Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Краткая характеристика текущего состояния жилищной сферы Октябрьского района"
Жилищная политика является одним из приоритетов муниципальной политики Октябрьского района.
Необходимость комплекса мероприятий в рамках данной Программы вызвана тем, что, несмотря на неплохие темпы строительства жилья, эта проблема остается, тем не менее, одной из наиболее острых.
Согласно сведениям, предоставленным органами государственной статистики, общая площадь жилищного фонда Октябрьского района (далее - жилищный фонд) по состоянию:
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
на 01.01.2013 |
на 01.01.2014 |
на 01.01.2015 |
717,4 |
727,0 |
747,6 |
785,6 |
804,9 |
из них муниципального жилищного фонда не более 50%, что не покрывает потребности населения в жилье.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов, на практике пока доступны лишь ограниченному кругу лиц со средними и высокими доходами.
Проблема обеспечения населения жильем продолжает оставаться в числе первостепенных для Октябрьского района, как и для большинства районов округа.
Существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой.
Необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения.
Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах", предусматривает на условиях софинансирования реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, в том числе молодых семей, молодых учителей, малоимущих граждан, граждан, проживающих в жилых домах, признанных непригодными для проживания (аварийными) и подлежащими сносу.
Количество непригодных для проживания жилых помещений на территории Октябрьского района составляет:
Наименование |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Кол-во квартир признанных непригодными для проживания (шт.) |
1 895,0 |
2 023 |
2 306 |
2746 |
3183 |
Общая площадь жилых помещений признанных непригодными для проживания (ты. кв. м.) |
116,7 |
119,2 |
134,5 |
130,3 |
144,5 |
из них аварийного жилья |
3, 2 |
4, 7 |
6, 1 |
7,2 |
9,5 |
(Сведения указаны согласно реестров жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и подлежащих сносу, реестры утверждаются постановлениями городских и сельских поселений ежегодно).
Количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма:
Наименование |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Кол-во семей состоящих на учете нуждающихся |
982 |
928 |
907 |
888 |
831 |
(Сведения указаны согласно ежемесячных отчетов поселений).
Если, количество граждан, состоящих на учете нуждающихся В среднем за 5 лет уменьшилось на 4%, то аварийный и непригодный жилищный фонд за аналогичный период в среднем вырос на 6%.
Указанное выше, свидетельствует о необходимости внедрения новых подходов в сфере жилищного строительства. Требуется проведение комплекса мероприятий по развитию строительного комплекса Октябрьского района и расширение его потенциальных возможностей.
При этом массовое жилищное строительство, комплексное освоение и развитие территорий невозможны без наличия достаточного количества земельных участков. Для формирования земельных участков, как конечного результата, необходима разработка системы последовательных и взаимносогласованных документов градостроительного регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие территорий, в составе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории.
Реализацией планов по развитию жилищного строительства в районе станет освоение территорий, формирование перечня территорий занимаемых аварийным, фенольным либо ветхим жилищным фондом.
Также существует проблема в вопросе строительства жилых домов на территории района - это привлечение строительных организаций, готовых качественно и в сроки выполнить строительные работы. Данная проблема обусловлена сложной транспортной схемой сообщения с поселениями на территории района (в большинство поселений района добраться возможно только водным или воздушным транспортом, по временным автодорогам в зимний период).
На протяжении последних трех лет усилия муниципального образования Октябрьский район были сконцентрированы в основном по решению проблем обеспечения жильем очередников и граждан, проживающих в аварийных и непригодных домах в рамках целевой программы "Содействие развитию жилищного строительства на территории Октябрьского района на 2011 - 2013 годы и период до 2015 года", утвержденной постановлением администрации Октябрьского района от 12.04.2011 N 770.
За данный период были достигнуты положительные результаты.
Так, граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, были обеспечены жилыми помещениями на условиях социального найма в домах-новостройках:
Наименование |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Кол-во семей получивших жилые помещения |
39 |
14 |
7 |
41 |
52 |
Переселены в дома-новостройки из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в другие благоустроенные жилые помещения
Наименование |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Кол-во семей получивших жилые помещения |
48 |
14 |
91 |
169 |
102 |
Предоставлено в домах-новостройка по договорам найма в специализированом жилищном фонде:
Наименование |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Кол-во семей получивших жилые помещения |
19 |
6 |
2 |
22 |
25 |
С 01.01.2011 по 31.12.2013 в районе реализовывались две целевые программы:
- целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на территории Октябрьского района в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2012 - 2015 годы", утвержденная постановлением администрации Октябрьского района от 10.02.2012 N 412;
- целевая программа "Содействие в улучшении жилищных условий молодых учителей на территории Октябрьского района на 2013 - 2015 годы", утвержденная постановлением администрации Октябрьского района от 05.06.2013 N 1949, которые соизмеримы по целям и задачам целевой программы "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2010 N 368-п.
