Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Юридико-технические требования к оформлению проектов решений
4.1. Структура проекта решения.
4.1.1 Проект решения, состоит из содержательной части, реквизитов, и приложений.
4.1.2 Содержательная часть проекта решения - выраженное в письменном виде языковое, словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нём норм права, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия.
4.1.3. Содержательная часть проекта решения состоит из:
1) преамбулы;
2) распорядительной части;
3) сведений о контроле, вступлении в силу, опубликовании (обнародовании), признании иных решений Думы района утратившими силу.
4.1.4 Реквизиты проекта решения - обязательные сведения, включаемые в текст проекта решения.
Решением Думы Сургутского района от 17 декабря 2015 г. N 811-нпа в подпункт 4.1.5 пункта 4.1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного решения
4.1.5. Проект решения должен содержать следующие реквизиты:
1) полное наименование органа местного самоуправления (Дума Сургутского района).
Наименование органа местного самоуправления указывается в именительном падеже, печатается прописными буквами полужирным шрифтом, размером шрифта 14, выравнивается по центру;
2) полное наименование субъекта Российской Федерации (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).
Наименование субъекта Российской Федерации указывается в родительном падеже, печатается строчными буквами полужирным шрифтом, размером шрифта 14, выравнивается по центру;
3) наименование вида правового акта (Решение).
Наименование вида правового акта печатается прописными буквами полужирным шрифтом, размером шрифта 14, выравнивается по центру. Через дефис строчными буквами размером шрифта 14 печатается слово "проект";
4) место для указания даты и места подписания проекта решения;
5) место для указания регистрационного номера;
6) заголовок, обозначающий предмет регулирования.
Заголовок содержит ответ на вопрос, о чем (о ком) он издан.
В случае необходимости внесения изменений в ранее принятое решение Думы района заголовок проекта решения Думы района излагается следующим образом: О внесении изменений в решение Думы Сургутского района (дата, номер решения, его наименование).
В случае необходимости признания утратившим силу ранее принятого решения Думы района заголовок проекта решения Думы района излагается следующим образом: О признании утратившим силу решения Думы Сургутского района (дата, номер и наименование решения). В случае необходимости признания утратившими силу ранее принятых решений Думы района заголовок проекта решения Думы района излагается следующим образом: О признании утратившими силу некоторых решений Думы Сургутского района, при этом дата, номер и наименование решений не указываются.
Если в проекте решения Думы района одновременно с пунктом о внесении изменений в решение (решения) Думы района содержится пункт с перечнем решений, подлежащих признанию утратившими силу, то заголовок данного проекта решения Думы района излагается следующим образом: О внесении изменений в решение Думы Сургутского района (дата, номер решения, его наименование).
Если проектом решения Думы района утверждается положение (порядок, правила) и принятие данного положения (порядка, правил) требует отмены ранее принятого решения Думы района либо внесения изменений в ранее принятое решение Думы района, то заголовок данного проекта решения Думы района излагается следующим образом: Об утверждении Положения (Порядка, Правил) ...
Заголовок проекта решения Думы района печатается без кавычек, строчными буквами, размером шрифта 14, выравнивается по левому краю;
Пример:
ДУМА СУРГУТСКОГО РАЙОНА
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШЕНИЕ - проект
"_____" ____________ 20__ года |
N_____ |
г. Сургут |
|
Об утверждении Порядка _
7) наименование должности лица, подписывающего проект решения Думы района, а также его фамилия и инициалы;
8) сведения об исполнителе проекта решения Думы района (Ф.И.О., должность, контактный телефон).
4.1.6. Текст проекта решения Думы района печатается на листе формата А4, шрифтом Times New Roman, в текстовом редакторе Microsoft Word, размером шрифта 14 (при необходимости - 13, 12, 11, 10) через один межстрочный интервал. Поля должны иметь следующие параметры: левое - 2,5 см., правое - 1,5 см., верхнее - 2 см., нижнее - 2 см.
4.1.7. При оформлении проекта решения Думы района на двух и более листах вторая и последующие страницы нумеруются. Номер страницы проставляется вверху и выравнивается по центру.
4.2. Оформление содержательной части проекта решения Думы района.
Решением Думы Сургутского района от 17 декабря 2015 г. N 811-нпа в подпункт 4.2.1 пункта 4.2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного решения
4.2.1. Преамбула проекта решения Думы района содержит разъяснение целей и оснований его принятия.
Преамбула начинается со слов "В целях...", "В связи...", "В соответствии...", "На основании...", "Учитывая..." и т.п.
