Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации г. Сургута
от 13 декабря 2013 г. N 8984
Муниципальная программа
"Охрана окружающей среды города Сургута на 2014 - 2030 годы"
26 марта, 30 июня, 19 августа, 2, 15 декабря 2014 г., 18 марта, 29 июня, 16 сентября, 10, 14 декабря 2015 г., 11 марта, 23 июня, 12 сентября, 14 декабря 2016 г., 31 января, 13 июня, 28 августа, 29 ноября 2017 г.
1. Характеристика текущего состояния
1.1. Одной из наиболее важных проблем человечества на современном этапе является проблема взаимоотношений природы и человека. Качество атмосферного воздуха, земель, питьевой воды, количество зеленых насаждений - показатели, характеризующие состояние окружающей природной среды. Составной частью этого вопроса является решение проблем обеспечения экологической безопасности населения. Это и сохранение окружающей природной среды, снижение негативного влияния неблагоприятных антропогенных факторов на здоровье человека, экологическое просвещение и так далее.
Решение этих проблем для города особенно актуально. Это связано в первую очередь с тем, что суровые природно-климатические условия Крайнего Севера усиливают влияние негативных антропогенных факторов. Поэтому работа Администрации города нацелена на улучшение экологической ситуации в городе за счет уменьшения негативного влияния на окружающую среду.
Муниципальная программа стала продолжением долгосрочной целевой программы и ведомственных целевых программ управления по природопользованию и экологии. До 01.01.2014 реализация направления деятельности по охране окружающей среды осуществлялась в рамках долгосрочной целевой программы "Строительство объектов природоохранного назначения на 2011 - 2015 годы" и ведомственных целевых программ "Организация мероприятий по охране окружающей среды", "Благоустройство рекреационных зон", "Обустройство, использование, защита и охрана городских лесов", "Функционирования управления по природопользованию и экологии".
Программа разработана с учетом природно-климатических особенностей города, в соответствии с российским и окружным природоохранным законодательством и является организационной основой муниципальной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Основными направлениями реализации программы в 2014 - 2030 годах являются: снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую природную среду, обеспечение экологической безопасности населения, экологическое просвещение и пропаганда, благоустройство рекреационных зон, использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, обеспечение реализации вопросов местного значения в области создания экологически безопасных условий для проживания человека, обеспечения рационального использования природных ресурсов.
На момент принятия муниципальной программы и до 30.06.2015 реализация мероприятий осуществлялась в соответствии со Стратегией социально-экономического развития города Сургута до 2020 года. С 01.07.2015 мероприятия настоящей программы реализуются в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 N 101-рп. С 01.01.2016 реализация мероприятий муниципальной программы осуществляется в соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года, утвержденной решением Думы города от 28.06.2015 N 718-VДГ, и направлена на выполнение цели и задач по направлению "Жизнеобеспечение", вектор "Экология".
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду решение Думы г. Сургута от 8 июня 2015 г. N 718-VДГ
Указом Президента Российской Федерации от 05 января 2016 года 2017 год объявлен Годом экологии. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработан план основных мероприятий по проведению Года экологии в 2017 году в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.06.2016 N 277-рп). Некоторые мероприятия Плана запланированы к реализации в 2017 году в рамках настоящей муниципальной программы.
Данная муниципальная программа направлена на решение существующих проблем в области экологии городской среды, а также на улучшение экологической ситуации в городе и создание комфортных условий для проживания населения.
В рамках муниципальной программы реализуются 6 подпрограмм:
1. Строительство объектов природоохранного назначения.
2. Организация мероприятий по охране окружающей среды.
3. Благоустройство рекреационных зон.
4. Обустройство, использование, защита и охрана городских лесов.
5. Функционирование управления по природопользованию и экологии.
1.2. Подпрограмма "Строительство объектов природоохранного назначения"
Твердые бытовые отходы, образующиеся на территории города, утилизируются путем захоронения на муниципальном полигоне твердых бытовых отходов.
