Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния
В условиях, когда формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения носит общецивилизованный и международный характер и является магистральной линией общественного развития, современное состояние уровня доступности объектов социальной инфраструктуры на местном уровне требует выполнения решений приоритетных задач, практических мер, направленных на повышение уровня доступности первоочередных, наиболее значимых для лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов социальной инфраструктуры.
К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут помешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
До 01.01.2014 реализация мероприятий, направленных на создание равных возможностей доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, транспортному обслуживанию, информации, связи, образованию, культурной жизни, занятиям спортом, осуществлялась в рамках долгосрочной целевой программы "Доступная среда города Сургута на 2012 - 2015 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 02.09.2011 N 5768.
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут", на основании паспорта муниципальной программы "Доступная среда города Сургута на 2014 - 2020 годы", утвержденного распоряжением Администрации города от 30.08.2013 N 3103, содержащего перечень правовых оснований для ее формирования.
Реализация мероприятий программы направлена на развитие городской среды, что соответствовало приоритетному направлению Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2020 года, действовавшей до 30.06.2015. Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одним из приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года.
Кроме того, реализация мероприятий настоящей программы направлена на формирование системы рекреационных и общественных пространств, привлекательных для жителей Сургута, что соответствует вектору "Градостроительство" направления "Жизнеобеспечение" Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года.
Работа муниципалитета по обеспечению условий для беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры ведется с 2006 года. Коллегиальным органом в этом вопросе выступил Координационный совет по делам инвалидов при Администрации города, состав которого утвержден постановлением Администрации города от 30.10.2006 N 2526.
На сегодняшний день вопрос об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры является одним из наиболее актуальных вопросов обеспечения качества жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья. На 01.01.2013 процент обеспеченности по социально значимым объектам составил: поликлиники - 77%, аптеки - 11%, торговые центры и универсальные магазины - 33%, объекты культуры, искусства, физкультуры и спорта - 17%, молодежной политики - 2,4%, банки - 37%, высшие учебные заведения - 17%, учреждения дошкольного и общего образования - 7,5%, что говорит о низком проценте доступности к объектам.
1. При анализе беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями здоровья выявлены следующие проблемы:
1.1. В части доступности услуг культуры, спорта и молодежной политики.
1) сфера молодежной политики.
Муниципальные учреждения сферы молодежной политики осуществляют предоставление муниципальной услуги для населения города на 17 площадках. Специальной рабочей группой, в состав которой входят представители общественных организаций инвалидов, в 2014 - 2015 годах проведено обследование и паспортизация объектов на предмет соблюдения требований доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
По итогам проведенной работы определено, что объекты, полностью доступные для людей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, отсутствуют.
В том числе на четырех объектах имеются (один из элементов либо несколько) пандусы, съезды, перила, автостоянки для инвалидов, расширенные дверные проемы, звуковые и тактильные средства, специализированные туалетные комнаты, подъемные устройства, кнопки вызова.
В рамках настоящей муниципальной программы планируется выполнение работ по реконструкции, оснащению дополнительными приспособлениями, переносным оборудованием двух учреждений молодежной политики (трех объектов):
- муниципального автономного учреждения по работе с молодежью "Наше время": клуба-кафе "Собеседник", Центра молодежного дизайна;
- муниципального бюджетного учреждения по работе с подростками и молодежью по месту жительства "Вариант": молодежного центра технического моделирования "Амулет".
Обоснование выбора данных учреждений обусловлено следующим. В рамках деятельности муниципальных учреждений в сфере молодежной политики систематически осуществляется работа для граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. Одним из направлений деятельности учреждений молодежной политики, таких как муниципальное бюджетное учреждение по работе с подростками и молодежью по месту жительства "Вариант" и муниципальное автономное учреждения по работе с молодежью "Наше время", является организация мероприятий в клубах по месту жительства, клубе-кафе "Собеседник" с участием молодых инвалидов и их родителей. Для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья такие услуги и объекты социальной инфраструктуры являются не менее востребованными, чем объекты здравоохранения и социальной защиты.
Для сферы молодежной политики решение проблем доступной среды для людей с особыми потребностями - это:
- социализация молодых людей с особыми потребностями, средствами и возможностями молодежной политики - развитие коммуникативных, информационных компетенций через общение со сверстниками;
- формирование лидерских качеств и реализация творческих и интеллектуальных способностей посредством участия в общегородских проектах и мероприятиях для детей и молодежи;
- обеспечение занятости и социальной полезности молодежи средствами продуктивной деятельности.
