Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 "Характеристика текущего состояния сферы
социально-экономического развития муниципального образования
городской округ город Урай"
Муниципальная программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Урай на 2011-2015 годы" - документ, в котором определяется перечень мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства и осуществляемых в муниципальном образовании городской округ город Урай, с указанием объема и источников их финансирования, результативности мероприятий Программы, ответственных за реализацию указанных мероприятий.
Программа разработана в соответствии с:
1) Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
2) Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
3) Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
4) Законом ХМАО - Югры от 11.05.2010 N 85-оз "О регулировании торговой деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
5) Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 419-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы";
6) Уставом города Урай;
7) Постановлением администрации города Урай от 05.09.2013 N 3126 "О муниципальных программах муниципального образования городской округ город Урай".
Программа является прямым продолжением уже реализованной муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Урай" на 2008-2010 годы", принятой решением Думы города Урай от 24.04.2008 N 31, и включает в себя комплекс мер, содействующих дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства на территории города, сгруппированных по направлениям.
Малое и среднее предпринимательство обладает стабилизирующим фактором для экономики - это гибкость и приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать новые технологии и является в значительной степени экономической основой становления местного самоуправления, таким образом, развитие предпринимательства является одной из приоритетных задач социально-экономического развития города Урай.
Анализ реализации мероприятий муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Урай" на 2008-2010 годы свидетельствует о том, что по основным показателям деятельности данного сектора экономики отмечается положительный прирост.
Показатели развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Субъекты) за 2007-2010 годы в городе Урай.
Наименование показателя |
ед. изм. |
2007 год |
2008 год |
темпы изменений к предыдущему периоду в % 2008 к 2007 |
2009 год |
темпы изменений к предыдущему периоду в % 2009 к 2008 |
2010 год |
темпы изменений к предыдущему периоду в % 2010 к 2009 |
всего субъектов малого и среднего предпринимательства |
ед. |
1434 |
1577 |
110% |
1677 |
106,3% |
1762 |
105,1% |
количество индивидуальных предпринимателей |
ед. |
1114 |
1218 |
109,3% |
1290 |
105,9% |
1339 |
103,8% |
количество малых и средних предприятий |
ед. |
320 |
359 |
112,2% |
387 |
107,8% |
423 |
109,3% |
всего занято в малых и средних предприятиях * |
чел. |
1807 |
2275 |
125,9% |
2399 |
105,5% |
2792 |
116,4% |
число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения |
ед. |
322 |
365 |
113,4% |
389 |
106,6% |
437,2 |
112,4% |
оборот малых и средних предприятий города * (товаров, работ, услуг) |
тыс.руб. |
1955 |
2602,6 |
133,1% |
2666 |
102,4% |
3357, 9 |
125,9% |
Налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства ** |
тыс.руб. |
62237 |
- |
62698 |
100,7% |
86 784 |
138,4% |
|
Привлеченные средства |
тыс.руб. |
240 |
- |
600,5 |
250,2% |
694,5 |
115,7% |
* на основании данных статистики;
** на основании данных Комитета по финансам администрации города Урай;
*** программа действует с 2008 года
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на начало 2011 года составило 1762 единиц, что составляет 111,7 % к показателю 2008 года.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства без учета индивидуальных предпринимателей на 01.01.2011 в сравнении с показателем 2008 года увеличилось на 17,8 % .
Объем произведенной продукции (работ, услуг) в сфере малого и среднего предпринимательства в реальных ценах вырос на 9,0%.
В целом малое и среднее предпринимательство города является достаточно успешным, однако у него имеется ряд проблем, определяемых как спецификой моногорода, так и кризисными осложнениями экономической ситуации. Как показал проведенный мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и перспектив его развития наиболее серьезные затруднения вызывает решение следующих проблем:
1) нехватка нежилых помещений;
2) несовершенное налоговое законодательство;
3) рост цен на энергоносители и сырье;
4) нехватка собственных денежных средств;
5) отсутствие квалифицированных кадров;
6) административные барьеры.