В 2014 году завершено строительство объекта "Расширение полигона твердых бытовых отходов". Сдача в 2015 году объекта "Расширение полигона твердых бытовых отходов в городе Сургуте" в эксплуатацию решает проблему размещения твердых бытовых отходов от населения и организаций всех форм собственности на период ориентировочно до пяти - семи лет.
Выполнение работ по рекультивации муниципального полигона твердых бытовых отходов в 2014 году определено вступившим в законную силу решением Сургутского городского суда от 20.06.2013, в котором возложена обязанность до 31.12.2014 года произвести рекультивацию первой очереди полигона. Работы по рекультивации первой очереди полигона твердых бытовых отходов завершены в 2014 году в рамках софинансирования из средств государственной программы "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и средств местного бюджета.
1.3. Подпрограмма "Организация мероприятий по охране окружающей среды".
Проблемой в работе по обеспечению экологической безопасности является ежегодное увеличение объема несанкционированных свалок, которое напрямую зависит от увеличения объемов потребления товаров и услуг и, как следствие, увеличения объемов образующихся отходов. На сегодняшний день контрольные функции в отношении малого и среднего бизнеса в сфере обращения с отходами сведены к минимуму.
Также проблемой в работе по ликвидации несанкционированных свалок является их возобновляемость в местах, где невозможно ограничить доступ недобросовестным предпринимателям и физическим лицам, нежелающим платить за вывоз и утилизацию своих отходов на специализированный полигон. Наиболее проблемными территориями в этом отношении являются: остров Заячий, пойма протоки Кривуля, район Восточной объездной дороги, временные поселки, территории городских лесов.
По итогам 2014 года в рамках заключенного муниципального контракта и гражданско-правового договора объем убранных несанкционированных свалок составил 7 325 куб. метров. В течение 2014 года были выявлены несанкционированные свалки общим объемом более 20 000 куб. метров. В 2015 году выполнены работы по ликвидации несанкционированных свалок объемом 8 194 куб. метра. По предварительной оценке в 2016 году планируется ликвидировать несанкционированные свалки в промышленных районах и местах общего пользования объемом 7 000 куб. метров. Оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок осуществляется преимущественно с использованием тяжелой специализированной техники с минимальным привлечением ручной очистки. В 2017 году планируется убрать 7 000 куб. метров несанкционированных свалок.
На территории города имеются земельные участки, предоставленные для проектирования и строительства. Санитарное содержание таких участков не осуществляется. Ориентировочная площадь таких земельных участков по состоянию на начало 2016 года составляет 1 715 145 кв. метров.
Также постановлением Администрации города утвержден перечень земельных участков, планируемых к формированию на торги, которые до проведения процедуры торгов не содержатся и захламляются бытовым мусором. Общая площадь таких земельных участков составляет 1 506 274 кв. метра.
Осуществлять очистку указанных территорий в рамках контракта на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок не представляется возможным, так как особенностью таких территорий является большая площадь загрязнения при небольшом объеме отходов, что делает нецелесообразным использование специализированной тяжелой техники. На данных территориях необходимо оказание услуг по санитарной очистке преимущественно ручным способом сбора отходов. Площадь, планируемая к очистке в 2017 году, составляет 499 330 кв. метров.
Немаловажной экологической проблемой является захламление акваторий водных объектов затонувшими судами и их фрагментами, всего в реках Черная и Обь зафиксировано 18 судов, подлежащих ликвидации.
В соответствии с решением Сургутского городского суда от 24.12.2012 об организации Администрацией города очистки акваторий реки Черная и реки Обь и прилегающих береговых полос от затонувших судов в 2014 году в акватории водных объектов в границах города Сургута ликвидировано шесть затонувших судов. В рамках заключенного долгосрочного муниципального контракта в 2015 году осуществлены работы по ликвидации оставшихся 12 затонувших судов.
Низкий уровень экологической культуры населения, позиция "временщика" значительно усложняют работу по созданию комфортных и экологически безопасных условий для проживания горожан и отчасти обусловлены недостаточным уровнем информированности населения в области охраны окружающей среды.
Мероприятия по экологическому просвещению и пропаганде предусматривают организацию мероприятий по следующим направлениям:
1.3.1. Информирование населения о деятельности Администрации города в области охраны окружающей среды:
- размещение информации на портале Администрации, в печатных и телевизионных средствах массовой информации;
- регулярные отчетные пресс-конференции;
- работа с обращениями граждан.