Деятельность указанных учреждений молодежной политики по данному направлению основана на достижении цели по формированию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и услугам в сферах жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья.
В своей работе с данной категорией молодежи муниципальное автономное учреждение по работе с молодежью "Наше время" ставит перед собой такую цель как создание и поддержание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья в клубе-кафе "Собеседник".
Для организации системной и более качественной работы в структурных подразделениях муниципального бюджетного учреждения по работе с подростками и молодежью по месту жительства "Вариант" с детьми, подростками и молодежью с ограниченными физическими возможностями таких категорий как инвалиды маломобильных групп и инвалиды по зрению, для обеспечения их беспрепятственного доступа, безопасности и удобства требуется оснащение техническими устройствами помещений такого центра, который наиболее подходит по техническим характеристикам - это молодежный центр технического моделирования "Амулет", расположенный по адресу: город Сургут, улица Энтузиастов, 1. Местонахождение этого центра в густонаселенном районе города, расположение на первом этаже во встроенно-пристроенных помещениях, площадь многофункционального зала, не разделенного стенами и перегородками, дают возможность использовать это помещение для организации работы с инвалидами маломобильной группы.
Создание среды, соответствующей критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов маломобильных групп без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан, будут созданы условия для успешной социализации и адаптации в обществе, помощи детям-инвалидам и их семьям, что позволит им расширить сеть социальных контактов, организовать свой досуг.
В ходе реализации мероприятий настоящей муниципальной программы в данной сфере будут достигнуты следующие результаты:
- обустройство трех объектов сферы молодежной политики для беспрепятственного доступа для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья, получающих доступ к информации и услугам учреждений молодежной политики;
- увеличение доли доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья объектов сферы молодежной политики до 2030 года до 17%;
- удовлетворенность людей с ограниченными возможностями здоровья уровнем доступности учреждений молодежной политики, качеством предоставляемых услуг.
В 2015 году выполнены проектно-изыскательские работы на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "МАУ ПРСМ "Наше время", кафе "Собеседник", ул. Энергетиков, 45".
Кроме того, в 2016 году после капитального ремонта введен объект муниципального бюджетного учреждения по работе с подростками и молодежью по месту жительства "Вариант", Молодежный центр, расположенный по адресу: город Сургут, улица Просвещения, 29, где обеспечен беспрепятственный доступ для инвалидов, маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями здоровья. На данной площадке ведется работа по организации досуга детей, подростков, молодежи от 7 до 30 лет по направлениям: фотостудия, студия компьютерных технологий, киноклуб, декоративно-прикладные кружки. Работа этих студий предполагает занятия в том числе и с детьми, подростками, молодежью от 7 до 30 лет с ограниченными возможностями здоровья.
В целях повышения доступности муниципальных услуг в учреждениях закреплены функциональные обязанности за сотрудниками, ответственными за оказание помощи инвалидам при предоставлении услуг, проинструктированы работники, ответственные за оказание помощи инвалидам при предоставлении услуг, разработаны рабочие инструкции-памятки для работников по порядку оказания помощи;
2) сфера физической культуры и спорта.
Муниципальные учреждения сферы физической культуры и спорта осуществляют предоставление муниципальной услуги для населения города на 37 площадках. Специальной рабочей группой, в состав которой входят представители общественных организаций инвалидов, в 2014 - 2015 годах проведено обследование и паспортизация объектов на предмет соблюдения требований доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
По итогам проведенной работы определено:
- муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Олимп", культурно-спортивный комплекс "Геолог". Для людей с ограниченными возможностями здоровья обеспечена универсальная доступность всех зон и помещений.
При реализации долгосрочной целевой программы "Доступная среда города Сургута на 2012 - 2015 годы" на объекте выполнены работы по обустройству пандусами, съездами, автостоянки для инвалидов, специализированными туалетными и душевыми комнатами, информационными средствами, расширены дверные проемы на входной группе, внутри здания, установлено подъемное устройство на второй этаж здания, установлено спускное устройство в чашу бассейна;
- три объекта для инвалидов доступны условно (с дополнительной помощью сотрудника) (плавательный бассейн "Водолей", специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Аверс", Спортивное ядро в мкр. 35А), в том числе при реализации долгосрочной целевой программы "Доступная среда города Сургута на 2012 - 2015 годы" в плавательном бассейне "Водолей" выполнены работы по обустройству пандусами, съездами, автостоянки для инвалидов, специализированными туалетными и душевыми комнатами, информационными средствами, расширены дверные проемы на входной группе, внутри здания;
- 33 объекта для людей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов не доступны. В том числе на шести объектах имеются (один из элементов либо несколько) пандусы, съезды, перила, автостоянки для инвалидов, расширенные дверные проемы, звуковые и тактильные средства, специализированные туалетные комнаты, подъемные устройства, кнопки вызова.
