Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Описание имеющейся проблемы, оценка существующей ситуации
Проблемы экологии города, состояние окружающей среды, создание благоприятной среды для проживания горожан всегда были одной из важнейших задач, стоящих перед администрацией города.
Наиболее актуальными задачами для города Покачи являются: охрана почв и земельных ресурсов - снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления, охрана лесных ресурсов и озеленение, экологического воспитания населения города.
1.1. Охрана почвы и земельных ресурсов
Проблемы обращения с бытовыми и промышленными отходами занимают одно из центральных мест в области охраны окружающей среды и здоровья людей.
Основными местами образования отходов являются:
1) жилищный фонд;
2) объекты социальной, культурной, бытовой сферы;
3) предприятия торговли;
4) промышленные предприятия;
5) садово-огороднические товарищества;
6) гаражные кооперативы.
Жилищный фонд является основным поставщиком отходов потребления. Ежегодно каждый житель города Покачи в среднем производит 2,1 куб. метра твердых бытовых отходов. Ежегодно на территории города от жилой зоны и предприятий города образовывается 44,915 тыс. тонн отходов. Сбор отходов потребления жителей многоквартирных домов производится во дворах на соответственно отведенных контейнерных площадках. Заключение договоров на вывоз и утилизацию населением производится по средством управляющих компаний обеспечивающих должное содержание и обслуживание многоквартирных домов и придомовых территорий. Удаление отходов производится регулярно и в кратчайшие сроки.
Проблемой сбора и вывоза для утилизации бытовых отходов является частный сектор. Жители данного жилого сектора неохотно самостоятельно заключают договора на вывоз и утилизацию бытовых отходов. Так же проблемы создают предприятия торговли и малого бизнеса, которые не заключают договоры на вывоз и утилизацию отходов, либо, заключая договоры, значительно занижают количество образующихся отходов. Данные предприятия расположенные внутри жилых дворов, свои отходы сваливают в контейнеры жилого сектора, увеличивая таким образом объемы собираемых от населения отходов, что, в свою очередь, дополнительным бременем ложится на затраты управляющих компаний или отходы вывозят в леса, создавая несанкционированные свалки.
Ежегодно на территории садово-огороднических участков города образуется большое количество бытовых отходов. Сбор и вывоз бытовых отходов из садово-огороднических участков осуществляют не все товарищества. Проблемой является: во-первых - установка контейнеров и вывоз мусора требуют финансовых затрат со стороны садово-огороднических товариществ, на которые члены товариществ идти не готовы, во-вторых - установка контейнеров для сбора отходов вследствие узких проездов внутри садово-огороднических участков возможна только у въездов на их территорию, но выносить мусор на большие расстояния от своих участков многие дачники не желают.
Проблемы возникают и с организацией сбора отходов от гаражных кооперативов. Как правило, места сбора отходов располагаются при въезде на территорию гаражных кооперативов или на прилегающей территории. В редких случаях они оборудуются контейнерами для сбора отходов, чаще мусор сваливается прямо на землю, образуя стихийные свалки, уборка которых производится без определенной периодичности.
Все собираемые бытовые отходы на территории города утилизируются на полигоне утилизации ЗАО "Полигон", расположенной в пределах городской черты. Способ утилизации - захоронение. Всего под размещение отходов отведено 5,5 га. За время эксплуатации с 1998 года накоплено 541 тыс. тонн твердых бытовых отходов. В настоящее время полигон заполнен на 60% от возможного объема размещения отходов.
В городе активно ведется жилищное строительство, снос ветхого, аварийного жилья, балочного фонда, строительство объектов социально бытового назначения, ведутся работы по капитальному ремонту объектов города. В результате образуются отходы строительства и сноса.
Значительную часть промышленных отходов составляют отходы автотранспорта. В процессе эксплуатации автотранспорта производится замена основных быстро изнашиваемых узлов и механизмов, замена масел, отработанных шин. Отслужившие машины постепенно заполняют городские дворы, вызывая нарекания со стороны жильцов, водителей специализированного транспорта. Загромождая проезды, бесхозные автомобили несут потенциальную опасность при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Перевод электроосвещения с ламп накала на энергосберегающие люминесцентные лампы требует наличия специализированного места по сбору и утилизации данного вида отходов.
Проблемой города являются биологические отходы. В настоящее время в городе на полигоне утилизации бытовых отходов размещена биотермическая яма. Среднегодовое количество биологических отходов составляет более 300 безнадзорных животных, подлежавших эвтаназии. В настоящее время биотермическая яма заполнена на 70%.
