Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Покачи
от 16 сентября 2010 г. N 631
Среднесрочная целевая программа
"Природоохранные мероприятия города Покачи на 2009 - 2011 годы"
2009 год
Паспорт
среднесрочной целевой программы "Природоохранные мероприятия города Покачи на 2009 - 2011 годы"
Наименование программы |
"Природоохранные мероприятия города Покачи на 2009 - 2011 годы" |
Заказчик программы |
Администрация города Покачи |
Разработчик программы |
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Покачи. |
Исполнители программы |
Управление ЖКХ администрации города; комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города; управление по вопросам безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным администрации города, управление образования администрации города, комитет по культуре и делам молодежи администрации города. |
Основания для разработки программы |
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; - Распоряжение администрации города от 15.04.2009 N 246-р "О разработке среднесрочной целевой программы "Природоохранные мероприятия города Покачи на 2009 - 2011 годы" |
Координаторы программы |
Первый заместитель глава города |
Сроки и этапы реализации программы |
2009 - 2011 годы I этап - 2009 год, II этап - 2010 год, III этап - 2011 год |
Цели программы: |
- обеспечение устойчивой безопасной экологической обстановки в городе Покачи; |
Задачи программы: |
- очистка и обустройство поверхностных водных объектов, благоустройство водоохранной зоны; - ликвидация несанкционированных свалок, рекультивация нарушенных земель; - улучшение эстетического, санитарно-гигиенического и экологического состояние зеленых насаждений вдоль улиц, автодорог, увеличение их видового разнообразия; - обеспечение экологической безопасности; - обеспечение информированности населения города о состоянии окружающей среды города, - грамотном отношении к окружающей городской среде, экологически безопасном образе жизни; - разработка природоохранной документации для бюджетных учреждений, включая: а) разработку и согласование "Паспортов опасных отходов", б) разработку и согласование проектов "Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", в) получение согласованных "Лимитов на размещение отходов". |
Объемы и источники финансирования программы по годам |
Общий объем финансирования программы в 2009 - 2011 годах составляет - 3 320 ,00 тыс. рублей, в том числе: 2009 г. - 420,00 тыс. рублей 2010 г. - 0,00 тыс. рублей 2011 г. - 2 900,00 тыс. рублей Источник финансирования мероприятий программы - местный бюджет |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
В результате реализации мероприятий Программы предполагается: - увеличение благоустройства городских территорий с 60% до 100%, обустройства мест отдыха горожан с 60% до 100%; - улучшение эстетического, санитарно- гигиенического и экологического состояния зеленых насаждений вдоль улиц, автодорог, увеличение их видового разнообразия на 50 % ; - отсутствие превышений предельно допустимых уровней электромагнитного и радиационного излучений; - увеличение информированности населения о состоянии окружающей среды города на 20 %, грамотном отношении к окружающей городской среде на 20 %; - обеспечение разрешительной природоохранной документацией для всех бюджетных учреждений города Покачи на 100 %, включая: - "Паспорта опасных отходов" на 100%, - проекты "Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (на 5 лет) на 100 %, - получение согласованных "Лимитов на размещение отходов" (на 5 лет) на 100 %. |
I. Характеристика проблемы, оценка существующей ситуации
Проблемы экологии города, состояние окружающей среды, создание благоприятной среды для проживания горожан всегда были одной из важнейших задач, стоящих перед администрацией города.
Учитывая взаимосвязанность проблем защиты окружающей среды со всеми сферами жизнедеятельности города, в 2006 году была разработана программа "Природоохранные мероприятия города Покачи на 2006 - 2010 годы" в период реализации данной программы с 2006 по 2008 годы решен ряд вопросов - это улучшение качества водоснабжения населения питьевой водой, доведение качества очистки канализационных стоков до нормативного уровня, снижение количества загрязненных земель. Проводится планомерная работа по озеленению города. В целях улучшения экологической обстановки данные работы следует продолжать.
1.Охрана почвы и земельных ресурсов
1.1 Обустройство площадки для временного складирования снега
Отдельное место занимает проблема утилизации снега. Ежегодно в зимний период на дороги и тротуары города для борьбы с гололедицей вывозятся тысячи тонн песчано-солевой смеси. В течение продолжительной зимы (7 месяцев) в снежном покрове накапливается большое количество бытового мусора, промышленные отходы, тяжелые металлы (свинец), сажа, другие токсичные соединения, в том числе и синтезированные (бензапирен), биологические отходы (останки), углеводороды.
