Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации Сургутского района
от 18 декабря 2013 г. N 5546-нпа
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Организация утилизации
и переработки бытовых и промышленных отходов на территории
Сургутского района на 2011 - 2015 годы"
Наименование Программы: |
долгосрочная целевая программа "Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Сургутского района на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Разработчик Программы: |
комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района |
Наименование отраслевого органа (субъекта бюджетного планирования): |
комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района |
Государственный заказчик целевой Программы: |
администрация Сургутского района |
Исполнители Программы: |
- комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района; - комитет архитектуры и градостроительства администрации Сургутского района; - департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района |
Цели Программы: |
- улучшение экологической ситуации в Сургутском районе за счёт снижения негативного влияния на окружающую среду муниципальных отходов (отходов, образующихся в границах муниципальных образований) путём реорганизации системы управления отходами в комплексе с созданием на территории района развитой инфраструктуры по сбору, обезвреживанию и размещению муниципальных отходов |
Задачи Программы: |
- выполнение работ по проектированию, реконструкции и строительству полигонов для размещения твёрдых бытовых отходов; - организация системы управления отходами для обеспечения эффективности процесса обращения с ними; - создание экономических предпосылок к формированию отдельной отрасли в области обращения с отходами на территории Сургутского района; - создание условий для развития производственной инфраструктуры по сбору, транспортировке и размещению отходов; - реорганизация системы управления отходами; - создание на территории района инфраструктуры по сбору, обезвреживанию и размещению муниципальных отходов |
Сроки реализации Программы: |
2011 - 2015 годы |
Основание для разработки Программы: |
- статья 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; - постановление Правительства ХМАО - Югры от 28.10.2011 N 403-П "О целевой программе ХМАО - Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в ХМАО - Югре на 2012 - 2015 годы и на период до 2020 года"; - постановление Правительства ХМАО - Югры от 23.12.2011 N 480-П "Об Адресной инвестиционной программе ХМАО - Югры на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"; - постановление администрации Сургутского района от 12.08.2008 N 1950 "О долгосрочных целевых программах" |
Показатели результативности: |
- улучшение системы управления отходами, что обеспечит наличие необходимых объектов сбора, переработки и утилизации отходов, решит проблему нелегального размещения отходов в окружающей среде на стихийных свалках; - разработка проектов по рекультивации свалок 2011 год - 0 шт., 2012 год - 2 шт., 2013 год - 0 шт., 2014 год - 0 шт., 2015 год - 0 шт.; - закупка контейнеров для сбора ртутьсодержащих отходов в 2011 году - 0 шт., в 2012 году - 35 шт., 2013 год - 0 шт., 2014 год - 0 шт., 2015 - 0 шт.; - закупка техники для организации сбора и вывоза ТБО 2011 год - 7 ед., 2012 год - 2 ед., 2013 год - 2 ед., 2014 год - 0 ед., 2015 - 0 ед.; - закупка контейнеров, бункеров для сбора ТБО 2011 год -160 шт., 2012 год - 0 шт., 2013 год - 7 шт., 2014 год - 0 шт., 2015 - 0 шт.; - рекультивация свалок в 2011 году - 4 шт. в 2012 - 0 шт., в 2013 - 2 шт., 2014 год - 0 шт., 2015 - 0 шт.; - очистка земель от отходов ТБО в 2011 году 3,8 га, в 2012 году - 0 га, 2013 год - 6,5 га, 2014 год - 0 га., 2015 год - 0 га.; - размещение на лицензированных полигонах отходов производства и потребления в 2011 году - 86 390 куб. м, 2012 год - 100 000 куб. м, 2013 год - 100 000 куб. м, 2014 год - 100 000 куб. м, 2015 год - 100 000 куб. м |
Объёмы и источники финансирования мероприятий Программы: |
всего на реализацию Программы необходимо предусмотреть 179 401 313,28 рублей, из них: - 2011 год - 24 760 859,32 рублей; - 2012 год - 18 152 654,38 рублей; - 2013 год - 136 487 799,58 рублей в том числе: - 37 321 799,58 рублей - бюджет Сургутского района; - 99 166 000,00 рублей - бюджет ХМАО - Югры; - 2014 год - 0 рублей; - 2015 год - 0 рублей. Объём финансирования ежегодно подлежит уточнению, исходя из возможности бюджета на очередной финансовый год. Программа финансируется из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и бюджета Сургутского района |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности: |