По состоянию на 01.09.2013 на территории Октябрьского района 14 молодых семей признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках федеральной программы "Жилище". По состоянию на 01.11.2015 года признано 24 семьи, за период с 2013 по 2014 получили государственную поддержку 2 семьи, в 2015 выдано 3 свидетельства на получение государственной поддержке. Молодых учителей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий по состоянию на 01.09.2013 нет, по состоянию на 01.09.2015 года признан один участник, по заявлению исключен из участников мероприятия, то есть показатель равен нулю. Мероприятие "Улучшение жилищных условий молодых учителей", государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах", утвержденное постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 9.10.2013 N 408-п с 1.01.2016 года утрачивает силу (Постановление Правительства ХМАО - Югры от 28.08.2015 N 306-п).
Проблема обеспечения населения жильем и доступности жилья продолжает оставаться в числе первостепенных для молодых семей.
Основными факторами, сдерживающими использование молодыми семьями заемных денежных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у значительного количества молодых семей необходимых собственных средств для уплаты первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту или займу, а также высокая стоимость квадратного метра и завышенная процентная ставка за использование ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства.
В муниципальном образовании Октябрьский район, как и в ряде других муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, очень остро стоит проблема ликвидации приспособленных для проживания строений.
В соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации, приспособленные для проживания строения не являются жилыми помещениями. Ликвидация таких строений не представляется возможной в рамках действующих жилищных программ на территории муниципального образования Октябрьский район. В связи с этим, требуется создание дополнительных механизмов для ликвидации приспособленных для проживания строений на территории муниципального образования Октябрьский район.
Так, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.07.2012 N 233-п "О порядке предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на софинансирование адресных программ муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (городских округов и муниципальных районов) по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений" были установлены критерии для муниципальных образований на получение субсидии из окружного бюджета для переселения граждан из приспособленных для проживания строений.
По состоянию на 01.01.2013 на территории муниципального образования Октябрьский район числилось 10 мест сосредоточения приспособленных для проживания строений, на территориях которых находилось 95 приспособленных для проживания строения, в которых проживало 210 человек. После проведенной инвентаризации совместно с Департаментом строительства ХМАО - Югры было выявлено, что часть балочных строений отключены от инженерных сетей, граждане фактически не проживают. По состоянию на 01.11.2015 на территории пгт. Приобье числиться 4 места сосредоточения приспособленных для проживания строений, на территориях которых находится 37 приспособленных для проживания строения, в которых проживают 90 человек.
Место сосредоточения приспособленных для проживания строений находится на значительном удалении от жилой застройки, а также объектов социальной инфраструктуры населенных пунктов (школы, детские сады, больницы и т.п.). В связи с чем, возникают проблемы с обеспечением его жителей общественным транспортом, а также предоставлением социальных услуг.
Для решения вопроса ликвидации приспособленных для проживания строений на территории муниципального образования Октябрьский район постановлением администрации Октябрьского района от 27.06.2013 N 2287 была утверждена целевая программа "Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения в муниципальном образовании Октябрьский район на 2013 - 2015 годы".
В рамках данной целевой программы администрация Октябрьского района в 2012 году было заявлено на ликвидацию 8 приспособленных для проживания строений, а именно на одно строение, расположенное в с. Перегребное - вагон - городок с. Перегребное и 7 строений, расположенные в пгт. Приобье по адресам: БПТОиКО и станция Приобье пгт. Приобье.
Двум участникам в рамках данной целевой программы в конце 2013 года были перечислены субсидии на приобретение жилых помещений. С 01.01.2014 вступила в силу новая государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах", где порядком 9 данной государственной программы определены правила и условия распределения субсидий бюджетам муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) автономного округа на софинансирование программ муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, обследованных и включенных органами местного самоуправления в реестр таких строений на 1 января 2012 года, включая строения, право собственности на которые признаны гражданами в судебном порядке в период с 1 января 1995 года до 1 марта 2005 года. С 01.01.2014 по 30.06.2015 в рамках настоящей программы 7 семьям были перечислены субсидии на приобретение жилых помещений.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, введены специальные правила по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Всего на территории Октябрьского района 14 граждан вышеуказанной категории, реализовали право государственной поддержки по приобретению жилья, реализация данных программных мероприятий позволит обеспечить жильем всех обратившихся ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, на сегодняшний день состоящих на учете ветеранов нет.
Реализация мероприятий программы предполагается за счет средств федерального бюджета, средств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также средств бюджета муниципального образования Октябрьский район.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.