В городской черте отведен участок для площадки временного складирования снега, на данном участки необходим мониторинг накопления вредных веществ в почве. Для осуществления мониторинга накопления вредных веществ в почве необходимо проводить ежегодные лабораторные исследования почвы.
1.2 Создание пункта приема строительных и промышленных отходов
В городе не решен вопрос по утилизации строительных и промышленных отходов, что приводит к возникновению несанкционированных свалок на территории городских лесных массивов. Решить данную проблему позволит создание пункта приема строительных и промышленных отходов с частичной переработкой и дальнейшей передачей организациям занимающихся утилизацией промышленных отходов.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.4 Ликвидация несанкционированных свалок на территории города
Основными источниками образования несанкционированных свалок являются предприятия, организации, как правило, торговые, владельцы садовых участков, индивидуальных гаражей. Отсутствие полигона утилизации промышленных отходов усугубляют проблему. Хранение отходов не на специально организованных полигонах приводит к загрязнению грунтовых вод, почвы.
Санитарная очистка городских земель и лесов является одним из приоритетных направлений деятельности. Ежегодно проводятся работы по очистке лесов с одновременным устройством ограждений с целью предотвращения заездов и повторного образования несанкционированных свалок мусора. В связи с увеличением площади городских лесов работы по ограждению несанкционированных въездов необходимо проводить на новых территориях.
Ежегодно заключаются договоры на оказание услуг автотранспорта, используемого при проведении городских субботников и ликвидации несанкционированных свалок, а также договоры на утилизацию бытовых отходов с мест отдыха горожан и территории города при проведении городских субботников.
1.5 Организация и обеспечение разработки природоохранной документации для муниципальных учреждений города Покачи
В августе 2009 года заканчивается срок действия следующей разрешительной природоохранной документации для всех муниципальных учреждений города Покачи: сводные "Лимиты на размещение отходов" N 1298 от 04.10.2006 года, проекты "Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", полученные администрацией г. Покачи в августе 2004 года.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ " Об отходах производства и потребления" администрации города в срок до 01.09.2009 года необходимо разработать и согласовать в Ростехнадзоре по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре следующие природоохранные документы для всех бюджетных учреждений города Покачи:
- "Паспорта опасных отходов" (без срока) для определения класса опасных отходов;
- Проекты "Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (на 5 лет) для определения нормативов образования отходов;
- новые "Лимиты на размещение отходов" (на 5 лет) для определения нормативов образования и размещения отходов.
Разработка и согласование природоохранной документации позволит исключить применение повышающих коэффициентов К=5 при сдаче расчетов платежей за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов на полигоне) и исключит наложение административных штрафов за отсутствие разрешительной природоохранной документации для всех муниципальных учреждений.
2.Охрана лесных ресурсов и озеленение.
2.1. Мероприятия по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах города
Городские леса являются резервуаром чистого воздуха, они защищают город от неблагоприятных природных (климатических) факторов, вредных антропогенных и техногенных воздействий, смягчают климат, улучшают экологическую обстановку, очищают атмосферный воздух от примесей различных газов, паров, дыма, сажи, золы и других отходов промышленности, обогащают его ионизированным кислородом, поглощают пыль, резко снижают уровень шума, выделяют фитонциды, убивающие вредные микроорганизмы, связывают радиоактивные вещества.
До принятия в 1997 году Лесного Кодекса Российской Федерации, леса находившиеся в границах муниципальных образований, относились к государственному лесному фонду и являлись государственной собственностью. С введением в действие Лесного Кодекса с 1997 года данные леса были выведены из состава гослесфонда и переведены в категорию "городские леса". Вместе с тем ведение хозяйства в лесах, находящихся в границах муниципальных образований, их охрана и защита в соответствии с действующим на тот момент законодательством не были отнесены к предметам ведения органов местного самоуправления. В связи с отсутствием необходимых подзаконных нормативных актов, разработанной процедуры передачи городских лесов органам местного самоуправления существовали неясности в правовом статусе данных лесов. Фактически, городские леса города Покачи числились в Мегионском лесхозе (федеральная структура), но финансирование на охрану и защиту этих лесов из федерального бюджета не выделялось. Только благодаря участию администрации города Покачи, Мегионского лесхоза за счет средств местного бюджета удавалось содержать городские леса частичным проведением некоторых лесохозяйственных мероприятий: тушение лесных пожаров, уборку несанкционированных свалок, очистку леса от захламленности.