В преамбуле проекта решения Думы района также могут содержаться ссылки на правовые акты и иные основания в соответствии с которыми принимается данный документ. В случае если проект решения Думы района принимается на основании правового акта вышестоящего органа либо муниципального правового акта, то в преамбуле указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование. Текст преамбулы в этом случае начинается словами "В соответствии...", "На основании...", "Во исполнение...", "В целях реализации..." и т.п.
При указании в преамбуле нескольких правовых актов они располагаются в следующем порядке:
- по убыванию юридической силы (Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъекта Российской Федерации, акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты Думы района, нормативные правовые акты главы Сургутского района);
- при равенстве юридической силы правовые акты располагаются в порядке убывания дат их принятия.
4.2.2. Преамбула проекта решения Думы района отличается особенностями оформления, а именно:
- не содержит самостоятельных нормативных предписаний;
- не делится на пункты;
- не формулирует предмет регулирования проекта решения;
- не нумеруется;
- не является обязательной.
4.2.3. Преамбула и распорядительная часть проекта решения разделяются словами "Дума Сургутского района решила", после которых ставится двоеточие.
Текст распорядительной части начинается с новой строки.
4.2.4. Распорядительная часть проекта решения содержит предписания о необходимости совершения конкретных действий, которые излагаются в повелительной форме.
4.2.5. Распорядительная часть излагается в виде пунктов, имеющих порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами.
Отдельный пункт, как правило, объединяет действия одного характера и может относиться к одному либо к нескольким исполнителям. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые определяют конкретные действия.
Если распорядительная часть состоит из одного пункта, то данный пункт не нумеруется.
4.2.6. Если для развития, реализации, либо конкретизации положений проекта решения необходимо принятие других муниципальных правовых актов Сургутского района, в тексте отдельным пунктом предусматривается поручение подготовить соответствующие акты.
Если проектом решения вносятся изменения в ранее принятое решение, в качестве самостоятельных пунктов излагается текст таких изменений. При этом при внесении изменений используется формулировка "в следующей редакции".
В случае если изменения по объёму не превышают двух страниц, то они прописываются в самом проекте решения без оформления приложения. Если изменения по объёму более двух страниц, то они оформляются как отдельное приложение к проекту решения.
Если с принятием проекта решения необходимо признать утратившим силу ранее принятое решение Думы района, то в качестве самостоятельных пунктов излагаются предписания о признании утратившим силу данного решения Думы района, а также всех решений Думы района, которыми в него вносились изменения.
4.2.7. В случае если проект решения имеет приложения, то пункты содержательной части проекта решения должны содержать ссылку на все имеющиеся приложения к решению.
Решением Думы Сургутского района от 17 декабря 2015 г. N 811-нпа в подпункт 4.2.8 пункта 4.2 настоящего приложения внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим после истечения срока полномочий действующего главы Сургутского района
4.2.8. В случае, если предписание должно быть исполнено в определённый срок, в решении может быть указан орган или лицо, контролирующее исполнение предписания, к числу которых относятся: председатель Думы района, депутат Думы района, комиссия Думы района.
Решением Думы Сургутского района от 2 марта 2017 г. N 94-нпа подпункт 4.2.9 пункта 4.2 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после обнародования названного решения
4.2.9. В случае если решение Думы района носит нормативный характер, то в проект данного решения Думы района обязательно включается пункт о том, что решение Думы района вступает в силу после его обнародования. При этом пункт о том, что решение Думы района подлежит обнародованию, не пишется.
В случае если законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предусмотрено исключительно опубликование решения Думы района, носящего нормативный характер, данное решение подлежит опубликованию в средствах массовой информации и вступает в силу после его опубликования.
4.2.10. В случае если решение вступает в силу со дня его подписания, то в проекте данного решения пункт о вступлении в силу не пишется.
4.2.11. В случае если решение вступает в силу не со дня подписания, то в проект данного решения включается пункт о моменте (дате) вступления его в силу.
4.3. Оформление приложений.
4.3.1. Проект решения может иметь одно или несколько приложений, в которых помещаются различного рода порядки, правила, положения, перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и так далее.
4.3.2. Приложение оформляется на отдельном листе. Заголовок приложения должен точно соответствовать пункту распорядительной части проекта решения. Заголовок приложения печатается нежирным шрифтом, размером шрифта 14, строчными буквами начиная с прописной, выравнивается по центру.
4.3.3. Если к проекту решения имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака N. При ссылках на приложения в тексте проекта решения Думы Сургутского района знак N также не указывается.
4.3.4. Отметка "Приложение" с указанием даты и номера решения Думы района размещается в правом верхнем углу страницы, выравнивается по левому краю, печатается строчными буквами размером шрифта 12.
