Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Краткая характеристика текущего состояния сферы культуры Октябрьского района"
Муниципальная программа "Культура Октябрьского района на 2016 - 2020 годы" (далее - Программа) разработана в целях реализации основных направлений социально-экономического развития Октябрьского района и в целях комплексного решения проблем сохранения и развития культурного потенциала Октябрьского района, сохранения и эффективного использования культурного наследия.
Сеть учреждений культуры Октябрьского района
На начало 2015 года на территории Октябрьского района функционирует 21 муниципальных учреждений культуры, из них 13 бюджетных и 8 казенных.
Муниципальные учреждения культуры, подведомственные отделу культуры администрации Октябрьского района:
1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Культурно-информационный центр", пгт. Октябрьское, объединяющий 2 филиала;
2. Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Шеркальский этнографический музей";
3. Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Музейно-выставочный центр";
4. Муниципальное казенное учреждение культуры "Межпоселенческая библиотека Октябрьского района";
5. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа" с. Перегребное;
6. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа" пгт. Приобье;
7. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Районная школа искусств";
8. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" п. Унъюган;
9. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" г.п. Талинка.
Муниципальные учреждения культуры, подведомственные администрациям городских и сельских поселений:
1. Муниципальное казенное учреждение "Центр культуры и спорта пгт. Талинка" городского поселения Талинка;
2. Муниципальное казенное учреждение "Центр культуры и библиотечного обслуживания" сельского поселения Малый Атлым, объединяющий 7 филиалов (4 библиотеки, 3 сельских клуба);
3. Муниципальное казенное учреждение культуры "Центр культуры и библиотечного обслуживания "Кедр" сельского поселения Карымкары, объединяющий 2 филиала (1 библиотека, 1 сельский клуб);
4. Муниципальное казенное учреждение культуры "Дом культуры "Лесник" сельского поселения Унъюган;
5. Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Культурно-спортивный комплекс "Триумф" сельского поселения Шеркалы;
6. Муниципальное казенное учреждение культуры "Досуговый клуб "Овация" п. Сергино;
7. Муниципальное казенное учреждение "Центр культуры и библиотечного обслуживания" с. Каменное, объединяющий 3 филиала (2 сельские библиотеки, сельский клуб в с. Пальяново);
8. Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сельский Дом культуры "Родник" д. Н-Нарыкары. (1 филиал в д. Чемаши);
10. Муниципальное казенное учреждение культуры "Приобская библиотека семейного чтения".
На территории Октябрьского района функционируют структурные подразделения ПАО "ГазпромтрансгазЮгорск":
- КСК "Прометей" пгт. Андра, Октябрьского ЛПУ МГ;
- КСК "Феерия" с. Перегребное, Перегребнинского ЛПУ МГ;
- КСК "Таежный" п. Унъюган, Унъюганского ЛПУ МГ.
Образовательную деятельность в сфере культуры на территории Октябрьского района осуществляют 5 муниципальных учреждений дополнительного образования детей (3 детские школы искусств, 2 детские музыкальные школы).
На начало 2015 года в районе действовало 145 клубных формирования с количеством участников 1618 человек. Из этого количества 109 формирований самодеятельного народного творчества с числом участников 1092 человека.
В течение года в клубных учреждениях района действовало 67 формирований для детей и подростков, которые регулярно посещали 733 человека. Число формирований снизилось на 5 по сравнению с прошлым годом, а численность детей сократилось на 42 человека. Для детей было проведено 1819 мероприятий, которые посетило 49584 человека (это выше уровня предыдущего года на 354 мероприятия и на 8688 человек). Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей составляет 21%.
Характеристика ситуации в сфере трудовых ресурсов
Определение параметров потребности в трудовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий Программы, - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности реализации кадровой политики. Выявление потребности в трудовых ресурсах включает в себя не только общесистемные мероприятия, но и отраслевое направление работы.
Основными параметрами потребности в трудовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий Программы, определены формальный и содержательный подходы.
