Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Администрации г. Сургута
от 26 февраля 2013 г. N 1241
Администратор программы:
департамент архитектуры
и градостроительства
Администрации города
Срок реализации программы:
2013 - 2015 годы
Ведомственная целевая программа
Декоративно-художественное оформление города
1. Характеристика муниципальной работы, выполняемой в рамках программы
Наименование муниципальной работы: Декоративно-художественное оформление города.
Содержание муниципальной работы:
- организация обустройства мест проведения массовых мероприятий и отдыха;
- выполнение архитектурно-художественного освещения, подсветки зданий и сооружений;
- изготовление и установка (размещение) монументальных и скульптурно- декоративных объектов (мемориалы, памятники, мемориальные доски, фонтаны и др.);
- изготовление и размещение социальной рекламы и иных средств визуальных коммуникаций (в том числе упорядочивание объектов рекламы на территории города);
- проведение творческих архитектурно-художественных конкурсов и специализированных архитектурно-градостроительных выставок.
2. Описание уровня выполнения муниципальной работы
2.1. Объем выполнения муниципальной работы
2.1.1. В части организации обустройства мест проведения массовых мероприятий и отдыха, а также выполнения архитектурно-художественного освещения и подсветки зданий и сооружений работы за период 2011 - 2012 годов не выполнялись.
2.1.2. В части изготовления и установки (размещения) монументальных и скульптурно-декоративных объектов (мемориалы, памятники, мемориальные доски, фонтаны и др.):
- в 2011 году изготовлены и установлены мемориальные доски И.А. Киртбая и Н.Б. Мелик-Карамова, отреставрирована мемориальная доска С.В. Билецкого, очищены и обновлены мемориальные доски И.П. Захарова и Ф.Я. Показаньева;
- в 2012 году запланированы изготовление и установка мемориальных досок В.Н. Горды и П.А. Суханова, реставрация монумента "Первым строителям Нового города", установленного на участке прилегающем к зданию "СИА-ПРЕСС" по б. Свободы.
2.1.3. В части творческих архитектурно-художественных конкурсов и специализированных архитектурно-градостроительных выставок проведено:
- в 2010 году - 3 конкурса, в том числе: "Неделя песчаной скульптуры и архитектуры малых форм", "Конкурс на лучшую концепцию оформления транспортной развязки проспекта Мира и проспекта Ленина", "Конкурс на лучшую концепцию развития поймы и создания речного фасада г. Сургута со стороны реки Обь", две выставки - "Строительная весна" и "Архитектурно- строительная неделя";
- в 2011 году - 4 конкурса, в том числе: "Неделя песчаной скульптуры и садово-парковой скульптуры из дерева", "Конкурс на лучшую концепцию памятника жертвам политических репрессий", "Конкурс на лучшую идею скульптурной композиции 60 параллель", "Конкурс на лучшую идею оформления ограждения строительной площадки" и две выставки - "Строительная весна" и "Архитектурно-строительный форум";
- в 2012 году - 4 конкурса, в том числе: "Неделя песчаной скульптуры", "Конкурс садово-парковой скульптуры", "Конкурсы на лучшее новогоднее оформление фасада и (или) территории и на лучшую новогоднюю елку".
2.1.4. В части изготовления и размещения социальной рекламы и иных средств визуальных коммуникаций (в том числе упорядочивание объектов рекламы на территории города) приоритеты устанавливаются в пользу исполнения действующих норм законодательства.
С учетом сложившейся практики использования наружных поверхностей стен отдельных жилых домов для размещения настенных брандмауэрных панно социального содержания, по законным требованиям собственников жилья, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, с 2011 года стали заключаться договоры с управляющими компаниями, действующими от имени и по поручению собственников, на возмездной основе. Так в 2011 году заключались договоры в отношении 12, а в 2012 году - в отношении 9 жилых домов, на которых размещались настенные брандмауэрные панно.
Во исполнение законодательства о проведении государственных или муниципальных выборов в 2012 году изготовлено и размещено 148 рекламно-информационных элементов различного вида и формата о проведении выборов.
