Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы
социально-экономического развития города Радужный
1.1. Современное состояние сети автомобильных дорог общего пользования местного значения и безопасности дорожного движения
Из всего многообразия видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный), сформировавших транспортный комплекс Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, городу Радужный доступен лишь автомобильный транспорт с сетью автомобильных дорог различного значения (межрегионального, общего пользования местного значения, ведомственные) и является единственным видом для экономического роста и улучшения качества жизни населения нашего города. Этим и обусловлено основное направление развития транспортной инфраструктуры - увеличение протяженности сети автомобильных дорог и поддержание их в нормативном эксплуатационно-техническом состоянии.
Уровень и темпы строительства автомобильных дорог перестают соответствовать уровню автомобилизации населения и спросу на автомобильные перевозки, создаются определенные трудности в плане ограничения пропускной способности существующей сети дорог, необходим пересмотр организации дорожного движения с целью обеспечения безопасности и предотвращения дорожно-транспортного травматизма.
Экономическое развитие муниципального образования сдерживается также в связи с отсутствием альтернативных видов транспорта и возможностью обеспечения необходимой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов, формирующих развитый промышленный рынок. Удаленность от ближайшего аэропорта и железнодорожного узла - города Нижневартовск (160 км) негативно сказывается на ценовых показателях в сфере услуг и продуктов потребления.
Продолжают оставаться невысокими и показатели безопасности на транспорте, что так же оказывает негативное влияние на экономическое развитие города Радужный.
Следует отметить значительный износ основных производственных фондов автобусного парка и парка специализированной техники для ремонта и обслуживания дорог. Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов не в полной мере соответствуют условиям по своевременному обновлению автотранспорта.
Развитие транспортной системы является необходимым условием реализации современной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения города и округа в целом. Недостаточная плотность сети автомобильных дорог муниципального, как впрочем и регионального значения, негативно сказывается на освоении и развитии территории городского округа. Для города Радужный актуальна проблема повышения эффективности функционирования транспортной системы, необходимо развивать альтернативные виды транспорта и структуру дорожной сети, что позволит обеспечить необходимую подвижность населения и мобильность трудовых ресурсов, формирующих развитый экономический рынок.
1.2. Автомобильные дороги
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения города Радужный в соответствии с отчетом 3-ДГ (мо) по состоянию на 1 января 2013 года составляет 44,7 км., в том числе с твердым покрытием - 44,7 км.
В составе сооружений на муниципальных автомобильных дорогах находится 2 моста общей протяженностью 190 м.
Данные показатели приняты в соответствии с Распоряжением администрации города Радужный от 24.05.2012 N 1104р "Об утверждении перечня городских автомобильных дорог", учитываемых в реестре муниципальной собственности. Формирование и дальнейшее развитие структуры сети автомобильных дорог определяется межмуниципальными автомобильными дорогами:
Нижневартовск - Радужный;
Радужный - Новоаганск;
Нижневартовск - Радужный - Новоаганск;
и автодорожными маршрутами, проходящими по территории муниципального образования.
По своему значению городские дороги подразделяются:
- группа А Магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения - 12,5 км
- группа Б Магистральные улицы районного значения пешеходно - транспортные - 18,0 км
- группа В Улицы и дороги местного значения в жилой застройке 14,2 км.
В настоящее время специализированной организацией ООО "ДорСиб" проводятся работы по обследованию (техническому освидетельствованию) муниципальных дорог, с паспортизацией и уточнением категории. Предстоит большая работа в плане приведения эксплуатационно-технического состояния автомобильных дорог в соответствие с категорийностью.
Протяженность местных автомобильных дорог по категориям представлены в таблице 1, сведения подлежат корректировке по результатам паспортизации дорог.
Таблица 1
Протяженность
автомобильных дорог общего пользования местного значения
по категориям на 01.01.2013 г.
Город |
Протяжённость по категориям, км |
|||||
всего |
в том числе |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
||
Радужный |
44,7 |
- |
|
44,7 |
|
- |
По состоянию на 1 января 2013 года более 50 % автомобильных дорог общего пользования, местного значения эксплуатируются свыше 18 лет, из них 18 % находятся в эксплуатации более 25 лет. Практика показывает, что несоблюдение сроков проведения ремонтных работ ведет к росту дополнительных затрат на капитальный ремонт, в сопоставлении с объемами затрат при выполнении их по плану.
При нормативных межремонтных сроках на капитальный ремонт - 12 лет и от 4 до 6 лет на ремонт (в зависимости от категории дорог) сложилась ситуация, когда значительная часть местных дорог имеет отклонения от нормативов по транспортно-эксплуатационным характеристикам. Из-за отсутствия финансирования в достаточном объеме не всегда капитальный ремонт дорог осуществляется своевременно, чаще всего состояние дорожного полотна поддерживается в нормальном эксплуатационном состоянии лишь с помощью "ямочного" ремонта дорог, что не всегда бывает эффективным.