1.3.2. Организация участия города в Международной экологической акции "Спасти и сохранить" путем организации конкурсов, выставок, маршей, слетов, олимпиад и тому подобное.
1.3.3. Привлечение населения к практической природоохранной деятельности.
1.3.4. Организация массовых городских экологических акций, в том числе общегородской акции "Чистый город".
1.3.5. Пропаганда экологических знаний:
- организация научно-практических конференций и семинаров по проблемам экологии;
- издание книг, сборников, брошюр, буклетов экологической направленности;
- размещение социальной рекламы в средствах массовой информации и на улицах города.
В 2014 году в мероприятиях, проводимых в рамках Международной экологической акции "Спасти и сохранить", в массовых экологических акциях приняли участие 12 027 человек. Всего проведено 12 мероприятий.
В период 2015 - 2017 годов управлением по природопользованию и экологии будут организованы природоохранные и эколого-просветительские мероприятия в соответствии с утвержденными объемами финансирования.
1.4. Подпрограмма "Благоустройство рекреационных зон".
Суровые природно-географические факторы, продолжительность зимнего периода, работа в зоне рискованного земледелия создают определенные трудности в создании благоприятной и комфортной городской среды, благоустройстве и озеленении города.
Население города уже не помнит пыльные бури в городе и воспринимает сформированную систему озеленения как привычную среду.
Благоустроенная площадь зеленых насаждений вдоль улиц, магистралей, находящихся в ведении управления по природопользованию и экологии, с учетом переданной на содержание площади озелененной территории муниципального казенного учреждения "Дворец Торжеств" составляет 283,95 га.
В соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут до 2030 года (далее - Стратегия-2030), в целях развития сети ландшафтных и рекреационных комплексов в каждом новом микрорайоне, который планируется под застройку, необходимо создавать зону рекреации. В перспективе 2016 - 2030 годов количество объектов благоустройства на территории города должно достигнуть 53 единицы.
В настоящее время в городе общая площадь обустраиваемых и находящихся на содержании парков и скверов составляет 169,57 га. Все парки и скверы располагаются непосредственно в зоне уже существующей жилой застройки и используются для прогулок и отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Создание и содержание цветников на городских территориях является неотъемлемой частью работ по благоустройству города. Площадь цветников составляет 2,8 га. Для обеспечения разнообразия и новизны в цветочном оформлении городских территорий ежегодно обновляется ассортимент цветов и рисунок цветников.
В полном объеме используются имеющиеся в наличие элементы вертикального озеленения: цветочные фигуры, многоярусные этажерки, подвесные кашпо, вазоны, цветочные арки, колонны цветочные, пирамиды, топиарные фигуры. В качестве инертного материала для декоративного оформления цветников используется природный камень - щебень и мраморная крошка различной фракции.
В целях продления периода декоративности цветочного оформления города с 2013 года в осенний период на цветниках высаживаются тюльпаны.
Обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования рассчитывается исходя из площади озелененных территорий общего пользования и количества городского населения. В связи с быстрорастущим приростом населения, а также темпами строительства жилых домов и увеличением отведенной под застройку площади городских территорий, занятых зелеными насаждениями, значение показателя ежегодно снижается и составляет 13 кв. метров на человека по уровню 2015 года. Данный уровень обеспеченности имеет положительную оценку, так как в соответствии со сводом правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01. - 89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" обеспеченность озелененными территориями общего пользования (без учета городских лесов) для крупных городов (с населением более 250 тысяч человек) должна составлять не менее 10 кв. метров на человека.
В соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии-2030, в рамках текущей деятельности муниципального бюджетного учреждения "Управление лесопаркового хозяйства и экологической безопасности" в парках и скверах, а также на территориях общего пользования осуществляется содержание урн для сбора мусора. В период до 2030 года планируется довести количество урн на территориях общего пользования до нормативного показателя в соответствии с пунктом 4.1 СанПиН 42-128-4690-88.
