Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Краткая характеристика текущего состояния сферы
образования и молодежной политики города Радужный
Стратегическим приоритетом в развитии системы образования и молодежной политики города является создание условий для подготовки конкурентоспособных граждан в соответствии с социально-экономическими потребностями города и региона.
Стратегическая цель, определяющая деятельность сферы образования нашего города - повышение доступности соответствующего требованиям современного образования, отвечающего потребностям общества и жителей города Радужный.
Предоставление качественного образования и обеспечение равного доступа к нему всем детям вне зависимости от социального, экономического и культурного уровня их семей - важные условия, влияющие на достижение поставленной цели.
Сеть муниципальных дошкольных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования представлена 11 учреждениями, которые располагаются в типовых зданиях на 128 групп с контингентом воспитанников на 01.01.2016 2977 человек (2014 год - 2875 человек, 2013 год - 2722 человека).
В городе Радужный численность детей дошкольного возраста от 0 до 8 лет составляет 5698 человек (на 01.01.2015). Последние пять лет отмечается стабильность рождаемости детей; в среднем численность детей до 1 года - 722.
Доля и численность детей 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу увеличилась от 2278 (56,8%) в 2011 году до 2944 (68,4%) в 2015 году; прогноз до 2017 года положительный, прогнозируется незначительное увеличение - до 3065 (69,2%).
Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации сократилась от 1047 (26,1%) в 2011 году до 119 (2,7%) в 2015 году.
Количественный и качественный охват детей дошкольным образованием в городе решен за счет строительства новых дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО). В 2009 - 2012 годах в городе было построено 5 новых детских садов на 980 мест, что позволило ликвидировать очередь детей дошкольного возраста от полутора лет.
Обеспеченность местами в дошкольных организациях с учетом регионального норматива в 2015 году составляет:
- для детей от 1,5 до 7 лет 104%;
- для детей от 3 до 7 лет 110%.
В связи с ликвидацией очередности в детский сад, в городе Радужный услуги индивидуальных предпринимателей, "семейные группы" не пользуются спросом.
Показатели, характеризующие уровень оказания муниципальной услуги предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в городе, имеют положительную динамику по всем направлениям.
Услуги дошкольного образования в городе по основным количественным и качественным показателям являются удовлетворительными, в том числе в части реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, сохранения и укрепления здоровья детей, готовности к обучению в школе воспитанников детских садов.
В ДОО соблюдаются требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяемые санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, правилами пожарной безопасности в ДОО. Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО (учебно-методические комплекты, оборудование, оснащение (предметы) и др.) составляет не менее 95%.
В детских садах большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе по сохранению и укреплению психофизического здоровья детей. Улучшение показателей является результатом целенаправленной работы дошкольных образовательных организаций, в том числе отсутствие отрицательной динамики карантинов по инфекционным заболеваниям.
Сеть общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования включает 6 учреждений.
Все школы располагаются в типовых зданиях.
1 сентября 2015 года сформировано 225 классов - комплектом с контингентом учащихся - 5371 человек, в общеобразовательной школе N 2 по очно-заочной форме обучения занимаются 22 человека (в 2014-2015 учебном году - 224 класса и 5269 учащихся, 36 человек занимались по очно-заочной форме).
1 сентября 2015 года школы города приняли 648 первоклассников (в 2014 - 610 человек, в 2013 году - 588 человек, в 2012 - 536 человек). Как видим число поступающих в 1 классы ежегодно увеличивается.
С 1 сентября 2015 года все обучающиеся 1-5 классов обучаются по новым федеральным государственным образовательным стандартам. К 2020 году по новым стандартам будут обучаться учащиеся 1-10 классов.
Качественное школьное образование доступно всем детям города: школьники занимаются в общеобразовательных учреждениях, оснащённых учебным и технически современным оборудованием, обеспечены в достаточном количестве программно-методической литературой, кадровыми ресурсами.
Все школы города имеют полностью оборудованные компьютерные классы; стационарные мультимедиа - проекторы установлены в учебных классах и в лекционных залах (кабинетах), а так же оборудованные цифровые лаборатории с компьютерами, подключенными к сети Интернет. Интерактивные доски установлены во всех кабинетах начального звена.