Формальный подход строится на основе системы базовых принципов, определяющих основные параметры Программы: бюджетные ассигнования, выделенные на реализацию программных мероприятий; количество запланированных мероприятий, планируемых к реализации на плановый период в сравнении с текущим годом.
Содержательный подход строится на основе статистических данных о наличии в отрасли кадровых ресурсов; о динамике уменьшения численности работников учреждений культуры в соответствии со значениями показателей отраслевой Дорожной карты.
По состоянию на 1 января 2015 года среднесписочная численность работников отрасли культуры составляет 284 человека, из них 181 человек - работники учреждений культуры, 103 человека - работники образовательных учреждений сферы культуры.
По данным ведомственной статистики движение кадрового состава отрасли за 10 месяцев 2015 года изменилось следующим образом - среднесписочная численность работников учреждений культуры уменьшилась на 4 человека и составляет 280 человек, из них 180 человек - работники учреждений культуры (- 1 человек), 100 человек - работники образовательных учреждений сферы культуры (- 3 человека).
Средний возраст работников культуры Октябрьского района составляет 48 лет. В плановый период реализации Программы возраст отраслевых квалифицированных сотрудников учреждений культуры достигнет предела пенсионного возраста.
В целях эффективного управления кадровым составом отрасли, предусматривающего сохранение и привлечение в отрасль высокопрофессиональных кадров, предполагается обязательное проведение аттестационных (конкурсных) процедур и направление специалистов на профессиональную переподготовку и повышения квалификации.
В 2015 году на семинарах и курсах повышения квалификации присутствовали 51 человек.
Для реализации мероприятий Программы в прогнозный период не потребуется дополнительных трудовых ресурсов, в т.ч. инженерно-технических кадров. Модернизация сферы культуры не произойдет без качественного обновления персонала, что требует привлечения талантливых молодых специалистов в сферу культуры, а так же завершение процесса перехода на эффективный контракт. Основа эффективного контракта - это конкурентоспособный уровень заработной платы работников учреждений сферы культуры. С этой целью необходимо обеспечить доведение к 2017 году средней заработной платы работников учреждений культуры до 100 % от средней заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, и сохранение этого уровня до 2020 года (на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики").
Характеристика ситуации в сфере дополнительного образования детей
Детские музыкальные школы и школы искусств являются малокомплектными. Контингент учащихся на начало 2015 - 2016 учебного года по сравнению с 2014 - 2015 учебным годом увеличился на 6%. Количество первоклассников увеличилось на 20% по сравнению с 2014 годом. Количество выпускников по сравнению с прошлым годом снизилось на 20%.
Привлечение детей к искусству и занятиям в ДМШ и ДШИ на сегодняшний день остается приоритетным направлением. Для этих целей педагоги ежегодно проводят встречи с детьми в детских садах, концерты с участием учащихся музыкальных школ и школ искусств. В общеобразовательных учреждениях проводят совместные творческие концерты с приглашением родителей. Деятельность ДМШ и ДШИ осуществляется в соответствии с типовыми и авторскими программами по видам "музыкальное искусство", "изобразительное искусство", а также хореографии и общего эстетического развития - (МБОУ ДОД "Детская школа искусств" п. Унъюган). Сроки реализации программ - 5-7 лет (+1 год по желанию).
Характеристика ситуации в сфере библиотечного обслуживания населения
Общедоступные библиотеки являются востребованным социальным институтом, услугами которых пользуется 39,9% жителей Октябрьского района.
Основная задача библиотек - предоставление равного доступа к информационным ресурсам. Решению задачи способствует развитие информатизации общедоступных библиотек. Доля общедоступных библиотек, оснащенных персональными компьютерами, составляет 100%, Объем электронных библиотечных каталогов к общему объему фондов составляет 83,9%. На базе общедоступных библиотек создано 13 центров общественного доступа и 5 точек общественного доступа.
За текущий период 2015 года переведено в электронную форму 19,3% наименований единиц от общего числа наименований фонда.