В рамках настоящей муниципальной программы планируется выполнение работ по реконструкции, оснащению дополнительными приспособлениями, переносным оборудованием десяти учреждений физической культуры и спорта:
- муниципального автономного учреждения "Ледовый Дворец спорта";
- муниципального бюджетного учреждения Центра физической подготовки "Надежда", спортивный зал "Геолог";
- муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва "Ермак", спортивно-оздоровительный комплекс "Энергетик";
- муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва "Аверс";
- муниципального бюджетного учреждения Центра физической подготовки "Надежда", шахматно-шашечного клуба "Белая ладья";
- муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы "Виктория", спортивный комплекс "Таежный";
- муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва "Югория" имени Арарата Агвановича Пилояна;
- муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа "Виктория", улица Московская, 34в;
- муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва N 1 "Спортивный центр с универсальным игровым залом (N 1)";
- муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва "Кедр" "Лыжная база "Кедр", поселок Барсово.
Основанием для определения приоритетных направлений по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп для качественного оказания услуг, создания условий для занятий физической культурой и спортом в учреждениях спорта является количество инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся видами спорта в учреждениях физической культуры и спорта.
В ходе реализации мероприятий настоящей муниципальной программы в данной сфере будут достигнуты следующие результаты:
- обустройство восьми объектов сферы физической культуры и спорта для беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья, получающих доступ к информации и услугам учреждений сферы физической культуры и спорта;
- увеличение доли доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья объектов сферы физической культуры и спорта до 2030 года до 28%;
- удовлетворенность людей с ограниченными возможностями здоровья уровнем доступности учреждений сферы физической культуры и спорта и качеством предоставляемых услуг.
С 2001 года организацией занятий физической культурой и массовым спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья в спортивном зале "Геолог" (муниципальное бюджетное учреждение Центр физической подготовки "Надежда") осуществляет физкультурно-спортивный клуб инвалидов "Мечта" (далее - ФСКИ "Мечта"). Под руководством квалифицированных тренеров в ФСКИ "Мечта" занимаются - 258 человек (лица с нарушением слуха, полной или частичной потерей зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальными нарушениями) по шести спортивным дисциплинам: легкая атлетика, тяжелая атлетика, настольный теннис, плавание, мини-футбол, шахматы.
Занимающиеся в ФСКИ "Мечта" показывают высокие спортивные результаты, являются членами сборных команд города, отстаивают честь на окружных выездных соревнованиях (город Югорск, город Ханты-Мансийск, город Нижневартовск, город Нягань и так далее), а также являются членами сборных команд округа, которые представляют Ханты-Мансийский автономный округ - Югру на всероссийских соревнованиях.
За период 2015 - 2016 годов выполнены проектно-изыскательские работы на выполнение работ по капитальному ремонту следующих объектов:
- "МБОУ СДЮШОР "Аверс", 50 лет ВЛКСМ, 1а" в 2015 году;
- "МБУ ЦФП "Надежда", спортивный зал, ул. Мелик-Карамова, 74А" в 2016 году.
В 2016 году заключен муниципальный контракт на выполнение проектных работ по объекту "Ледовый дворец спорта" со сроком завершения работ в 2017 году.
В целях повышения доступности муниципальных услуг в учреждениях закреплены функциональные обязанности за сотрудниками, ответственными за оказание помощи инвалидам при предоставлении услуг, проинструктированы работники, ответственные за оказание помощи инвалидам при предоставлении услуг, разработаны рабочие инструкции-памятки для работников по порядку оказания помощи;
3) сфера культуры.
Муниципальные учреждения сферы культуры осуществляют предоставление муниципальной услуги для населения города с 01.01.2014 на 27-и площадках, на 01.01.2016 на 29-и площадках. Специальной рабочей группой, в состав которой входят представители общественных организаций инвалидов, в 2014 - 2015 годах проведено обследование и паспортизация объектов на предмет соблюдения требований доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
По итогам проведенной работы определено:
- на одном объекте обеспечен доступ для людей с ограниченными возможностями здоровья в специально выделенных участках и помещениях (галерея "Стерх"). При реализации долгосрочной целевой программы "Доступная среда города Сургута на 2012 - 2015 годы" и настоящей муниципальной программы в 2013 - 2014 годы на объекте выполнены работы по обустройству пандусами, съездами, автостоянки для инвалидов, специализированными туалетными комнатами, информационными средствами, расширены дверные проемы на входной группе, внутри здания;
- 28 объектов для людей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов не доступны, в том числе на 13 объектах имеются (один из элементов либо несколько) пандусы, съезды, перила, автостоянки для инвалидов, расширенные дверные проемы, звуковые и тактильные средства, специализированные туалетные комнаты, подъемные устройства, кнопки вызова.
