Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Сургутского района
от 21 февраля 2012 г. N 536-нпа
(с изменениями от 26 сентября 2012 г., 15 января 2013 г.)
Паспорт целевой программы "Повышение эффективности
бюджетных расходов в Сургутском районе на 2012-2014 годы"
Наименование Программы: |
целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов в Сургутском районе на 2012-2014 годы" |
Основание для разработки Программы: |
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года"; - совместный приказ Министерства финансов Российской Федерации N 194н и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2010 N 701 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов"; - приказ Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.06.2011 N 147-о "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов"; - распоряжение администрации Сургутского района от 29.07.2011 N 206р "О разработке целевой программы повышения эффективности бюджетных расходов Сургутского района" (с изменениями от 02.11.2011 N 314р, от 31.01.2012 N 29р) |
Заказчик - Координатор Программы: |
департамент финансов администрации Сургутского района |
Разработчик Программы: |
департамент финансов администрации Сургутского района |
Исполнители Программы: |
отраслевые (функциональные) органы администрации Сургутского района |
Сроки реализации Программы: |
2012-2014 годы |
Цель и задачи Программы: |
Цель Программы: Повышение эффективности функционирования бюджетного сектора экономики, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Сургутский район по выполнению муниципальных функций и оказанию муниципальных услуг, обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетной системы в долгосрочной перспективе. Задачи Программы: 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Сургутского района. 2. Совершенствование межбюджетных отношений. 3. Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления Сургутского района. 4. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг. 5. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления Сургутского района. 6. Повышение эффективности системы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений. 7. Совершенствование системы муниципального финансового контроля. 8. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами |
Объём и источники финансирования Программы: |
Объём финансирования мероприятий Программы из бюджета Сургутского района составит 13 800,0 тыс. рублей, в том числе по годам: - 2012 год - 700,0 тыс. руб.; - 2013 год - 12 050,0 тыс. руб.; - 2014 год - 1 050,0 тыс. руб. |
Показатели результативности реализации целевой Программы: |
1. Снижение размера отклонений фактического объёма налоговых и неналоговых доходов бюджета района за отчётный год от первоначального плана с 14% до 9%. 2. Увеличение количества городских и сельских поселений района оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса, которых выше среднего уровня, до 10. 3. Увеличение числа городских и сельских поселений района, применяющих целевую Программу повышения эффективности бюджетных расходов, принятую на местном уровне, до 13. 4. Увеличение количества городских и сельских поселений района, оценивающих эффективность предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, до 13. 5. Повышение объёма бюджетных ассигнований бюджета района, распределяемых в соответствии с программно-целевыми методом бюджетного планирования, с 36,9% до 60%. 6. Увеличение доли муниципальных услуг, финансовое обеспечение которых рассчитывается с применением отраслевых порядков определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и содержание имущества муниципальных учреждений района до 80%. 7. Равномерное поквартальное распределение годового объёма размещаемого муниципального заказа в количественном выражении. 8. Уменьшение расходов на оплату потреблённых энергоресурсов бюджетным сектором экономики в связи со снижением потребления не менее чем на 3% в год. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
целевая Программа
Система управления муниципальными финансами Сургутского района постоянно и динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Задачами первостепенной важности на всех этапах бюджетных реформ остаются соблюдение бюджетного законодательства и безусловное исполнение бюджетных обязательств.
Проводимая в Российской Федерации бюджетная реформа, предусматривающая переход на новый уровень бюджетного планирования, реформирование бюджетного процесса, реструктуризацию бюджетной сети, а также кардинальные изменения в действующем бюджетном законодательстве, определяют необходимость активного вовлечения органов местного самоуправления Сургутского района в процесс перехода на новый уровень методологии и технологий в бюджетном управлении, становления высокоэффективной бюджетной сферы, повышения эффективности расходования бюджетных средств.
В результате реализации мероприятий реформирования бюджетного процесса в Сургутском районе система управления муниципальными финансами была существенно модернизирована.