В школах N 3, 4, 5 и 6 имеются мобильные компьютерные классы, что позволяет расширить возможности использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Обеспечение школьников учебниками (на бесплатной основе) на протяжении ряда лет остается стабильным и составляет 100%. Несмотря на это ежегодно осуществляется замена морально устаревших учебников, учебников с истекшим сроком хранения.
Обновление учебной литературы, используемой в образовательном процессе и соответствующей Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ осуществляется за счет средств окружного бюджета.
Однако, необходимо дальнейшее оснащение образовательных организаций информационным и учебным оборудованием с учетом перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Необходимо отметить, что инфраструктура общего образования не в полной мере соответствует современным требованиям. Большая часть зданий действующих образовательных организаций вводилась массово в период активного освоения месторождений и построения социальной инфраструктуры в восьмидесятые годы и требует больших финансовых затрат на проведение ремонтных мероприятий капитального характера.
Имеются типовые здания школ, не соответствующие современным требованиям к душевым, туалетам, спортивным залам, пищеблокам; данные недостатки неустранимы даже при проведении работ капитального характера.
Кроме того, высокие показатели демографического развития, массовый переезд жителей микрорайона "Южный" в микрорайоны города привели к увеличению контингента школьников, что вызвало нехватку площадей - 29,2 % школьников обучаются во вторую смену, недостаточно спортивных залов для организации третьего часа физкультуры.
Министерством образования и науки Российской Федерации разработан проект федеральной программы содействия созданию мест в общеобразовательных организациях на 2015 - 2025 годы, которым определены основные задачи - это перевод всех школ на односменный режим работы, в том числе:
к 2021 году - перевести начальную школу (1-4 классы) и старшую (10-11 классы) на обучение в одну смену;
к 2025 году - обеспечить обучение в одну смену обучающихся 5-9 классов.
Соответственно необходимо осуществление комплекса мер, направленных на переход всех школ на односменный режим работы и как следствие строительство еще одной общеобразовательной школы.
В сфере образования города достаточно хорошо развита инфраструктура дополнительного образования.
Кружки, секции, клубы и другие объединения дополнительного образования работают для детей и подростков по шести направленностям на базе шести общеобразовательных организаций и двух организаций дополнительного образования, таких как муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Городской Дом детского творчества" и муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Компьютерная школа".
Самыми востребованными на протяжении ряда лет остаются художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная направленности. В последнее время наблюдается рост численности обучающихся, посещающих кружки технической направленности.
Система дополнительного образования в значительной мере способствует выявлению и развитию способностей школьников.
Отмечается высокая результативность участия обучающихся в городских, окружных и всероссийских мероприятиях.
Несмотря на достаточно системную работу по организации дополнительного образования остается немало проблем и вопросов.
Отстают темпы развития материально-технической базы организаций, реализующих программы технического профиля от темпов развития научно-технической мысли и современных технологических процессов, что приводит к недостаточности количества программ технической направленности в системе дополнительного образования детей.
Недостаточно в системе дополнительного образования детей программ нового поколения, а именно технического творчества, робототехники, моделирования, которое на настоящий момент развито недостаточно, программ дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Необходимо совершенствование системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, лидеров в сфере образования. Работа в данном направлении носит системный характер, тем не менее, отмечается недостаточное включение детей в участие в окружных и всероссийских мероприятиях по причине ограниченности финансирования, также отмечается недостаточный охват учащихся школ олимпиадным движением.
В сфере образования города особое место отводится системе воспитательной работы. Ориентир данного направления выстроен в соответствии с целями, задачами Концепции развития воспитания в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Федеральной программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
Одним из важных направлений в вопросах воспитания является организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками, а также работа с несовершеннолетними, состоящими на учете в органах и учреждениях системы профилактики.
Самый главный ресурс обеспечения качества образования - кадровый состав муниципальных образовательных организаций.
В настоящее время в образовательных учреждениях, подведомственных управлению образования и молодежной политики работает 1504 человека, из них 558 человек - учителя школ города и воспитатели дошкольных образовательных организаций.
