Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I "Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы"
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Октябрьского района.
Система управления муниципальными финансами Октябрьского района постоянно и динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми как на федеральном и региональном, так и на местном уровне. Задачами первостепенной важности на всех этапах бюджетных реформ остаются соблюдение бюджетного законодательства и безусловное исполнение бюджетных обязательств.
В систему управления муниципальными финансами стали внедряться такие инструменты бюджетного планирования, как:
введение формализованных методик распределения межбюджетных трансфертов;
внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включая разработку муниципальных и ведомственных программ;
переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг;
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждению бюджета на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трехлетки";
создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета района.
Дальнейшие реформы общественного сектора экономики Октябрьского района шли в направлении расширения горизонта бюджетного планирования, внедрения отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, повышения эффективности деятельности исполнительных органов местного самоуправления Октябрьского района, повышения качества оказания муниципальных услуг. В результате реформы системы финансового обеспечения оказания муниципальных услуг и совершенствования правового положения муниципальных учреждений, в настоящее время, в правовом статусе казённых функционирует 33 муниципальных учреждения, в статусе бюджетных 36 муниципальных учреждений, и в статусе автономных 3 муниципальных учреждения.
В районе шесть лет назад осуществлен переход к среднесрочному финансовому планированию путем составления бюджета района на очередной финансовый год и на плановый период по принципу "скользящей трехлетки". Утверждение трехлетнего бюджета позволяет формулировать среднесрочные приоритетные задачи развития района, оценивать необходимые ресурсы для их реализации и определять возможные источники этих ресурсов.
При формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период введена практика подготовки главными распорядителями обоснований бюджетных ассигнований (ОБАС), в которых указываются данные о динамике планируемых бюджетных расходов, а также приводятся значения показателей, характеризующих непосредственный результат осуществления расходов и конечный результат деятельности главного распорядителя в отчетном году и плановом периоде.
Комплекс мероприятий по совершенствованию системы организации муниципального управления в Октябрьском районе позволил оптимизировать функции исполнительных органов местного самоуправления Октябрьского района и ввести механизмы противодействия коррупции в сферах деятельности исполнительных органов местного самоуправления, обеспечить получение жителями информации о деятельности органов местного самоуправления Октябрьского района, повысить качество и доступность муниципальных услуг, оказываемых исполнительными органами местного самоуправления, частично организовать предоставление муниципальных услуг в электронной форме. По ряду муниципальных услуг были внедрены административные регламенты в исполнительных органах местного самоуправления; модернизирована система информационного обеспечения исполнительных органов местного самоуправления Октябрьского района.
В настоящее время большое внимание уделяется обеспечению прозрачности и открытости бюджетного процесса. На официальном веб-сайте Октябрьского района www.oktregion.ru размещается информация о деятельности Комитета по управлению муниципальными финансами.
В 2011 - 2013 годах развитие бюджетной системы Октябрьского района продолжилось в рамках целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Октябрьского района на период до 2013 года", утвержденной постановлением администрации Октябрьского района от 08.09.2011 N 2661.
По большинству направлений ее реализации был достигнут прогресс.
Однако, несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами в Октябрьском районе еще не завершен. В настоящее время сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования;
отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования;
ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования муниципальных программ;
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при в целом низкой мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений и, соответственно, отсутствие ответственности;
недостаточная степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств;
высокая доля заимствований определяется приоритетностью бюджетных расходов.
Управление муниципальными финансами Октябрьского района в незначительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами муниципальной политики.
Бюджетная система Октябрьского района переходит на программный принцип планирования и исполнения бюджетов. Достижение запланированных стратегических целей, будет осуществляться на основе муниципальных программ Октябрьского района. Инструментом финансового обеспечения, синхронизации целей и задач муниципальных программ Октябрьского района станет Бюджетная стратегия Октябрьского района до 2020 года (далее - Бюджетная стратегия Октябрьского района).
Бюджетное планирование направлено на усиление роли бюджета в развитии экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, определение приоритетов в бюджетной политике, выявление проблем и рисков в бюджетной системе и разработку мероприятий по их устранению в долгосрочной перспективе.
Муниципальный долг Октябрьского района по состоянию на 1 января 2013 года составил 45,3 млн. рублей или 7,1% к доходам бюджета Октябрьского района без учета безвозмездных поступлений.
Муниципальный долг состоит из бюджетных кредитов, получаемых из бюджета ХМАО - Югры
В целях обеспечения оптимизации управления муниципальным долгом Октябрьского района, программой предусматривается реализация мер, направленных на обеспечение приемлемого и экономически обоснованного объема и структуры муниципального долга Октябрьского района, сокращение стоимости обслуживания.