Отдельное место занимает проблема снежных осадков убираемых с автодорог города. Ежегодно в зимний период на дороги и тротуары города для борьбы с гололедицей вывозятся тонны песчано - солевой смеси. В течение продолжительной зимы в снежном покрове накапливается большое количество бытового мусора, промышленные отходы, тяжелые металлы (свинец), сажа, другие токсичные соединения, биологические отходы (останки), углеводороды. В городской черте отведен участок для временного размещения снега. В целях контроля за состоянием грунта данного участка, требуется проведение лабораторных исследований почвы данного участка.
Накопление отходов на санкционированных и несанкционированных местах размещения несет значительный экологический, экономический и социальный ущерб.
Решение указанных проблем запланировано в рамках настоящей Программы:
а) разработать нормативные правовые акты и иные акты в области обращения с отходами;
б) проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок, рекультивации захламленных отходами земель;
в) организовать пункт приема строительных и промышленных отходов, вторсырья. Обеспечить на территории города Покачи наличие площадки для временного складирования опасных отходов для дальнейшей передачи данных отходов в специализированные пункты, полигоны для обеззараживания и утилизации;
г) внедрение новейших технологий по утилизации отходов, переработки вторичного сырья (проектирование, приобретение и установка оборудования);
д) развить систему централизованного сбора отходов, с охватом всех источников их образования;
е) проводить работы по централизованной санитарной очистке городских земель;
ж) обустройство площадки для временного складирования снега;
з) обеспечить мониторинг за состоянием почвы на территории города - проведение лабораторных исследований.
1.2. Охрана лесных ресурсов и озеленение
Зеленые насаждения и городские леса являются резервуаром чистого воздуха, они защищают город от неблагоприятных природных (климатических) факторов, вредных антропогенных и техногенных воздействий, смягчают климат, улучшают экологическую обстановку, очищают атмосферный воздух от примесей различных газов, паров, дыма, сажи, золы и других отходов промышленности, обогащают его ионизированным кислородом, поглощают пыль, резко снижают уровень шума, выделяют фитонциды, убивающие вредные микроорганизмы, связывают радиоактивные вещества.
В соответствии с Лесным кодексом к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.
Пожары, захламление лесов строительными отходами и бытовым мусором приводит к уничтожению растений, живого напочвенного покрова, снижение защитных функций насаждений.
Решение указанных проблем запланировано в рамках настоящей Программы:
а) разработка проекта лесоустройства с составлением лесохозяйственного регламента
б) охрана городских лесов от пожаров и ведение лесного хозяйства (устройство противопожарных разрывов, рубка ухода, санитарные рубки, лесовосстановление и т.д.)
в) проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок и захламленных отходами участков в городских лесах;
г) работы по озеленению города.
1.3. Экологическое образование населения города
Важнейшим условием реализации природоохранной политики, формирования экологической культуры населения и обеспечения его экологической безопасности является создание системы непрерывного экологического образования и просвещения. Системный подход позволяет каждому человеку на любом этапе своей жизни подключиться к ней для приобретения экологических знаний.
В городской системе образования проводится комплексная всесторонняя работа по формированию экологического мышления, воспитанию природоохранного поведения у детей и подростков. В образовательных учреждениях это направление работы реализуется только через преподавание предметов естественнонаучного цикла, организации конкурсов, викторин.
Весомый вклад в работу по экологическому просвещению горожан вносят учреждения культуры. Воспитание у детей, подростков и взрослого населения экологической культуры эти учреждения осуществляют посредством выставок, экспозиций природоохранного, экологического и краеведческого содержания, проведения викторин, бесед. В настоящий момент их деятельность в основном направлена на удовлетворение информационно-тематических потребностей жителей города. Организация просветительской деятельности и пропаганды экологических знаний на более высоком уровне требует использования от учреждений культуры новых, активных форм и методов работы с населением: проведения масштабных экологических акций, городских праздников, конкурсов; обеспечения тесной связи работников культуры с представителями науки и специалистами по природоохранной деятельности.
Решение указанных проблем запланировано в рамках настоящей Программы:
а) проведение мероприятий международной экологической акции "Спасти и сохранить";
б) материально-техническое обеспечение бюджетных учреждений города для практических занятий в сфере экологии;
в) финансирование обучение руководителей и специалистов, ответственных за природоохранную деятельность бюджетных учреждений.
1.4. Прочие мероприятия по экологической безопасности
В целях обеспечения благоприятных условий для отдыха в парках, скверах городских лесах населением города необходимо проведение акарицидной (клещ) и инсектицидной (комар, мошка) обработки территории города.
Для обеспечения надлежащего содержания домашних животных на территории города требуется площадка для выгула домашних животных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.