Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Сургутского района
от 9 декабря 2011 г. N 4658-нпа
(с изменениями от 14 июня, 10 октября 2012 г.)
Постановлением Администрации Сургутского района от 10 октября 2012 г. N 3830-нпа в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
1. Паспорт ведомственной целевой программы
"Основные направления в области управления и распоряжения
муниципальной собственностью Сургутского района на 2012-2014 годы"
2. Правовое обоснование разработки Программы
Ведомственная целевая Программа "Основные направления в области управления и распоряжения муниципальной собственностью Сургутского района на 2012 - 2014 годы" разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет принцип целевого назначения имущества, находящегося в муниципальной собственности Сургутского района;
- Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
- Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
- Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации";
- Федеральным законом Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
- Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
- Земельным кодексом РФ;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской федерации";
- Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путём проведения торгов в форме конкурса";
- Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)";
- Приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 255 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Цель и виды стоимости (ФСО N 2)";
- Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО N 3)";
- решением Думы Сургутского района от 28.06.2010 N 628 "Об утверждении Положения о порядке планирования и принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального образования Сургутский район";
- решением Думы Сургутского района от 01.12.2009 N 534 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством";
- решением Думы Сургутского района от 22.12.2009 N 550 "Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Сургутский район";
- постановлением администрации Сургутского района от 20.12.2006 N 2127 "Об утверждении Положения о порядке ведения реестра муниципального имущества Сургутского района";
- постановлением администрации Сургутского района от 08.06.2010 N 1872-нпа "Об утверждении порядка расчёта арендной платы за пользование муниципальным имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Сургутский район";
- постановлением администрации Сургутского района от 03.11.2010 N 3645-нпа "Об утверждении административного регламента оказания муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством";
- постановлением администрации Сургутского района от 30.08.2011 N 3134-нпа "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по приёму заявлений и выдаче документов о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории (оказание услуги в электронном виде в установленном порядке)";
- постановлением администрации Сургутского района от 08.10.2010 N 3342-нпа "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги администрацией Сургутского района по предоставлению земельных участков для строительства, с проведением работ по их формированию, с предварительным согласованием мест размещения объектов";
- постановлением администрации Сургутского района от 29.07.2011 N 2688-нпа "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование";
- постановлением администрации Сургутского района от 08.08.2011 N 2810-нпа "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в безвозмездное срочное пользование";
- постановлением администрации Сургутского района от 29.07.2011 N 2688-нпа "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование";
- постановлением администрации Сургутского района от 15.07.2011 N 2448-нпа "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства, с проведением работ по их формированию, без предварительного согласования мест размещения объектов";
- постановлением администрации Сургутского района от 25.10.2010 N 3519-нпа "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках";
- постановлением администрации Сургутского района от 17.12.2010 N 4363-нпа "О предоставлении земельных участков для целей строительства";
- постановлением администрации Сургутского района от 12.05.2011 N 1525-нпа "Об утверждении административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Сургутского района";
- постановлением администрации Сургутского района от 08.08.2011 N 2810-нпа "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в безвозмездное срочное пользование".
3. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Реализация правомочий собственника (владение, пользование и распоряжение) требует объективных и точных сведений о составе, количестве и качественных характеристиках имущества. Надлежащее оформление права собственности, современная техническая инвентаризация муниципальной недвижимости являются залогом целостности всего районного имущества. Между тем, управление муниципальной собственностью характеризуется высоким уровнем мобильности, необходимостью реализации ряда социальных задач. В данной сфере деятельности существуют следующие проблемы:
а) отсутствие оформленного права муниципальной собственности на объекты муниципальной собственности;
б) низкая эффективность деятельности муниципальных унитарных предприятий Сургутского района;
в) недостаточное поступление в бюджет района средств от использования муниципального имущества.
Основной проблемой, стоящей перед администрацией в сфере оформления права муниципальной собственности на объекты муниципальной собственности, является устаревшая техническая документация, а также ее отсутствие. Наличие технического и (или) кадастрового паспорта на объект недвижимости является обязательным требованием при проведении государственной регистрации.
Кроме того, проведение технической инвентаризации позволит установить точную площадь муниципальных нежилых помещений, выявить перепланированные объекты, выявить самовольные постройки.
Объекты инженерной инфраструктуры (линии электропередач, водопроводы, объекты канализации, теплотрассы и др.) занимают особое место среди объектов муниципальной собственности. Потребность проведения технической инвентаризации объясняется, прежде всего, необходимостью включения их в реестр муниципальной собственности в качестве самостоятельных объектов учета, государственной регистрации права муниципальной собственности и передаче их в пользование.
Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью, находящейся в собственности Сургутского района.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения мероприятий правового, организационного, производственного, технического, технологического и образовательного характера.
Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района постоянно проводится работа по формированию и учёту объектов недвижимости муниципальной собственности Сургутского района.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляется государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости, являющиеся имуществом казны, а также на вновь выявленные здания и сооружения. Основные затраты, необходимые для проведения государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, относятся на изготовление технической документации.