Не менее важным фактором, влияющим на состояние дорожного покрытия, являются сложные природно-климатические условия строительства и эксплуатации дорог. Так нарушение сроков строительства, связанных с сезонным характером и несоблюдением технологии строительства при выполнении работ, наряду с дополнительными издержками на транспорте, в секторах экономики, увеличением количества дорожно-транспортных происшествий, приводит к необходимости увеличения затрат на приведение дорог в нормативное состояние.
По состоянию на начало 2010 года из 42,8 км дорог, требовало капитального ремонта 3,9 км или 9,4 % от общей протяженности. Из них за период 2011-2013 приведено в нормативное состояние 1,9 км и на период до 2020 года потребность в капитальном ремонте дорог составит 8,4 км, в том числе дороги с наибольшей интенсивностью движения технологического транспорта.
Отдельные участки городских дорог характеризуются высокой интенсивностью движения, превышающей технико-эксплуатационные возможности автомобильных дорог, что не позволяет обеспечить выполнение требований к пропускной способности, комфорту и безопасности участников дорожного движения. В дополнение к этому - промышленная направленность развития экономики города определяет постоянное увеличение в составе транспортного парка автомобилей большой грузоподъемности и автомобилей, предназначенных для перевозки крупногабаритных грузов, необходимых для функционирования предприятий нефтедобывающего комплекса, что ведет и к возрастающим нагрузкам на дорожное полотно.
Несколько улучшило транспортную обстановку на городских дорогах строительство объездной дороги в обход города, таким образом, технологический и транзитный транспорт следует по маршрутам за пределами жилой зоны микрорайонов.
По нормам утвержденной градостроительной документации (Генеральный план городского округа город Радужный, утвержден Думой города от 24.12.2007 N 411, с изменениями), предусматривается реконструкция сети автомобильных дорог общего пользования местного значения с увеличением ширины проезжей части основных улиц до 14 м.п., взамен существующих параметров от 7 до 12 метров.
Достаточное обеспечение безопасности дорожного движения лежит в основе высокого качества жизни населения муниципального образования и потому влияет на динамику социально-экономических процессов. Значительная часть жителей города ежедневно становится участниками дорожного движения, поэтому общество заинтересовано в безопасном функционировании транспортной системы, а так же доступности для людей с ограниченными возможностями.
Обстановка с аварийностью на автомобильных дорогах в муниципальном образовании является неудовлетворительной, что объясняется постоянно возрастающей мобильностью населения, сокращением объемов перевозок общественным транспортом, к тому же, имеющему значительный износ, ростом уровня автомобилизации населения.
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, приобрела особую остроту в связи с несоответствием состояния дорожно-транспортной инфраструктуры и ежегодно возрастающей интенсивности транспортного потока, недостаточной эффективности функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. Быстрый рост количества автомобильного транспорта за последние годы и массовое включение в дорожное движение новых водителей и перевозчиков привели к существенному изменению условий дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения, увеличилась численность неопытных водителей со стажем вождения до 2 лет, что оказывает влияние на рост аварийности.
С 2008 по 2012 годы в городе Радужный зарегистрировано 90 ДТП, в которых погибли 9 человек и получили ранения более 90 человек. Количество зарегистрированных очагов аварийности - 8, данный показатель остается на одном уровне на протяжении 2011-2012 годов. С целью ликвидации очагов аварийности и обеспечения безопасности дорожного движения предусматривается выполнение ряда мероприятий по оснащению дорог техническими средствами:
- для регулирования дорожного движения - светофорные объекты, световые табло обратного отсчета времени;
- в зоне регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов - установка пешеходных ограждений, оборудование объектов искусственным освещением;
- на опасных участках автомобильных дорог, в местах с повышенной интенсивностью движения, очагах аварийности - замена дорожных ограждений, не соответствующих требованиям нормативов.
Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 90% всех нарушений, основные причины:
несоблюдение водителями требований правил дорожного движения;
несоответствие нормативным требованиям дорожных условий;
недостаточная оснащенность современными средствами организации дорожного движения.
Для решения существующих проблем необходимо вести:
- планомерную работу по расширению проезжей части существующей в городе улично-дорожной сети, перераспределив транспортные потоки по установленным направлениям движения;
- задействовать наименее загруженные улицы и проезды для движения транспорта, пересмотрев схему организации дорожного движения с учетом существующей ситуации и перспективного развития города;
- задействовать в городской транспортной схеме вновь построенные и реконструированные внутриквартальные улицы, предназначенные для сквозного движения, при этом обезопасив пешеходов с помощью установки пешеходных ограждений вдоль улиц, отделив зону пешеходных дорожек и тротуаров от проезжей части.
Все выше перечисленные проблемы делают на сегодняшний день актуальным в дорожной сфере:
развитие сети автомобильных дорог (строительство);
совершенствование сети автомобильных дорог (реконструкция);
формирование дорожной сети как единого транспортного пространства;
приведение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствие с требованиями норм и технических регламентов;
оснащение дорог современными средствами организации дорожного движения.