В рамках настоящей муниципальной программы планируется выполнение работ по реконструкции, оснащению дополнительными приспособлениями, переносным оборудованием 11-и учреждений культуры:
- муниципального бюджетного учреждения культуры "Сургутский краеведческий музей";
- муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого";
- муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств N 1";
- муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система", Центральная городская библиотека;
- муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа N 1 им. Л.А. Горды", улица Энгельса, 7;
- муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа N 1 им. Л.А. Горды", улица Ленинградская, 10а;
- муниципального бюджетного учреждения историко-культурного центра "Старый Сургут" (строительство туалета с учетом потребностей маломобильных групп населения);
- муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система", библиотека N 21;
- муниципального автономного учреждения "Городской культурный центр", Дворец культуры "Строитель";
- муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система", Центральная детская библиотека;
- муниципального автономного учреждения "Сургутская филармония".
Обоснование выбора данных учреждений обусловлено следующим. На сегодняшний день вопрос об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам культуры является одним из наиболее актуальных вопросов обеспечения качества жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья.
На базе муниципального бюджетного учреждения культуры историко-культурного центра "Старый Сургут" работают клубные формирования: "Клуб любителей декоративно-прикладного искусства" (57 человек) и студия "Нескучающие ручки" для людей с ограниченными способностями (36 человек).
Участники клубных формирований принимают участие в ярмарках ремесел мастеров на городских мероприятиях - "Масленица", Вербное воскресенье, "Пасха", фестиваль национальных культур "Соцветие", "Старосургутский Артквартал".
Обслуживание пользователей с ограничениями жизнедеятельности выполняют семь структурных подразделений муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" (далее - ЦБС): Центральная детская библиотека, Центральная городская библиотека, городские библиотеки N 2, N 3, N 4, N 21, N 30. Общее число пользователей с ограничениями жизнедеятельности составило 166, что на 77% больше показателей 2014 года. Увеличение является результатом сотрудничества со специализированными учреждениями города (Сургутская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида, муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа N 26, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Методический центр развития социального обслуживания"). В работе используются две формы обслуживания: стационарное и надомное. На надомном обслуживании находится 10 пользователей.
Одно из направлений работы - обслуживание инвалидов по зрению, помощь в их социокультурной реабилитации. В централизованной библиотечной системе сформирован специализированный фонд, который включает тактильные книги - 111 экземпляров, аудиокниги - 10 259 экземпляров. Центральная городская библиотека, центральная детская библиотека и городская библиотека N 21 оснащены специальным оборудованием (автоматизированное рабочее место с программой экранного доступа Jaws, брайлевским дисплеем). Приоритетное обслуживание данной категории организовано на площадке городской библиотеки N 21. Заключено соглашение о сотрудничестве с бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Методический центр развития социального обслуживания". В библиотеке проводятся консультации по повышению компьютерной грамотности слепых и слабовидящих.
Сотрудниками центральной детской библиотеки впервые реализован проект по концептуальной разработке и созданию тактильной книги "Сказ про Черного Лиса" для незрячих и слабовидящих детей. Книга в доступной и удобной для детей форме знакомит детей с легендой народа ханты о Черном лисе. Содержание книги разработано сотрудниками учреждения при консультационной помощи специалистов Сургутского краеведческого музея и председателя Региональной общественной организации инвалидов по зрению "Тифлопуть" Филатова Сергей Ивановича. Все персонажи книги сшиты вручную, благодаря чему маленькие читатели с нарушениями зрения могут собственными руками "увидеть" Черного лиса и узнать историю о нем.
Сотрудниками центральной городской библиотеки, центральной детской библиотеки и библиотеки N 30 проводятся культурно-просветительские мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе соглашений о сотрудничестве с "Сургутской специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида", муниципальным бюджетным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой N 26, муниципальным бюджетным образовательным учреждением начальной общеобразовательной школой N 30, бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Методический центр развития социального обслуживания", коррекционным образовательным учреждением "Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Одно из наиболее значимых мероприятий - ежегодный конкурс "Тифлочитатель", направленный на популяризацию системы Брайля в регионе как основы грамотности незрячих, содействие культурному развитию и социальной адаптации инвалидов по зрению, стимулирование их интереса к чтению. Конкурс был реализован при финансовой поддержке Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры центральной библиотечной системы совместно с региональной общественной организацией инвалидов по зрению "Тифлопуть".