Сургутский район стал одним из первых муниципальных образований, осуществивших переход к среднесрочному финансовому планированию путём составления бюджета района на очередной финансовый год и плановый период по принципу "скользящей трехлётки". Утверждение трехлётнего бюджета позволяет формулировать среднесрочные приоритетные задачи развития района, оценивать необходимые ресурсы для их реализации и определять возможные источники их финансового обеспечения.
Практикой бюджетного процесса стало доведение до главных распорядителей бюджетных средств объёмов бюджетных ассигнований на среднесрочную перспективу.
При формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период введена практика подготовки главными распорядителями обоснований бюджетных ассигнований (ОБАС), в которых указываются данные о динамике планируемых бюджетных расходов, а также приводятся значения показателей, характеризующих непосредственный результат осуществления расходов и конечный результат деятельности главного распорядителя в отчётном году и плановом периоде.
Используются такие бюджетные инструменты, как муниципальные услуги, муниципальные задания на оказание муниципальных услуг, ведомственные и долгосрочные целевые программы. Разработан пакет муниципальных правовых актов, регламентирующих деятельность по оказанию муниципальных услуг.
Распределение ассигнований, направленных на реализацию ведомственных и долгосрочных целевых программ, отражается отдельным приложением к решению Думы Сургутского района о бюджете.
Планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств.
Для обеспечения реформы бюджетных учреждений распоряжением администрации Сургутского района от 13.07.2010 N 211р утверждён план подготовки муниципальных правовых актов по реализации Федерального закона Российской Федерации от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", во исполнение которого были приняты необходимые нормативные правовые акты Сургутского района.
Вместе с тем, процесс реформирования выявил ряд нерешённых проблем, требующих принятия дополнительных мер по совершенствованию и повышению эффективности организации бюджетного процесса в Сургутском районе.
Среднесрочное бюджетное планирование остаётся недостаточно увязанным со стратегическими целями и приоритетами социально-экономического развития Сургутского района.
Финансовое обеспечение муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) осуществляется по принципу, близкому к сметному финансированию, в недостаточном объёме применяется программно-целевой метод, обеспечивающий наличие чётко закреплённых результатов реализации системы взаимосвязанных мероприятий и привлечение необходимого финансового обеспечения. Остаётся ограниченным опыт внедрения муниципальных заданий.
Не созданы условия для обеспечения равных возможностей для участия негосударственных и немуниципальных организаций в оказании социально значимых услуг населению.
Сохраняется определённая избыточность муниципального имущества, которое не связано с решением вопросов, относящихся к компетенции органов местного самоуправления Сургутского района.
Задача организации эффективного финансового контроля также является актуальной на данном этапе.
Наиболее оптимальной формой выполнения необходимого комплекса мероприятий по решению указанных проблем является долгосрочная целевая программа Сургутского района "Повышение эффективности бюджетных расходов Сургутского района на период 2012-2014 годов". Для разработки программы имеются все правовые и методологические предпосылки.
2. Основные цели и задачи целевой программы, ожидаемые результаты
Целью Программы являются повышение эффективности функционирования бюджетного сектора экономики. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления Сургутского района по выполнению муниципальных функций и оказанию муниципальных услуг, обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетной системы в долгосрочной перспективе.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Сургутского района, в том числе:
1.1. Обеспечение взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования.
Основным инструментом совершенствования системы взаимной зависимости бюджетной политики с задачами по созданию устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения Сургутского района может стать долгосрочная бюджетная стратегия Сургутского района. В долгосрочной бюджетной стратегии будут сформулированы приоритетные задачи, дана оценка необходимых ресурсов для их выполнения, а также определены возможные источники обеспечения этих ресурсов. Разработка долгосрочных бюджетных прогнозов повышает обоснованность принимаемых решений, и позволяет всесторонне оценить их отдаленные последствия, отказавшись от традиционного подхода к распределению бюджетных ассигнований на основе индексации расходов предшествующих лет.
