Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика текущего состояния отрасли
"Физическая культура и спорт", "Молодёжная политика"
1. Постановка проблемы развития физической культуры и массового спорта, анализ причин её возникновения.
В 2007 году на территории района впервые разработана и утверждена районная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Сургутском районе на 2007 - 2010 годы" (Решение Думы Сургутского района от 16.03.2007 N 136).
В рамках реализации программы были заложены основы и реализованы конкретные мероприятия по совершенствованию организационно-управленческой деятельности и кадрового обеспечения, повышению качества и эффективности научно-методической деятельности, пропаганде, развитию массовой физической культуры и спорта, подготовке спортивного резерва и развитию спорта высших достижений, а также укреплению материально-технической базы отрасли. Основными критериями эффективности данной программы являлись такие показатели, как доля населения занимающегося физической культурой и спортом, доля учащихся учреждений дополнительного образования детей, количество введённых в эксплуатацию спортивных объектов и т.д.
В 2011 году была утверждена районная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Сургутском районе на 2011 - 2013 годы". Благодаря мерам, принятым в рамках реализации программы была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии района.
В 2007 году количество занимающихся физической культурой и спортом - 15 157 человек, что составляло 13,2% от общего количества жителей Сургутского района (115 255 жителей). В 2013 году количество занимающихся в сравнении с 2007 годом. увеличилось на 47,5% и составило 22 367 человек (18,8% от общего количества жителей Сургутского района (118760 жителей).
В 2007 году в Сургутском районе насчитывалось 148 спортивных сооружений (126 сооружений находились в муниципальной собственности) с единовременной пропускной способностью 3 998 человек. В настоящее время в районе - 215 спортивных сооружений (192 сооружений находится в муниципальной собственности) с единовременной пропускной способностью 5347 человек (24% от норматива). Произошло увеличение на 67 спортивных сооружений.
В период с 2007 года введены в эксплуатацию Центр спортивной подготовки "Атлант", спортивный комплекс "Витязь", футбольные поля в г.п. Фёдоровский, г.п. Белый Яр, г.п. Лянтор, с.п. Нижнесортымский, общеобразовательная школа с игровыми залами, бассейном и плоскостными сооружениями и многое другое.
На территории района функционируют 12 учреждений физической культуры и спорта, из них 3 учреждения спортивной подготовки: муниципальное автономное учреждение спортивной подготовки "Спортивная школа олимпийского резерва" Сургутского района, муниципальное бюджетное учреждение спортивной подготовки "Спортивная школа N 1" Сургутского района, муниципальное бюджетное учреждение спортивной подготовки "Спортивная школа N 2" Сургутского района. Данные учреждения осуществляют свою деятельность на территории всего района, созданы рабочие места в поселениях: г.п. Барсово, г.п. Белый Яр, с.п. Нижнесортымский, с.п. Солнечный, с.п. Лямина, с.п. Сытомино, с.п. Угут, с.п. Ульт - Ягун, г.п. Лянтор.
В 2012 году в рамках программы открылась новая спортивная школа, где развиваются 7 видов спорта: вольная борьба, акробатика, гиревой спорт, национальные виды спорта, футбол, хоккей с шайбой, лёгкая атлетика.
В Сургутском районе созданы благоприятные условия для развития физической культуры и спорта, но несмотря на это, существует ряд нерешённых проблем.
Недостаточна эффективность взаимодействия между органами местного самоуправления района и органами местного самоуправления поселений, а также спортивными организациями в вопросах привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Не разработаны действенные механизмы поддержки социально значимых проектов и инициатив общественных организаций, не предусмотрена поддержка волонтёров и тренеров-общественников, недостаточна поддержка стремления к занятиям спортом малообеспеченных категорий населения, а также привлечения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в спортивных клубах, кружках, секциях.
Существуют проблемы в организации физкультурных занятий в образовательных учреждениях. В общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования к внеучебным занятиями по физической культуре и спорту в привлечено 37%учащихся указанных учреждений (статистический отчёт 1-ФК за 2012 год Сургутский район).
Занятия физической культурой и спортом для взрослого населения проводятся, в основном, на базе спортивных комплексов, спортивных залов общеобразовательных учреждений и не в зависимости от потребности населения, а исходя из возможностей кадрового потенциала и материально-технической базы.
Вопросами вовлечения занятого в экономике населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, которыми ранее активно и целенаправленно занимались профсоюзные комитеты, в настоящее время в организациях практически никто не занимается. В результате лишь небольшой процент, занятого в экономике населения района регулярно занимаются физической культурой и спортом.
Несмотря на то, что спортивная материально-техническая база ежегодно пополняется новыми спортивными сооружениями, в целом она остаётся недостаточной и не соответствует современному уровню. Единовременная пропускная способность спортивных сооружений Сургутского района, рассчитанная в соответствии распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р "О социальных нормативах и нормах", составляет - 23,7% процента от нормы. Обеспеченность спортивными залами составляет - 59,30% от норматива, плоскостными сооружениями - 38,04%. бассейнами - 12,54%. В 2012 году произошло уменьшение показателя "обеспеченность бассейнами" в связи с выводом из эксплуатации спортивного комплекса "Дельфин" г.п. Фёдоровский.