Примеры:
Приложение
к решению Думы
Сургутского района
от "__" _____ года N _____
или
Приложение 6
к решению Думы
Сургутского района
от "__" _____года N _____
Решением Думы Сургутского района от 25 ноября 2014 г. N 622-нпа подпункт 4.3.5 пункта 4.3 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного решения
4.3.5. Приложение может иметь следующие основные структурные элементы текста:
1) разделы;
2) главы;
3) статьи;
4) пункты;
5) подпункты;
6) абзацы.
Решением Думы Сургутского района от 25 ноября 2014 г. N 622-нпа в подпункт 4.3.6 пункта 4.3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного решения
4.3.6. Структурные элементы располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы, переход от общих положений к конкретным.
Структура приложения и необходимость включения в него тех или иных структурных элементов текста определяются исходя из объёма и содержания приложения.
Самостоятельные структурные элементы имеют сквозную нумерацию в пределах всего приложения. Иные структурные элементы имеют сквозную нумерацию внутри структурного элемента, в состав которого они входят.
4.3.7. Раздел и глава имеют заголовок, порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и наименование.
Заголовок раздела или главы включает соответственно слово "Раздел" или "Глава" строчными буквами начиная с прописной. Слова "Раздел" и "Глава", а также порядковый номер и наименование печатаются нежирным шрифтом, размером шрифта 14, выравниваются по центру.
Пример 1:
Раздел 1. Общие положения
Пример 2:
Глава 1. Основные положения
4.3.8. Исключен.
См. текст подпункта 4.3.8 пункта 4.3
4.3.9. Недопустимо изменять нумерацию разделов, глав, статей, пунктов, подпунктов решения Думы района при внесении в него изменений и признании утратившими силу его структурных элементов.
4.3.10. Вновь включаемым в текст решения Думы района структурным элементам присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением через точку к основным цифровым или буквенным обозначениям дополнительной цифры (например, глава 5.1, Раздел 2.1, Статья 7.2, пункт 3.1, подпункт б.1) начиная с первого номера. Новым структурным элементам, включаемым в текст решения Думы района после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего.
Примеры:
дополнить решение статьёй 15.1 следующего содержания:
"Статья 15.1 ________
1. _________.
2. _________.".
или
статью 16 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1. ________.".
или
пункт 3 дополнить подпунктом "б.1" следующего содержания:
"б.1) _________;".
Решением Думы Сургутского района от 25 ноября 2014 г. N 622-нпа в подпункт 4.3.11 пункта 4.3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного решения
4.3.11. Статья имеет порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой с точкой, сквозную нумерацию в пределах всего приложения и наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.
Заголовок статьи включает слово "Статья" с прописной буквы, затем порядковый номер и наименование статьи.
Слово "Статья", номер и наименование печатаются с красной строки нежирным шрифтом. Размер шрифта 14, буквы строчные. В случае, если наименование статьи занимает две и более строки, вторая и последующая строки выравниваются по левому краю относительно начала наименования (первой строки).
4.3.12.Статья может состоять из абзацев, пунктов и подпунктов.
Структурные элементы статьи располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы, переход от общих положений к конкретным.
В случае если статья состоит из одного абзаца, то он не обозначается. Если же подобная статья содержит несколько абзацев, то их следует нумеровать арабскими цифрами с точкой и считать пунктами. В случае если пункт статьи содержит абзацы, идущие после двоеточия через точку с запятой, то их следует нумеровать арабскими цифрами или буквами со скобкой и считать подпунктами.
Решением Думы Сургутского района от 25 ноября 2014 г. N 622-нпа подпункт 4.3.13 пункта 4.3 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного решения
4.3.13. Пункт может быть, как структурным элементом статьи, главы, раздела так и самостоятельным структурным элементом.
Пункт начинается с красной строки, печатается строчными буквами нежирным шрифтом, размером шрифта 14, выравнивается по ширине и имеет порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой с точкой. Пункт может иметь заголовок и выравниваться по центру, при этом слово "Пункт" не указывается.
Решением Думы Сургутского района от 25 ноября 2014 г. N 622-нпа в подпункт 4.3.14 пункта 4.3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного решения
4.3.14. Подпункт как структурный элемент пункта обозначается арабской цифрой с точкой или строчной буквой со скобкой без точки и начинается с красной строки. После строчных цифровых или буквенных обозначений со скобкой подпункты начинаются со строчной буквы и отделяются точкой с запятой. Если подпункт включает в себя несколько абзацев, они отделяются друг от друга точками.