- прекращение несанкционированного размещения отходов на территории Сургутского района; - доведение технологии санитарной очистки населённых пунктов от твёрдых бытовых отходов до соответствия требованиям законодательства; - обеспечение размещения крупногабаритных отходов, неопасных строительных отходов; - обеспечение удаления и размещения на специальных объектах снеговых отходов; - освобождение органов местного самоуправления от выполнения хозяйственных функций в результате привлечения управляющей компании в отрасль по обращению с отходами; - разработка проектов по рекультивации свалок - 5 шт.; - закупка контейнеров для сбора ртутьсодержащих отходов - 35 шт.; - закупка техники для организации сбора и вывоза - 11 ед.; - закупка контейнеров для сбора ТБО - 160 шт.; - рекультивация свалок - 6 шт.; - зачистка почв от отходов ТБО - 10,3 га; - размещение на лицензированных полигонах отходов производства и потребления - 486 390 куб. м |
1. Правовое обоснование разработки Программы
Долгосрочная целевая программа "Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Сургутского района на 2011 - 2013 годы" разработана в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановлением администрации Сургутского района от 12.08.2008 N 1950 "О долгосрочных целевых программах".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Окружающий нас природный ландшафт представляет собой сложный взаимосвязанный комплекс, систему. Вторгаясь в эту систему, человек и его хозяйственная деятельность оказывают определённое влияние на эту систему.
Проблема отходов стала одной из важнейших экономических и экологических проблем. Улучшение ситуации происходит крайне медленно, что связано с кризисными явлениями в экономике и финансовым дефицитом. Несмотря на это программный подход к решению проблемы отходов применялся во многих районах. В последние годы с ростом населённых пунктов и увеличением численности населения в значительной степени возросла антропогенная нагрузка на окружающую среду, и прежде всего именно в части увеличения количества отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения. Произошло не только количественное, но и качественное изменение состава отходов. Вместе с тем значительно ужесточились природоохранные требования в области обращения с отходами.
Для того чтобы охватить все аспекты, связанные с проблемой отходов в Сургутском районе, правильно и рационально используя весь имеющийся на сегодняшний день технический и нормативно-правовой потенциал, в сочетании с экономически обоснованной тарифной политикой и системой льготного налогообложения, необходима комплексная специализированная программа.
Проблемы обращения с бытовыми отходами занимают одно из центральных мест в области охраны окружающей среды и здоровья людей.
Практически во всех муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры одной из приоритетных задач в области охраны окружающей среды является решение проблемы по размещению и утилизации отходов. В настоящее время на территории автономного округа отходы потребления размещаются на 106 объектах размещения отходов, при этом лишь 31 объект эксплуатируется с соблюдением санитарно-эпидемиологических и природоохранных требований (29 %), 17 объектов не в полной мере соответствуют природоохранным требованиям (17 %). Остальные 54% полигона и свалки эксплуатируются с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В Сургутском районе также существует острая проблема по обращению с отходами. Многие населённые пункты имеют несанкционированные свалки. Происходит необратимое захламление межселенных территорий и прилегающих лесов твёрдыми бытовыми, строительными и другими видами отходов. Негативное влияние отходов сказывается не только на окружающую среду, но и на здоровье населения, в том числе на здоровье будущих поколений. Существует прямая зависимость темпов экономического роста и объёмов образующихся отходов. Сложившиеся негативные тенденции роста отходов влекут за собой необратимый экологический ущерб, необходимость ликвидации которого способна поставить под сомнение все успехи экономического роста.
В настоящее время в Сургутском районе эксплуатируется один полигон, расположенный в г. Лянтор. Полигон ТБО г. Лянтор заполнен на 90% и в ближайшем времени эксплуатация полигона может быть прекращена. Два полигона в сельском поселении Нижнесортымский, городском поселении Федоровский закрыты на реконструкцию для приведения полигонов в соответствие природоохранному законодательству Российской Федерации.
11 января 2011 года несанкционированные свалки в поселениях Сургутского района были закрыты, эксплуатация свалок запрещена.
После закрытия свалок вывоз отходов ТБО на территории Сургутского района организован, а именно:
- г.п. Федоровский, г.п. Белый Яр, г.п. Барсово, с.п. Солнечный, с.п. Русскинская, с.п. Локосово, с.п. Тундрино, п. Высокий Мыс, с.п. Ульт-Ягун, п. Тром-Аган, с.п. Угут вывоз производится на полигон г. Сургут;
- г.п. Лянтор, с.п. Нижнесортымский, с.п. Лямина, с.п. Сытомино и п. Песчаный вывоз производится на полигон г. Лянтор.