В электронный каталог по состоянию на 01.07.2013 внесено 8819 библиографических записей - 21686 экземпляров, что составляет 10% от библиотечного фонда.
Несмотря на отмеченные успехи и темпы модернизационных и инновационных преобразований в библиотечной отрасли существует ряд сдерживающих факторов в поступательном развитии данного направления:
1. Неудовлетворительная обновляемость и комплектование библиотечных фондов (книгообеспеченность жителя района составляет 7,3 экземпляра (нормативно этот показатель на жителя до 9 экземпляров на селе).
2. Большинство общедоступных библиотек располагаются в приспособленных зданиях.
Характеристика ситуации в сфере музейного дела
Музеи Октябрьского района в общественной жизни региона занимают особое место, являясь одним из самых доступных и демократичных видов учреждений культуры, совмещая в себе многообразные функции: научного и просветительского центра, образовательного учреждения, центра организации досуга и места проведения различного рода общественных мероприятий. Количество выставочных проектов (выставок), организованных на базе муниципальных музеев составляет 106 единиц.
Текущий объём музейного фонда Октябрьского района составляет 15,086 тыс. единиц. Показатель экспонирования основного фонда составляет 12,7%. Низкий процент экспонирования связан с дефицитом экспозиционных и фондовых площадей.
Музейная модернизация непосредственно связана с трансформацией и формированием новой роли музея в обществе и культуре. Музеи становятся центрами образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций, они превращаются в гибкую структуру, способную приспосабливаться к постоянно меняющимся проблемам и потребностям.
Информационные технологии плотно интегрируются с экспозиционно-выставочной работой. Музеи испытывают потребность в сенсорных киосках, проекторах и других средствах предоставления информации о фондах в электронном виде в соответствии с мировыми тенденциями развития IT-технологий.
Ежегодно музеи Октябрьского района посещает 21,4% от численности населения Октябрьского района.
Прогнозируемым видом деятельности музеев Октябрьского района можно назвать расширение спектра предлагаемых для туриндустрии музейных программ, усиление статуса и качества проведения традиционных праздников, реконструкцию в музейном пространстве традиционных и утраченных ремесел.
Основными проблемами, напрямую влияющими на качественное исполнение музеями своего предназначения, являются:
1. Слабая материально-техническая база муниципальных музеев, физический износ существующего имущественного комплекса музеев, дефицит экспозиционных и фондовых площадей.
2. Развитие информатизации музеев и обеспечение работы постоянно действующего сводного регионального каталога музейных фондов.
На начало 2015 года на территории Октябрьского района расположены 7 объектов культурного наследия регионального значения; из них 3 памятники архитектуры (Кондинский Троицкий монастырь (1657 г.) пгт. Октябрьское, Спасская церковь (нач. 18 в.) с. Шеркалы), дом рыбопромышленника Горкушенко (1870 г.), 4 памятника истории (Хантыйское культовое место, Капище (вблизи б.н.п. Сосновский), Культовый дом р. Лыхма, Хантыйский культовый дом ниже д. Чемаши), 12 - местного (муниципального) значения, все находятся в муниципальной собственности, 153 - выявленные объекты культурного наследия, из которых более 130 - объекты археологического наследия, объектов федерального значения нет.
С 2011 года ведется работа по сохранению и популяризации объектов культурного наследия путем проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах культуры муниципальной собственности (Свято - Троицкая церковь Кондинского монастыря в пгт. Октябрьское). Сохранение объектов культурного наследия требует значительных инвестиций, объём которых зачастую превышает стоимость нового строительства.
Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия позволяет не только предотвратить их безвозвратную утрату и включать их в современную социокультурную среду населенных пунктов, но и ввести в научный оборот новую историческую информацию, создать условия для организации новых привлекательных туристических маршрутов.