Решение вышеперечисленных проблем лежит в основном в плоскостях финансовой, информационной, консультационной и образовательной поддержки. Решать эти проблемы необходимо комплексно, совмещая общедоступную и адресную поддержку по различным её направлениям, организуя участие субъектов малого и среднего предпринимательства в сотнях мероприятий. Обеспечить это возможно исключительно с использованием программно-целевого метода формирования и выполнения соответствующих разделов разрабатываемой Программы.
Малому и среднему предпринимательству также предстоит справиться ещё и с такими проблемами как рост цен поставщиков на товары и услуги, сокращение спроса со стороны покупателей, и риском неплатежей и недопоставок продукции.
По данным проведенного мониторинга состояние рынка, с точки зрения опрошенных, характеризуется высокой конкуренцией (48,6%) на фоне слабого спроса (37%). Что касается внешних факторов, то наибольшее вмешательство в успех малых предприятий, как и следовало ожидать, внесло отсутствие платежеспособного спроса (80%), более половины указали на низкую емкость рынка и высокую плату за аренду помещений (более 60%). Чуть более половины (суммарно 53%) столкнулись с ограничениями в кредитовании и около половины - с различными формами административного воздействия (около 45%), в которых респонденты видят преднамеренные действия давления на бизнес со стороны властей (лицензирование, проверки, осложнение земельных отношений и пр.).
Таким образом, началу реализации Программы предшествует общее нарастание негативных тенденций в малом и среднем предпринимательстве, связанных с последствиями финансово-экономического кризиса, что говорит о необходимости увеличения объемов, поиска и предоставления, новых мер поддержки.
Не менее актуальна и проблема финансового обеспечения развития и текущей деятельности малых и средних предприятий.
Однако, финансовые ресурсы, при всей очевидной их первоочередности, еще не решение всех проблем предпринимательства, а решать их надо комплексно по всем направлениям организации, ведения, сохранения и расширения бизнеса, в том числе, в информационном, обучающем, консультационном, правовом, финансовом, имущественном направлениях, а также путем оказания предпринимателям муниципальных услуг.
В городе сохраняется актуальность решения проблем, связанных с формированием благоприятной среды для развития предпринимательства.
Администрацией города Урай ведется работа по оказанию имущественной поддержки Субъектам. Для Субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в социально-значимых (приоритетных) направлениях, сформирован перечень муниципального имущества. При начислении арендных платежей начисляется понижающий коэффициент за аренду нежилых помещений и землю, предоставляются муниципальные преференции в виде сдачи в аренду муниципального имущества в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках реализации мероприятий Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" преимущественное право выкупа арендуемого имущества осуществили 8 Субъектов.
В 2009 году в рамках обеспечения исполнения обязательств Субъектов перед кредитными учреждениями, Фондом поддержки предпринимательства Югры, предоставлено 10 поручительств, что позволило предпринимателям привлечь кредитных ресурсов на 50 миллионов рублей. При этом достигнуты показатели удовлетворения потребности малых и средних предприятий в кредитных ресурсах примерно на 16% от оцениваемого на минимальном уровне спроса.
Кризис спровоцировал рост числа граждан, потерявших работу, это повлекло увеличение спроса на образовательные услуги, позволяющие получить необходимые знания в сфере предпринимательства или овладеть новыми профессиями.
В результате реализации мероприятий Программы в 2009 году 146 Субъектов воспользовались программами обучения.
Среди кадровых проблем наиболее заметны сложности с подбором персонала, особенно квалифицированных специалистов (на это указывают 42,4% опрошенных, а 1,8 % считают это непреодолимой проблемой).
По экспертным оценкам порядка более 20% малых и средних предприятий испытывают потребности в налаживании и расширении межмуниципальных и межрегиональных связей.
Существенной проблемой для всех предприятий, а для малых в особенности, является получение достоверной и оперативной информации, необходимой для организации бизнеса. При этом характер востребованной информации самый разнообразный: от правовой до маркетинговой. С этой целью на сайте администрации города в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена страница предпринимательства и страница Фонда поддержки предпринимательства Югры. В случае необходимости предприниматель имеет возможность ознакомится с интересующейся информацией, а так же получить консультацию специалистов администрации города Урай.