Достаточно часто допускается несанкционированное размещение отходов на открытом рельефе местности, в лесополосах, в зелёных зонах населённых пунктов. Часто на полигоны и свалки попадают опасные и токсичные отходы.
В отношении администрации Сургутского района Сургутским городским судом вынесено 9 судебных решений (в том числе 7 судебных решения исполнено).
Видимые технологические недостатки обращения с отходами являются следствием неэффективной системы управления. Поэтому проблема отходов не может быть решена лишь путём преобразований на технологическом уровне, т.е. только за счёт создания современных полигонов утилизации отходов, рекультивации свалок и т.д. Необходимо реформировать всю систему управления отходами, что обеспечит наличие необходимых объектов сбора, транспортировки и утилизации отходов, решит проблему нелегального размещения отходов в окружающей среде на стихийных свалках, присутствия на рынке услуг нелицензированных подрядчиков и т.д. Кроме того, отсутствие ясных правил в области обращения с отходами на территории района - правил работы на рынке услуг, тарифной политики, системы учёта поставщиков отходов, контроля за обращением с отходами и т.д. препятствует получению частных инвестиций.
Таким образом, преобразования в сфере обращения с отходами должны затрагивать как уровень технологического обеспечения, так и систему управления отходами, включающую в себя инструменты административного, экономического, экологического, информационного и социального регулирования, закреплённые соответствующими нормативными правовыми актами.
Если не изменить отношение к проблеме, то в условиях наметившегося подъёма материального производства следует ожидать увеличение объёмов образования отходов и их размещения на полигонах и свалках ориентировочно на 3-5 процентов в год. Соответственно возрастёт и уровень негативного воздействия отходов на окружающую природную среду, что увеличивает угрозу экологической безопасности в районе.
3. Основные цели и задачи Программы
Целью разработки и реализации настоящей Программы является - улучшение экологической ситуации в Сургутском районе за счёт снижения негативного влияния на окружающую среду муниципальных отходов (отходов, образующихся в границах муниципальных образований) путём реорганизации системы управления отходами в комплексе с созданием на территории района развитой инфраструктуры по сбору, обезвреживанию и размещению муниципальных отходов.
Основными задачами Программы являются:
- выполнение работ по проектированию, реконструкции и строительству полигонов для размещения твёрдых бытовых отходов;
- обоснование выбора технологий сбора, транспортировки и размещения отходов, обеспечивающих соблюдение требований законодательства;
- организация системы управления отходами для обеспечения эффективности процесса обращения с ними;
- создание экономических предпосылок к формированию отдельной отрасли в области обращения с отходами на территории Сургутского района;
- создание условий для развития производственной инфраструктуры по сбору, транспортировке и размещению отходов.
4. Срок выполнения Программы
Выполнение Программы рассчитано на период 2011 - 2015 годов. Планировать реализацию мероприятий Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие постоянно изменяющейся экономической ситуации.
5. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы,
показатель результативности, социально-экономический эффект
Ожидаемыми результатами Программы являются улучшение экологической ситуации в Сургутском районе за счёт:
- прекращения несанкционированного размещения отходов на территории Сургутского района;
- доведения технологии санитарной очистки населённых пунктов от твёрдых бытовых отходов до соответствия требованиям законодательства;
- обеспечения размещения крупногабаритных отходов, неопасных строительных отходов;
- обеспечения удаления и размещения на специальных объектах снеговых отходов;
- освобождения органов местного самоуправления от выполнения хозяйственных функций в результате привлечения управляющих компании в отрасль по обращению с отходами;
- разработки проектов по рекультивации свалок - 5 шт.;
- закупки контейнеров для сбора ртутьсодержащих отходов - 35 шт.;
- закупки техники для организации сбора и вывоза - 11 ед.;
- закупки контейнеров для сбора ТБО - 160 шт.;
- рекультивации свалок - 6 шт.;
- зачистки почв от отходов ТБО - 10,3 га.;
- размещения на лицензированных полигонах отходов производства и потребления - 486 390 куб. м.