На протяжении трех последних лет в соответствии с существующим в образовательных организациях порядком оплаты труда наблюдается стабильный рост заработной платы.
Модернизация образовательной системы страны диктует сегодня свои требования к работе современного руководителя: руководители должны иметь высшее образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" или дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.
93% работников из числа руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций имеют дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, 4 зачислены на курсы профессиональной переподготовки по специальности "Менеджмент организации".
Работа по повышению профессионального уровня работников осуществляется через курсовую подготовку на базе образовательных организаций города и округа, участие педагогических работников в городских и окружных коллегиях, форумах, семинарах, конференциях. Содержание работы по повышению профессиональной квалификации работников обеспечивает формирование компетенций учителя, рост качества педагогического процесса и развитие образовательных организаций в соответствии с ориентирами государственной политики в сфере образования.
В соответствии с требованиями федерального законодательства в сфере образования педагогическим работникам предоставляется возможность прохождения курсовой переподготовки не реже чем один раз в три года.
Актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания муниципальных услуг, организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, создаст основу для использования принципов эффективного контракта.
Реализация государственной молодежной политики в городе Радужный является одной из важнейших составляющих социально - экономической политики, предусматривающей формирование необходимых условий для конструктивного взаимодействия молодежи (целевая группа населения в возрасте от 14 до 30 лет) с институтами гражданского общества.
На сегодняшний день удалось достигнуть значительных результатов по реализации всех направлений государственной молодежной политики на территории города Радужный:
- существенно расширена инфраструктура учреждений и служб для молодежи;
- созданы условия для участия молодежи в формировании и реализации молодежной политики;
- систематически проводятся блоки различных мероприятий для молодежи;
- при реализации направлений молодежной политики стало традиционным использование программно-целевого подхода.
В большинстве реализуемых направлений в сфере молодежной политики города объем предоставления услуги за последние годы либо вырос, либо сохранился на достигнутом уровне.
Благодаря реализации региональных целевых программ создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у молодых радужнинцев потребности в активном и здоровом образе жизни, укреплению здоровья, развитию гражданской позиции, трудовой и социальной активности.
Проблемы нормативного регулирования ряда вопросов и отсутствия комплексного подхода к решению проблем молодежи в последние десятилетия проявились негативные тенденции, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться.
Снижается интерес молодежи к инновационной, научной и творческой деятельности. Отсутствуют механизмы вовлечения молодежи в инновационную деятельность.
Молодежь недостаточно вовлечена в социальную практику. Слабо развивается культура ответственного гражданского поведения. У значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления.
С целью осуществления системной работы с молодежью в городе созданы условия для реализации приоритетных направлений молодежной политики.
Проблемы молодежи города решаются программно - целевым методом. Сформирована нормативно-правовая база, налажено межведомственное взаимодействие в вопросах реализации молодежной политики.
С целью осуществления системной работы с детьми, подростками и молодежью работает два молодежных центра:
- автономное учреждение "Городской молодежный центр "Вектор М" муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Радужный (далее АУ "ГМЦ "Вектор М").
- автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр авиационной, технической и военно-прикладной подготовки "Росич" муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Радужный (далее АУ ХМАО - Югры "ЦАТ и ВПП "Росич").
Молодежными центрами оказываются социальные услуги по таким направлениям как: укрепление института молодой семьи, информационное обеспечение, трудоустройство и профориентация, поддержка молодежных инициатив, развитие детских и молодежных организаций, развитие волонтерского движения, развитие туристско-спортивной и краеведческой деятельности, гражданское и патриотическое воспитание молодежи, воспитание толерантности в молодежной среде, формирование правовых, культурных и нравственных ценностей, профилактика асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, поддержка детей и молодежи, находящихся в социально-опасном положении явлений, формирование здорового образа жизни, организацию досуга детей, подростков и молодежи.
За последние годы выстроена система проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие военно-спортивных, технических видов спорта, гражданско-патриотического воспитания молодежи, развитие самодеятельного и спортивного туризма, развитие творческих способностей молодежи, укрепление института молодой семьи, профилактику асоциальных явлений в подростково-молодежной среде, содействие в трудовой занятости и профориентации молодежи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.