Сегодня полномочия органов местного самоуправления по использованию и охране городских лесов определены Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Лесным кодексом Российской Федерации, Уставом города.
В соответствии с Лесным кодексом к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.
Для выполнения полномочий в отношении лесных участков на городских землях необходимо провести лесоустройство.
В городских лесах необходимо выполнять мероприятия, направленные на организацию использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях города.
3.Экологическое образование
3.1. Подготовка и аттестация специалистов в области экологической безопасности
Под экологическим образованием следует понимать не только обучение, но и воспитание, развитие личности, формирование ее гражданской ответственности за здоровье человека и окружающую природную среду. Внедрение системы всеобщего непрерывного экологического образования населения началось с утверждения Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Закона от 04.12.2001 N 90-оз "О Программе "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа на период до 2005 года". Экологическое образование по цепочке "детский сад - высшее учебное заведение" позволяет обеспечить непрерывность экологического образования, просвещения. Пропаганда экологического мировоззрения в городе проводится через средства массовой информации. Город Покачи ежегодно участвует в международной экологической акции "Спасти и сохранить".
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:
- социально-экономическая значимость проблемы;
- межведомственный характер проблемы.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера: снижающих уровень загрязнения атмосферы, городских земель, уменьшающих возможность образование несанкционированных свалок, решить проблему ливневых стоков, вопрос по утилизации снега; разработка природоохранной документации позволит исключить применение повышающих коэффициентов к=5 при сдаче расчетов платежей за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов).
Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению проблемы экологии города, состояние окружающей среды, создание благоприятной среды для проживания горожан сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию в сфере экологии их ожидаемой эффективности.
В целях управления указанным риском в процессе реализации Программы предусматриваются:
- мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и при необходимости ежегодная корректировка мероприятий Программы;
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, изменений во внешней среде.
II. Основные цели и задачи Программы
Цели |
Задачи |
Обеспечение устойчивой безопасной экологической обстановки в городе Покачи.
Получение природоохранной документации для всех муниципальных учреждений города Покачи. |
- ликвидация несанкционированных свалок, рекультивация нарушенных земель; - улучшение эстетического, санитарно-гигиенического и экологического состояние зеленых насаждений вдоль улиц, автодорог, увеличение их видового разнообразия; - обеспечение экологической безопасности; - решение вопросов утилизации строительных и промышленных отходов; - инвентаризация городских лесов; - охрана городских лесов от пожаров и ведение лесного хозяйства; - обеспечение информированности населения города о состоянии окружающей среды города, грамотном отношении к окружающей городской среде, экологически безопасном образе жизни; - разработка природоохранной документации для бюджетных учреждений, включая: - разработку и согласование в Ростехнадзоре по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре "Паспортов опасных отходов" (определение класса опасности отходов), - разработку и согласование в Ростехнадзоре по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре проектов "Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (установление нормативов образования отходов), - получение согласованных в Ростехнадзоре по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре "Лимитов на размещение отходов" (установление нормативов образования и размещения отходов). |
III. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки проведения Программы: 2009 - 2011 годы.
Этапы проведения программы:
I этап - 2009 год,
II этап - 2010 год,
III этап - 2011 год.
IV. Финансирование программы
Общий объем финансирования программы в 2009 - 2011 годах составляет - 3 320,00 тыс. рублей, в том числе:
2009 г. - 420,00 тыс. рублей,
2010 г. - 0,00 тыс. рублей,
2011 г. - 2 900,00 тыс. рублей.
Источник финансирования мероприятий программы - местный бюджет.
Прекращение действия Программы наступает в случае завершения ее реализации, а досрочное прекращение - в случае признания неэффективности ее реализации в соответствии с постановлением главы города Покачи.
V. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий согласно приложению 1 к программе "Природоохранные мероприятия города Покачи на 2009 - 2011 годы".