С целью соблюдения Закона "О рекламе" и ГОСТ Р-52044:
- демонтировано: в 2010 году - 150 рекламных щитов и более 410 средств наружной рекламы малого формата, в 2011 году - 58 рекламных щитов и 550 средств наружной рекламы малого формата, в 2012 году - более 50 рекламных щитов;
- выполнено схем территориального размещения средств наружной рекламы за период 2010 - 2012 года для 17 улиц города.
Общий анализ существующей ситуации позволяет сделать вывод о том, что общий объем выполненных за три года работ может быть оценен как недостаточный. Регулярно и планомерно работы выполняются только в части реставрации или изготовления мемориальных досок, демонтажа незаконных рекламных конструкций, разработки схем территориального размещения средств наружной рекламы на улицах города и проведения творческих конкурсов.
При распределении бюджетных средств на работы, выполняемые в рамках настоящей программы, выделяется минимальное количество средств, позволяющее удовлетворить только самые острые и насущные потребности. Соответственно никакого прироста и положительной динамики не наблюдается. Уровень финансирования выполняемой работы не позволяет установить не только масштабные монументальные объекты и композиции, но даже отдельные скульптуры или достойные элементы городского дизайна.
При этом следует понимать, что город непрерывно застраивается, и быстро прирастает ничем не примечательными и мало отличающимися спальными районами, жители которых не менее прочих нуждаются в красивом и качественном благоустройстве, архитектурной и праздничной подсветке, установке монументальных и декоративно-художественных объектов, размещении социальной рекламы и информации. В общественных центрах каждого микрорайона хотя бы в минимальных количествах должны присутствовать перечисленные элементы декоративно-художественного оформления.
По отдельным направлениям, таким как: организация обустройства мест проведения массовых мероприятий и отдыха или выполнение архитектурно-художественного освещения, подсветки зданий и сооружений, работы выполняются только на единичных, наиболее крупных городских объектах общественного назначения в общем составе работ по строительству или реконструкции, финансируемых за счет средств бюджета.
В связи с отсутствием нормативов, позволяющих определить необходимый или достаточный объем по перечисленным видам работ декоративно-художественного оформления города, в ежегодно проводимые Администрацией города социологические исследования включаются вопросы, которые помогают сделать выводы в отношении объема, через изучение удовлетворения потребностей (см. таблицы п. 2.2)
При проведении социологических исследований в 2012 году 85,1% всех участников сочли Сургут городом комфортным для проживания.
Информация о значении показателей, характеризующих объем выполнения муниципальной работы, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной программе.
Вывод: уровень объема выполнения муниципальной работы можно оценить как недостаточный.
2.2. Потребность в выполнении муниципальной работы.
Результаты, полученные в ходе выполнения муниципальной работы, являются общедоступными. Это обусловлено полным отсутствием препятствий, ограничивающих доступ к объектам декоративно-художественного оформления города.
Потребность в выполнении муниципальной работы обусловлена, прежде всего, необходимостью реализации функции возложенной на департамент архитектуры и градостроительства в части решения вопроса местного значения городского округа (согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления) - создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Кроме того, по такому направлению, как изготовление и размещение социальной рекламы и иных средств визуальных коммуникаций (в том числе упорядочивание объектов рекламы на территории города) потребность обусловлена также необходимостью исполнения Федеральных законов, государственных стандартов и местных нормативно-правовых актов.
Так, например, с целью соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации, с 2011 года начато заключение договоров с собственниками жилья на право размещения социальной рекламы на конструкциях, ранее установленных на фасадах жилых домов за счет бюджетных средств. В настоящее время из 18 используемых для этих целей фасадов жилых домов, договоры с управляющей компанией, действующей от имени и по поручению собственников жилья, заключаются только в отношении 9-ти.