6. Возможные варианты решения проблемы
Одним из важных мероприятий Программы является строительство и реконструкция полигонов твёрдых бытовых отходов. Строительство и оборудование полигонов следует осуществлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1038-01 с гарантированным обеспечением защиты населения в районе и окружающей среды от вредного воздействия загрязняющих веществ. Для оборудования и эксплуатации полигонов необходимо применить современные методы и технологии.
Программа предусматривает исполнение судебных решений Сургутского городского суда, вынесенных в отношении Сургутского района по ликвидации несанкционированных свалок на территории Сургутского района. Программа предусматривает рекультивацию несанкционированных свалок, строительство новых полигонов размещения твёрдых бытовых отходов в населённых пунктах Сургутского района и реконструкцию существующих полигонов. Основные из них:
- реконструкция полигона ТБО в г. Лянтор;
- реконструкция полигона ТБО в пгт. Федоровский;
- реконструкция полигона ТБО в с.п. Нижнесортымский;
- рекультивация несанкционированного объекта размещения ТБО в с.п. Сытомино, с.п. Лямина, п. Тром-Аган, с.п. Угут;
- разработка проектов и рекультивация (ликвидация) несанкционированных объектов размещения ТБО в п. Высокий Мыс, с.п. Ульт-Ягун, с.п. Локосово, с.п. Лямина, с.п. Сытомино;
- строительство полигонов ТБО в с.п. Угут и с.п. Лямина;
- разработка генеральной схемы санитарной очистки территорий муниципального образования Сургутский район с учётом документов территориального планирования;
- организация площадок для сбора ТБО;
- приобретение контейнеров и бункеров для сбора ТБО;
- приобретение контейнеров для сбора, накопления и хранения ртутьсодержащих отходов;
- приобретение техники;
- зачистка территорий Сургутского района от стихийных свалок.
Реализация программных мероприятий Программы решит комплекс вопросов по внедрению современных технологических проектов по переработке и утилизации отходов производства и потребления, экологической безопасности населённых пунктов Сургутского района, улучшению их санитарного состояния и снижению отрицательного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения.
Программа реализуется в два этапа:
- 1-ый этап включает в себя разработку (или завершение разработки) необходимой проектно-сметной документации по объектам капитального строительства;
- 2-ой этап включает в себя реализацию проектных решений по рекультивации несанкционированных объектов размещения твёрдых бытовых отходов, реконструкции и строительству полигонов размещения твёрдых бытовых отходов.
7. Финансовое обеспечение программных мероприятий
Для реализации мероприятий Программы привлекаются финансовые ресурсы бюджета Сургутского района и средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (привлечённые средства отсутствуют).
Общий объём финансирования Программы на 2011 - 2015 годы составляет 179 401 313,28 рублей, в том числе: 99 166 000,00 рублей - бюджет ХМАО - Югры, 80 235 313,28 рублей бюджет Сургутского района.
Предусмотренные в Программе объёмы финансирования могут пересматриваться с учётом изменений параметра бюджета.
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности
предлагаемого варианта решения проблемы
Оценка ожидаемой социально-экономической и экологической эффективности от реализации Программы.
Для реализации задач, предусмотренных предлагаемой Программой, необходимо осуществить:
1) разработку проектов рекультивации несанкционированных объектов размещения твёрдых бытовых отходов, выполнение работ по рекультивации;
2) разработку проектов строительства полигонов траншейного типа для размещения твёрдых бытовых отходов, выполнение работ по строительству полигонов траншейного типа для размещения ТБО;
3) реконструкцию полигонов твёрдых бытовых отходов.
В целом результатом выполнения Программы должно стать улучшение экологической ситуации в Сургутском районе за счёт уменьшения негативного влияния на окружающую среду отходов потребления.
9. Участие органов администрации Сургутского района в реализации Программы
В реализации Программы необходимо участие комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района, департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района, комитета архитектуры и градостроительства администрации Сургутского района.
10. Описание системы управления реализации Программы
Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, который является координатором Программы:
- организует работу по исполнению программных мероприятий;
- обеспечивает целевое и эффективное использование финансовых средств, выделяемых из местного бюджета Сургутского района на реализацию программных мероприятий;
- контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет отклонения от намеченных плановых показателей, устанавливает причины отклонений и определяет меры по устранению таковых;
- координацию деятельности исполнителей по реализации программных мероприятий, освоение финансовых средств;
- подготовку и составление отчётов по результатам реализации мероприятий Программы за отчётный период;
- подготовку итоговой информации о ходе реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период их реализации.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 декабря 2013 г. N 5546-нпа... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.