Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Основная часть
2.1. Обязанности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" субъекты системы профилактики обязаны информировать:
Прокуратуру города - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних (приложение 1);
Территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Покачи - о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (приложения 2, 3, 11);
Отдел опеки и попечительства управления по социальным вопросам администрации города - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию (приложение 4);
Управление социальной защиты населения по городам Покачи и Лангепас Департамента труда и социальной защиты населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семей, находящихся в социально опасном положении (приложение 5);
Отдел внутренних дел по городу Покачи - о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия (приложение 6);
Муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная городская больница" - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ (приложение 7);
Управление образования администрации города - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях (приложение 8);
Комитет по культуре и делам молодежи администрации города и Комитет по физической культуре и спорту администрации города - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости (приложение 9).
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Покачевский центр занятости населения" - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве (приложение 10).
2.2. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2.2.1. Учреждения здравоохранения:
Женские консультации
При постановке на учет несовершеннолетних беременных и беременных, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, информируют с согласия законных представителей несовершеннолетних до 15-ти лет и с согласия самих беременных после 15-ти лет Управление социальной защиты населения по городу Покачи Департамента труда и социальной защиты населения, которое организует работу подведомственных социальных служб по оказанию различных видов помощи (приложение 5).
Детские поликлиники
При рождении ребенка у женщины, находящейся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, должны направить информацию в Управление социальной защиты населения по городу Покачи Департамента труда и социальной защиты населения для организации работы социальных служб (приложение 5). Специалист по социальной работе Учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Комплексный центр социального обслуживания населения "Опора" должен посетить семью, составить акт обследования и план реабилитации данной семьи.
Врачи-педиатры выявляют несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, при наблюдении детей в поликлинике, на дому, при обследовании детей в дошкольных образовательных учреждениях, школах. При выявлении несовершеннолетних или семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, информируют управление образования администрации города, управление социальной защиты населения по городам Покачи и Лангепас Департамента труда и социальной защиты населения (приложения 5, 8); при выявлении признаков физического или сексуального насилия незамедлительно сообщают в органы внутренних дел, прокуратуру, Управление социальной защиты населения по городам Покачи и Лангепас Департамента труда и социальной защиты населения, отдел опеки и попечительства управления по социальным вопросам администрации города (приложения 1, 4, 5, 6); при выявлении несовершеннолетнего, употребляющего спиртные напитки и (или) наркотические вещества, предлагают обратиться за помощью к врачу-наркологу по месту жительства (при необходимости госпитализируют).
При выявлении несовершеннолетних, поступивших в поликлинику вследствие жестокого обращения с ними, непринятия родителями своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно информируют органы внутренних дел и орган опеки и попечительства (приложения 4, 6).
Медицинский персонал дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений выявляет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, совместно с социальным педагогом передают информацию в Управление социальной защиты населения по городу Покачи Департамента труда и социальной защиты населения (приложение 5), при подозрении на физическое или сексуальное насилие незамедлительно информируют орган опеки и попечительства (приложение 4) и органы внутренних дел (приложение 6).
2.2.2. Управление социальной защиты населения по городам Покачи и Лангепас департамента труда и социальной защиты населения
1. Управление социальной защиты населения по городам Покачи и Лангепас Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах своей компетенции:
1) осуществляет меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организует индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
2) контролирует деятельность Учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Комплексный центр социального обслуживания населения "Опора" (далее - Учреждение);
3) внедряет в деятельность Учреждения социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.
2. Учреждение:
1) предоставляет социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
2) выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляет социальную реабилитацию этих лиц, социальный патронаж, оказывает им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;
3) принимает участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними.
При поступлении информации о несовершеннолетнем, находящемся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, информирует субъекты системы профилактики в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
При приеме несовершеннолетнего в учреждение информируется орган опеки и попечительства и органы внутренних дел в течение суток с момента поступления информации (приложения 4, 6).
2.2.3. Управление образования администрации города и образовательные учреждения города
Дошкольные образовательные учреждения. Общеобразовательные учреждения. Учреждения начального профессионального образования незамедлительно информируют органы внутренних дел обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально опасном положении, и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений (приложение 6). А также: отдел опеки и попечительства управления по социальным вопросам города - о детях, оставшихся без попечения родителей (приложение 4), Управление социальной защиты населения по городам Покачи и Лангепас Департамента труда и социальной защиты населения - о детях и семьях, нуждающихся в адресной социальной помощи (приложение 5), муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная городская больница" - о несовершеннолетних, нуждающихся в лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ (приложение 7), комитет по культуре и делам молодежи администрации города, комитет по физической культуре и спорту администрации города - о несовершеннолетних, нуждающихся в организации досуга и отдыха (приложение 9), комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - для принятия мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического и иного воздействия (приложение 11).
Проводят совместные рейды с органами внутренних дел, организуют ежемесячные сверки учетов отделения по делам несовершеннолетних и учащихся, находящихся на внутришкольном контроле.
