Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Администрации г. Сургута
от 14 апреля 2014 г. N 2444
Муниципальная программа
"Доступная среда города Сургута на 2014 - 2020 годы"
1. Характеристика текущего состояния
В условиях, когда формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения носит общецивилизованный и международный характер и является магистральной линией общественного развития, современное состояние уровня доступности объектов социальной инфраструктуры на местном уровне требует выполнения решений приоритетных задач, практических мер, направленных на повышение уровня доступности первоочередных, наиболее значимых для лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов социальной инфраструктуры.
К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут помешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
До 01.01.2014 года реализация мероприятий, направленных на создание равных возможностей доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, транспортному обслуживанию, информации, связи, образованию, культурной жизни, занятиям спортом, осуществлялась в рамках долгосрочной целевой программы, утвержденной постановлением Администрации города от 02.09.2011 N 5768 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Доступная среда города Сургута на 2012 - 2015 годы".
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут", на основании паспорта муниципальной программы, утвержденного распоряжением Администрации города от 30.08.2013 N 3103 "О разработке муниципальной программы "Доступная среда города Сургута на 2014 - 2020 годы" (с последующими изменениями), содержащего перечень правовых оснований для ее формирования.
Реализация мероприятий настоящей программы направлена на развитие городской среды, что соответствует приоритетному направлению Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2020 года.
Работа муниципалитета по обеспечению условий для беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры ведется с 2006 года. Коллегиальным органом в этом вопросе выступил Координационный совет по делам инвалидов при Администрации города, состав которого утвержден постановлением Администрации города от 30.10.2006 N 2526.
На сегодняшний день вопрос об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры является одним из наиболее актуальных вопросов обеспечения качества жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья. На 01.01.2013 процент обеспеченности по социально значимым объектам составил: поликлиники - 77%, аптеки - 11%, торговые центры и универсальные магазины - 33%, объекты культуры, искусства, физкультуры и спорта - 17%, банки - 37%, высшие учебные заведения - 17%, учреждения дошкольного и общего образования - 7,5%, что говорит о низком уровне доступности к объектам.
При анализе беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями здоровья выявлены следующие проблемы:
1. В части доступности услуг культуры, спорта и молодежной политики
Департаментом культуры, молодёжной политики и спорта Администрации города (далее - департамент культуры) осуществляется предоставление муниципальной услуги для населения города (дополнительное образование детей, работа с молодежью, библиотеки, парки) на 91 площадке подведомственной департаменту культуры муниципальных учреждений. Из них:
- 100% доступны (для инвалидов-колясочников) 22 объекта (0 объектов сферы молодежной политики, 18 объектов сферы физической культуры и спорта, 4 объекта сферы культуры);
- частично доступны (имеются пандусы, съезды, расширенные дверные проемы) 27 объектов (5 объектов сферы молодежной политики, 14 объектов сферы физической культуры и спорта, 8 объектов сферы культуры);
- недоступны 42 объекта (16 объектов сферы молодежной политики, 7 объектов сферы физической культуры и спорта, 19 объектов сферы культуры).
С учетом планируемого ввода в эксплуатацию объектов нового строительства (спортивный центр с универсальным игровым залом (N 1), хореографическая школа в микрорайоне ПИКС, детская школа искусств в микрорайоне ПИКС, спортивный комплекс с плавательным бассейном на 50 м, спортивный центр с универсальным игровым залом (N 1) в микрорайоне 44, Керлинг-центр, региональный центр спорта инвалидов) количество площадок, на которых департаментом культуры осуществляется предоставление муниципальной услуги для населения города, увеличится на 7 единиц (100% доступных для людей с ограниченными возможностями) и составит 98 площадок.
Требуют оснащения, переоборудования помещений для обеспечения доступности объекта для людей с ограниченными возможностями здоровья на период 2014 - д2020 годы 20 объектов, на эти цели необходимо около 100 млн. рублей.