1.5. Подпрограмма "Обустройство, использование, защита и охрана городских лесов".
Влияние антропогенной деятельности негативно сказывается на состоянии городских лесов.
В условиях активного развития города, массовой застройки, увеличения численности населения, а также некоторых существующих природных факторов (болотистость местности, воздействие низких температур и тому подобное) негативное влияние на леса, находящиеся в границах городского округа город Сургут, ежегодно увеличивается.
Для эффективного обустройства, использования, защиты и охраны городских лесов разработан "Лесохозяйственный регламент городских лесов города Сургута" (постановление Администрации города от 07.10.2010 N 5154).
Общая площадь городских лесов согласно материалам лесохозяйственного регламента составляет 4 445 га.
С целью выявления нарушений норм лесного законодательства (незаконная рубка леса, самовольный захват лесных земель, несанкционированные свалки мусора) и охраны лесов от пожаров осуществляется ежедневное патрулирование специалистами отдела лесного хозяйства территории городских лесов, дачных кооперативов и организаций, базирующихся на территории городских лесов, на площади 4 445 га.
Ежегодный объем работ по санитарным рубкам и рубкам по очистке леса от захламленности определен лесохозяйственным регламентом и составляет 281,0 га.
Ежегодно проводятся санитарные рубки и рубки по очистке леса от захламленности на площади 15 га.
Площадь лесов, подлежащая санитарному содержанию зеленых зон активного отдыха населения, остается на одном уровне и составляет 385,3 га.
За последние годы объем финансирования, предусмотренный на проведение лесохозяйственных работ практически не менялся, что обусловило выполнение лишь основных первоочередных лесохозяйственных мероприятий:
- санитарные рубки и рубки по очистке леса от захламленности;
- санитарное содержание зеленых зон активного отдыха населения;
- обустройство минерализованных полос.
Все мероприятия, предусмотренные лесохозяйственным регламентом, на выделяемые из бюджета средства выполнить не предоставляется возможным.
1.6. Подпрограмма "Функционирование управления по природопользованию и экологии".
Расширение полномочий органов местного самоуправления при уменьшении возможности административного воздействия в отношении нарушителей природоохранного законодательства, низкий уровень экологической культуры населения, сложные природно-климатические условия Крайнего Севера создают необходимость повышения в существующих условиях эффективности деятельности управления по природопользованию экологии по реализации вопросов местного значения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности территории городского округа, рационального использования природных ресурсов.
Управление по природопользованию и экологии создано в 1993 году в целях реализации вопросов местного значения, части вопросов местного значения:
- организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
- организации благоустройства территорий городского округа, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
- участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
- создания условий для массового отдыха жителей городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения.
Работа управления по природопользованию и экологии направлена на повышение результативности расходования бюджетных средств на реализацию полномочий управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение выполнения муниципальной работы и оказания муниципальных услуг с учетом приоритетов природоохранной политики на муниципальном уровне, определенных в соответствии со стратегическими задачами социально-экономического развития Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципального образования городской округ город Сургут.
В соответствии с задачами Стратегии-2030 планируется проведение общественной экспертизы наиболее значимых проектов, осуществляемых на территории города.
1.7. Подпрограмма "Участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов".
С целью повышения качества предоставления услуг и реализации единой политики в области обращения с отходами, в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии-2030 с 2015 года функции заказчика и лимиты на оплату оказания услуг по сбору, вывозу и размещению твердых коммунальных отходов от муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования, комитету культуры и туризма, управлению физической культуры и спорта, отделу молодёжной политики, а также муниципального казенного учреждения "Хозяйственно-эксплуатационное управление" переданы управлению по природопользованию и экологии.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит оптимизировать процесс сбора и вывоза отходов, обеспечить единый подход к обустройству мест сбора отходов (контейнерных площадок), улучшить их эстетический вид и привести в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями, усилить контроль в области обращения с отходами на территории города.