2.2.4. Отдел внутренних дел по городу Покачи:
Отделение по делам несовершеннолетних. Участковые уполномоченные милиции. Подразделения криминальной милиции.
Отделение по делам несовершеннолетних проводит профилактическую работу:
с несовершеннолетними:
- употребляющими наркотические средства, психотропные либо одурманивающие вещества,
- совершившими административные правонарушения (в том числе до достижения возраста административной ответственности),
- освобожденными от уголовной ответственности вследствие амнистии, изменения обстановки, с применением принудительных мер воспитательного воздействия,
- совершившими общественно опасное деяние, до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии,
- обвиняемыми или подозреваемыми, если избрана мера пресечения,
- освобожденными от отбывания наказания: условно-досрочно, по амнистии, с помилованием,
- получившими отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора,
- освобожденными из учреждений уголовно-исправительных служб, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они допускали нарушения режима и (или) после освобождения находятся в социально опасном положении,
- осужденными: с применением принудительных мер воспитательного воздействия, условно, к обязательным работам, к исправительным работам и иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
С родителями и законными представителями, не исполняющими обязанности по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющими на их поведение и (или) жестоко обращающимися с ними.
Участковые уполномоченные милиции совместно с отделением по делам несовершеннолетних проводят индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, неблагополучными родителями и проводят работу с лицами, допускающими нарушения в сфере семейно-бытовых конфликтов.
Подразделения криминальной милиции:
- выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних;
- выявляют несовершеннолетних правонарушителей, группы таких лиц, а также несовершеннолетних, входящих в организованные преступные группы, и принимают меры по предупреждению совершения ими преступлений;
- осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотиков, психотропных веществ;
- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий и (или) преступную группу, и принимают к ним меры воздействия;
- принимают участие в розыске несовершеннолетних.
Подразделения органов внутренних дел информируют субъекты системы профилактики о выявлении несовершеннолетних и родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
2.2.5. Отдел опеки и попечительства управления по социальным вопросам администрации города:
- осуществляет защиту прав и законных интересов несовершеннолетних при их нарушении, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами;
- формирует банк данных, содержащих сведения о детях, оставшихся без попечения родителей либо находящихся в неблагополучных семьях, оказавшихся в кризисной ситуации, проживающих на территории города;
- обращается в суд с исками о лишении (ограничении) родительских прав, отмене усыновления;
- осуществляет надзор и контроль за соблюдением опекунами (попечителями), руководителями воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения (в том числе при помещении детей в семейно-воспитательные группы, образуемые социально-реабилитационными центрами) обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию воспитанников;
- принимает решение о переводе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо об изменении формы обучения до получения ими основного общего образования, а также об исключении таких лиц из любого образовательного учреждения.
К исключительной компетенции отдела опеки и попечительства относится право отобрания детей от родителей (иных лиц) при непосредственной угрозе их жизни, здоровью, а также определение последующей формы их жизнеустройства.
2.2.6. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Покачевский центр занятости населения":
Участвует в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействует трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Информирует субъекты системы профилактики (по их сообщениям) о направлении несовершеннолетних на учебу и оказании помощи в трудовом устройстве.
2.2.7. Другие органы и учреждения, общественные объединения
Органы и учреждения культуры, досуга, спорта. Учреждения дополнительного образования детей. Уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции. Общественные объединения.
Органы и учреждения культуры, досуга, спорта:
- привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в клубах, кружках, секциях;
Уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции:
- осуществляют контроль за исполнением наказания в отношении несовершеннолетних;
- проводят индивидуально-профилактическую работу с условно осужденными несовершеннолетними, осужденными к исправительным и обязательным работам.
2.3. Общие методические рекомендации по проведению индивидуально-профилактической работы.
После выявления, оказания неотложной помощи и информирования субъектов системы профилактики необходимо:
1. Поставить на учет объект профилактики в то учреждение, на которое в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" возложены обязанности по проведению индивидуально-профилактической работы, с заведением учетной документации для сбора информации.
2. Выявить причины и условия, способствующие безнадзорности, совершению правонарушений, нахождению в социально опасном положении.
3. Составить план проведения индивидуально-профилактической работы, с включением субъектов, которые могут оказать помощь в адаптации, реабилитации объекта, с указанием конкретных сроков, ответственных за исполнение, согласовав его с исполнителями. При неисполнении субъектом мероприятий плана направлять в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о принятии мер к субъекту.
4. Проводить совместную работу с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.
Детальный подход к профилактической работе с несовершеннолетним и семьей самостоятельно определяет каждый субъект системы профилактики в соответствии с должностным регламентом, положением, уставом, приказом и иными нормативно-правовыми документами.
Субъекты системы профилактики перечислены в статье 4, объекты - в статье 5 Федерального закона от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
2.4. Организация работы с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации
Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуально-профилактическая работа:
1. Несовершеннолетние:
- безнадзорные или беспризорные;
- занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
- содержащиеся в социальных, специальных и других учреждениях;
- употребляющие наркотические средства, психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;
- совершившие правонарушения, повлекшие применение мер административного взыскания;
- совершившие правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
- освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки либо с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
- совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
- обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу;
- условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием;
- получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
- освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
- осужденные за совершение преступления небольшой и средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
- осужденные условно, к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
2. Родители или законные представители несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
3. Иные лица, вовлекающие несовершеннолетних в совершение антиобщественных противоправных действий и общественно опасных деяний.