1.2. Совершенствование долговой политики Сургутского района.
В текущий период времени Сургутским районом проводится достаточно консервативная долговая политика, направленная на сокращение долговых обязательств. Основными задачами управления муниципальным долгом Сургутского района является обеспечение своевременного исполнения обязательств по долговым обязательствам в полном объёме. Тем не менее, на сегодняшний день перед органами местного самоуправления Сургутского района стоит ряд важных стратегических задач требующих финансового обеспечения при ограниченном объёме внутренних ресурсов бюджета района. В связи с этим актуальными становятся проблемы проведения мероприятий по совершенствованию долговой политики Сургутского района и разработке концепции управления муниципальным долгом.
В условиях расширения практики применения муниципальных гарантий, как инструмента долговой политики, требуется установление чётких формализованных механизмов и процедур предоставления муниципальных гарантий, а также механизмов определения потребности и оценки эффективности оказания поддержки в форме муниципальной гарантии.
1.3. Повышение точности прогнозирования доходов бюджета Сургутского района.
В 2008-2010 годах отклонение поступлений налоговых и неналоговых доходов района от соответствующего прогноза, в среднем, составили 14%. Такой уровень точности прогнозирования не является приемлемым и требует реализации мер по его повышению.
Прогнозирование доходов бюджета Сургутского района осуществляется на основании данных о фактическом поступлении доходов предыдущего периода, мониторинга динамики поступлений за ряд периодов, расчёте уровней собираемости налогов и сборов, объёмов выпадающих доходов, состояния задолженности по налоговым платежам, оценки результатов изменения законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, отсутствие единой формализованной методики прогнозирования доходов бюджета Сургутского района создаёт дополнительные трудности при сборе и консолидации информации для проведения прогнозных расчётов, формирует предпосылки для рассогласования в формах представления администраторами доходов бюджета соответствующих данных.
1.4. Оптимизация числа и объёма предоставляемых налоговых льгот.
На территории Сургутского района налоговые льготы установлены решением Думы Сургутского района от 15.11.2005 N 372 "О налоге на имущество физических лиц и о предоставлении льгот по налогу на имущество физических лиц", решением Думы Сургутского района от 01.12.2008 N 379 "О земельном налоге".
При этом большая часть льгот по налогу на имущество физических лиц установлена на федеральном уровне, кроме того, из-за отсутствия у льготной категории налогоплательщиков имущества расположенного на межселенной территории района сумма выпадающих доходов в бюджете района равна нулю. Получателями льгот по земельному налогу выступают организации района в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики и социальной политики, органы местного самоуправления Сургутского района, а также организации, осуществляющие организацию строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, финансируемые за счёт средств бюджета района. При этом следует учитывать, что вышеуказанные организации преимущественно являются бюджетными и при отмене льгот, предоставляемых им по земельному налогу, возникнет необходимость планирования в бюджете Сургутского района соответствующих расходов на уплату земельного налога этими организациями. Таким образом, возможности муниципалитета по оптимизации сложившейся системы льготного налогообложения на сегодняшний день достаточно ограничены.
Тем не менее, в целях обеспечения наибольшей эффективности предоставления налоговых льгот на территории Сургутского района и снижения уровня недополученных доходов бюджета необходимо разработать порядок оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот.
1.5. Оптимизация расходных обязательств, в том числе предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг.
Планирование бюджетных ассигнований при составления проекта бюджета района на очередной финансовый год и плановый период осуществляется в соответствии с Порядком и методикой, устанавливаемыми приказом Департамента финансов администрации Сургутского района на очередной финансовый год и плановый период. Вышеуказанным порядком предусмотрено раздельное планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств.
В тоже время механизм установления новых принимаемых обязательств нормативно не регламентирован. Это связано, в первую очередь, с отсутствием нормативного закрепления процедуры установления и исполнения принимаемых обязательств на федеральном уровне.