1.1. Сфера молодежной политики
Муниципальные учреждения сферы молодежной политики осуществляют предоставление муниципальной услуги для населения города на 21 площадке, в том числе:
- 100% доступны (для инвалидов- колясочников) - 0 объектов;
- частично доступны (имеются пандусы, съезды, расширенные дверные проемы) 5 объектов;
- недоступны 16 объектов.
В рамках программы планируется выполнение работ по реконструкции, оснащение дополнительными приспособлениями, переносным оборудованием 3 учреждений молодежной политики:
- муниципального автономного учреждения по работе с молодежью "Наше время", кафе "Собеседник";
- муниципальное автономное учреждение по работе с молодежью "Наше время", Центр молодёжного дизайна;
- муниципальное бюджетное учреждение "Вариант", молодежной центр технического моделирования "Амулет".
Обоснование выбора данных учреждений обусловлено следующим. В рамках деятельности муниципальных учреждений в сфере молодежной политики систематически осуществляется работа для граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. Одним из направлений деятельности учреждений молодежной политики, таких как МБУ "Вариант" и МАУ ПРСМ "Наше время", является организация мероприятий в клубах по месту жительства, в кафе "Собеседник" с участием молодых инвалидов и их родителей. Для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья такие услуги и объекты социальной инфраструктуры являются не менее востребованными, чем объекты здравоохранения и социальной защиты.
Для сферы молодежной политики решение проблем доступной среды для людей с особыми потребностями - это:
- социализация молодых людей с особыми потребностями, средствами и возможностями молодежной политики, развитие коммуникативных, информационных компетенций через общение со сверстниками;
- формирование лидерских качеств и реализация творческих и интеллектуальных способностей посредством участия в общегородских проектах и мероприятиях для детей и молодежи;
- обеспечение занятости и социальной полезности молодежи средствами продуктивной деятельности.
Деятельность, указанных учреждений молодежной политики по данному направлению основана на достижении цели по формированию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и услугам в сферах жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья.
В своей работе с данной категорией молодежи МАУ ПРСМ "Наше время" кафе "Собеседник" ставит перед собой такую цель, как создание и поддержание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья в кафе "Собеседник".
Для организации системной и более качественной работы в структурных подразделениях МБУ "Вариант" с детьми, подростками и молодежью с ограниченными физическими возможностями таких категорий, как инвалиды мало-мобильных групп и инвалиды по зрению, для обеспечения их беспрепятственного доступа, безопасности и удобства требуется оснащение помещений техническими устройствами такого центра, который наиболее подходит по техническим характеристикам. Это МЦТМ "Амулет" (улица Энтузиастов, дом 1).
Местонахождение этого центра в густонаселенном районе города, расположение на 1 этаже во встроенно-пристроенных помещениях, площадь многофункционального зала, не разделенного стенами и перегородками, дают возможность использовать это помещение для организации работы с инвалидами маломобильной группы.
МЦТМ "Амулет" имеет входную группу без лестниц, но требуется установка поручней для доступа инвалидов маломобильной группы и приведение в соответствие санитарно-гигиенических помещений.
При создании среду по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов маломобильных групп без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан, будут созданы условия для успешной социализации и адаптации в обществе, помощи детям инвалидам и их семьям, что позволит расширить сеть социальных контактов, организовать свой досуг.
В ходе реализации мероприятий настоящей программы в данной сфере будут достигнуты следующие результаты:
- обустройство 3 объектов сферы молодежной политики для беспрепятственного доступа для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья, получающих доступ к информации и услугам учреждений молодежной политики;
- увеличение доли доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья объектов сферы молодежной политики до 2020 года на 24%;
- удовлетворенность людей с ограниченными возможностями здоровья уровнем доступности учреждений молодежной политики, качеством предоставляемых услуг.
1.2. Сфера физической культуры и спорта
Муниципальные учреждения сферы физической культуры и спорта осуществляют предоставление муниципальной услуги для населения города на 39 площадках, в том числе:
- 100% доступны (для инвалидов-колясочников) 18 объектов;
- частично доступны (имеются пандусы, съезды, расширенные дверные проемы) 14 объектов;
- недоступны 7 объектов.