Долговая политика Октябрьского района будет направлена на сокращение долговых обязательств. На погашение долговых обязательств будут направлены средства от поступления сверхплановых доходов бюджета Октябрьского района.
В последнее десятилетие в сфере автоматизации управления общественными финансами проведен ряд реформ, которые позволили:
создать механизм эффективного управления единым счетом бюджета;
организовать оперативную обработку всех операций в процессе кассового обслуживания бюджета с использованием средств удаленного взаимодействия Комитета по управлению муниципальными финансами с распорядителями и получателями средств бюджета;
создать механизм предварительного контроля над соблюдением бюджетных ограничений в процессе кассового обслуживания исполнения бюджета;
внедрить механизмы планирования бюджетных ассигнований и формирования реестра расходных обязательств.
Однако до настоящего времени:
не во всех сферах управления общественными финансами Октябрьского района применяются современные и эффективные способы удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса;
не внедрены элементы юридически значимого документооборота с использованием электронной подписи;
не в полной мере решены вопросы дублирования операций и исключения многократного ввода и обработки данных;
не осуществлена полная автоматизация с последующей интеграцией всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельности учреждений;
механизм реализации закрепленного в Бюджетном кодексе принципа прозрачности (открытости) бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей нуждается в доработке и развитии.
Дальнейшая интеграция процессов бюджетного планирования, управления доходами, расходами, долгом и финансовыми активами, денежными средствами, закупками, нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, бухгалтерского и управленческого учета, финансового контроля предусматривается в рамках создания и развития регионального сегмента интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Реализация и развитие информационной системы "Электронный бюджет" будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Переход на стандартизацию и унификацию формирования финансовой информации в электронном виде:
перевод всей информации о финансово-хозяйственной деятельности в электронный вид, структурирование ее по заданным правилам с обязательным использованием единых реестров и классификаторов.
2. Формирование единого информационного пространства с применением электронной подписи между органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, которое обеспечивает единство принципов работы, исключает дублирование процедур сбора информации путем однократности ее ввода для всех участников процесса управления финансами.
3. Единство методологического и информационно-аналитического обеспечения процессов управления общественными финансами.
При создании и развитии информационной системы предлагается ориентироваться на максимальное использование результатов информатизации, достигнутых органами местного самоуправления Октябрьского района.
Основными функциями межбюджетных отношений в Октябрьском районе являются выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований - поселений, где она меньше минимально необходимого уровня (обеспечивающего соблюдение конституционных и других государственных социальных гарантий на территории района.
Предоставление межбюджетных трансфертов поселениям, входящим в состав Октябрьского района, обеспечивает реализацию единой бюджетной политики на всех уровнях власти. Реализация указанных аспектов политики осуществляется через различные формы межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты.
Среди дотаций основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, которые обеспечивают финансовыми ресурсами местные бюджеты в объемах, гарантирующих минимальную потребность поселений в средствах на оплату социально-значимых и приоритетных расходов.
С целью компенсации разницы между суммарными оценками объективно сложившихся расходных потребностей и доходных возможностей поселений в связи с переходом к новой методике расчета и распределения дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений бюджетам поселений предоставляются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
Таким образом, предоставление межбюджетных трансфертов является неотъемлемой частью политики органов местного самоуправления муниципального образования Октябрьского района.
Дифференциация развития экономической базы, демографического потенциала, социальной сферы обуславливает резкую диспропорцию в бюджетной обеспеченности муниципальных образований Октябрьского района.
В этой связи существенно возрастает роль межбюджетного регулирования по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований Октябрьского района и оказанию финансовой помощи органам местного самоуправления с целью обеспечения равной доступности населения к получению муниципальных услуг, предоставляемых за счет средств местных бюджетов.
На выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Октябрьского района из бюджета Октябрьского района предоставляются дотации бюджетам поселений.
В рамках межбюджетного регулирования используется механизм предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Октябрьского района муниципальным образованиям поселений в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов.
Данные дотации останутся важным инструментом межбюджетного регулирования.
Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами в Октябрьском районе на 2014 - 2020 годы" направлена на урегулирование нерешенных проблем в сфере управления муниципальными финансами муниципального образования Октябрьский район.
Муниципальная программа является "обеспечивающей", ориентирована на создание общих условий для всех участников бюджетного процесса, в том числе органов местного самоуправления, реализующих другие муниципальные программы Октябрьского района.
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы в существенной степени зависит от Прогноза социально-экономического развития Октябрьского района на 2014 - 2020 годы и утверждения Бюджетной стратегии Октябрьского района. В настоящее время указанные документы разрабатываются, поэтому в муниципальной программе определены принципиальные тенденции, которые будут уточнены после их утверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.