В части объектов социальной рекламы показатели объема существенно меняются в зависимости от потребностей и стоимости объектов. Так, например, на резкое увеличение показателя объема объектов социальной рекламы в 2012 году повлияла потребность в информировании населения о проведении выборов. С учетом того, что для этих целей предполагалось использовать остановочные павильоны и существующие рекламные конструкции различных видов (рекламные щиты, перетяжки, короба), а также с учетом необходимости охвата информацией всей территории города, было изготовлено большое количество относительно недорогих и недолговечных элементов - баннеров, плакатов, перетяжек (всего 148 элементов). В предстоящем 2013 году и далее, в связи с демонтажем всех существующих рекламных носителей, напротив возникнет потребность в изготовлении самих конструкций для размещения социальной рекламы. Соответственно показатель объема резко уменьшиться без уменьшения стоимости, так как прямо пропорциональной зависимости одного от другого не существует.
С целью соблюдения Федерального Закона "О рекламе" и ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" ежегодно производятся демонтажи незаконно установленных или эксплуатируемых рекламных конструкций и разрабатываются схемы территориального размещения средств наружной рекламы.
По ситуации на конец 2012 на улицах города выявлено более 550 рекламных конструкций, подлежащих принудительному демонтажу, в связи с тем, что договоры на их установку и эксплуатацию завершились, а обязательства по демонтажу собственниками не исполнены.
Схемы территориального размещения средств наружной рекламы разрабатываются с учетом комплексного анализа многих факторов и являются не только основой для проведения торгов на право установки и эксплуатации средств наружной рекламы, но также наглядным подтверждением и обоснованием действий Администрации города в отношении рекламных конструкций при многочисленных запросах и разбирательствах со стороны заинтересованных организаций и органов, в число которых входят ФАС, прокуратура и суды различных инстанций. На конец 2012 года разработаны схемы по 22 улицам и в два раза большее количество улиц еще нуждается в их разработке.
В связи с отсутствием нормативных показателей уровень удовлетворения потребности в выполнении муниципальной работы по такому направлению, как изготовление и установка (размещение) монументальных и скульптурно-декоративных объектов, определяется по результатам социологических исследований, при проведении которых большинство участников отмечает, что объектов декоративно-художественного оформления в городе недостаточно. Соотношение "достаточно/недостаточно" составило: в 2009 году - 26,3%: 56,9%, при 16,6% воздержавшихся, в 2010 году - 36,3%: 48,5%, при 15,2% воздержавшихся (в 2011 году исследования не проводились).
Наряду с результатами социологических исследований вывод о потребности в выполнении муниципальной работы подтверждается просьбами и предложениями об установке памятников, скульптур и мемориальных досок, поступившими от подразделений администрации, Думы города, общественных и профессиональных организаций за период 2010 - 2012 годов, в том числе:
- от Думы города - по изготовлению новой мемориальной доски Ф.Я. Показаньеву, взамен старой, выполненной во временном варианте и без портрета;
- от управления общественных связей - по установке памятника (надгробия) почетному гражданину города Сургута - Губачеву В.Г.;
- от общественной организации ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф - по проектированию и установке мемориала вместо временной стелы;
- от профессионального объединения пожарных города - по установке скульптурной композиции посвященной памяти пожарных погибших при исполнении служебного долга;
- от общественной организации "Наша память" - по установке памятника жертвам политических репрессий;
- от строителей города и поддерживающих их депутатов Думы города - по установке памятника строителю в районе ДК "Строитель";
- от Сургутского Государственного Университета - по установке памятника основателям славянской письменности "Кириллу и Меффодию" - на площади перед главным корпусом СургУ;
- от скульпторов и жителей города - по установке въездного знака на Нефтеюганском шоссе, скульптурной композиции в центральной части реконструированной Площади Советов, а также отдельных скульптур из числа скульптурной композиции "4 стихии".
Неоднократно поднимался в течение 2011 - 2012 годов также вопрос о завершении работ по 2 очереди ремонта или реконструкции площади Советов. Оставшаяся без внимания и финансирования территория вокруг здания Сургутской филармонии, в котором ежедневно проходят репетиции нескольких достаточно крупных творческих коллективов города остро нуждается в эффективно организованной парковке, качественном благоустройстве, индивидуальных и эстетичных малых формах, афишных конструкциях и т.п.