В рамках настоящей программы планируется выполнение работ по реконструкции, оснащение дополнительными приспособлениями, переносным оборудованием 6 учреждений физической культуры и спорта:
- муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Ермак", спортивно-оздоровительный комплекс "Энергетик";
- муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Аверс";
- муниципальное бюджетное учреждение центр физической подготовки "Надежда", шахматно-шашечный клуб "Белая ладья";
- муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа "Виктория", спортивный комплекс "Таежный";
- муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Югория";
- муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа "Виктория", улица Московская, 34в.
Основанием для определения приоритетных направлений по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп для качественного оказания услуг, создания условий для занятий физической культурой и спортом в учреждениях спорта являются количество занимающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья видами спорта в учреждениях физической культуры и спорта.
В ходе реализации мероприятий настоящей программы в данной сфере будут достигнуты следующие результаты:
- обустройство 6 объектов сферы физической культуры и спорта для беспрепятственного доступа для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья, получающих доступ к информации и услугам учреждений сферы физической культуры и спорта;
- увеличение доли доступных объектов сферы физической культуры и спорта до 2020 года на 64% для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- удовлетворенность людей с ограниченными возможностями здоровья уровнем доступности учреждений сферы физической культуры и спорта и качеством предоставляемых услуг.
1.3. Сфера культуры
Муниципальные учреждения сферы культуры осуществляют предоставление муниципальной услуги для населения города на 31 площадке, в том числе:
- 100% доступны (для инвалидов-колясочников) 4 объекта;
- частично доступны (имеются пандусы, съезды, расширенные дверные проемы) 8 объектов;
- недоступны 19 объектов.
В рамках программы планируется выполнение работ по реконструкции, оснащение дополнительными приспособлениями, переносным оборудованием 11 учреждений культуры:
- муниципальное бюджетное учреждение культуры "Галерея современного искусства "Стерх";
- муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сургутский краеведческий музей";
- муниципальное бюджетное образовательная учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого";
- муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 1";
- муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система", Центральная городская библиотека;
- муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская художественная школа N 1 им. Л.А. Горды";
- муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская художественная школа ДПИ";
- муниципальное бюджетное учреждение историко-культурный центр "Старый Сургут" (строительство туалета с учетом ММГН);
- муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система", библиотека N 21;
- муниципальное автономное учреждение "Городской культурный центр", дворец культуры "Строитель";
- муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система", Центральная детская библиотека.
Обоснование выбора данных учреждений обусловлено следующим. На сегодняшний день вопрос об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам культуры является одним из наиболее актуальных вопросов обеспечения качества жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья.
В 2012 году по сравнению с 2011 годом число инвалидов, охваченных различными формами работы, увеличилось на 65%. Так, в 2011 году число инвалидов составляло 3 848 человек, из них детей - 2 641 человек, а в 2012 году - 6 368 человек, из них детей - 3 886 человек.
Условия доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы на 4-х объектах культуры.
МБУК "Централизованная библиотечная система" формирует фонд для незрячих и слабовидящих людей, который составляет 5 778 экз. (в 2011 году - 4 751 экз.). Люди с ограниченными возможностями имеют доступ к специализированному оборудованию: читающей машине ИНФО-200, тифломагнитофону, Брайлевскому дисплею, Брайлевскому принтеру, СД-плеерам, компьютеру со специализированным программным обеспечением. В рамках окружной программы "Культура Югры" в Центральной детской библиотеке и городской библиотеке N 21 установлены автоматические рабочие места для слепых и слабовидящих пользователей, оснащенные специализированной программой экранного доступа.
В Центральной городской библиотеке организовано обучение слабовидящих пользователей компьютерной грамотности. Сотрудником городской библиотеки N 21 Филатовым С.И. разработана программа курсов с учетом специфики данных пользователей.
На базе библиотеки для данной категории пользователей проводятся культурно-просветительские мероприятия: встречи, конкурсы, экскурсии, выставки и заседание клуба "Интеграция".