В целях дальнейшего развития системы планирования бюджетных ассигнований, в условиях ограниченности бюджетных средств и необходимости обеспечения наибольшей эффективности их использования, целесообразной является разработка формализованного порядка принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств, предусматривающего, в том числе учёт критериев социальной значимости принимаемых к финансированию мероприятий, их соответствия приоритетным направлениям стратегического развития района.
Формой принимаемых расходных обязательств являются, в том числе и обязательства по предоставлению субсидий производителям товаров, работ, услуг. Субсидии предоставляются преимущественно в рамках реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения предприятиям и организациям, функционирующим в таких сферах муниципального управления, как жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, сельское хозяйство.
Сложившаяся в районе система предоставления данных субсидий также требует проведения мероприятий по их оптимизации. Существенной проблемой на сегодняшний день является отсутствие системы оценки результативности предоставления субсидий. В связи с этим необходимо проведение экспертизы и подготовка предложений по совершенствованию муниципальных правовых актов, устанавливающих порядки предоставления соответствующих субсидий в части установления показателей результативности. Подготовка предложений по их совершенствованию.
1.6. Сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности.
В настоящее время мониторинг кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений Сургутского района проводится в соответствии с приказом комитета финансов администрации Сургутского района от 30.09.2009 N 82-п "О проведении мониторинга кредиторской задолженности бюджета Сургутского района". Данный порядок включает полный цикл управления кредиторской задолженностью главных распорядителей и получателей бюджетных средств.
Основным проблемным аспектом правового регулирования данного направления является отсутствие аналогичного порядка мониторинга кредиторской задолженности учреждений, тип которых был изменён в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Таким образом, для дальнейшего недопущения возникновения просроченной кредиторской задолженности бюджетных и автономных учреждений Сургутского района целесообразна разработка методических рекомендаций департамента финансов администрации Сургутского района для отраслевых (функциональных) органов администрации Сургутского района, осуществляющих функциональное руководство подведомственными бюджетными и автономными учреждениями района, о проведении мониторинга кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
Реализация мероприятий по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Сургутского района позволит:
- обеспечить увязку системы стратегического и бюджетного планирования в долгосрочной перспективе;
- закрепить приоритеты бюджетной политики района на долгосрочную перспективу;
- снизить размер отклонения фактического объёма налоговых и неналоговых доходов бюджета района за отчётный год от первоначально утверждённого плана;
- увеличить экономическую эффективность предоставляемых налоговых льгот;
- обеспечить соответствие принимаемых расходных обязательств целям и приоритетам бюджетной политики Сургутского района;
- повысить прозрачность процедуры формирования проекта бюджета района на очередной финансовый год и плановый период;
- повысить обоснованность планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период;
- повысить экономическую эффективность предоставляемых субсидий производителям товаров, работ, услуг.
2. Совершенствование межбюджетных отношений:
2.1. Повышение качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских и сельских поселениях Сургутского района.
Повышение эффективности бюджетных расходов, прежде всего, связано с осуществлением преобразований в области бюджетного процесса. Создание системы мониторинга и оценки качества организации бюджетного процесса в городских и сельских поселениях Сургутского района позволит получить объективную информацию о текущем состоянии качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Сургутского района. Выявит на этой основе возможные проблемы, поможет выработать эффективные управленческие решения в целях обеспечения улучшения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Сургутского района.
Для стимулирования повышения качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских и сельских поселениях Сургутского района необходимо разработать порядок распределения грантов (в виде дотаций) муниципальным образованиям, достигшим наиболее высоких показателей в области управления бюджетным процессом.
2.2. Оказание методологической помощи городским и сельским поселениям Сургутского района в области организации бюджетного процесса.
В условиях изменения бюджетного законодательства, в целях повышения эффективности бюджетных расходов необходима методологическая помощь городским и сельским поселениям Сургутского района по совершенствованию и повышению качества организации бюджетного процесса. Необходимо разработать методические рекомендации по прогнозированию доходов бюджетов поселений, по проведению оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.