В число перечисленных выше объектов вошли наиболее крупные объекты, требующие значительных финансовых вложений. Существует также потребность в изготовлении и установке менее капиталоемких объектов городского дизайна, элементов благоустройства и садово-парковой скульптуры, информационных и афишных тумб и досок. И потребность эта неуклонно увеличивается за счет активного освоения новых территорий.
В частности афишные тумбы, как особый вид рекламных носителей крайне важной для населения информации о социальной, культурной и спортивной жизни остро необходимы для города, в котором проводится большое количество концертов, спектаклей, спортивных состязаний, ярмарок, гастролей передвижных театров, цирков, зоопарков и многое других интересных событий и мероприятий.
Информация о значении показателей, характеризующих потребность в выполнении муниципальной работы, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Вывод: уровень удовлетворения потребности в выполнении муниципальной работы можно оценить как недостаточный.
2.3. Качество выполняемой муниципальной работы
Качество выполняемой муниципальной работы, по причине ее специфичности, зависит от множества составляющих, в том числе художественной составляющей, не учитываемой стандартом качества. Вместе с тем определенная часть объектов декоративно-художественного оформления является произведениями искусства, культурным достоянием города и его населения во многих поколениях, соответственно к ним предъявляются высокие требования, к их оценке на различных этапах изготовления привлекаются специалисты, а художественная составляющая качества остается не менее значимой, чем физическая.
Для обсуждения и оценки таких объектов специалистами (архитекторами, художниками, скульпторами) проводятся градостроительные и художественные советы, творческие конкурсы и общественные обсуждения. При рассмотрении учитываются такие критерии как: интересная идея, индивидуальность и запоминаемость образа, гармоничные пропорции, удачно найденный масштаб, правильно подобранные материалы и т.п.
Жителей города, так же как и специалистов интересует качество выполняемой муниципальной работы, включая физические параметры и эстетическое восприятие объектов. В целом, по данным социологических исследований качество декоративно-художественного оформления города в целом оценивается его населением как достаточное: 6,6 баллов - в 2009 году, 6,48 баллов - в 2010 году, 7,27 - в 2012 году (в 2011 году социологические исследования не проводились). При сравнении можно отметить заметное увеличение в текущем году оценки качества.
На вопрос: "Удовлетворены ли Вы качеством декоративно-художественного оформления города Сургута?", ответы участвующих в опросе в 2012 году распределились следующим образом:
|
% |
Удовлетворен полностью |
34,7 |
Скорее удовлетворен |
40,6 |
Скорее неудовлетворен |
15,6 |
Не удовлетворен |
7,5 |
Затрудняюсь ответить |
1,6 |
Соблюдение положений утвержденного стандарта качества отслеживается специалистами департамента архитектуры и градостроительства при осуществлении надзора за выполнением работ. Жалобы на его нарушения в течение 3-х последних лет не поступали.
Информация о значении показателей качества выполняемой муниципальной работы представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Вывод: уровень качества выполняемой муниципальной работы оценивается как достаточный.
2.4. Себестоимость муниципальной работы
С учетом сложного и разностороннего состава муниципальной работы не существует прямой зависимости общей годовой стоимости от количества объектов, как не существует и универсальной единицы измерения (даже внутри одной из составляющих муниципальной работы).
Общий объем расходов на выполнение муниципальной работы составил: в 2010 году - 8 841 тыс. руб., в 2011 году - 8 289 тыс. руб., в 2012 году - 12 549 тыс. руб.
Анализ расходов департамента архитектуры и градостроительства последних лет позволяет сделать вывод об относительной равномерности выделения и освоения средств на исполнение программы. Увеличение объема расходов в 2012 году по отношению к предыдущим годам произошло по причине изготовления и размещения информации о выборах, разработки схем размещения средств наружной рекламы по наиболее протяженным улицам города и потребности в принудительном демонтаже большого количества рекламных конструкций.
Информация о значении показателей, характеризующих стоимость выполнения муниципальной работы, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Дополнительная информация к показателям стоимости муниципальной работы представлена в приложении 2 к настоящей ведомственной целевой программе.