Ежегодно проводится конкурс "Тифлочитатель", приуроченный к Международному дню слепого человека. Конкурс проводится среди команд муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Для воспитанников коррекционных групп по зрению проводится мероприятие "Книжкин дом", которое направлено на ознакомление детей с библиотекой, формирование понимания значения книги и библиотеки, привитие любви к книге и систематическому чтению, воспитание культуры чтения. Мероприятие проводится в игровой форме.
Количество пользователей библиотеки увеличилось в 2012 году на 4,6% (136 человек) в сравнении с 2011 годом.
Работа в музеях с людьми с ограничениями жизнедеятельности проводится по музейным формам, таким как экспозиционно-выставочная и культурно-просветительская деятельность.
В начале 2012 года программа Сургутского краеведческого музея по работе с детьми с ограниченными возможностями включила новое направление музейной экспериментальной педагогики - совместную творческую деятельность на уникальном музейном материале для детей со сложным диагнозом РДА (ранний детский аутизм) и их родителей. Формой ее организации выбрана "студия", которая получила название "Общее детство". Все занятия направлены на освоение краеведческого материала через развитие творческих навыков и умений. Студия насчитывает 28 участников. В начале 2013 года работа студии была приостановлена по причине разработки и организации специального, рекреационного пространства для работы с детьми с диагнозом РДА.
Всего за 2012 год музейной услугой воспользовалось 2 534 человека с ограничениями жизнедеятельности, из них 1 633 - дети и подростки, что на 46,6% (1 728 человек, из них 821 человек - дети и подростки) больше, чем в 2011 году. Проведено 93 мероприятия, в сравнении с 2011 годом на 32,9% (70 мероприятий) больше, чем в 2011 году.
Деятельность МБУК "Галерея современного искусства "Стерх" направлена по повышение социальной активности инвалидов по зрению, интеграцию и социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, изменение существующих стереотипов в обществе по отношению к людям данной категории. Проект "Остановка в темноте" в рамках реализации программы "Рельефы цвета" Галереи современного искусства "Стерх", реализуемой с 2008 года и включающей серию выставочных проектов, которые объединяют творчество слепых и зрячих художников, музыкантов, ориентированную на широкую аудиторию, в том числе и людей с ограничениями жизнедеятельности. В рамках реализации проекта в 2012 году в Галерее прошло 38 мероприятий, в которых приняли участие 694 инвалида. В сравнении с 2011 годом мероприятий проведено меньше на 8,6% (35 мероприятий), а посещений мероприятий составило больше на 18,6% (823 посещения).
В образовательных учреждениях культуры на настоящий момент обучаются 35 детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение проводится по образовательным программам, общеэстетического направления (программа "Гармония"). С учетом обустройства образовательных учреждений, повысится комфортность пребывания детей в образовательном учреждении. Для ведения занятий для детей, обучающихся по программам художественной направленности с применением песочной арт-терапии, необходимо оборудование (стеклянные столы или планшеты) для создания песочных композиций. В учреждениях необходимы зоны отдыха, оборудованные удобной мебелью, индивидуальные коврики для релаксации (35 шт.).
В ходе реализации мероприятий настоящей программы в данной сфере будут достигнуты следующие результаты:
- обустройство 11 объектов сферы культуры для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья, получающих доступ к информации и услугам учреждений сферы культуры;
- увеличение доли доступных объектов сферы культуры к 2020 году до 48% для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- удовлетворенность людей с ограниченными возможностями здоровья уровнем доступности учреждений сферы культуры, качеством предоставляемых услуг.