VI. Механизм реализации и контроль за исполнением программы
Контроль за исполнением программы осуществляет координатор
программы - первый заместитель главы города.
Разработчик программы: управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города.
Разработчик программы представляет в управление экономики и статистики для включения в Реестр целевых программ:
- утвержденную программу в течении 10 дней после вступления в силу постановления администрации города Покачи;
- в случае внесения изменений в ранее принятую программу информацию о внесенных изменениях;
- ежегодно до 15 февраля текущего года информацию о ходе реализации программы за прошедший год.
Исполнителями программы являются:
- комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города;
- управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города;
- управление по вопросам безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города.
1. Охрана почвы и земельных ресурсов
1.1 Обустройство площадки для временного складирования снега
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города готовит документацию для проведения конкурсных торгов с последующим заключением контракта на выполнение лабораторных исследований почвы на площадке для временного складирования снега.
1.2 Создание пункта приема строительных и промышленных отходов
Комитет по управлению муниципальным имуществом готовит документацию на предоставление земельного участка под площадку временного хранения промышленных отходов.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города готовит документацию для проведения конкурсных торгов с последующим
заключением контракта на выполнение лабораторных исследований почвы на площадке временного хранения строительных и промышленных отходов.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.4. Ликвидация несанкционированных свалок
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города занимается организацией и проведением мероприятий, готовит документацию для проведения конкурсных торгов с последующим заключением контрактов на оказание услуг автотранспорта, используемого при проведении субботников и оказание услуг по утилизации твердых бытовых отходов с мест отдыха горожан и территории города, а также осуществляет контроль за их выполнением.
1.5. Организация и обеспечение разработки природоохранной документации для муниципальных учреждений
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города занимается организацией и обеспечением разработки природоохранной документации, готовит документацию для проведения конкурсных торгов с последующим заключением контрактов на выполнение проектных работ специализированной организацией, а также осуществляет контроль за их выполнением.
2. Охрана лесных ресурсов и озеленение
2.1. Мероприятия по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах городского округа
Управление по вопросам безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города администрации города занимается организацией и проведением мероприятий, готовит документацию для проведения конкурсных торгов с последующим заключением контрактов на выполнение работ и оказание услуг по разработке проектов лесоустройства с составлением лесохозяйственного регламента, а также осуществляет контроль за ведением лесного хозяйства (устройство противопожарных разрывов, рубка ухода, санитарные рубки, лесовосстановление).
Управление по вопросам безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации города осуществляет организацию и проведение мероприятий по охране городских лесов от пожаров, а также осуществляет контроль за их выполнением.
3. Экологическое образование, просвещение и пропаганда
3.1. Контроль за подготовкой и аттестацией специалистов в области экологической безопасности
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города осуществляет контроль за подготовкой и аттестацией специалистов в области экологической безопасности силами специализированных экологических организаций, готовит документацию для проведения конкурсных торгов с последующим заключением контрактов на оказание услуг по подготовке и аттестации специалистов, а также осуществляет контроль за их выполнением.
VII. Оценка ожидаемой эффективности Программы
В результате реализации мероприятий Программы предполагается :
- увеличение благоустройства городских территорий с 60% до 100%, обустройство мест отдыха горожан с 60% до 100%;
- улучшение эстетического, санитарно- гигиенического и экологического
состояния зеленых насаждений вдоль улиц, автодорог, увеличение их видового разнообразия на 50%;
- решение вопроса по утилизации отходов снега;
- решение вопроса утилизации строительных и промышленных отходов;
- улучшение охраны городских лесов от пожаров, планомерное ведение лесного хозяйства;
- увеличение информированности населения о состоянии окружающей среды города на 20%, грамотном отношении к окружающей городской среде на 20%;
- 100% получение муниципальными учреждениями согласованной в Ростехнадзор по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре природоохранной документации, включая:
- "Паспорта опасных отходов" (без срока) для определения класса отходов;
- проекты "Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (на 5 лет) для определения норматива образования отходов учреждениями;
- "Лимиты на размещение отходов" (на 5 лет) для определения лимитов образования и размещения отходов учреждениями, способствует соблюдению действующих экологических, санитарно-эпидемиологических и технических норм и правил при обращении с отходами, позволяет своевременно принимать соответствующие меры для охраны окружающей среды и сбережения природных ресурсов; исключает применение повышающих коэффициентов К=5 к ежеквартальным платежам за негативное воздействие на окружающую среду для всех муниципальных учреждений города Покачи (размещение отходов на полигоне), исключает наложение административных штрафов за отсутствие разрешительной природоохранной документации для всех муниципальных учреждений.
