Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Кондинского района
от 10 января 2013 г. N 7
Долгосрочная комплексная целевая программа
"Программа комплексного развития аграрного сектора экономики Кондинского
района до 2015 года"
(далее - Программа)
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Агропромышленный комплекс Кондинского района является одним из ключевых секторов экономики, сельскохозяйственное производство, рыбодобыча для большинства жителей района это единственный источник доходов. Развитие аграрного сектора экономики района важный фактор в решении целого ряда жизнеобеспечивающих задач: экономических, социальных, экологических и политических. Данная Программа определяет цели, задачи и основные направления развития аграрного сектора экономики, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Сельское хозяйство
Обострение социальных, экономических проблем села обусловлено отсутствием условий для альтернативной занятости населения, низким уровнем социальной и инженерной инфраструктуры, изношенностью имеющихся производственных мощностей, низким уровнем экономического роста.
На протяжении многих лет уровень заработной платы в сельском хозяйстве и рыбной отрасли остается одним из самых низких среди отраслей экономики Кондинского района. Низкие темпы развития сельскохозяйственного производства и финансовая неустойчивость отрасли обусловлены диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, нестабильностью агропродовольственного рынка, ограниченным доступом сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, дефицитом квалифицированных кадров, практически стопроцентным износом имеющихся основных фондов.
В данной ситуации муниципальная поддержка должна быть направлена на создание общих благоприятных условий функционирования субъектов отрасли, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.
Растениеводство
Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Кондинском районе составляет 8565 га (из них пашни 2748 га, сенокосов 4024 га, пастбищ 1728 га). В том числе 2328 га пашни, которая занята под посевами многолетних и однолетних кормовых трав для заготовки грубых и сочных кормов. В настоящее время с каждым годом снижается уровень плодородия пахотных земель, многолетние насаждения зачерняются, часть пашни зарастает лесом. Многие годы не проводились работы по землеустройству, межеванию. Одним из основных направлений обеспечения устойчивого развития кормопроизводства является целенаправленная работа по улучшению плодородия земель: вспашка старозалежных земель, приобретение и внесение минеральных удобрений, раскислителей почвы, пересев значительных площадей многолетних трав, приобретение сельскохозяйственной техники по обработке почвы, посеву и уборке кормов. Это дорогостоящее мероприятие сельхозтоваропроизводители самостоятельно реализовать не в состоянии. Развитие кормопроизводства имеет важное социально-экономическое значение, поскольку позволит обеспечить общественное животноводство собственными кормами, а население района молочной и мясной продукцией местных производителей.
Животноводство
Животноводство в Кондинском районе является основным видом хозяйственной деятельности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей региона.
Ведущими отраслями животноводства в районе являются молочное скотоводство и свиноводство.
Благодаря реализации мероприятий программы "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и период до 2015 года" интенсивное развитие в районе получило свиноводство (поголовье свиней за последние три года увеличилось вдвое). Основными сдерживающими факторами развития молочного животноводства в Кондинском районе является практически полная изношенность материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий, отсутствие средств на строительство современных животноводческих комплексов и высокопродуктивного племенного поголовья, слабая кормовая база. Дальнейшее развитие животноводства требует муниципальной поддержки в сфере:
развития материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей с переходом на ресурсосберегающие технологии;
повышения качества производимой продукции;
улучшения генетических показателей сельскохозяйственных животных и разведения породистого скота;
увеличения продуктивности животных;
развития клеточного звероводства;
укрепления кормовой базы;
решения кадровых вопросов.
Звероводство - отрасль животноводства по разведению в неволе ценных пушных зверей для получения шкурок. В Кондинском районе объектом разведения является серебристо-черная лисица. За последние годы наблюдается значительное снижение маточного поголовья серебристо-черной лисицы. Так, в 2002 году, в районе было 2509 самок, в 2007 году 522 самки, а к 2012 году поголовье самок сократилось до 240 голов. Для сохранения и увеличения маточного поголовья зверей и сохранения звероводства как отрасли в районе необходима финансовая поддержка.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства района должно стать предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем и способом системного подхода к увеличению валового продукта, рабочих мест.
Рыбохозяйственный комплекс
Рыбное хозяйство в экономике района играет важную роль. Прежде всего рыбная отрасль рассматривается как источник обеспечения населения района продуктами питания, источником доходов для рыбаков и их семей, поставщиком кормовой рыбы для отрасли пушного звероводства.