Межрегиональная социально-творческая программа "Рельефы цвета" реализуется галереей "Стерх" совместно с Региональной общественной организацией инвалидов по зрению "Тифлопуть", начиная с 2008 года. В рамках проекта в 2015 году проведено: три выставки, 123 экскурсии, 32 мероприятия, количество посетителей - 4 573 человек, из них количество инвалидов - 553 человек.
В связи с открытием бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Методический центр развития социального обслуживания", галереей "Стерх" было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере реабилитации инвалидов по зрению, лиц с ограниченными зрительными возможностями старше 18 лет, в рамках которого клиенты центра (жители города и округа) в соответствии с экспозиционно-выставочным планом учреждения имели возможность получить услугу по реализации индивидуальных программ реабилитации.
Продолжается реализация благотворительного проекта "Добрая сказка входит в дом" муниципального автономного учреждения "Театр актера и куклы "Петрушка" - создание и прокат выездных спектаклей театра кукол как средства реабилитации лежачих детей-инвалидов. Целью проекта ставится создание в театре кукол и за его пределами гармоничной среды: содействие нормализации жизнедеятельности семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях, социальная интеграция такого ребенка в общество, создание предпосылок для его полноценной самореализации.
В пяти образовательных учреждениях культуры (детских школах искусств по видам искусств) обучаются 35 детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 14 лет. Обучение проводится по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области искусств, адаптированным для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные программы, направленные на психофизическое, эмоциональное и когнитивное развитие ребенка, его социализацию и интеграцию в общество, включают практические занятия по рисунку, музыке и пению, ритмике, декоративно-прикладному и сценическому искусству.
Обустройство образовательных учреждений, в том числе зонами отдыха, специальным учебным оборудованием (например, для проведения занятий песочной арт-терапии необходимо оборудование для создания песочных композиций - стеклянные столы или планшеты), удобной мебелью, индивидуальными ковриками для релаксации, позволит повысить комфортность пребывания детей в образовательных учреждениях, создаст необходимые условия для проведения занятий.
В ходе реализации мероприятий настоящей программы в данной сфере будут достигнуты следующие результаты:
- обустройство 12-и объектов сферы культуры для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья, получающих доступ к информации и услугам учреждений сферы культуры;
- увеличение доли доступных объектов сферы культуры к 2030 году до 43% для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- удовлетворенность людей с ограниченными возможностями здоровья уровнем доступности учреждений сферы культуры, качеством предоставляемых услуг.
За период 2014 - 2016 годов выполнены проектно-изыскательские работы на выполнение работ по капитальному ремонту следующих объектов:
- "МБУК "Сургутский краеведческий музей", ул. 30 лет Победы, 21/2" в 2015 году;
- "МБУ ДО "Детская художественная школа N 1 им. Л.А. Горды", ул. Энгельса, 7, г. Сургут" в 2015 году;
- "МБУ ДО "Детская художественная школа N 1 им. Л.А. Горды", ул. Ленинградская, 10а, г. Сургут" в 2015 году.
В целях повышения доступности муниципальных услуг в учреждениях закреплены функциональные обязанности за сотрудниками, ответственными за оказание помощи инвалидам при предоставлении услуг, проинструктированы работники, ответственные за оказание помощи инвалидам при предоставлении услуг, разработаны рабочие инструкции-памятки для работников по порядку оказания помощи.
Несмотря на проводимую работу число объектов социальной инфраструктуры в городе, нуждающихся в обеспечении доступности, остается значительным.
Многие объекты социальной инфраструктуры были построены без приспособлений для доступа инвалидов в силу несовершенства применявшихся ранее архитектурно-планировочных решений строящихся объектов. В связи с этим при дальнейшей реконструкции объектов социальной инфраструктуры должны быть учтены действующие строительные нормы и правила Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты социальной инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, по согласованию с общественными организациями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
1.2. В части доступности зданий, сооружений, жилого фонда для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В период массовой застройки микрорайонов города многоквартирными домами, требований к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям не было, что в настоящее время привело к возникшей проблеме: отсутствие условий для свободного доступа инвалидов-колясочников в жилой дом.