2.5. Надежность/регулярность выполняемой муниципальной работы
Эталонных значений надежности/регулярности выполняемой работы по декоративно-художественному оформлению города не существует, но оценить фактическую ситуацию по отдельным направлениям муниципальной работы можно по следующим показателям:
- в части изготовления и установки (размещения) монументальных и скульптурно-декоративных объектов (мемориалы, памятники, мемориальные доски, фонтаны и др.) - ежегодно в городе устанавливается как минимум две новых мемориальных доски, но на протяжении нескольких последних лет не было установлено ни одного памятника, монумента, или скульптурной композиции, не считая реконструкции в 2012 году Монумента первым строителям нового города;
- в части творческих архитектурно-художественных конкурсов и специализированных архитектурно-градостроительных выставок - конкурс песчаной скульптуры проходит ежегодно уже на протяжении 7 лет совместно с конкурсом малых архитектурных форм или садово-парковой скульптуры, финансирование специализированных выставок, регулярно проводимых с 2000 года, в 2012 году прекращено;
- в части изготовления и размещения социальной рекламы и иных средств визуальных коммуникаций (в том числе упорядочивание объектов рекламы на территории города) - социальная реклама и информация постоянно размещается на различных носителях и обновляется по мере необходимости, схемы размещения средств наружной рекламы разрабатываются в соответствии с установленными сроками и заданиями, но в части надежности/регулярности выполняемой муниципальной работы по демонтажам, по которой в 2010 - 2011 годах наметился явный прогресс, в 2012 году произошел сбой в связи с неисполнением работ подрядными организациями.
Анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод о том, что по отдельным направлениям программы муниципальная работа выполняется в целом регулярно. Однако существуют целые направления, по которым работа выполняется эпизодически или не выполняется совсем в связи с отсутствием необходимых средств. В частности изготовление и установка значимых для города объектов декоративно-художественного оформления не имеет регулярного системного характера.
Нарушения плановых сроков строительства объектов в рамках выполняемой муниципальной работы за последние три года (с 2010 по 2012 годы) не зафиксировано, соответственно показатель "соблюдение плановых сроков строительства и реконструкции" составляет 100%.
Информация о значении показателя, характеризующего надежность/ регулярность выполняемой муниципальной работы, представлена в приложении 1 к настоящей ведомственной целевой программе.
Вывод: уровень надежности/регулярности выполняемой муниципальной работы оценивается как недостаточный.
В части соблюдения плановых сроков строительства и реконструкции работа выполняется на достаточном уровне.
Резюме
Муниципальная работа "Декоративно-художественное оформление города" выполняется на достаточном уровне по такой характеристике как качество, недостаточном уровне по таким характеристикам как объем, удовлетворение потребности, надежность/регулярность.
3. Цель программы - сохранение качества выполняемой
муниципальной работы
4. Тактические задачи по достижению цели программы
4.1. Обоснование тактических задач
Тактическая задача |
Обоснование соответствия тактических задач программной цели |
Описание проблем, на решение которых направлены тактические задачи |
1. Установка новых монументальных и скульптурно-декоративных объектов, реконструкция существующих |
выполнение задачи напрямую влияет на сохранение качества выполняемой муниципальной работы |
необходимость установки качественных монументальных и скульптурно-декоративных объектов |
2. Изготовление и установка (размещение) объектов социальной рекламы, информационных объектов, средств визуальных коммуникаций |
выполнение задачи напрямую влияет на сохранение качества выполняемой муниципальной работы |
недостаточное количество в городской среде объектов социальной рекламы, информационных объектов, средств визуальных коммуникаций |
3. Разработка схем территориального размещения средств наружной рекламы на улицах города Сургута |
выполнение задачи влияет на создание благоприятной эстетичной городской среды и качество обоснования возможности или невозможности установки новых рекламных конструкций |
перенасыщение города рекламными конструкциями. Необходимость обоснования возможности или невозможности установки новых рекламных конструкций |
4. Очистка территории города от незаконно-установленных или эксплуатируемых рекламных конструкций |
от выполнения задачи зависит качество работы по упорядочиванию объектов рекламы на территории города |
нарушение Федерального Закона N 38 "О рекламе", действующих правил размещения объектов рекламы и технических регламентов |
5. Проведение творческих архитектурно-художественных конкурсов |
выполнение задачи напрямую влияет на сохранение качества выполняемой муниципальной работы |
необходимость получения качественных новых и интересных идей и концепций памятников, монументов, элементов городского дизайна |
4.2. Перечень мероприятий, направленных на решение тактических задач
Тактическая задача 1: Установка новых монументальных и скульптурно-декоративных объектов, реконструкция существующих.