Кондинский район обладает значительным рыбохозяйственным фондом водоемов. По данным научных исследований на территории района без ущерба для ихтиофауны можно добывать до 3000 тонн рыбы. В настоящее время уровень добычи рыбы в среднем 1500 тонн в год, что явно не соответствует потенциалу водоемов. Таким образом, в районе имеется значительный резерв по освоению рыбохозяйственного фонда водоемов, следовательно и по изъятию существенной части рыбных ресурсов.
Освоение рыбохозяйственного фонда Кондинского района
Район |
Тип |
Рыбохозяйственный фонд |
Освоенный фонд |
% освоения фонда |
|||
водоема |
кол-во |
км/тыс.га |
кол-во |
км/тыс.га |
кол-во |
км/тыс.га |
|
|
реки (км) |
1373 |
14616 |
63 |
1490,3 |
4,5 |
10 |
Кондинский |
озера (км) |
2027 |
304,1 |
57 |
15,077 |
2,8 |
4,93 |
Рыбодобычей в районе занимаются предприятия рыбной промышленности, национальные и родовые общины, индивидуальные предприниматели.
Организационная структура рыбной отрасли, ее управляемость под влиянием проводимых в стране экономических реформ кардинально изменились. Как сельскому хозяйству, так и рыбной отрасли характерны те же особенности производственных циклов, связанные с природно-климатическими, гидрологическими условиями. На смену крупным рыбодобывающим и рыбоперерабатывающим предприятиям пришло множество малых предприятий. За последние пять лет вследствие капиталовложений и инвестиций из бюджета автономного округа в отрасль стала заметнее выстраиваться схема добычи и переработки рыбы. Тем не менее, объем переработки рыбы остается низким. 70% в ассортименте рыбных товаров преобладает охлажденная и мороженая рыба, количество других видов переработки рыбы незначительны: копченой 7,8%, соленой 2,7%, вяленой 7,7% и т.д.
Большие возможности по увеличению потенциально-возможного вылова открывает освоение озерного фонда района. Согласно данным профессора Мухачева И.С. (2003 г.) в озерном рыбоводстве России целесообразно выделять четыре зоны: 1- сиговые, 2 - сигово-карповая, 3 - карпово-сиговая и 4 - карповая. Территория Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относится к первой зоне с развитым очагом озерного фонда. Для сиговодства особенно перспективны озера Кондинского района, характеризующиеся благоприятными показателями водной среды для пеляди, муксуна и нельмы.
Заготовка и переработка дикоросов
Заготовка и переработка дикоросов имеет важное социальное значение в районе, увеличивает занятость и материальное состояние населения.
Для наращивания объемов заготовки и переработки дикорастущего сырья, поступления инвестиций в развитие материально-технической базы, увеличения занятости населения в программу внесены мероприятия, направленные на повышение экономической и социальной эффективности заготовительной и перерабатывающей деятельности в Кондинском районе.
Основными проблемами заготовки и переработки дикоросов являются:
ярко выраженная сезонность заготовки дикоросов;
отсутствие взаимодействия заготовителей и переработчиков в связи с низкой экономической мотивацией и, как следствие, низкий уровень промышленной переработки дикоросов;
значительная удаленность территорий заготовки от центров потребления и переработки дикоросов;
труднодоступность территорий заготовки дикоросов, что увеличивает себестоимость заготовленной продукции при реализации;
низкая привлекательность заготовки и переработки дикоросов для привлечения кредитных ресурсов и других источников долгосрочного и краткосрочного финансирования, что обусловило ограниченность материально-технических ресурсов для заготовки и переработки дикоросов;
нехватка квалифицированных специалистов в сфере заготовки и переработки дикоросов.
2. Цель Программы
2.1. Обеспечение устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции в районе.
2.2. Стимулирование развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе района.
2.3. Увеличение потенциально-возможного вылова рыбы.
2.4. Улучшение жилищных условий на селе.
2.5. Развитие системы заготовки и переработки дикоросов.
3. Задачи Программы
3.1. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции.
3.2. Безвозмездная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов.
3.3. Создание благоприятных организационных, экономических условий и развитие системы заготовки и переработки дикоросов.
4. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы 2012-2015 годы.
