Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы
социально-экономического развития города Радужный
1.1. Современное состояние сети автомобильных дорог общего пользования местного значения и безопасности дорожного движения
Из всего многообразия видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный), сформировавших транспортный комплекс Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, городу Радужный доступен лишь автомобильный транспорт с сетью автомобильных дорог различного значения (межрегионального, общего пользования местного значения, ведомственные) и является единственным видом транспорта для экономического роста и улучшения качества жизни населения нашего города. Этим и обусловлено основное направление развития транспортной инфраструктуры -увеличение протяженности сети автомобильных дорог и поддержание их в нормативном эксплуатационно-техническом состоянии.
Уровень и темпы строительства автомобильных дорог перестают соответствовать уровню автомобилизации населения и спросу на автомобильные перевозки, создаются определенные трудности в плане ограничения пропускной способности существующей сети дорог, необходим пересмотр организации дорожного движения с целью обеспечения безопасности и предотвращения дорожно-транспортного травматизма.
Экономическое развитие муниципального образования сдерживается также в связи с отсутствием альтернативных видов транспорта и возможностью обеспечения необходимой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов, формирующих развитый промышленный рынок. Удаленность от ближайшего аэропорта и железнодорожного узла - города Нижневартовск (160 км) негативно сказывается на ценовых показателях в сфере услуг и продуктов потребления.
Продолжают оставаться невысокими и показатели безопасности на транспорте, что так же оказывает негативное влияние на экономическое развитие города Радужный.
Следует отметить значительный износ основных производственных фондов автобусного парка и парка специализированной техники для ремонта и обслуживания дорог. Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов не в полной мере соответствуют условиям по своевременному обновлению автотранспорта.
Развитие транспортной системы является необходимым условием реализации современной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения города и округа в целом. Недостаточная плотность сети автомобильных дорог муниципального, как в прочем и регионального значения, негативно сказывается на освоении и развитии территории городского округа. Для города Радужный актуальна проблема повышения эффективности функционирования транспортной системы, необходимо развивать альтернативные виды транспорта и структуру муниципальной и межмуниципальной дорожной сети, что позволит обеспечить необходимую подвижность населения и мобильность трудовых ресурсов, формирующих развитый экономический рынок.
1.2. Автомобильные дороги
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения города Радужный в соответствии с отчетом 3-ДГ (мо) по состоянию на 1 января 2016 года составляет 48,5 км., в том числе с твердым покрытием -48,5 км.
В составе сооружений на муниципальных автомобильных дорогах находится 2 моста общей протяженностью 190 м.
Данные показатели приняты в соответствии с распоряжением администрации города Радужный от 02.11.2015 N 855р "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Радужный", учитываемых в реестре муниципальной собственности, а так же с учетом введенной в эксплуатацию дороги по улице Бульварная, протяженностью 0,645 км.
Формирование и дальнейшее развитие структуры сети автомобильных дорог определяется межмуниципальными автомобильными дорогами:
- Нижневартовск - Радужный;
- Радужный -Новоаганск;
- Нижневартовск - Радужный - Новоаганск;
и автодорожными маршрутами, проходящими по территории муниципального образования.
По своему значению городские дороги подразделяются:
- группа А Магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения -13,2 км;
- группа Б Магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные - 18,0 км;
- группа В Улицы и дороги местного значения в жилой застройке 17,3 км.
В 2013 году специализированной организацией ООО "ДорСиб" проведены работы по обследованию (техническому освидетельствованию) муниципальных дорог, с паспортизацией и уточнением категории. Автомобильные дороги общего пользования местного значения определены по категориям по результатам паспортизации дорог, км:
Итого II категории: |
|
|
3,1 |
Итого III категории: |
|
|
24,2 |
Итого IV категории: |
|
|
11,8 |
Итого V категории: |
|
|
9,4 |
Всего: |
|
|
48,5 |
В муниципальной собственности находятся два мостовых сооружения общей протяженностью 0,19 км.
Предстоит большая работа в плане приведения эксплуатационно-технического состояния автомобильных дорог в соответствие с категорийностью и утвержденным проектом организации дорожного движения улично-дорожной сети города Радужный.
По состоянию на 1 января 2015 года более 50% автомобильных дорог общего пользования, местного значения эксплуатируются свыше 20 лет, из них 18% находятся в эксплуатации более 27 лет. Практика показывает, что несоблюдение сроков проведения ремонтных работ ведет к росту дополнительных затрат на капитальный ремонт, в сопоставлении с объемами затрат при выполнении их по плану.