Основаниями проведения индивидуально-профилактической работы являются: заявления несовершеннолетнего либо его родителей, приговор, определение или постановление суда, постановление территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Покачи, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел, документы, послужившие основанием для помещения несовершеннолетнего в учреждения системы профилактики, заключение, утвержденное руководителем органа системы профилактики, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Сроки проведения индивидуально-профилактической работы: до устранения причин и условий, способствовавших правонарушениям, антиобщественным действиям, безнадзорности, достижения 18-летнего возраста, оказания социальной или иной помощи, наступления других обстоятельств.
Информация об индивидуально-профилактической работе подлежит хранению и использованию с обеспечением ее конфиденциальности.
Стадии работы с семьей и несовершеннолетними
1. Выявление. Сообщение. Учет.
В выявлении несовершеннолетних и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, принимают участие все субъекты системы профилактики.
Способы получения информации:
- сообщения от граждан;
- сообщения должностных лиц органов и учреждений;
- в ходе проведения рейдов;
- заявления родственников, соседей.
Работа по созданию системы раннего выявления всех форм семейного неблагополучия является важным аспектом деятельности субъектов профилактики.
Сообщение, как правило, не содержит подробных сведений о семье и ребенке и имеющейся проблеме, в связи с этим на стадии учета семьи идет сбор информации и документов.
Сбор информации состоит из:
- обследования жилищно-бытовых условий;
- беседы с ребенком, его родителями, родственниками и другими лицами;
- получения обзорных справок на семью и ребенка от субъектов системы профилактики.
Перечень документов, необходимых в работе с семьей и несовершеннолетними:
- копии документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положение;
- документы, необходимые для подтверждения степени участия родителей в воспитании и содержании ребенка;
- справка из образовательного, дошкольного учреждения, которое посещает ребенок;
- справка о регистрации по месту жительства или месту пребывания и характеристика жилой площади;
- иные обзорные справки, объяснения, акты жилищно-бытовых условий;
- справки о привлечении к административной и уголовной ответственности;
- справка об учете в отделении по делам несовершеннолетних;
- справка о доходах семьи;
- характеристики с места жительства или места работы родителей;
- медицинские документы (о состоянии здоровья членов семьи, справки о наличии групп инвалидности и т.д.);
- иные документы.
По мере поступления информации и необходимых документов на семью и ребенка определяется перечень мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка и индивидуально-профилактической работы.
2. Индивидуально-профилактическая работа.
Индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации, осуществляют посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов услуг.
Индивидуально-профилактическая работа включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройство.
Мероприятия индивидуально-профилактической работы:
- социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, переориентация, направление в центры психолого-педагогической помощи и т.д.);
- социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.д.);
- по защите права на образование, отдых, труд (устройство в д./сад, школу, направление в лагерь, санаторий, организация досуга, устройство на работу, временная занятость и т.д.);
- по защите жилищных прав (постановка на контроль жилой площади, подача искового заявления в суд или ходатайства в прокуратуру в защиту нарушенных жилищных прав и т.д.);
- по защите имущественных прав (взыскание алиментов с другого родителя или оформление нотариально заверенного соглашения о содержании детей, содействие в оформлении пенсий и пособий, вопросы наследования, контроль за соблюдением прав при совершении сделок и т.д.);
- по защите неимущественных прав (право на имя, на воспитание обоими родителями, на общение с другими родственниками, на учет мнения ребенка, на защиту от злоупотребления со стороны законных представителей и иных лиц и т.д.);
- оказание различных видов помощи (материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.).
Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию несовершеннолетних и недопущение совершения ими правонарушений.
Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию несовершеннолетних, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Постреабилитация - комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, вернувшихся из учреждений закрытого и открытого типа, а также определенных в средние и средние специальные учебные заведения, подростковые клубы (центры), трудоустроенных.
Организация досуга несовершеннолетних и молодежи по месту жительства:
- организация работы бесплатных кружков и секций;
- организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- организация совместно с правоохранительными органами воспитательной и индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в отделении по делам несовершеннолетних;
- проведение культурно-массовой работы через организацию вечеров отдыха, лекций, концертов, дискотек, смотров;
- проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в спортивных секциях, спортивно-технических кружках, организация походов, спартакиад, соревнований по различным видам спорта;
- реализация программ, обеспечивающих трудовую занятость подростков и молодежи, способствующих профориентации.
3. Устройство и дальнейшая поддержка.
Оказание различных видов помощи по устройству детей, оставшихся без попечения родителей (установление опеки или попечительства, передача на воспитание в приемную семью, усыновление, устройство в детское учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), и временному устройству в приюты, социально-реабилитационные центры для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, педиатрические отделения больниц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.