6. Планируемые объемы и источники финансирования
Объемы финансирования всего 223998,6 тыс. руб.,
в том числе:
2012 год - 64516,6 тыс. руб.,
2013 год - 58968 тыс. руб.,
2014 год - 51732 тыс. руб.,
2015 год - 48782 тыс. руб.
Источник финансирования: федеральный бюджет 925,5 тыс. руб.,
в том числе:
2012 год 925,5 тыс. руб.
Бюджет автономного округа 213773,1 тыс. руб.
в том числе:
2012 год - 63591,1 тыс. руб.,
2013 год - 55868 тыс. руб.,
2014 год - 48632 тыс. руб.,
2015 год - 45682 тыс. руб.
Бюджет района 9300 тыс. руб.
в том числе:
2013 год - 3100 тыс. руб.,
2014 год - 3100 тыс. руб.,
2015 год - 3100 тыс. руб.
7. Исполнители и координатор Программы
7.1. Исполнителем Программы являются администрация Кондинского района, комитет по развитию производств и инфраструктуры администрации Кондинского района.
7.2. Координацию работы по реализации Программы осуществляет комитет по развитию производств и инфраструктуры администрации Кондинского района.
8. Ожидаемые результаты реализации Программы
Целевые показатели (приложение 2 к долгосрочной комплексной целевой программе)
8.1. Увеличение к 2015 году производства молока на 6,9 %, мяса на 14%, вылов рыбы на 41%.
8.2. Заготовка плановой потребности качественных кормов собственного производства (сено, сенаж).
8.3. Увеличение качества полуфабрикатов шкурок серебристо-черной лисицы.
8.4. Укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий.
8.5. Увеличение количества действующих малых форм хозяйствования в сфере сельскохозяйственного производства.
8.6. Развитие товарного рыбоводства, увеличение вылова рыбы.
8.7. Увеличение объемов заготовки и переработки дикоросов.
9. Механизм реализации Программы
9.1. Муниципальным заказчиком долгосрочной целевой Программы является комитет по развитию производств и инфраструктуры администрации Кондинского района.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей мероприятий, направленные на формирование эффективного и конкурентоспособного агропромышленного производства.
Комитет по развитию производств и инфраструктуры администрации Кондинского района осуществляет управление реализации Программы, обладает правом вносить предложения об изменении размеров финансовых средств, направляемых на решение отдельных задач Программы.
Реализация мероприятий по Программе осуществляется непосредственно комитетом по развитию производств и инфраструктуры администрации Кондинского района в целях обеспечения создания общих условий функционирования агропромышленного комплекса Кондинского района. В перечень мероприятий Программы входят направления, по которым необходимо взаимодействие с Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа, так как реализация их предусмотрена на условиях финансирования из средств окружного и федерального бюджетов, а также уточнением затрат по программным мероприятиям на очередной финансовый год и плановый период.
Оценка хода исполнения мероприятий Программы основана на мониторинге ожидаемых непосредственных и конечных результатов реализации Программы как сопоставления фактически достигнутых, так и целевых значений показателей.
9.2. Реализация мероприятий Программы осуществляется посредством выплат субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на основании:
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 марта 2011 года N 53-п "О порядке предоставления субсидий на поддержку сельского хозяйства и рыбной отрасли, а также на развитие материально-технической базы малых форм хозяйствования";
приказов Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 марта 2011 года N 2 "Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства в рамках реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса Югры в 2011-2013 гг.", от 17 марта 2011 года N 3 "Об утверждении форм, справок-расчетов на предоставление субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, паспорта аттестации пункта искусственного осеменения, перечня оборудования и материалов для искусственного осеменения", от 17 марта 2011 года N 4 "Об утверждении форм отчетности об осуществлении переданного органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственных предприятий производства".
10. Оценка риска при реализации Программы
10.1. В процессе реализации Программы могут проявиться ряд рисков:
Сокращение бюджетного финансирования, несистемное выделение средств на выполнение мероприятий Программы, что повлечет, исходя из новых бюджетных параметров, пересмотр ожидаемых показателей эффективности, не обеспечит в полном объеме решения поставленных задач.
10.2. С целью минимизации рисков Программы запланированы следующие мероприятия:
10.2.1. Ежегодная корректировка по результатам исполнения Программы мероприятий и объемов финансирования.
10.2.2. Ежегодная корректировка целевых показателей Программы.
11. Контроль за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет комитет по развитию производств и инфраструктуры администрации Кондинского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.