2. В части доступности зданий, сооружений, жилого фонда для людей с ограниченными возможностями здоровья
Остаются нерешенными проблемы обеспечения лифтами по существующему жилому фонду этажностью до 5 этажей, по оборудованию входных групп пандусами при выводе квартир из жилого фонда в связи со стесненными городскими условиями. При существующих габаритах лестничных маршей в подъездах проблематично установить дополнительное оборудование с креплением к стенам или непосредственно на самих лестничных маршах без ущерба для остальных проживающих. Тем не менее в настоящее время существует ряд механизмов и приспособлений потолочного крепления, позволяющих обеспечить достаточно комфортное передвижение инвалидов и людей с временными ограничениями здоровья от квартиры до выхода из жилого дома, но остается вопрос финансирования приобретения оборудования и его содержания. Крыльца подъездов жилых домов старой постройки не оборудованы пандусами, выполнить их затруднительно в связи со стесненными дворовыми условиями, отсутствуют поручни, аппарели (рельсы). Даже их наличие зачастую не гарантирует инвалидам-колясочникам возможность самостоятельно воспользоваться ими в связи с крутым уклоном лестничных маршей крылец. Лестничный марш тамбура первого этажа существующих девятиэтажных многоквартирных жилых домов не обеспечивает возможность доступа к лифтам. Возможна установка подъемников, но остается вопрос: за чей счет приобретается и обслуживается данное оборудование.
По объектам, находящимся в частной и государственной форме собственности, в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования городской округ город Сургут законодательно не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по согласованию проектной документации, за исключением проектов планировки территорий. Также большая часть объектов, находящихся в ведении частных инвесторов, не подлежит государственной экспертизе. Обращает на себя внимание и тот факт, что и проектно-сметная документация, получившая положительное заключение вневедомственной экспертизы, зачастую не обеспечивает доступную среду для людей с ограниченными возможностями.
В результате анализа текущего состояния проблемы были сделаны выводы о том, что наличие пандусов и поручней на входах в здания еще не гарантируют беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Для обеспечения полноценной безбарьерной среды необходимо обеспечить доступность тротуаров, пешеходных переходов для слепых и слабовидящих, инвалидов-колясочников, необходима установка звуковых индикационных устройств и тактильных элементов на регулируемых пешеходных переходах.
Необходимо оборудование подъемниками, специализированными санитарными узлами внутри зданий. Многие проблемы были выявлены благодаря активному участию Региональных общественных движений инвалидов-колясочников и инвалидов по зрению.
В рамках программы планируется выполнение работ по реконструкции, оснащением дополнительными приспособлениями, переносным оборудованием 9 зданий и помещений административного назначения:
- студия "Нескучающие ручки", муниципальное помещение в здании по проезд Взлетный, 1;
- Сургутская общественная организация инвалидов по слуху, муниципальное помещение в здании по улице Дзержинского, 6/1;
- Сургутская общественная организация Всероссийского общества инвалидов, муниципальное помещение в здании по улице Ленинградской, 3;
- Сургутская общественная организация Всероссийского общества слепых, муниципальное помещение в здании по улице Югорской, 5/2;
- Городская благотворительная общественная организация "Забота", муниципальное помещение в здании по улице Кукуевицкого, 10/2;
- здание Администрации города по улице Энгельса, 8;
- административное здание по проезду Советов, 4;
- Бюро технической инвентаризации по улице Дзержинского, 6;
- пункт милиции в микрорайоне ПИКС.
В ходе реализации мероприятий настоящей программы по данному направлению будут достигнуты следующие результаты:
- обустройство 5 зданий, где размещаются общественные организации инвалидов;
- увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья, получающих доступ к административным зданиям;
- увеличение доли доступных зданий и помещений административного значения к 2020 году до 100% для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- удовлетворенность людей с ограниченными возможностями здоровья уровнем доступности зданий и помещений административного значения, качеством предоставляемых услуг.
3. В части доступности транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья
В основе формирования безбарьерной среды лежит идея интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. При свободном доступе к объектам инфраструктуры, социальным, общественным и производственным зданиям при возможности пользоваться общественным транспортом, местами досуга и отдыха инвалиды получат равные возможности для полноценного участия в жизни общества, к которым стремится каждое уважающее себя государство. При формировании среды обитания необходимо использовать принципы системного подхода с участием всех заинтересованных ведомств, организаций, общественных движений, архитекторов и строителей.
