Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния в сфере управления
муниципальными финансами
Бюджетная политика является важнейшей составляющей системы местного самоуправления, направленной на дальнейший рост социального благополучия и качества жизни населения, обеспечение интенсивного развития экономики, повышение её инновационного наполнения и конкурентоспособности, сохранение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы, повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Система управления муниципальными финансами Сургутского района постоянно и динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Задачами первостепенной важности на всех этапах бюджетных реформ остаются соблюдение бюджетного законодательства и безусловное исполнение бюджетных обязательств.
Проводимая в Российской Федерации бюджетная реформа, предусматривающая переход на новый уровень бюджетного планирования, реформирование бюджетного процесса, реструктуризацию бюджетной сети, а также кардинальные изменения в действующем бюджетном законодательстве определяют необходимость активного вовлечения органов местного самоуправления Сургутского района в процесс перехода на новый уровень методологии и технологий в бюджетном управлении, становления высокоэффективной бюджетной сферы, повышения эффективности расходования бюджетных средств.
В результате реализации мероприятий реформирования бюджетного процесса в Сургутском районе система управления муниципальными финансами была существенно модернизирована. Результатом данных реформ явилось формирование основ современной системы управления общественными финансами.
Осуществлён переход к среднесрочному финансовому планированию путём составления бюджета района на очередной финансовый год и плановый период по принципу "скользящей трехлетки". Утверждение трёхлетнего бюджета позволяет формулировать среднесрочные приоритетные задачи развития района, оценивать необходимые ресурсы для их реализации и определять возможные источники их финансового обеспечения.
Практикой бюджетного процесса стало доведение до главных распорядителей бюджетных средств объёмов бюджетных ассигнований на среднесрочную перспективу.
При формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период введена практика подготовки главными распорядителями обоснований бюджетных ассигнований (ОБАС), в которых указываются данные о динамике планируемых бюджетных расходов, а также приводятся значения показателей, характеризующих непосредственный результат осуществления расходов и конечный результат деятельности главного распорядителя в отчетном году и плановом периоде.
Планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств.
Внедрены инструменты бюджетирования, ориентированного на результат, включая разработку ведомственных и долгосрочных целевых программ, переход от сметного финансирования учреждений, к финансовому обеспечению муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг. Разработан пакет муниципальных правовых актов, регламентирующих деятельность по оказанию муниципальных услуг. В результате реформы системы финансового обеспечения оказания муниципальных услуг и совершенствования правового положения муниципальных учреждений, в настоящее время, в статусе казённых учреждений функционирует 14 муниципальных учреждений, в статусе бюджетных 80 муниципальных учреждений, и в статусе автономных 7 муниципальных учреждения.
Создана система мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета района.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о разграничении расходных полномочий к компетенции органов местного самоуправления поселений отнесено решение круга значимых вопросов в сферах культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, в существенной степени определяющих качество жизни граждан, проживающих на соответствующей территории.
Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов поселений, а также сокращение разрыва в уровнях бюджетных возможностей являются обязательными условиями, необходимыми для решения поставленных задач.
Межбюджетные отношения являются важным инструментом регулирования бюджетных правоотношений. На текущий момент можно констатировать, что в целом система межбюджетных отношений, как в автономном округе, так и в районе соответствует общепринятым базовым требованиям, установленным федеральным законодательством.
Постоянно совершенствуется порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских и сельских поселений района в целях укрепления доходной базы местных бюджетов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счёт средств бюджета муниципального района.
Полномочиями в области организации межбюджетных отношений и обеспечения исполнения отдельных государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с "Положением о департаменте финансов администрации Сургутского района", утверждённым решением Думы Сургутского района от 26.09.2011 N 76 наделён департамент финансов администрации Сургутского района.
На территории Сургутского района находятся 13 муниципальных образований, в том числе 4 городских и 9 сельских поселений.
Неравномерность распределения налоговой базы по поселениям Сургутского района, связанная с различиями поселений в уровне социально-экономического развития, территориальном расположении, демографическом положении и рядом других объективных факторов, обуславливает существенные диспропорции в бюджетной обеспеченности поселений Сургутского района. Это требует активных действий органов местного самоуправления Сургутского района по созданию равных финансовых возможностей для органов местного самоуправления поселений по эффективному осуществлению ими полномочий по решению вопросов местного значения.
Основным видом межбюджетных трансфертов являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов, поселений автономного округа, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей и исполнение первоочередных расходов. Порядок расчёта уровня бюджетной обеспеченности поселений установлены методикой, утверждённой Законом автономного округа от 10.11.2008 N 132-оз "О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", с изменениями утверждёнными Законом ХМАО - Югры от 27.05.2011 N 49-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
В то же время данная методика не обеспечивает в полной мере покрытие потребностей поселений на исполнение расходных обязательств по решению вопросов местного значения. Данную проблему решает дотация на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений, которая рассчитывается в соответствии с решением Думы Сургутского района от 01.10.2013 N 389 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района".
В целях обеспечения единого подхода при расчёте дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов городских и сельских поселений приказом директора департамента финансов от 03.09.2013 N 55п утверждён порядок оценки минимальных потребностей городских и сельских поселений Сургутского района на выполнение необходимых расходных обязательств по решению вопросов местного значения. Однако, в виду постоянно изменяющихся социально-экономических условий, а также уровня бюджетной обеспеченности бюджетов поселений после выравнивания данный порядок, подлежит ежегодной корректировке с целью его актуализации.
В целях повышения качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских и сельских поселениях Сургутского района, осуществляется мониторинг и оценка качества организации бюджетного процесса в поселениях района.
В настоящее время большое внимание уделяется прозрачности и открытости бюджетного процесса. На официальном сайте муниципального образования Сургутский район размещается информация о деятельности департамента финансов администрации Сургутского района на всех стадиях бюджетного процесса.
Долговая политика Сургутского района является неотъемлемой частью финансовой политики муниципального образования. Качественное, эффективное управление муниципальным долгом предполагает, не только отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам, но прежде всего наличие прозрачной системы управления с использованием четких процедур и механизмов. Для реализации указанной задачи была разработана Концепция управления муниципальным долгом Сургутского района, а также Методика планирования долговых обязательств и определения критериев по муниципальному долгу.
Вместе с тем, процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами в Сургутском районе еще не завершён. В настоящее время сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешённых проблем, в том числе:
- отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
- недостаточность трёхлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования;
- отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования;
- ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования муниципальных программ;
- сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при в целом низкой мотивации главных распорядителей средств бюджете района к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
- отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений и, соответственно, отсутствие ответственности;
- обособленность планирования "текущих" (постоянных) и "инвестиционных" бюджетных расходов, в результате которого может складываться ситуация, при которой предусматривается строительство новых объектов без планирования "текущих" расходов на их функционирование, а также без анализа необходимости этих объектов для достижения заявленных целей;
- недостаточная степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами" направлена на выполнение необходимого комплекса мероприятий по решению указанных проблем. Муниципальная программа является "обеспечивающей", ориентирована на создание общих условий для всех участников бюджетного процесса, в том числе отраслевых (функциональных) органов администрации Сургутского района, реализующих другие муниципальные программы района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.