При отсутствии соответствующего технического приспособления в жилом доме лица, не имеющие возможности передвигаться самостоятельно без помощи технических средств реабилитации инвалидов, лишены возможности в полной мере осуществлять свои права и законные интересы, нарушено гарантированное государством равенство прав и свобод человека и гражданина. Игнорирование специфических потребностей инвалидов в беспрепятственном доступе к жилым домам инициирует изоляцию инвалидов от общества, лишает их возможности самообслуживания, ограничивает им доступ к информации, объектам социальной инфраструктуры, значительно затрудняет их возможность осуществления иных процессов жизнеобеспечения.
Кроме того, актуальность решения указанной проблемы обусловлена необходимостью исполнения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно статье 15 Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, независимо от организационно-правовых форм, должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В рамках программы планируется выполнить работы по устройству на входных группах многоквартирных домов оборудования для беспрепятственного доступа в жилые дома людей с ограниченными возможностями здоровья за счет бюджетных средств, предоставляемых управляющим организациям в виде субсидии.
Остаются не решенными проблемы обеспечения лифтами по существующему жилому фонду этажностью до пяти этажей, по оборудованию входных групп пандусами при выводе квартир из жилого фонда в связи со стесненными городскими условиями. При существующих габаритах лестничных маршей в подъездах проблематично установить дополнительное оборудование с креплением к стенам или непосредственно на самих лестничных маршах без ущерба для остальных проживающих. Тем не менее, в настоящее время существует ряд механизмов и приспособлений потолочного крепления, позволяющих обеспечить достаточно комфортное передвижение инвалидов и людей с временными ограничениями здоровья от квартиры до выхода из жилого дома, но остается вопрос финансирования приобретения оборудования и его содержания. Крыльца подъездов жилых домов старой постройки не оборудованы пандусами, выполнить которые затруднительно в связи со стесненными дворовыми условиями, отсутствуют поручни, аппарели (рельсы). Даже их наличие зачастую не гарантирует возможность самостоятельно воспользоваться инвалидам-колясочникам в связи с крутым уклоном лестничных маршей крылец. Лестничный марш тамбура первого этажа существующих девятиэтажных многоквартирных жилых домов не обеспечивает возможность доступа к лифтам. Возможна установка подъемников, но остается вопрос: за чей счет приобретается и обслуживается данное оборудование.
По объектам, находящимся в частной и государственной форме собственности в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования городской округ город Сургут, законодательно не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по согласованию проектной документации, за исключением проектов планировки территорий. Также большая часть объектов, находящихся в ведении частных инвесторов, не подлежит государственной экспертизе. Обращает на себя внимание и тот факт, что и проектно-сметная документация, получившая положительное заключение вневедомственной экспертизы, зачастую не обеспечивает доступную среду для людей с ограниченными возможностями.
В результате анализа текущего состояния проблемы были сделаны выводы о том, что наличие пандусов и поручней на входах в здания еще не гарантирует беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Для обеспечения полноценной безбарьерной среды необходимо обеспечить доступность тротуаров, пешеходных переходов, для слепых и слабовидящих, инвалидов-колясочников необходима установка звуковых индикационных устройств и тактильных элементов на регулируемых пешеходных переходах.
Необходимо оборудование подъемниками, специализированными санитарными узлами внутри зданий. Многие проблемы были выявлены благодаря активному участию Региональных общественных движений инвалидов-колясочников и инвалидов по зрению.
На 01.01.2014 для людей с ограниченными возможностями здоровья (опорно-двигательный аппарат) обеспечена доступность в административные здания по улице Восход, 4, проезду Советов, 4, Дворец Торжеств.
В рамках настоящей муниципальной программы в 2014 году были выполнены работы по обеспечению доступа для людей с ограниченными возможностями здоровья к пяти офисам общественных объединений инвалидов:
- студия "Нескучающие ручки", муниципальное помещение в здании по проезду Взлетный, 1;
- Сургутская общественная организация инвалидов по слуху, муниципальное помещение в здании по улице Дзержинского, 6/1;
- Сургутская общественная организация Всероссийского общества инвалидов, муниципальное помещение в здании по улице Ленинградской, 3;
- Сургутская общественная организация Всероссийского общества слепых, муниципальное помещение в здании по улице Югорской, 5/2;
- Городская благотворительная общественная организация "Забота", муниципальное помещение в здании по улице Кукуевицкого, 10/2 и поликлиники N 3.
В 2015 году частично выполнены работы по обеспечению доступа для людей с ограниченными возможностями здоровья к объекту "Здание администрации города Сургута по улице Энгельса, 8".