Мероприятия:
Выполнение работ по изготовлению новых монументальных и скульптурно-декоративных объектов и реконструкции существующих, в том числе:
- в 2013 году - 2 объекта (изготовление и установка доски Ф.Я. Показаньева; изготовление и установка памятника (надгробия) на могиле почетного гражданина города В.Г. Губачева),
- в 2014 году - 3 объекта (изготовление и установка 2-х мемориальных досок и въездного знака);
- в 2015 году - 3 объекта (изготовление и установка 2-х мемориальных досок и 1 памятника или мемориала).
Тактическая задача 2: Изготовление и установка (размещение) объектов социальной рекламы, информационных объектов, средств визуальных коммуникаций.
Мероприятия:
Выполнение работ по изготовлению и установке (размещению) объектов социальной рекламы, информационных объектов, средств визуальных коммуникаций, в том числе: в 2013 году - 6 объектов; в 2014 году - 6 объектов; в 2015 году - 6 объектов.
Тактическая задача 3: Разработка схем территориального размещения средств наружной рекламы на улицах города Сургута.
Мероприятия:
Выполнение работ по разработке схем территориального размещения средств наружной рекламы на улицах города, в т.ч.:
- в 2013 году - 4 схемы (в том числе по улицам: Быстринская, Югорская, Каролинского, проспект Пролетарский);
- в 2014 году - 7 схем (в том числе по улицам: Показаньева, Губкина, Магистральная, Чехова, Лермонтова, Декабристов, Бахилова);
- в 2015 году - 7 схем (в том числе по улицам: Энтузиастов, Нефтяников, Бажова, Студенческая, Пушкина, Юности, Сибирская).
Тактическая задача 4: Очистка территории города от незаконно-установленных или эксплуатируемых рекламных конструкций.
Мероприятия:
Выполнение работ по демонтажу незаконно-установленных или эксплуатируемых рекламных конструкций.
Тактическая задача 5: Проведение творческих архитектурно-художественных конкурсов.
Мероприятия:
Ежегодная организация и проведение в 2013 - 2015 годах конкурсов:
- песчаной скульптуры;
- садово-парковой скульптуры;
- конкурсов на разработку идей и концепций памятников, монументов, элементов городского дизайна.
5. Показатели достижения результатов деятельности по выполнению
муниципальной работы
В качестве показателей достижения результатов деятельности определены следующие показатели:
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1. Общее количество реконструированных мемориальных досок или изготовленных новых |
объект |
1 |
2 |
2 |
2. Общее количество установленных или реконструированных монументальных и скульптурно-декоративных объектов, фонтанов |
объект |
1 |
1 |
1 |
3. Количество скульптурных композиций созданных: - в рамках конкурса песчаной скульптуры; - в рамках конкурса садово-парковой скульптуры |
ед. |
13 10 |
13 10 |
13 10 |
4. Количество установленных (размещенных) объектов социальной рекламы, информационных объектов и иных средств визуальных коммуникаций |
объект |
6 |
6 |
6 |
5. Количество разработанных и утвержденных схем территориального размещения объектов рекламы |
ед. |
4 |
7 |
7 |
6. Удовлетворенность населения качеством выполняемой муниципальной работы |
балл (от 0 до 10) |
7,27 |
7,27 |
7,27 |
7. Степень соблюдения стандарта качества |
% |
100 |
100 |
100 |
6. Объем бюджетных ассигнований на реализацию программы
Информация об объеме бюджетных ассигнований на реализацию программы представлена в приложении 3 к настоящей ведомственной целевой программе.
Расчетная таблица объема бюджетных ассигнований представлена в приложении 4 к настоящей ведомственной целевой программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.