Проблемы и перспективы развития
В современном состоянии культуры Октябрьского района продолжает существовать ряд проблемных факторов, сдерживающих общее культурное развитие региона:
а) бюджетное финансирование сферы культуры стабильно держится в пределах показателя около 5 % от консолидированного бюджета Октябрьского района. Эти вложения покрывают затраты на основную деятельность (включая коммунальные расходы и оплату труда) и лишь в ограниченной степени предполагают вложения в развитие сферы культуры (включая строительство, реконструкцию и материально-техническое оснащение учреждений культуры);
б) предоставление услуг в отрасли культуры осуществляется в условиях недостаточной инфраструктурной обеспеченности. Так, уровень обеспеченности населения района учреждениями культуры различных видов отстает от других муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (социальные нормативы и нормы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.071996 N 1063-р):
обеспеченность библиотеками муниципального уровня составляет 78,9% к нормативу;
обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа составляет 78,7% к нормативу;
в) сохранение единого культурного пространства района - одна из стратегических целей развития отрасли культуры.
Необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства района обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей и ряда факторов экономического характера. Конечно, качество и спектр предоставляемых в поселениях района культурных услуг существенно отличаются по определению. Но спектр культурных услуг, предоставляемых в поселениях района, так же существенно отличается друг от друга, наблюдаются диспропорции в размещении объектов культуры по территории района;
в) крайне неудовлетворительными остаются состояние зданий и материально-техническая оснащенность (низкое фондовооружение и устаревшее оборудование) большинства учреждений культуры, находящихся в ведении района. Значительное число зданий учреждений культуры находятся в аварийном состоянии и нуждаются в ремонте, а их техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требований к технике и технологиям. Износ основных материальных активов по различным оценкам превышает 50 - 90%:
износ свыше 90% имеют 95% объектов учреждений культуры;
износ от 70% до 90% имеет парк музыкальных инструментов детских школ искусств;
лишь 5% общей площади музеев отведено под хранение фондов, дефицит площадей под фондохранилища ведет к ухудшению условий содержания историко-культурного наследия и, как следствие, к его постепенной физической утрате и увеличению расходов на реставрацию.
Проблемы развития
Несмотря на внимание органов местного самоуправления Октябрьского района к регулированию сферы услуг учреждений культуры на территории Октябрьского района, в обществе отсутствуют представления о стратегической роли культуры и приоритетах муниципальной культурной политики, и продолжает существовать ряд факторов, сдерживающих общее культурное развитие Октябрьского района.
Большая часть учреждений (более 47,6%) находятся в ветхих и аварийных зданиях, требующих незамедлительного капитального ремонта или реконструкции. Учреждения расположены в приспособленных помещениях, выполненных из дерева, в том числе в арендованных помещениях.
По результатам проведенного анализа с целью выявления уровня обеспеченности населения учреждениями культурно-досугового назначения, очевидно, что в настоящее время дефицит составляет порядка 2,06 тыс. посетительских мест. Этот показатель в первую очередь сформирован за счет нехватки объектов культуры в городских поселениях района.
Перспективы развития
В целях разрешения обозначенных проблем необходимо реализовать:
- строительство новых и реконструкцию старых объектов культуры;
- содействие развитию социально-культурной инфраструктуры района и культурно-досугового потенциала учреждений культуры с целью привлечения внимания широких слоев населения к культурным ценностям;
- информационное, кадровое и научно-методическое обеспечение сферы культуры;
- привлечение внебюджетных средств.
Требуется переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное дело, художественное образование, концертную, театральную и кинематографическую деятельность, традиционную народную культуру, народные художественные промыслы и ремесла, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия.
Реализация такого подхода предполагает:
1. Качественное изменение подходов к оказанию культурных услуг и выполнению работ в культуре, а также к развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня работников, укреплению кадрового потенциала отрасли.
2. Преодоление значительного отставания учреждений культуры Октябрьского района в использовании современных информационных технологий, создании электронных продуктов культуры, а также в развитии отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь обеспечивающей новые возможности использования фондов музеев, библиотек.
3. Повышение эффективности управления отраслью на всех уровнях управления.
4. Укрепление материально-технической базы учреждений культуры и учреждений образования в культуре.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.