Результатами реализации указанных мероприятий целевой Программы будут:
- повышение качества организации и осуществления;
- увеличение количества городских и сельских поселений Сургутского района, оценка качества, организации бюджетного процесса которых выше среднего уровня;
- повышение точности прогнозирования доходов на местном уровне;
- увеличение количества городских и сельских поселений Сургутского района, применяющих утверждённый порядок оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.
3. Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления Сургутского района.
В настоящее время в Сургутском районе применяются такие инструменты программно-целевого управления как:
- стратегия социально-экономического развития Сургутского района до 2020 года;
- долгосрочные целевые программы Сургутского района и ведомственные целевые программы.
В текущем году в Сургутском районе действуют 7 долгосрочных целевых программ и 10 ведомственных целевых программ, общий объём финансирования, которых, составляет около 3,5 млрд. рублей. Действующие в Сургутском районе программы охватывают только часть расходов бюджета района в соответствующих сферах. Достижение целевых показателей программ при этом не всегда увязано с направлениями финансирования.
В целях совершенствования использования программно-целевых инструментов, а также усиления взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования необходимо интегрировать все инструменты бюджетной политики в единую систему муниципальных программ Сургутского района. В связи с чем, необходимо совершенствование нормативной правовой базы Сургутского района, совершенствование порядков разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Сургутского района, переход к формированию расходов бюджета района на очередной финансовый год и плановый период с использованием программной структуры.
Результатами реализации указанных мероприятий целевой программы будут:
- повышение объёма бюджетных ассигнований бюджета Сургутского района, распределяемого в соответствии с программно-целевыми принципами бюджетного планирования;
- обеспечение комплексной взаимосвязи расходов бюджета Сургутского района с целями и задачами Стратегии социально-экономического развития Сургутского района;
- повышение качества финансово-экономического планирования и ответственности руководителей отраслевых (функциональных) органов администрации и должностных лиц за достижение программных целей и задач.
4. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг.
Муниципальное задание является инструментом бюджетной политики, направленным на обеспечение соответствия бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг непосредственному результату, характеризующему их объём и качество. Механизм формирования муниципального задания и порядок взаимодействия администрации Сургутского района и отраслевых (функциональных) органов с подведомственными учреждениями претерпел существенные изменения в связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Сегодня он направлен на повышение качества и эффективности оказания муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения) темпов роста расходов бюджета на них, путём создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создания условий и стимулов для органов местного самоуправления для оптимизации сети учреждений.
В соответствии с указанным федеральным законом в Сургутском районе формируется нормативная правовая база, необходимая для осуществления контроля исполнения и финансового обеспечения муниципальных заданий.
В соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" разработаны 76 административных регламентов, утверждено 55, подлежит утверждению 21. Ввиду изменений в законодательстве в 2012 году планируется внесение изменений в ранее принятые административные регламенты.
В целях своевременного информирования граждан о муниципальных услугах, доступа к формам бланков заявлений важен процесс актуализации сведений о муниципальных услугах, содержащихся в Реестре государственных и муниципальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и на официальном сайте муниципального образования Сургутский район.
Кроме того, не для всех муниципальных услуг были утверждены показатели качества, которые, наряду с показателями объёма муниципального задания, должны использоваться при оценке выполнения задания по итогам финансового года. Соответственно требуется утверждение показателей, характеризующих качество и объём муниципальных услуг (выполняемых работ).
Фактическое финансирование муниципальных учреждений в настоящее время осуществляется по принципу, близкому к сметному финансированию. При этом законодательно определено, что бюджетные ассигнования на выполнение муниципального задания бюджетными и автономными учреждениями должны определяться с учётом нормативных затрат на оказание соответствующих муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества. Оптимальным решением поставленной задачи является разработка отраслевых методик определения нормативных затрат на оказание муниципальным учреждением муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений, учитывающих отраслевые особенности и специфику нормирования расходов.