Причиной незначительного увеличения количества занимающихся является устаревшая материально-техническая база, отсутствие специального спортивного оборудования для занятий лиц с ограниченными возможностями, недостаток "женских" видов спорта, отсутствие во многих поселениях Сургутского района спортивных сооружений, а также нехватка профессиональных тренерских кадров. Количество тренеров-преподавателей в Сургутском районе составляет 43,4% от норматива. Особо заметна нехватка кадров в отдалённых населённых пунктах.
Без использования программно-целевого метода основными недостатками в развитии физической культуры и спорта в Сургутском районе будут являться:
- отсутствие единой системы планирования и использования инвестиций на развитие инфраструктуры спорта и использования иных ресурсов развития физической культуры и спорта в Сургутском районе;
- неурегулированными останутся вопросы межведомственной координации в области развития физической культуры и массового спорта.
Без программы невозможно в короткое время создать эффективные механизмы, обеспечивающие высокий уровень привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и массовым спортом.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное решение проблем, включая развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, за счёт:
- определения целей, задач, мероприятий и запланированных показателей результатов;
- концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в области развития физической культуры и спорта;
- повышения эффективности управления в области физической культуры и спорта.
Можно выделить следующие основные преимущества программно-целевого метода:
- комплексный подход к решению проблемы;
- эффективное планирование и мониторинг результатов реализации программы.
Возможный риск реализации программы связан с неэффективным управлением программой, которое может привести к невыполнению установленных целей и задач, и обусловлен срывом мероприятий, неэффективным использованием ресурсов, повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию программы.
Способами ограничения этого риска являются: публикация данных о ходе финансирования программы, обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных ресурсов, контроль за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией программы, своевременная корректировка мероприятий программы.
Важнейшим результатом реализации программы станет увеличение численности населения, занимающегося физической культурой и спортом и ведущего здоровый образ жизни. Повышение двигательной активности и закаливание организма являются основными компонентами регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно влияющими на сохранение и укрепление здоровья человека, снижение уровня заболеваемости.
Программа носит профилактический характер и затраты на её реализацию несравненно ниже затрат на оказание и совершенствование лечебной помощи и лекарственного обеспечения, на содержание в специальных государственных учреждениях молодых правонарушителей, на создание специальных условий для наркоманов и алкоголиков, на социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность и инвалидов.
2. На территории Сургутского района проживает порядка 30 074 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет третью часть численности постоянного населения. Именно в молодые годы у каждого человека формируется его мировоззрение и моделируется собственная жизнь, определяются важнейшие жизненные цели и ценности, выбираются направления и средства их реализации, устанавливается отношение к себе и миру, обществу и государству. От того, каким будет этот выбор для каждого человека в отдельности, зависит какой будет сегодняшняя молодёжь, и, соответственно - ближайшие поколения граждан и общество в целом. В результате вектор социального развития всегда определяется в настоящем, а стратегическим направлением деятельности муниципальной социальной политики в отношении молодёжи является расширение возможностей молодых граждан в выборе жизненного пути, достижении личного успеха, создание условий для включения молодёжи в социально-экономическую, культурную и политическую жизнь той местности, на которой она проживает.
В соответствии с целями стратегического развития муниципального образования Сургутский район деятельность органов, осуществляющих управление в сфере молодёжной политики, способствует обеспечению условий для самореализации молодёжи, развития молодёжных инициатив на территории Сургутского района. В настоящее время в муниципальном образовании Сургутский район достаточно сформированы: нормативная правовая база, система межведомственного взаимодействия. Сеть муниципальных учреждений сферы молодёжной политики Сургутского района насчитывает 38 структурных подразделений, предоставляющих комплекс мероприятий в таких областях, как гражданско-патриотическое воспитание, трудозанятость, краеведение, туризм, социально-полезная деятельность (добровольчество). Доля городских и сельских поселений Сургутского района, обеспеченных структурными подразделениями сферы молодёжной политики, от общего количества поселений составляет 85%. В результате Сургутский район имеет достаточный уровень кадрового обеспечения (106 штатных единиц). Однако, одной из основных проблем работы с молодёжью в городских и сельских поселениях Сургутского района является текучесть кадров в связи с невысоким уровнем заработной платы и оттока молодых кадров из сельской местности. Кроме того, недостаточное состояние материально-технической базы муниципальных учреждений для поддержания высокой качественной составляющей проводимой работы подтверждается высоким процентом износа основных средств (80-95%).
Ежегодно по направлению деятельности молодёжной политики проводится более 100 мероприятий, в том числе обеспечение участия муниципальных делегаций в мероприятиях регионального и всероссийского масштаба. Доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, охваченных мероприятиями молодёжной политики, составляет 39% от общего числа молодёжи.
В среднесрочной перспективе на фоне роста общей численности населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре будет происходить существенное увеличение численности несовершеннолетних граждан в возрасте от 12 до 18 лет. В результате реализация молодёжной политики на территории Сургутского района должна отвечать современному демографическому, социально-экономическому состоянию региона, опираться на потребности и интересы сельской молодёжи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.