В настоящее время существуют закрепленные законом и нормативами требования по формированию доступного для инвалидов физического окружения. Учитывая комплекс человеческих потребностей, его можно представить в виде системы "жилье - среда - транспорт - объект". У каждого элемента системы есть набор физических показателей, характеризующих его доступность (уклоны, габариты, время, безопасность, стоимость). Для транспорта часто применяется термин "дискриминация", однако в данном контексте его суть заключается в доступности существующей транспортной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения. Транспортную доступность надо рассматривать в комплексе, так как отдельно каждый элемент системы не обеспечивает функционирование всей системы.
Транспортная инфраструктура должна формироваться с учетом требований доступности. Обновление транспорта должно осуществляться подвижным составом, отвечающим современным требованиям. В Транспортной стратегии России до 2030 года запланированы мероприятия по обновлению и модернизации парка пассажирских автотранспортных средств, направленные на улучшение их эксплуатационных показателей, уровня безопасности, условий перевозок пассажиров и доступности для маломобильных граждан.
Необходимо обустройство территорий города пешеходными переходами, подходы к которым обустроены пониженными бордюрами, посадочными площадками на остановочных пунктах, пешеходными колонками с табло обратного отсчета времени и звуковой сигнализацией, сопряженных с территориями учреждений социального обслуживания, а также территорий по маршруту от ближайших автобусных остановок до учреждений социального обслуживания, что позволит повысить уровень доступности социальных услуг для маломобильных групп населения, качество и своевременность обслуживания.
Приоритеты проведения работ по созданию безбарьерной среды необходимо определить на основании результатов комиссионного обследования данных объектов.
4. В части повышения доступности образовательных услуг
Число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в детских садах в 2011 году составило 558 человек, 2012 году - 533 человека, из них 47 детей-инвалидов. Услуга дошкольного образования предоставляется обучающимся с ограниченными возможностями здоровья как в группах компенсирующего назначения, так и в общеразвивающих группах.
В дошкольных учреждениях города создаются условия для инклюзивного образования. Интеграция таких детей в группах возрастной нормы является успешным опытом детского сада N 11 "Машенька". С 2009 года в нем функционирует группа комбинированной направленности для детей слабослышащих после кохлеарной имплантации, где совместно обучаются дети-инвалиды по слуху и дети возрастной нормы. Эффективность работы логопедических групп подтверждается стабильно высоким процентом выпускников без нарушения речи (2011 год - 76,6%, 2012 год - 77%).
В общеобразовательных учреждениях города число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2011 - 2012 учебном году составило 540 человек, в 2012 - 2013 учебном году - 694 человек, из них 227 детей-инвалидов.
Обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе осуществляется:
- в специальных (коррекционных) классах;
- интегрированно в общеобразовательных классах;
- на дому, в том числе с использованием дистанционных технологий;
- в рамках дополнительного образования.
Для обеспечения оптимальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами территориальной межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии осуществляется комплексное диагностическое обследование детей с целью определения индивидуального образовательного маршрута и предоставления возможности получения квалифицированной коррекционно-развивающей помощи. Деятельность территориальной межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии позволяет совместно с дошкольными образовательными и общеобразовательными учреждениями решать вопросы ранней диагностики нарушений в развитии, предупреждения отклонений в развитии детей, сопровождения ребенка в образовательном пространстве, преодоления затруднений в учебе, решения проблем личностного развития, профориентации.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях по месту жительства направлена на создание условий для проживания и воспитания их в семье, обеспечения постоянного общения со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения к проблемам инвалидности среди жителей города.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы "Доступная среда города Сургута на 2012 - 2015 годы" в 2012 году были определены по территориальному принципу тринадцать базовых образовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников, не имеющих нарушений в развитии и создающих для этого универсальную безбарьерную среду.
В 2012 году для обеспечения доступа в образовательные учреждения оборудованы пандусами входные группы в начальной школы-детского сада N 39, средней общеобразовательной школы N 18 имени В.Я. Алексеева, средней общеобразовательной школы N 27.