На департамент возложено решение следующих задач:
1. Проведение единой государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений в целях повышения эффективности экономики Сургутского района.
2. Формирование системы управления муниципальным имуществом Сургутского района, в том числе земельными участками, ориентированной на повышение доходности от его использования.
3. Осуществление приватизации муниципального имущества Сургутского района.
4. Осуществление полномочий администратора неналоговых доходов консолидированного бюджета Сургутского района в пределах своей компетенции.
5. Осуществление полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Сургутский район.
6. Формирование системы учёта и контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества Сургутского района.
7. Защита имущественных интересов Сургутского района.
8. Обеспечение взаимодействия муниципального района с городскими и сельскими поселениями в границах муниципального района в области имущественных и земельных отношений.
В целях соблюдения требований федерального законодательства о составе имущества важной задачей является оптимизация состава муниципальной собственности Сургутского района, которая достигается путем осуществления следующих мероприятий:
1) приватизация муниципального имущества Сургутского района;
2) разграничение муниципального имущества;
3) разграничение права государственной собственности на землю.
Приватизация муниципального имущества является наиболее эффективным способом регулирования структуры экономики путём перераспределения муниципального имущества в частную собственность, продажи имущества незадействованного в обеспечении деятельности органов местного самоуправления, а также неиспользуемого или неэффективно используемого имущества. Эффективность этого способа оптимизации публичного имущества связана с возмездным характером его отчуждения, что способствует решению задачи повышения доходной части бюджета.
Следует отметить, что законодатель, устанавливая принцип соответствия нахождения имущества в муниципальной собственности закреплёнными полномочиями, определил процедуру безвозмездного перераспределения такого имущества между публичными собственниками. Реализация данного механизма способствует наделению органов государственной власти и местного самоуправления имуществом, необходимым для осуществления их функций.
Эффективное использование муниципального имущества, прежде всего заключается в обеспечении осуществления функций органа местного самоуправления.
Для формирования систематизированных сведений по каждому объекту муниципальной собственности Сургутского района осуществляется учёт и ведение реестра муниципального имущества Сургутского района, что позволяет принимать оптимальные решения об использовании такого имущества.
Федеральное законодательство устанавливает, что необходимым условием для передачи объекта недвижимости в пользование является его государственная регистрация. Значительная часть объектов, содержащихся в реестре муниципального имущества, переданы в муниципальную собственность до принятия законодательства о государственной регистрации, в связи, с чем в отношении таких объектов отсутствуют необходимые для регистрации документы. Для этого департаментом обеспечивается проведение инвентаризации и кадастрового учета таких объектов.
При использовании имущества важно обеспечить защиту имущественных интересов собственника в случае повреждения или утраты данного имущества вследствие наступления страховых случаев. В связи, с чем имущество подлежит страхованию за счёт средств бюджета Сургутского района.
Одной из основных задач, возникающих при управлении муниципальным имуществом, является контроль за его использованием, под которой, в первую очередь, подразумевается контроль за поступлением доходов от использования муниципального имущества Сургутского района.
Это связано с необходимостью совмещения процессов рационального использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, с его реализацией в целях получения доходов в бюджет Сургутского района.
Контроль за поступлением доходов от использования муниципального имущества осуществляется путём администрирования доходов. Основными задачами администрирования доходов является уточнение денежных средств, поступающих на невыясненные платежи, а также разнесение всех поступающих платежей по лицевым счётам плательщиков.
В настоящее время эффективным способом контроля за сохранностью и использованием муниципального имущества, является проведение проверок. Целями проверки является соблюдение арендатором условий договора в части содержания объекта аренды, фактически занимаемого размера площади, заявленного целевого использования.
Завершающий этап контроля за использованием муниципального имущества - судебная защита имущественных прав Сургутского района, которая ведется департаментом, в случае нарушения условий использования муниципального имущества Сургутского района.
Данная форма защиты позволяет повысить доходную часть районного бюджета и снизить уровень нарушений платёжной дисциплины пользователей муниципального имущества.
Актуальность развития земельных правоотношений продиктована необходимостью упорядочения способов распоряжения земельными участками.
Создание в России полноценного рынка земли с соответствующей инфраструктурой и нормально функционирующей системой регулирования является одной из важнейших задач, непосредственно влияющих на предпринимательский климат в стране, на инвестиционную активность в экономике. Рыночная экономика России в современных условиях требует оптимального сочетания государственного управления земельными ресурсами с экономической самостоятельностью субъектов землепользования.
Программной основой совершенствования земельных отношений стали основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, которые определяют цели, принципы, основные направления и стратегию государственной политики в сфере земельных отношений.
Стратегической целью государственной политики, реализуемой как Российской Федерацией в целом, так и её субъектами в области регулирования и реформирования земельных отношений, является обеспечение условий для эффективного развития рынка земли как одного из ключевых условий экономического развития, а также обеспечение устойчивого экономического роста района путём обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами Сургутского района.