4.3.15. Пункты и подпункты подразделяются на ненумеруемые абзацы (не более пяти). Абзац представляет собой часть текста между двумя абзацными отступами.
4.4. Основные требования к оформлению проектов решений о внесении изменений в решения Думы района.
4.4.1. Проект решения, вносящий изменения в ранее принятое решение Думы района, должен сохранять ту же структуру, что и основное решение.
4.4.2. Внесением изменений считается:
1) замена слов, цифр, предложений;
2) исключение слов, цифр, предложений;
3) исключение структурных элементов;
4) новая редакция структурных элементов;
5) дополнение структурного элемента новыми словами, цифрами или предложениями;
6) дополнение решения новыми структурными элементами.
4.4.3. Исключению подлежат только отдельные слова, цифры или предложения, находящиеся в составе структурных элементов, тогда как структурные элементы (главы, статьи, пункты, подпункты, абзацы) подлежат признанию утратившими силу.
4.4.4. При внесении изменений в решение Думы района обязательно указываются наименование данного решения, его дата, номер.
Решением Думы Сургутского района от 2 марта 2017 г. N 94-нпа подпункт 4.4.5 пункта 4.4 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после обнародования названного решения
4.4.5. В случае необходимости внесения изменений в решение Думы района, носящее нормативный характер, изменения вносятся в основное решение Думы района, а не в решение, его изменяющее, за исключением случаев:
- внесения изменений в не вступившее в силу решение Думы района о внесении изменений;
- изменения норм решения Думы района о внесении изменений при условии, что данные нормы не затрагивают содержание основного решения Думы района.
4.4.6. Вносимые в решение Думы района изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретного структурного элемента, в который вносятся изменения.
4.4.7. Внесение изменений в обобщённой форме в решение Думы района (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту") допускается.
Каждое изменение может быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы, которая изменяется.
Исключение может составлять только внесение изменений в обобщённой форме в одну статью (пункт) решения Думы района или её (его) структурную единицу.
Если в эту статью (пункт) или её (его) структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение должно быть оформлено соответствующим образом.
Примеры:
В статье 10 слова "_________" заменить словами "_________".
или
Статью 10 после слов "_________" дополнить словами "_________".
4.4.8. Если в статье (пункте) решения Думы района необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или её структурную единицу не вносятся, то применяется соответствующая формулировка.
Примеры:
В статье 10 слова "_________ (слова указываются в именительном падеже единственного числа)" в соответствующих числе и падеже заменить словами "_________ (слова указываются в именительном падеже единственного числа)" в соответствующих числе и падеже.
или
В статье 10 слова "_________ (слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)" в соответствующем падеже заменить словами "_________ (слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)" в соответствующем падеже.
Решением Думы Сургутского района от 25 ноября 2014 г. N 622-нпа в подпункт 4.4.9 пункта 4.4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного решения
4.4.9. При внесении изменений в решение Думы района сначала указывается, какой структурный элемент изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в решение Думы района следует оформлять начиная с наименьшего структурного элемента.
Пример:
в абзаце первом подпункта 3 пункта 2 статьи 7 слова "_________" заменить словами "_________".
Пример:
в подпункте 3.4.12 статьи 7 слова "________" заменить словами "________".
4.4.10. При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Пример:
статью 1 после слов "_________" дополнить словами "_________".
В случае, если дополняется словами структурный элемент решения Думы района и это дополнение должно находиться в конце данного структурного элемента, применяется следующая формулировка:
Пример:
пункт 1 статьи 1 дополнить словами "_________".
При этом знак препинания, употреблённый в конце дополняемого структурного элемента, сохраняется без указания на него после внесённого дополнения.
4.4.11. При дополнении статьи решения Думы района пунктами или подпунктами, либо пункта подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых пунктов или подпунктов.
Примеры:
статью 2 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. _________."
или
пункт 5 статьи 6 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
"4) _________;".
Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции решения Думы района (без оговорки в тексте проекта решения Думы района).
4.4.12. В целях сохранения структуры статьи (пункта):
1) дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующего структурного элемента;
2) при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац даётся новая редакция того структурного элемента, к которому относится абзац;
3) при признании абзаца утратившим силу пересчёт последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчёте абзацев при последующем внесении изменений в данный структурный элемент.
4.4.13. В тексте проекта решения, устанавливающего новое правовое регулирование, могут содержаться самостоятельные положения о решениях Думы района или их структурных элементах, подлежащих изменению.
4.4.14. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
Пример:
цифры "12, 14, 125" заменить цифрами "13, 15, 126".
При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Пример:
слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.