Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы г. Сургута
от 23 мая 2014 г. N 505-VДГ
Ответ
на протест Сургутской транспортной прокуратуры от 14.04.2014 N 01-15-01-2014
Рассмотрев протест Сургутской транспортной прокуратуры от 14.04.2014 N 01-15-01-2014 на решение городской Думы от 26.10.2005 N 505-IIIГД "Об установлении земельного налога" (далее - решение Думы об установлении земельного налога), Дума города считает, что он не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
1. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) одним из вопросов местного значения городского округа является установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.
2. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 31 Устава городского округа город Сургут, принятого решением городской Думы от 18.02.2005 N 425-IIIГД, к исключительной компетенции Думы города относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, включая установление налоговых льгот, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3. В силу пункта 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог является местным налогом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12, пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом согласно пункту 2 статьи 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Предельные размеры налоговых ставок по земельному налогу установлены в пункте 1 статьи 394 НК РФ и согласно подпункту 2 данной статьи не могут превышать 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешённого использования земельного участка.
Решением Думы об установлении земельного налога установлены налоговые ставки в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от категорий земель и вида разрешённого использования земельного участка, в том числе:
для земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных вокзалов, в размере 1,5 %;
для земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных путей и полос отвода железных дорог, в размере 1,0 %.
Данные ставки приняты в предельных размерах, установленных пунктом 1 статьи 394 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён налог.
4. Ссылаясь на подпункт 1 части 2 статьи 389 НК РФ, Сургутская транспортная прокуратура указывает, что объектом взимания земельного налога не могут быть земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен исключительный перечень объектов, находящихся в федеральной собственности и размещённых на земельных участках, изъятых из оборота. Объекты федерального железнодорожного транспорта (железнодорожные пути и полосы отвода железных дорог) и железнодорожные вокзалы к таким объектам не относятся, следовательно, земельные участки, занятые указанными объектами, не являются изъятыми из оборота.
Одним из аргументов Сургутской транспортной прокуратуры является подпункт 7 части 5 статьи 27 ЗК РФ, закрепляющий, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для нужд организаций транспорта, являются ограниченными в обороте. При этом прокуратурой не приняты во внимание подпункты 2, 5 пункта 2 статьи 389 НК РФ, устанавливающие, что не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включёнными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, а также земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Таким образом, земельные участки, предназначенные для нужд организаций транспорта (размещение железнодорожных вокзалов, железнодорожных путей и полос отвода железных дорог), согласно статье 389 НК РФ признаются объектом налогообложения. Согласно статье 387 НК РФ земельный налог на указанные земельные участки устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
5. Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Кроме этого, налогоплательщики земельного налога определены в статье 388 НК РФ.
Согласно пункту 2 данной статьи не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. При этом пункт 2 статьи 388 НК РФ не содержит ограничений, касающихся установления ставки земельного налога.
6. Ссылаясь на часть 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом размещения объектов федерального железнодорожного транспорта", Сургутская транспортная прокуратура указывает, что порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством РФ.
Однако решение Думы об установлении земельного налога не устанавливает порядок и условия пользования земельными участками, а лишь определяет ставку налога. В соответствии со статьёй 8 НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
На основании вышеизложенного, учитывая статьи 15, 387 НК РФ, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 16, статьёй 57 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ установление, изменение и отмена земельного налога является полномочием представительных органов муниципальных образований. Следовательно, решение городской Думы от 26.10.2005 N 505-IIIГД "Об установлении земельного налога" принято в пределах полномочий в соответствии с компетенцией, установленной федеральным законодательством.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 мая 2014 г. N 505-VДГ "О протесте Сургутской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.