При нормативных межремонтных сроках на капитальный ремонт -12 лет и от 4 до 6 лет на ремонт (в зависимости от категории дорог) сложилась ситуация, когда часть местных дорог имеет отклонения от нормативов по транспортно-эксплуатационным характеристикам. Из-за отсутствия финансирования в достаточном объеме не всегда капитальный ремонт дорог осуществляется своевременно, чаще всего состояние дорожного полотна поддерживается в нормальном эксплуатационном состоянии лишь с помощью "ямочного" ремонта асфальтового покрытия, что не всегда бывает эффективным.
Не менее важным фактором, влияющим на состояние дорожного покрытия, являются сложные природно-климатические условия строительства и эксплуатации дорог. Так нарушение сроков строительства, связанных с сезонным характером и несоблюдением технологии строительства при выполнении работ, наряду с дополнительными издержками на транспорте, увеличением количества дорожно-транспортных происшествий, приводит к необходимости увеличения затрат на приведение дорог в нормативное состояние.
Приведение дорог в нормативное состояние будет выполняться в значительной степени за счет реконструкции дорог и капитального ремонта: с 2016 по 2020 годы запланировано выполнить капитальный ремонт 3,1 км. дорог, на 3,6 км дорог - провести реконструкцию.
Отдельные участки городских дорог характеризуются высокой интенсивностью движения, превышающей технико-эксплуатационные возможности автомобильных дорог, что не позволяет обеспечить выполнение требований к пропускной способности, комфорту и безопасности участников дорожного движения. В дополнение к этому - промышленная направленность развития экономики города определяет постоянное увеличение в составе транспортного парка автомобилей большой грузоподъемности и автомобилей, предназначенных для перевозки крупногабаритных грузов, необходимых для функционирования предприятий нефтедобывающего комплекса, что ведет и к возрастающим нагрузкам на дорожное полотно.
Несколько улучшило транспортную обстановку на городских дорогах строительство объездной дороги в обход города, таким образом, технологический и транзитный транспорт следует по маршрутам за пределами жилой зоны микрорайонов.
По нормам, утвержденным градостроительной документацией (Генеральный план городского округа город Радужный, утвержден решением Думы города от 24.12.2007 N 411), предусматривается реконструкция сети автомобильных дорог общего пользования местного значения с увеличением ширины проезжей части основных улиц до 14 м.п., взамен существующих параметров от 7 до 12 метров.
Достаточное обеспечение безопасности дорожного движения лежит в основе повышения качества жизни населения муниципального образования и потому влияет на динамику социально-экономических процессов. Значительная часть жителей города ежедневно становится участниками дорожного движения, поэтому общество заинтересовано в безопасном функционировании транспортной системы, а так же доступности для людей с ограниченными возможностями.
Обстановка с аварийностью на автомобильных дорогах в муниципальном образовании является неудовлетворительной, что объясняется постоянно возрастающей мобильностью населения, увеличение объемов перевозок общественным транспортом, к тому же, имеющему значительный износ, ростом уровня автомобилизации населения.
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, приобрела особую остроту в связи с несоответствием параметров дорожно-транспортной инфраструктуры и ежегодно возрастающей интенсивности транспортного потока, недостаточной эффективности функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. Быстрый рост количества автомобильного транспорта за последние годы и массовое включение в дорожное движение новых водителей и перевозчиков привели к существенному изменению условий дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения, увеличилась численность неопытных водителей со стажем вождения до 2 лет, что оказывает негативное влияние на рост аварийности.
В 2015 году в городе Радужный зарегистрировано снижение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с 25 (2014 год) до 19, в которых погибли 0 человек и получили ранения 22 человека. Количество зарегистрированных очагов аварийности -0, в предыдущие годы зарегистрировано 13 очагов аварийности. С целью ликвидации очагов аварийности и обеспечения безопасности дорожного движения предусматривается выполнение ряда мероприятий по оснащению дорог техническими средствами:
- для регулирования дорожного движения -светофорные объекты, световые табло обратного отсчета времени, пешеходные светофоры;
- в зоне регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов -установка пешеходных ограждений, оборудование дополнительным искусственным освещением;
- на опасных участках автомобильных дорог, в местах с повышенной интенсивностью движения, очагах аварийности - замена дорожных ограждений, не соответствующих требованиям нормативов.
Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 90% всех нарушений, основные причины:
- несоблюдение водителями требований правил дорожного движения;
- несоответствие нормативным требованиям дорожных условий;
- недостаточная оснащенность современными средствами организации дорожного движения.
Для решения существующих проблем необходимо вести:
- планомерную работу по расширению проезжей части существующей в городе улично-дорожной сети, перераспределив транспортные потоки по установленным направлениям движения;
- задействовать наименее загруженные улицы и проезды для движения транспорта, пересмотрев схему организации дорожного движения с учетом существующей ситуации и перспективного развития города;
- задействовать в городской транспортной схеме вновь построенные и реконструированные внутриквартальные улицы и проезды, предназначенные для сквозного движения, при этом обезопасив пешеходов с помощью установки пешеходных ограждений, отделив зону пешеходных дорожек и тротуаров от проезжей части.