Одним из механизмов повышения эффективности оказания муниципальных услуг является создание условий для обеспечения равных возможностей для участия негосударственных и немуниципальных организаций в оказании социально значимых услуг населению района, что в перспективе позволит сократить расходы бюджета Сургутского района на оказание услуг, потребность в которых выше того объёма, который могут оказать соответствующие муниципальные учреждения района. При реализации данного мероприятия должны учитываться: сложность процессов оказания отдельных видов социальных услуг, возможные нежелательные последствия данного мероприятия для конкретной отрасли, инициатива частного бизнеса взять на себя ответственность за оказание конкретных социальных услуг и другие обстоятельства.
В настоящее время механизм аутсорсинга в социальной сфере Сургутского района практически не применяется, однако данное направление даёт возможность экономии бюджетных средств, при росте объёма и качества предоставляемых услуг и представляется перспективным.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- повысить эффективность использования бюджетных средств, а также качество оказания муниципальных услуг;
- увеличить количество муниципальных услуг, финансовое обеспечение которых рассчитывается с применением отраслевых порядков определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и на содержание имущества муниципальных учреждений Сургутского района;
- увеличить количество немуниципальных организаций, оказывающих муниципальные услуги.
5. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления Сургутского района:
5.1. Совершенствование оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Необходимой составляющей повышения эффективности расходов бюджета района должно стать повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления. В Сургутском районе уже сделаны определённые шаги в этом направлении в рамках реализации мероприятий административной и бюджетной реформ. Решениями Думы Сургутского района от 01.03.2011 N 731 "Об утверждении порядка предоставления ежегодных отчётов главы Сургутского района", от 30.05.2011 N 19 "Об утверждении перечня показателей оценки деятельности главы Сургутского района и администрации Сургутского района" утверждён порядок подготовки доклада главы района и перечень показателей для оценки эффективности деятельности главы и администрации Сургутского района. Однако, он не позволяет в полной мере оценить достижение непосредственных результатов деятельности администрации Сургутского района. Для этого, необходимо усовершенствовать действующий порядок.
Одной из основных мер по повышению эффективности муниципального управления является повышение эффективности бюджетных расходов и соответственно бюджетное планирование, ориентированное на результат. В связи с этим целесообразно внедрения докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (далее - ДРОНД).
Основной задачей подготовки ДРОНД является обеспечение информацией, характеризующей результаты деятельности субъектов бюджетного планирования в отчётном и плановом периодах, обоснование соответствия бюджетных расходов результатам деятельности субъектов бюджетного планирования, повышение эффективности использования бюджетных средств.
В целях повышения качества управления средствами бюджета района и повышения эффективности бюджетных расходов необходимо утвердить порядок проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. Оценку качества финансового менеджмента предполагается осуществлять по следующим группам критериев:
- планирование расходов бюджета;
- исполнение бюджета; учёт и отчётность;
- организация контроля; исполнение судебных актов; кадровый потенциал экономических и бухгалтерских служб.
5.2. Повышение эффективности использования муниципального имущества. Совершенствование управления муниципальным имуществом.
Анализ эффективности использования муниципального имущества Сургутского района проводится путём мониторинга управления собственностью. Постоянно осуществляется работа по оптимизации структуры муниципальной собственности, в том числе:
- приватизация муниципального имущества Сургутского района;
- разграничение муниципального имущества;
- вовлечение неиспользуемых (бесхозяйных) объектов недвижимого имущества в свободный гражданский оборот;
- повышение уровня доходности от использования муниципального имущества.
Вместе с тем, в сфере управления имуществом Сургутского района имеется ряд проблем:
- отсутствие оформленного права муниципальной собственности на объекты;
- низкая эффективность деятельности муниципальных унитарных предприятий Сургутского района;
- недостаточное поступление в бюджет района средств от использования муниципального имущества.
Для обеспечения повышения эффективности использования муниципального имущества целесообразно проведение анализа возможностей увеличения доходов от использования данного имущества и включение предлагаемых мероприятий в план мер, направленных на повышение эффективности использования муниципального имущества. Также необходимо разработать и нормативно закрепить систему показателей оценки эффективности использования муниципального имущества.