В оперативном управлении образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города, в настоящее время находится 117 зданий, из них основное количество введено в эксплуатацию в период с 1970 по 1990 годы и построено без учета требований создания универсальной безбарьерной среды. Решение данной проблемы возможно за счет проведения комплекса мероприятий по дооборудованию, адаптации объектов посредством сооружения как внутри зданий, так и снаружи пандусов, поручней, входных групп, лифтов, обустройства территорий, подъездных путей, санитарных узлов, ванных комнат, установки специализированного оборудования, вспомогательных средств и приспособлений для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата.
За период действия долгосрочной целевой программы "Доступная среда города Сургута на 2012 - 2015 годы" улучшилась учебно-методическая, материально-техническая база образовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников, не имеющих нарушений в развитии, повысился уровень профессиональной компетентности специалистов работающих с данной категорией обучающихся. В результате деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии ежегодно более тысячи детей проходят диагностические обследования, а специалисты образовательных учреждений и родители (законные представители) получают рекомендации по дальнейшей форме обучения и воспитанию несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в целях реализации права на образование на органы местного самоуправления возложены обязанности по созданию необходимых условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования. Для этого в образовательных учреждениях необходимо создание специальных условий.
Проблема создания специальных условий в муниципальных образовательных учреждениях решена не в полном объеме и требует программно-целевого подхода.
В ходе реализации мероприятий настоящей программы по данному направлению планируется решить актуальные проблемы, связанные с доступностью людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры.
Динамика изменений значений показателей
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. Доля учреждений молодежной политики, доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья, от общего количества учреждений молодежной политики |
% |
0 |
0 |
0 |
2. Доля учреждений физической культуры и спорта, доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья от общего количества учреждений физической культуры и спорта |
% |
12 |
12 |
12 |
3. Доля учреждений культуры и искусства, доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья от общего количества учреждений культуры и искусства |
% |
17 |
17 |
17 |
4. Доля зданий и помещений административного назначения, доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья, от общего количества зданий и помещений административного назначения |
% |
25 |
25 |
25 |
5. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, оборудованных для безопасного и беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья, отвечающих нормативным требованиям, от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения |
% |
10 |
12 |
20 |
6. Доля подвижного состава общественного автотранспорта оборудованного для безопасного и беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья, отвечающего нормативным требованиям, от общего количества общественного автотранспорта |
% |
3 |
3 |
3 |
7. Доля образовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве образовательных учреждений |
% |
0 |
0 |
1 |
2. Цели и задачи муниципальной программы
Задачи муниципальной программы |
Обоснование соответствия задач цели программы, сроков реализации программы |
Цель муниципальной программы: создание условий, обеспечивающих улучшение качества жизни и повышение общего уровня комфорта городской среды во всех сферах жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья | |
Задача 1. Реконструкция объектов социальной сферы и административных зданий для обеспечения доступности в учреждениях социальной инфраструктуры людей с ограниченными возможностями здоровья |
решение задачи в течение срока реализации муниципальной программы путем выполнения работ по капитальному ремонту объектов социальной сферы и административных зданий позволит увеличить долю учреждений молодежной Политики, физической культуры и спорта, культуры и искусства, зданий и помещений административного назначения, доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья, и обеспечить выполнение поставленной цели |
Задача 2. Оснащение объектов транспортной инфраструктуры для безопасного беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья |
решение задачи в течение срока реализации муниципальной программы путем выполнения набора программных мероприятий будет способствовать улучшению качества жизни и повышению общего уровня комфорта городской среды во всех сферах жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья |
Задача 3. Оснащение автомобильного парка оборудованием для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья |
решение задачи в течение срока реализации муниципальной программы путем поэтапной замены городских автобусов на низкопольные, адаптированные для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения способствует их безопасному и беспрепятственному передвижению и позволит обеспечить выполнение поставленной цели |
Задача 4. Обеспечение доступности образовательных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья |
решение задачи в течение срока реализации муниципальной программы путем осуществления комплексного диагностического обследования детей специалистами территориальной межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии при непосредственном участии педагогов и специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, которые прошли соответствующее обучение, приняли участие в семинарах, курсах, позволит определить индивидуальный образовательный маршрут и предоставить возможность получения квалифицированной коррекционно-развивающей помощи в целях обеспечения оптимальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья |
3. Программные мероприятия объем ассигнований на реализацию
программы и ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
Программные мероприятия, объем ассигнований и ожидаемые результаты реализации муниципальной программы представлены в приложении 1 к настоящей муниципальной программе.