Наиболее эффективным решением проблем дорожно-транспортной системы является программно-целевой метод, с участием доли софинансирования из бюджета округа, что позволит сократить дефицит местного бюджета и окажет положительное воздействие на повышение уровня экономической и социальной безопасности на территории городского округа.
Целесообразность программно-целевого метода развития транспортной инфраструктуры определяется большими финансовыми затратами и длительными сроками окупаемости инвестиционных проектов, что указывает на их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия (в том числе финансового) государства в их реализации;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.2. Автомобильный транспорт
1.2.1. Обеспечение доступности и повышение качества транспортных услуг автомобильным транспортом.
По состоянию на 01.01.2013 года на территории города зарегистрировано 15779 единиц автотранспорта, в том числе: легковых автомобилей - 11362 ед., автобусов - 330 ед.; грузовых автомобилей - 2559 ед. На 1000 жителей города Радужный приходится 362 легковых автомобиля, по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре этот показатель составляет 311 автомобилей на 1000 жителей, что превышает показатель в среднем по России на 20%.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом на городских и межмуниципальных маршрутах выполняет одно специализированное автотранспортное предприятие и 5- 6 индивидуальных предпринимателей.
Автомобильным пассажирским транспортом обеспечиваются перевозки по 9 социально значимым маршрутам, в том числе по 3 городским (N 1, N 54, N 4), 1 пригородному (сезонный маршрут на "Голубое озеро", 2 "школьных" маршрута и 3 межмуниципальных (г. Нижневартовск, г. Сургут, г. Ханты-Мансийск).
Годовой пассажирооборот автомобильным транспортом на городских маршрутах составило за 2011 год 373,0 тыс. чел., около 9,6 млн. пассажиро-километров. Аналогичный показатель за 2012 год - 409,4 тыс. чел, около 5,1 млн. пассажиро-километров.
Годовой пассажирооборот автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах составило за 2011 год 34,9 тыс. чел., около 6,1 млн. пассажиро-километров. Аналогичный показатель за 2012 год - 24,8 тыс. чел., более 4,3 млн. пассажиро-километров.
Основными проблемами выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом являются:
1) высокий износ автобусного парка.
Для перевозки пассажиров задействовано 18 единиц транспортных средств, оснащенных системой контроля Глонасс, два автобуса оснащены средствами для перевозки людей с ограниченными возможностями.
На 01.01.2013 года средний износ автобусов, задействованных на муниципальных маршрутах, составил 72,7%, из них 3 автобуса большого класса с износом 90-100%, 3 автобуса среднего класса с износом 100%, 2 автобуса с износом 75%-85%. Дальнейшее отставание темпов обновления автобусного парка от темпов их старения ведет к снижению качества и уровня безопасности перевозки пассажиров, массовому выходу транспорта из эксплуатации, при котором возможности автотранспортного предприятия не обеспечат потребности населения в перевозках по социальным маршрутам.
На межмуниципальных маршрутах средний износ составил 97,3%, в том числе 3 автобуса среднего класса с износом 86-100%, 2 микроавтобуса - 100% износ. Средний показатель износа парка автобусов составляет 79,5%.
2) убыточность пассажирских перевозок на маршрутах с малым пассажиропотоком.
Субсидирование пассажирских перевозок на внутригородских маршрутах из местного бюджета позволяет частично компенсировать убытки и, соответственно, обеспечивать надежность и безопасность перевозок.
За 2012 год из средств местного бюджета просубсидированы издержки предприятия на внутригородских маршрутах на сумму 24,3 млн.руб. Тем не менее, объем выделяемых бюджетных средств недостаточен. Полученная прибыль автотранспортного предприятия от прочих видов деятельности не позволяет обеспечить развитие материальной базы. В результате, предприятие не имеет возможности обновить основные фонды собственными силами без дополнительной финансовой поддержки.
На межмуниципальных маршрутах субсидирование не предусмотрено.
1.2.2. Обновление, модернизация, повышение уровня технического оснащения парка автодорожной специализированной техники.
Немаловажное значение в обеспечении безопасных условий движения на дорогах играет соблюдение норм технического обслуживания и сезонного обслуживания автомобильных дорог. Наиболее высокие показатели нормативного обслуживания дорог, учитывая большую протяженность и площадь обслуживания, обеспечиваются механизированным способом при наличии специализированной техники.
Специализированная техника, находящаяся в собственности муниципального образования, по состоянию на 2012 год, имела значительный физический износ, частые поломки техники не позволяли своевременно и качественно производить уборку дорожного полотна, очистку улиц, вывоз снега, распределение противогололедных смесей, выполнение ремонтных работ.
В 2012 году парк специализированной техники был частично обновлен за счет средств местного бюджета, на мероприятие по закупке специализированной техники первой необходимости выделено 25,7 млн. руб., что позволило обеспечить на достаточно хорошем уровне обслуживание дорог в осенне-зимний период 2012-2013 годов и ремонт улично-дорожной сети в летний период 2013 года. Необходимо предусмотреть дальнейшее обновление, модернизацию специализированного автотранспорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.