В рамках программы также планируется выполнение работ по реконструкции, оснащению дополнительными приспособлениями, переносным оборудованием пяти зданий и помещений административного назначения:
- здание Администрации города по улице Энгельса, 8;
- муниципальное помещение в здании по улице Мелик-Карамова, 28/2;
- Бюро технической инвентаризации по улице Дзержинского, 6;
- городской архив по улице Магистральной, 28.
В ходе реализации мероприятий настоящей программы по данному направлению будут достигнуты следующие результаты:
- обустройство пяти зданий, где размещаются общественные организации инвалидов;
- увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья, получающих доступ к административным зданиям;
- увеличение доли доступных зданий и помещений административного значения к 2030 году до 100% для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- удовлетворенность людей с ограниченными возможностями здоровья уровнем доступности зданий и помещений административного значения, качеством предоставляемых услуг.
1.3. В части доступности транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В основе формирования безбарьерной среды лежит идея интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. При свободном доступе к объектам инфраструктуры, социальным, общественным и производственным зданиям, при возможности пользоваться общественным транспортом, местами досуга и отдыха инвалиды получат равные возможности для полноценного участия в жизни общества, к которым стремится каждое уважающее себя государство. При формировании среды обитания необходимо использовать принципы системного подхода с участием всех заинтересованных ведомств, организаций, общественных движений, архитекторов и строителей.
В настоящее время существуют закрепленные законодательством и нормативами требования по формированию доступного для инвалидов физического окружения. Учитывая комплекс человеческих потребностей его можно представить в виде системы "жилье - среда - транспорт - объект". У каждого элемента системы есть набор физических показателей, характеризующих его доступность (уклоны, габариты, время, безопасность, стоимость). Для транспорта часто применяется термин "дискриминация", однако в данном контексте его суть заключается в доступности существующей транспортной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения. Транспортную доступность надо рассматривать в комплексе, так как отдельно каждый элемент системы не обеспечивает функционирование всей системы.
Транспортная инфраструктура должна формироваться с учетом доступности. Обновление транспорта должно осуществляться подвижным составом, отвечающим современным требованиям. В Транспортной стратегии России до 2030 года запланированы мероприятия по обновлению и модернизации парка пассажирских автотранспортных средств, направленные на улучшение их эксплуатационных показателей, уровня безопасности, условий перевозок пассажиров и доступности для маломобильных граждан.
Необходимо обустройство территорий города пешеходными переходами, подходы к которым обустроены пониженными бордюрами, посадочными площадками на остановочных пунктах, пешеходными колонками с табло обратного отсчета времени и звуковой сигнализацией, сопряженных с территориями учреждений социального обслуживания, а также территорий по маршруту от ближайших автобусных остановок до учреждений социального обслуживания, что позволит повысить уровень доступности социальных услуг для маломобильных групп населения, качество и своевременность обслуживания.
Приоритеты проведения работ по созданию безбарьерной среды необходимо определить на основании результатов комиссионного обследования данных объектов.
1.4. В части повышения доступности образовательных услуг.
Одной из задач государственной политики в сфере образования является обеспечение доступности качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья вне зависимости от места жительства или материального положения семьи.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей инвалидов, в городе Сургуте осуществляется:
- вне образовательных организаций (в форме семейного образования и самообразования);
- в образовательных организациях (формы обучения: очная, очно-заочная, заочная).
Число воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в детских садах в 2011 году составило 558 человек, в 2012 году - 533 человека, в 2013 году - 649 человек, в 2014 году - 662 человека, в 2015 году - 961 человек. Услуга дошкольного образования предоставляется обучающимся с ограниченными возможностями здоровья как в группах компенсирующего назначения, так и в общеразвивающих группах.
В дошкольных учреждениях города создаются условия для инклюзивного образования. Интеграция таких детей в группах возрастной нормы является успешным опытом детского сада N 11 "Машенька". С 2009 года в нем функционирует группа комбинированной направленности для слабослышащих детей после кохлеарной имплантации, где совместно обучаются дети-инвалиды по слуху и дети возрастной нормы. Эффективность работы логопедических групп подтверждается стабильно высоким процентом выпускников без нарушения речи (2011 год - 76,6%, 2012 год - 77%, в 2013 году - 82%, в 2014 году - 76%, в 2015 году - 80,9%).
В общеобразовательных учреждениях города число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2011 - 2012 учебном году составило 540 человек, в 2012 - 2013 учебном году - 694 человека, из них 227 детей-инвалидов, в 2013 - 2014 учебном году - 851 человек, из них 316 детей-инвалидов, в 2014 - 2015 учебном году - 776 человек, из них 229 детей-инвалидов, в 2015 - 2016 учебном году - 715 человек, из них 264 ребенка-инвалида.
Обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе осуществляется:
- в специальных (коррекционных) классах;
- интегрировано в общеобразовательных классах;
- на дому, в том числе с использованием дистанционных технологий;
- в рамках дополнительного образования.
Для обеспечения оптимальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами территориальной межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии осуществляется комплексное диагностическое обследование детей с целью определения индивидуального образовательного маршрута и предоставления возможности получения квалифицированной коррекционно-развивающей помощи. Деятельность территориальной межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии позволяет совместно с дошкольными образовательными и общеобразовательными учреждениями решать вопросы ранней диагностики нарушений в развитии, предупреждения отклонений в развитии детей, сопровождения ребенка в образовательном пространстве, преодоления затруднений в учебе, решения проблем личностного развития, профориентации.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях по месту жительства направлена на создание условий для проживания и воспитания их в семье, обеспечения постоянного общения со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения к проблемам инвалидности среди жителей города.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы "Доступная среда города Сургута на 2012 - 2015 годы" в 2012 году были определены по территориальному принципу 13 базовых образовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников, не имеющих нарушений в развитии, и создающих для этого универсальную безбарьерную среду.
Двадцать две образовательные организации обустроены пандусами, из них дошкольных - 17 (муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения N 9, 15, 17, 18, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 30, 31, 34, 36, 43, 44, 48), общеобразовательных - девять (муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения средние общеобразовательные школы N 9, 18 имени В.Я. Алексеева, 26, 27, 31, 32, 44, Сургутский естественнонаучный лицей, гимназия имени Ф.К. Салманова), учреждений дополнительного образования - одно (муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества").
В оперативном управлении образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования, до 2014 года находилось 117 зданий, в 2014 году - 128 зданий, в 2015 году - 133 здания.
Основное количество зданий муниципальных образовательных организаций введено в эксплуатацию в период с 1970 по 1990 годы и построено без учета требований создания универсальной безбарьерной среды. Решение данной проблемы возможно за счет проведения комплекса мероприятий по дооборудованию, адаптации объектов посредством сооружения (как внутри зданий, так и снаружи) пандусов, поручней, входных групп, лифтов, обустройства территорий, подъездных путей, санитарных узлов, ванных комнат, установки специализированного оборудования, вспомогательных средств и приспособлений для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата.
За период действия долгосрочной целевой программы "Доступная среда города Сургута на 2012 - 2015 годы" улучшилась учебно-методическая, материально-техническая база образовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников, не имеющих нарушений в развитии, повысился уровень профессиональной компетентности специалистов, работающих с данной категорией обучающихся. В результате деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии ежегодно более тысячи детей проходят диагностические обследования, а специалисты образовательных учреждений и родители (законные представители) получают рекомендации по дальнейшей форме обучения и воспитанию несовершеннолетних.
За период реализации настоящей муниципальной программы 2014 - 2016 годов выполнены проектные работы на выполнение работ по капитальному ремонту объектов муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 3" и муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 26. В 2016 году завершены работы по обеспечению доступа для лиц с ограниченными возможностями здоровья в муниципальное бюджетное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу N 18.
В соответствии со статьей 5 Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в целях реализации права на образование на органы местного самоуправления возложены обязанности по созданию необходимых условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования. Для этого в образовательных учреждениях необходимо создание специальных условий.
Проблема создания специальных условий в муниципальных образовательных учреждениях решена не в полном объеме и требует программно-целевого подхода.
В ходе реализации мероприятий настоящей программы по данному направлению планируется решить актуальные проблемы, связанные с доступностью людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры.
Динамика
изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы
Наименование показателя результата реализации муниципальной программы |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год (оценка) |
1. Доля объектов культуры и искусства, доступность которых обеспечена в рамках реализации программы |
% |
3 |
3 |
3 |
2. Доля зданий и помещений административного назначения, доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья, от общего количества зданий и помещений административного назначения |
% |
69 |
75 |
75 |
3. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, оборудованных для безопасного и беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья, отвечающих нормативным требованиям, от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения |
% |
20,1 |
0,002 |
- |
4. Доля подвижного состава общественного автотранспорта, оборудованного для безопасного и беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья, отвечающего нормативным требованиям, от общего количества общественного автотранспорта |
% |
4,5 |
- |
- |
5. Доля образовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве образовательных учреждений |
% |
1 |
2 |
5 |
6. Доля установленного оборудования на входных группах многоквартирных жилых домов для беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья, от общей потребности, согласно поступившим заявкам |
% |
- |
- |
4,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.