Такое направление деятельности, как включение земельных участков (в основном из земель запаса и сельскохозяйственного назначения) в границы населённых пунктов с одновременным изменением вида их разрешённого использования, позволит в соответствии с положениями статьи 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решить вопрос обеспечения реализации на территории района приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России", нужды образования и здравоохранения, так как на включаемых в границы населенных пунктов земельных участках будет возможным осуществлять жилищное, в том числе малоэтажное, строительство, комплексную застройку земельных участков со строительством на них не только жилого комплекса, но и социальных объектов.
Вовлечению земельных участков в хозяйственный оборот будет способствовать также своевременное проведение работ по актуализации кадастровой стоимости земельных участков, способствующих справедливому установлению налогооблагаемой базы с учетом рыночной цены на землю, а также стимулированию собственников к рациональному использованию земли.
В соответствии с Положением о департаменте имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района утвержденным решением Думы Сургутского района от 12.04.2010 N 590, департаментом осуществляются функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в границах Сургутского района.
В рамках реализации данных полномочий департамент осуществляет предоставление указанных земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование под объектами недвижимого имущества, для целей строительства, для целей, не связанных со строительством. В установленных действующим законодательством случаях предоставление земельных участков производится в безвозмездное срочное пользование. Также особое место занимает обеспечение формирования земельных участков для последующего предоставления на торгах - конкурсах и аукционах. Так, в соответствии со статьей 30.1 и статьей 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах.
Так же, остро стоит вопрос информационного обеспечения рынка имущества и земли и взаимодействия в рамках данного направления деятельности с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органами местного самоуправления и организациями.
На решение вышеуказанных проблем направлена настоящая ведомственная целевая Программа.
4. Цели и задачи Программы
4.1. Цель - повышение эффективности управления муниципальным имуществом.
4.2. Задачи:
а) оформление права муниципальной собственности на все объекты муниципальной недвижимости;
б) вовлечение неиспользуемых (бесхозяйных) объектов недвижимого имущества в свободный гражданский оборот;
в) повышение уровня доходности от использования муниципального имущества;
г) проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости (права аренды, приватизация), в том числе земельных участков (государственная собственность на которые не разграничена);
д) разграничение государственной собственности на землю, регистрация права собственности Сургутского района на земельные участки.
5. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2012 - 2014 годы.
6. Перечень и характеристика программных мероприятий
Перечень программных мероприятий, сроки их реализации и ожидаемые результаты приведены в приложении к настоящей Программе.
Постановлением Администрации Сургутского района от 10 октября 2012 г. N 3830-нпа Раздел 7 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
7. Финансовое обеспечение программных мероприятий
Источником финансирования Программы является бюджет Сургутского района. Общий объём финансирования, в целом, составляет 94 325 тыс. руб., в том числе, по годам:
- 2012 год - 49 945 тыс. рублей;
- 2013 год - 22 190 тыс. рублей;
- 2014 год - 22 190 тыс. рублей.
8. Описание ожидаемых социально-экономических
(экологических) результатов реализации Программы, показатели
результативности решения задач по годам с указанием целевых назначений
Основными показателями результативности Программы являются:
а) увеличение доли объектов муниципальных объектов недвижимости, имеющих технические паспорта;
б) увеличение доли муниципальных объектов недвижимости, право муниципальной собственности на которые зарегистрировано;
в) увеличение количества проводимых торгов по продаже объектов муниципальной собственности (права аренды), включая земельные участки.
Основной экономический эффект от реализации Программы:
а) увеличение доходности от использования муниципальной собственности;
б) увеличение количества объектов недвижимости, включенных в залоговый фонд Сургутского района;
в) в муниципальной собственности должны остаться только объекты, которые непосредственно относятся к решению вопросов местного значения, в том числе объекты муниципальной собственности, используемые в целях поддержки субъектов малого предпринимательства;
г) увеличение объёма инвестиций в экономику Сургутского района, обеспеченных залогом.
Основной социальный эффект от реализации Программы:
а) установления доступа широкого круга юридических и физических лиц, предпринимателей к возможности приобретения в собственность муниципального имущества;
б) установление доступа широкого круга юридических лиц и предпринимателей к возможности приобретения в аренду муниципального имущества посредством участия в торгах (аукционах, конкурсах) на получение права аренды.
9. Описание системы управления реализации Программы
9.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Сургутского района, определяющими механизм реализации ведомственных целевых программ.
9.2. Департамент имущественных отношений администрации Сургутского района:
а) осуществляет выполнение мероприятий Программы;
б) готовит отчётность о выполнении Программы, включая меры по повышению эффективности её реализации;
в) несёт ответственность за достижение цели и решение задач, за обеспечение утверждённых значений показателей в ходе реализации Программы.
9.3. Комитет экономического развития администрации Сургутского района осуществляет контроль за ходом выполнения ведомственной целевой Программы, а также мониторинг реализации программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.