Работы по сбору, вывозу и утилизации отходов выполняются в соответствии с Федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Таблица
Динамика
изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы
Наименование показателя |
Единица измерения |
Отчетный год 2011 |
Отчетный год 2012 |
Отчетный год 2013 |
Отчетный год 2014 |
Отчетный год 2015 |
Оценка текущего состояния 2016 год |
Целевые показатели результатов реализации муниципальной программы | |||||||
Доля ликвидированных несанкционированных свалок в промышленных районах и местах общего пользования от общего объема несанкционированных свалок в промышленных районах и местах общего пользования, выявленных на территории города Сургута |
% |
86 |
90 |
57 |
73 |
40,9 |
46,3 |
Доля участия населения города Сургута в практической природоохранной деятельности от общего количества людей, проживающих в городе Сургуте |
% |
3,3 |
3,5 |
4,7 |
3,5 |
3,9 |
3,9 |
Площадь содержания зеленых насаждений на территориях общего пользования |
га |
403,54 |
403,54 |
403,54 |
452,59 |
453,52 |
453,52 |
Доля реализованных вопросов местного значения от общего количества вопросов местного значения, выполняемых управлением по природопользованию и экологии |
% |
- |
- |
- |
- |
100 |
100 |
Доля собранных, вывезенных и утилизированных твердых коммунальных отходов от муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования, комитету культуры и туризма, управлению физической культуры и спорта, отделу молодёжной политики, муниципального казенного учреждения "Хозяйственно-эксплуатационное управление" от общего объема отходов, образованных данными учреждениями |
% |
- |
- |
- |
- |
100 |
100 |
Площадь территории городских лесов |
га |
4 445 |
4 445 |
4 445 |
4 445 |
4 445 |
4 445 |
2. Цели и задачи муниципальной программы
Целью деятельности управления по природопользованию и экологии является: охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности территории городского округа и рационального использования природных ресурсов, что также определено комплексной целью муниципальной программы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач в соответствии с направлениями деятельности (подпрограммами):
Срок реализации программы 2014 - 2030 годы.
Задачи муниципальной программы |
Обоснование соответствия тактических задач цели программы, сроков реализации программы |
Комплексная цель муниципальной программы: охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности территории городского округа и рационального использования природных ресурсов | |
Подпрограмма 1. "Строительство объектов природоохранного назначения" | |
Цель: обеспечение места для размещения отходов от населения и организаций всех форм собственности на период ориентировочно до 7 лет | |
Задача 1. Обустройство и рекультивация объектов размещения отходов |
решение тактической задачи в течение срока реализации муниципальной программы позволит снизить негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую природную среду и предотвратить проблему размещения отходов от населения и организаций всех форм собственности на период ориентировочно до семи лет |
Подпрограмма 2. "Организация мероприятий по охране окружающей среды" | |
Цель: снижение уровня загрязнения городских территорий; формирование экологической культуры населения | |
Задача 2. Ликвидация несанкционированных свалок мусора; экологическое просвещение и пропаганда |
решение тактической задачи в период реализации подпрограммы способствует уменьшению несанкционированных свалок мусора и обеспечению экологической безопасности территории городского округа, а также улучшению информированности и экологической грамотности населения города в сфере охраны окружающей среды и природопользования |
Подпрограмма 3. "Благоустройство рекреационных зон" | |
Цель: создание комфортных условий проживания населения, повышение эстетической привлекательности территории общего пользования муниципального образования | |
Задача 3. Обеспечение устойчивого уровня благоустроенности территорий общего пользования: сохранение текущего уровня состояния зеленых насаждений |
решение тактической задачи в период реализации подпрограммы способствует созданию комфортных условий проживания населения, повышению эстетической привлекательности территории общего пользования муниципального образования городской округ город Сургут |
Подпрограмма 4. "Обустройство, использование, защита и охрана городских лесов" | |
Цель: эффективное осуществление использования, защиты, охраны и обустройства городских лесов, а также создание условий для безопасного отдыха населения | |
Задача 4. Выполнение работ по обустройству, использованию, защите и охране городских лесов в соответствии с Лесохозяйственным регламентом городских лесов города Сургута |
решение тактической задачи в период реализации подпрограммы позволит эффективно осуществлять использование, защиту, охрану и обустройство городских лесов, а также способствовать безопасному отдыху |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.