществ и катастрофического затопления.
В связи с изменившимися социально-экономическими условиями, существовавший ранее порядок проектирования, строительства, содержания и эксплуатации средств коллективной защиты не всегда дает положительные результаты. Поиск новых путей и методов выполнения мероприятий по инженерной защите населения, иных подходов к решению вопросов содержания, эксплуатации и накопления фонда ЗС ГО в современных условиях является актуальной государственной задачей, требующих усилий руководителей практически всех уровней власти и организаций.
Сведения по обеспечению населения города Урай защитными сооружениями гражданской обороны и их состоянию приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сводная ведомость состояния защитных сооружений
гражданской обороны, находящихся на территории города Урай
N п/п |
Показатели инвентаризации |
Ед. изм. |
наименование ЗС ГО |
||||||||||
убежища |
ПРУ |
||||||||||||
в том числе по классам |
в том числе по группам |
||||||||||||
всего |
A-II |
A-I |
A-I |
A-V |
всего |
П- |
П-2 |
П- |
П-4 |
П-5 |
|||
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
V |
|
|
1 |
|
3 |
|
|
1. |
Количество ЗС ГО |
шт. |
2 |
|
|
2 |
|
35 |
|
33 |
|
2 |
|
2. |
Проектная вместимость |
тыс. чел. |
0,3 |
|
|
0,3 |
|
22,14 |
|
22,04 |
|
0,25 |
|
3. |
Фактическая вместимость |
тыс. чел. |
0,3 |
|
|
0,3 |
|
22,14 |
|
22,04 |
|
0,25 |
|
4. |
Соответствуют нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны |
шт. |
2 |
|
|
2 |
|
4 |
|
3 |
|
1 |
|
тыс. чел. |
0,3 |
|
|
0,3 |
|
0,63 |
|
0,53 |
|
0,1 |
|
||
5. |
Готовность к приёму укрываемых |
||||||||||||
5.1. |
Готовы |
шт. |
2 |
|
|
2 |
|
4 |
|
3 |
|
1 |
|
тыс. чел. |
0,3 |
|
|
0,3 |
|
0,63 |
|
0,53 |
|
0,1 |
|
||
5.2. |
Требуют текущего ремонта |
шт. |
2 |
|
|
2 |
|
18 |
|
18 |
|
0 |
|
тыс. чел. |
0,3 |
|
|
0,3 |
|
11,81 |
|
11,81 |
|
0 |
|
||
5.3. |
Требуют капитального ремонта в том числе |
шт. |
0 |
|
|
0 |
|
13 |
|
13 |
|
1 |
|
тыс. чел. |
0 |
|
|
0 |
|
9,7 |
|
9,7 |
|
0,15 |
|
||
5.3.1. |
Затоплено грунтовыми и техногенными водами |
шт. |
0 |
|
|
0 |
|
5 |
|
5 |
|
0 |
|
тыс. чел. |
0 |
|
|
0 |
|
5 |
|
5 |
|
0 |
|
||
5.3.2. |
Разрушение строительных конструкций |
шт. |
0 |
|
|
0 |
|
3 |
|
2 |
|
1 |
|
тыс. чел. |
0 |
|
|
0 |
|
1,05 |
|
0,9 |
|
0,15 |
|
||
5.3.3. |
По другим причинам |
шт. |
0 |
|
|
0 |
|
6 |
|
6 |
|
0 |
|
тыс. чел. |
0 |
|
|
0 |
|
2,95 |
|
2,95 |
|
0 |
|
Накопление средств индивидуальной защиты для сотрудников органов местного самоуправления города Урай и муниципальных учреждений составляет 36% от положенного. На сегодняшний день необходимо восполнить накопленные и находящиеся на хранении в муниципальном бюджетном учреждении "Центральная городская больница" средства индивидуальной защиты.
Сведения о накоплении необходимого количества средств индивидуальной защиты, стоимости изделий и выделении денежных средств на эти нужды приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование |
Количество (шт.) |
Стоимость (руб.) |
Сумма (руб.) |
Противогаз ГП-7В |
1740 |
2495,0 |
4081820,0 |
Респиратор Р-2 |
2439 |
218,0 |
508376,0 |
Аптечка индивидуальная АИ-2 |
2489 |
220,0 |
524040,0 |
ИПП-11 |
2489 |
110,0 |
262020,0 |
Индивидуальный перевязочный пакет |
2489 |
34,0 |
80988,0 |
Итого |
5457244,0 |
Сведения об восполнении необходимого количества средств индивидуальной защиты, стоимости изделий и выделении денежных средств на эти нужды приведены в таблице 3.
Таблица 3
Наименование |
Количество (шт.) |
Стоимость (руб.) |
Сумма (руб.) |
Противогаз ГП-7В |
874 |
2495,0 |
2180630,0 |
Респиратор Р-2 |
148 |
218,3 |
32308,4 |
Камера детская защитная |
60 |
18500,0 |
1110000,0 |
Аптечка индивидуальная АИ-2 |
121 |
220,0 |
26620,0 |
ИПП-11 |
59 |
110,0 |
2006,0 |
Индивидуальный перевязочный пакет |
74 |
34,0 |
8140,0 |
Итого |
3359704,4 |
Таким образом, органы местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства несут ответственность за комплекс мероприятий, имеющий конечной целью минимизировать риски, повысить безопасность проживающего населения и сохранность материальных средств.
Программа направлена на проведение на территории муниципального образования городской округ город Урай комплекса мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Важным условием устойчивого развития городского сообщества является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, создание условий для безопасной жизни личности, семьи, общества.
Безопасность жизни в городе является одной из важнейших характеристик городской среды и оказывает существенное влияние на качество жизни горожан.
Сегодня в соответствии с действующим законодательством перед органами местного самоуправления стоит задача координации и концентрации всех усилий на территории города для создания безопасной среды, исполнения возложенных задач и полномочий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
С учетом разграничения функций и ответственности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления программа направлена на создание условий для уменьшения рисков чрезвычайных ситуаций, реализацию превентивных мер по их ликвидации, а также мероприятий по снижению возможного ущерба.
Принятие неотложных организационных и перспективных практических решений и мер в этой области позволит снизить социальную напряженность, сохранить экономический потенциал, придаст больше уверенности жителям в своей безопасности и защищенности.
Выполнение мероприятий программы позволит сохранить и более эффективно использовать постоянно действующие органы управления, создать условия для накопления и сбережения материально-технических, аварийно-спасательных средств. Позволит снизить риски возникновения чрезвычайных ситуаций, гибель людей и материальные потери на территории города, обеспечить выполнение всего комплекса мероприятий предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказание спасателями своевременной помощи физическим и юридическим лицам на территории муниципального образования городской округ город Урай.
В результате возникновения чрезвычайных ситуаций разрушительным последствиям подвергается социальная среда обитания человека. Гибнут или серьезно травмируются люди, привлекаются значительные материальные и финансовые ресурсы на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, все это сказывается на темпах развития и, как итог, - на уровне жизни людей.
Эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов.
При применении программно-целевого метода будет осуществляться:
1) информационная поддержка и создание инфраструктуры для ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
2) координация действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования на возможные чрезвычайные ситуации;
3) реализация комплекса практических мер, исключающих возникновение чрезвычайных ситуаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.