Приложение 1
к программе "Природоохранные мероприятия
г. Покачи на 2009 - 2011 годы"
от 16 сентября 2010 г.N 631
Природоохранные мероприятия города Покачи на 2009 - 2011 годы
N |
Наименование природоохранного мероприятия |
Срок реализации мероприятия / Сумма затрат тыс. руб. |
Источник финансирования |
Ответственный за реализацию мероприятий |
Ожидаемый результат |
|||
2009 год тыс. руб. |
2010 год тыс.руб. |
2011 год тыс.руб. |
Итого тыс.руб. |
|||||
1 |
Охрана почвы и земельных ресурсов |
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Создание пункта приема строительных и промышленных отходов |
0 |
0 |
50 |
50 |
|
|
обеспечение экологической безопасности |
|
Предоставление земельного участка под площадку временного хранения промышленных отходов |
0 |
0 |
0 |
0 |
Местный бюджет |
КУМИ |
|
|
Проведение лабораторных следований |
0 |
0 |
50 |
50 |
Местный бюджет |
Управление ЖКХ |
|
1.2 |
Обустройство площадки для временного складирования снега" |
0 |
0 |
1 050 |
1 050 |
|
|
|
|
Обустройство площадки для временного складирования снега" |
0 |
0 |
1 000 |
1 000 |
Местный бюджет |
Управление по вопросам безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям |
обеспечение экологической безопасности |
|
Проведение лабораторных следований почвы |
|
|
50 |
50 |
Местный бюджет |
||
1.3 |
Ликвидация несанкционированных свалок на территории города |
0 |
0 |
300 |
300 |
|
|
|
|
- оплата услуг автотранспорта, используемого при проведении городских субботников и ликвидации несанкционированных свалок |
0 |
0 |
250 |
250 |
Местный бюджет |
Управление ЖКХ |
ликвидация несанкционированных свалок, рекультивация нарушенных земель |
|
- утилизация ТБО собранного при проведении городских субботников ликвидации несанкционированных свалок |
0 |
0 |
50 |
50 |
|||
1.4 |
Организация и обеспечение разработки природоохранной документации для бюджетных учреждений города Покачи (специализированной проектной организацией), в т. ч.: |
420 |
0 |
0 |
420 |
Местный бюджет |
Управление ЖКХ |
Получение разрешительной природоохранной документации для бюджетных учреждений города Покачи: "Паспортов опасных отходов", проектов "Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", "Лимитов на размещение отходов" |
|
- разработка и согласование "Паспортов опасных отходов" |
|||||||
|
- разработка и согласование проектов "Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (на 5 лет) |
|||||||
|
- получение согласованных Ростехнадзор по ХМАО - Югре "Лимитов на размещение отходов" (на 5 лет) |
|||||||
2 |
Охрана лесных ресурсов и озеленение |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Мероприятия по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах городского округа, в т.ч.: |
0 |
0 |
1 300 |
1 300 |
|
|
|
|
- разработка проекта лесоустройства с составлением лесохозяйственного регламента |
0 |
0 |
1 000 |
1 000 |
Местный бюджет |
Управление по вопросам безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям |
инвентаризация городских лесов |
|
-охрана городских лесов от пожаров и ведение лесного хозяйства ( устройство противопожарных разрывов, рубка ухода, санитарные рубки, лесовосстановление и т.д.) |
0 |
0 |
300 |
300 |
Местный бюджет |
Управление по вопросам безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям |
охрана городских лесов и ведение лесного хозяйства |
3 |
Экологическое образование (просвещение, пропаганда) |
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Контроль за подготовкой и аттестацией специалистов в области экологической безопасности |
0 |
0 |
200 |
200 |
Местный бюджет |
Управление ЖКХ |
Экологическое образование |
|
Итого в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Местный бюджет |
420 |
0 |
2 900 |
3 320 |
|
|
|
|
Окружной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г. Покачи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 сентября 2010 г. N 631 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.