Комплексный характер взаимосвязанных проблем в сфере малого и среднего предпринимательства определяет в качестве единственно возможного программно-целевой метод их решения, предполагающий увязку в рамках единой программы множества мероприятий по целям, содержанию работ, их исполнителям и ресурсам.
Решение проблем по отдельности потребовало бы значительно больше затрат, чем при решении той же группы проблем комплексным образом.
Использование программно-целевого метода позволит:
1) проводить единую политику по поддержке городом субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) обеспечить бюджетную эффективность расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечить объективный контроль реализации программы в соответствии с обозначенными количественными критериями достижения цели и целевыми индикаторами выполнения программы;
4) получить мультипликативный эффект не только в охватываемых программой сферах, но и в других секторах экономической деятельности, который во многом определяется комплексностью решаемых проблем и превосходит сумму результатов отдельных мероприятий программы.
Вместе с тем к числу потенциальных рисков при использовании программно-целевого метода следует отнести возможные изменения порядка и объемов бюджетного финансирования программных мероприятий, что может негативно отразится на возможности их реализации в запланированном объеме и, как следствие, на полноте и своевременности достижения поставленных целей.
Учитывая комплексный характер целей политики города в области развития малого и среднего предпринимательства и соотношение возможных рисков, выбор программно-целевого метода предоставляется обоснованным.
Потребительский рынок является индикатором происходящих в городе социальных и экономических перемен.
По состоянию на 01.01.2014 г. в городе Урай в сфере потребительского рынка функционирует:
255 стационарных объектов потребительского рынка (предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения):
- 12 торговых центров общей площадью 9994,6 кв. м.;
- 79 непродовольственных магазинов общей площадью 12781,8 кв. м;
- 45 продовольственных магазинов общей площадью 4759,0 кв. м;
- 21 смешанных магазинов общей площадью 6056,8 кв. м.;
- 1 специализированный промышленный рынок общей площадью 1420 кв.;
- 41 предприятия общественного питания на 2408 посадочных мест, в т.ч. 24 предприятий общественного питания общедоступной сети на 950 посадочных мест;
- 56 предприятия бытового обслуживания.
Кроме того в реестре учитывается 49 нестационарных объектов (павильоны, киоски):
- 35 павильона общей площадью 1503,0 кв. м.;
- 9 киосков общей площадью 149,9 кв. м.;
- 5 автофургона общей площадью 31,0 кв. м.
В целях развития современных форм организации торговли в городе Урай:
приняты нормативные правовые акты, формализующие и описывающие процедуру организации торговли;
ежеквартально, по заявлениям субъектов предпринимательства, обновляется, пополняется торговый реестр;
утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, разработанная с учетом необходимости достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и обеспечения потребности в товарах путем восполнения недостатка стационарных торговых объектов, опубликованы и поддерживаются в актуальном состоянии на официальном сайте администрации города Урай в разделе "Потребительский рынок";
осуществляются полномочия по лицензированию алкогольной продукции.
Несмотря на то, что потребительский рынок Урая динамично развивается, остается еще ряд проблем, требующих решения.
Основные проблемы потребительского рынка города:
- высокая арендная плата торговых площадей - полноценное развитие конкуренции и потребительского рынка в такой ситуации ведет к большим рискам;
- недостаток квалифицированных кадров, влияет на качество обслуживания в предприятиях потребительского рынка;
- не всегда высокое качество имеющейся материально-технической базы торговой деятельности. Ряд зданий и сооружений не соответствуют нормам санитарного законодательства (планировка помещений приводит к пересечению встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей; недостаточный набор помещений).
Сегодня обеспеченность населения площадью торговых объектов в городе Урай составляет 454 м2 на 1000 жителей (норматив 489 м2). В разрезе специализации отмечается обеспеченность населения торговой площадью: в продовольственных магазинах составляет 173,7 м.2 (норматив 149 м2), в промышленных магазинах 281,2 м2 (норматив 340 м2).
Программное решение указанных проблем будет способствовать поддержанию высоких темпов развития потребительского рынка, расширению предложения товаров и услуг, созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.