Все выше перечисленные проблемы делают на сегодняшний день актуальным в дорожной сфере:
- развитие сети автомобильных дорог (строительство);
- совершенствование сети автомобильных дорог (реконструкция);
- формирование дорожной сети как единого транспортного пространства;
- приведение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствие с требованиями норм и технических регламентов;
- оснащение дорог современными средствами организации дорожного движения.
Наиболее эффективным решением проблем дорожно-транспортной системы является программно-целевой метод, с участием доли софинансирования из бюджета округа, что позволит сократить дефицит местного бюджета и окажет положительное воздействие на повышение уровня экономической и социальной безопасности на территории городского округа.
Целесообразность программно-целевого метода развития транспортной инфраструктуры определяется большими финансовыми затратами и длительными сроками окупаемости инвестиционных проектов, что указывает на их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия (в том числе финансового) государства в их реализации;
1.3. Автомобильный транспорт
1.3.1. Обеспечение доступности и повышение качества транспортных услуг автомобильным транспортом.
По состоянию на 01.01.2016 на территории города зарегистрировано 19465 единиц автотранспорта, в том числе: легковых автомобилей - 13976 ед., автобусов - 382 ед., грузовых автомобилей - 3157 ед. На 1000 жителей города Радужный приходится 321 легковых автомобиля.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом на городских и межмуниципальных маршрутах выполняет одно специализированное автотранспортное предприятие и 5 - 6 индивидуальных предпринимателей.
Автомобильным пассажирским транспортом обеспечиваются перевозки по восьми социально значимым маршрутам, в том числе по трем городским (N 1, N 54, N 4), одному - пригородному (сезонный маршрут на "Голубое озеро", два "школьных" маршрута и два межмуниципальных (г. Нижневартовск, г. Ханты-Мансийск).
Годовой пассажирооборот автомобильным транспортом на городских маршрутах составил за 2015 год 444,4 тыс. чел., около 5,4 млн. пассажиро-километров. Аналогичный показатель за 2014 год -426,6 тыс. чел, около 5,2 млн. пассажиро-километров.
Годовой пассажирооборот автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах составил за 2015 год 12,8 тыс. чел., более 2,2 млн. пассажиро-километров. Аналогичный показатель за 2014 год -20,4 тыс. чел., около 3,6 млн. пассажиро-километров.
Основными проблемами выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом являются:
1) Высокий износ автобусного парка.
Для перевозки пассажиров задействовано 18 единиц транспортных средств, оснащенных системой контроля Глонасс, три автобуса оснащены средствами для перевозки людей с ограниченными возможностями.
На 01.01.2016 средний износ автобусов, задействованных на пассажирских перевозках, составил 71%. Дальнейшее отставание темпов обновления автобусного парка от темпов их старения ведет к снижению качества и уровня безопасности перевозки пассажиров, массовому выходу транспорта из эксплуатации, при котором возможности автотранспортного предприятия не обеспечат потребности населения в перевозках по социальным маршрутам.
2) Убыточность пассажирских перевозок на маршрутах с малым пассажиропотоком.
Субсидирование пассажирских перевозок на внутригородских маршрутах из местного бюджета позволяет частично компенсировать убытки и, соответственно, обеспечить надежность и безопасность перевозок.
За 2015 год из средств местного бюджета просубсидированы издержки предприятия на внутригородских маршрутах на сумму 28,2 млн. руб. Тем не менее, объем выделяемых бюджетных средств недостаточен. Полученная прибыль автотранспортного предприятия от прочих видов деятельности не позволяет обеспечить развитие материальной базы. В результате, предприятие не имеет возможности обновить в необходимом объеме основные фонды собственными силами без дополнительной финансовой поддержки.
На межмуниципальных маршрутах субсидирование не предусмотрено.
Обновление парка автобусов идет, в основном, за счет средств окружного бюджета. Ежегодно с 2012 года городу Радужный округом выделяется по одному автобусу для городских маршрутов.
1.3.2. Обновление, модернизация, повышение уровня технического оснащения парка автодорожной специализированной техники.
Немаловажное значение в обеспечении безопасных условий движения на дорогах играет соблюдение норм технического обслуживания и сезонного содержания автомобильных дорог. Наиболее высокие показатели нормативного обслуживания дорог, учитывая большую протяженность и площадь обслуживания, обеспечиваются механизированным способом при наличии специализированной техники.
Специализированная техника, находящаяся в собственности муниципального образования частично обновлена в 2012 году, что позволило обеспечить на достаточно хорошем уровне обслуживание дорог в осенне-зимний период, содержание и ремонт улично-дорожной сети в летний период.
В связи с отсутствием финансовых средств дальнейшее обновление парка специализированного автотранспорта программой не предусматривается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.