Принятие эффективных решений по сохранению имущества в муниципальной собственности либо о его приватизации, является одним из приоритетных направлений повышения эффективности управления муниципальным имуществом. В связи, с чем необходимо провести анализ эффективности с целью выявления неиспользуемого имущества или имущества, использование которого не связано с полномочиями органов местного самоуправления района, принять решения по дальнейшему использованию данного имущества и разработать систему показателей эффективности управления муниципальным имуществом района.
Результатами реализации указанных мероприятий будут:
- повышение средней оценки эффективности деятельности администрации Сургутского района и её отраслевых (функциональных) органов;
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- повышение качества управления средствами бюджета района;
- сокращение неэффективных расходов на содержание муниципального имущества и повышение доходов бюджета Сургутского района от его использования.
6. Повышение эффективности системы муниципального заказа.
Развитие и действенное функционирование системы размещения заказов для муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений должно быть нацелено на конечный результат в виде качественного и в срок поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги при оптимальных затратах и чётком соблюдении норм законодательства. Для этого требуется, прежде всего, повышение уровня квалификации специалистов, занятых в сфере размещения заказов на всех уровнях, особенно в условиях изменения и совершенствования действующего законодательства. Кроме того, в связи с предстоящим внедрением федеральной контрактной системы потребуется адаптация сложившейся в Сургутском районе системы размещения заказов к новым условиям.
Реализация мероприятий позволит повысить общую эффективность муниципальных закупок, качественное и своевременное размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений.
7. Совершенствование системы муниципального финансового контроля.
Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требуют реформирования системы муниципального финансового контроля.
Важной задачей реформирования системы муниципального финансового контроля является внедрение и развитие системы внутреннего контроля. Развитие системы внутреннего финансового контроля на современном этапе предполагает смещение акцента с механизмов внешнего (по отношению к главному распорядителю бюджетных средств) контроля на механизмы внутреннего финансового аудита. Это означает, что главный распорядитель бюджетных средств создаёт внутреннее подразделение финансового аудита (или выделяет ставки специалистов, или наделяет специалистов дополнительными функциями).
В целом, внутренний аудит нацелен на аудит эффективности использования бюджетных средств (соотношения затрат и результатов) и аудит соблюдения законодательства (процедур при подготовке бюджета, распределении бюджетных ассигнований и т.д.). Для обеспечения независимости создаваемых подразделений (специалистов) необходимо, чтобы они подчинялись непосредственно руководителю отраслевого (функционального) органа администрации Сургутского района. Также необходимо обеспечить соответствующую методологическую поддержку данного процесса.
При совершенствовании системы муниципального финансового контроля необходимо учесть актуальные изменения в правовом положении муниципальных учреждений Сургутского района. Для этого необходимо разработать соответствующие порядки осуществления муниципального финансового контроля.
Финансовый контроль деятельности казённых учреждений (за исключением тех, которым будет даваться муниципальное задание на оказание муниципальных услуг или выполнение работ) не будет претерпевать значительных изменений, то есть такой контроль будет, прежде всего, заключаться в мониторинге бюджетной отчётности и исполнения сметы.
Контроль деятельности бюджетных и автономных учреждений района должен осуществляться в форме контроля использования субсидий в соответствии с условиями и целями, определёнными при предоставлении указанных средств из бюджета Сургутского района. Это означает, что необходимо контролировать выполнение муниципального задания и использование муниципального имущества, использование субсидий на иные цели бюджетные инвестиции. Контроль использования субсидий должен осуществляться отраслевым (функциональным) органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении соответствующего муниципального бюджетного или автономного учреждения района.
Реализация мероприятий позволит обеспечить:
- развитие системы внутреннего финансового аудита;
- формирование системы муниципального финансового контроля, в том числе в отношении новых типов муниципальных учреждений.
8. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
В Сургутском районе проводится работа по внедрению новых информационных технологий в сфере управления общественными финансами. В настоящее время в районе действует автоматизированная система "Бюджет", используются программные продукты СКИФ для создания и корректировки отчётности района предоставляемой в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Департамент финансов администрации Сургутского района для повышения открытости и прозрачности информации о бюджете Сургутского района округа размещает на официальном сайте муниципального образования Сургутский район информации о формировании бюджета Сургутского района, об исполнении бюджета района, об исполнении консолидированного бюджета Сургутского района, о муниципальном долге.
В то же время задачи, поставленные данной Программой, требуют дальнейшей модернизации автоматизированной системы управления муниципальными финансами, в частности, внедрение подсистемы планирования бюджета, создания информационной базы для планирования и мониторинга оказания муниципальных услуг.
В электронный вид должны быть переведены такие бюджетные операции, как формирование и контроль за исполнением муниципальных заданий, подготовка обоснований бюджетных ассигнований.
Автоматизация процесса подготовки муниципальных заданий позволит:
- обеспечить единый подход к организации системы информационной поддержки бюджетного процесса;
- упростить процедуры межведомственного взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса.
3. Срок выполнения Программы
Срок выполнения Программы - 2012-2014 годы.
4. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведён в приложении к Программе.
5. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется из средств бюджета Сургутского района.
Общий объём финансирования Программы на 2012-2014 годы составляет 13 800,0 тыс. рублей, в том числе:
- 2012 год - 700,0 тыс. рублей;
- 2013 год - 12 050,0 тыс. рублей;
- 2014 год - 1 050,0 тыс. рублей.
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами Сургутского района, определяющими механизм реализации долгосрочных целевых программ и координируется департаментом финансов администрации Сургутского района (далее - Координатор). Исполнители Программы - отраслевые (функциональные) органы администрации Сургутского района (далее - Исполнители).
Координатор:
а) осуществляет контроль за выполнением мероприятий Программы Исполнителями;
б) собирает с Исполнителей ежеквартальные отчёты и готовит сводную отчётность о выполнении Программы, итоговую информацию о ходе реализации Программы.
Исполнители Программы:
а) несут ответственность:
- за достижение целей и решение задач;
- за обеспечение утверждённых значений показателей в ходе реализации Программы;
б) реализуют мероприятия Программы;
в) предоставляют Координатору ежеквартальную отчётность и аналитические записки по исполнению Программы в установленной форме.
7. Показатели результативности Программы
Ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы:
1. Снижение размера отклонений фактического объёма налоговых и неналоговых доходов бюджета района за отчётный год от первоначального плана с 14 % до 9 %. В том числе по годам: 2013 - до 12%, 2014 - до 9%.
2. Увеличение количества городских и сельских поселений района оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса, которых выше среднего уровня, до 10. В том числе по годам: 2013 - до 6, 2014 - до 10.
3. Увеличение числа городских и сельских поселений района, применяющих целевую программу повышения эффективности бюджетных расходов, принятую на местном уровне, до 13. В том числе по годам: 2013 - до 7, 2014 - до 13.
4. Увеличение количества городских и сельских поселений района, оценивающих эффективность предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, до 13. В том числе по годам: 2013 - до 7, 2014 - до 13.
5. Повышение объёма бюджетных ассигнований бюджета района, распределяемых в соответствии с программно-целевыми методом бюджетного планирования, с 36,9 % до 60 %. В том числе по годам: 2012 - до 40%, 2013 - до 50%, 2014 - до 60%.
6. Увеличение доли муниципальных услуг, финансовое обеспечение которых рассчитывается с применением отраслевых порядков определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и содержание имущества муниципальных учреждений района до 80 %. В том числе по годам: 2012 - до 20%, 2013 - до 60%, 2014 - до 80%.
7. Равномерное поквартальное распределение годового объема размещаемого заказа в количественном выражении.
<< Назад |
Приложение. >> Программные мероприятия |
|
Содержание Постановление Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 февраля 2012 г. N 536-нпа... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.