4. Показатели результатов реализации муниципальной программы
Показатели результатов реализации муниципальной программы представлены в приложении 2 к настоящей муниципальной программе.
5. Механизм реализации муниципальной программы, система организации
контроля за исполнением муниципальной программы
5.1. Куратором муниципальной программы является курирующий заместитель главы Администрации города.
Куратор осуществляет контроль за ходом реализации программы путем координации действий администратора и соадминистраторов по разработке и реализации муниципальной программы.
5.2. Администратор муниципальной программы - департамент архитектуры и градостроительства Администрации города, который несет ответственность за:
- своевременное и эффективное использование бюджетных средств;
- качественное выполнение реализуемых мероприятий муниципальной программы;
- достижение показателей результатов реализации муниципальной программы как по годам ее реализации, так и в целом за весь период реализации муниципальной программы;
- своевременное внесение изменений в муниципальную программу;
- соблюдение сроков предоставления и качества подготовки отчетов об исполнении муниципальной программы.
Администратор осуществляет контроль за достижением установленных целей и задач муниципальной программы. Выполняет мероприятия раздела 3 путем организации деятельности муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - МКУ "УКС").
Соадминистраторы муниципальной программы несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий, достижение показателей результатов реализации муниципальной программы, соблюдение сроков и качество представления отчетов об исполнении муниципальной программы:
- департамент городского хозяйства Администрации города по мероприятиям 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.1 раздела 3 муниципальной программы;
- департамент образования Администрации города по мероприятиям 4.1, 4.2 раздела 3 муниципальной программы.
МКУ "УКС" в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренной уставом, реализует функции заказчика по строительству, капитальному ремонту объектов, выполнение проектно-изыскательских работ.
При текущем управлении администратором программы выполняются следующие задачи:
- анализ эффективности выполнения мероприятий;
- организация реализации мероприятий программы, принятие решения о внесении в нее изменений в соответствии с установленными требованиями;
- мониторинг выполнения непосредственных и конечных показателей, сбор оперативной отчетной информации, подготовка и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации программы.
5.3. Контроль за исполнением муниципальной программы осуществляет Администратор, включающий:
- формирование отчета об исполнении программы как по годам ее реализации, так и в целом за весь период реализации муниципальной программы;
- контроль за эффективным и целевым использованием выделяемых бюджетных средств муниципальным казенным учреждениям;
- контроль за сроками исполнения договоров, соглашений, контрактов;
- контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
5.4. В целях подготовки отчетности соадминистраторы программы и МКУ "УКС" представляют администратору отчет об исполнении мероприятий муниципальной программы в срок до 01 февраля года, следующего за отчетным финансовым годом.
Администратор представляет отчет об исполнении муниципальной программы в департамент по экономической политике Администрации города в срок до 05 февраля года, следующего за отчетным финансовым годом, по форме, утвержденной постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159.
5.5. Администратор с учетом выделяемых на реализацию муниципальной программы бюджетных средств ежегодно уточняет в установленном порядке целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации муниципальной программы.
В процессе реализации программы может проявиться ряд рисков:
- сокращения бюджетного финансирования, выделенного на выполнение программы, что повлечет, исходя из новых бюджетных параметров, пересмотр ее задач с точки зрения их сокращения или снижения ожидаемых эффектов от их решения;
- ухудшения финансово-экономической ситуации;
- возникновения форс-мажорных обстоятельств.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Администрации г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 апреля 2014 г. N 2444 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.