Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы
социально-экономического развития муниципального образования
Сургутский район
Программа разработана в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 418-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы", Уставом Сургутского района и распоряжением администрации Сургутского района от 29.08.2013 N 256-р "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
Организация дорожной деятельности.
Дорожное хозяйство является одной из отраслей экономики, развитие которой существенно зависит от общего состояния экономики района и в то же время дорожное хозяйство, как один из элементов инфраструктуры экономики, оказывает такое же влияние на её развитие.
Как и любой товар, автомобильная дорога обладает определенными потребительскими свойствами, а именно: удобство и комфортность передвижения; скорость движения; пропускная способность; безопасность движения; срок службы автомобильной дороги; стоимость содержания; экологическая безопасность.
Автомобильные дороги, являясь сложными инженерно-техническими сооружениями, имеют ряд особенностей, а именно:
- автомобильные дороги представляют собой материалоемкие, трудоемкие линейные сооружения, содержание которых требует больших финансовых затрат;
- в отличие от других видов транспорта автомобильный - наиболее доступный для всех вид транспорта, а его неотъемлемый элемент - автомобильная дорога - доступен абсолютно всем гражданам страны, водителям и пассажирам транспортных средств и пешеходам;
- помимо высокой первоначальной стоимости строительства автодороги, работы по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог также требуют больших затрат.
Автомобильный транспорт, как один из самых распространённых, мобильных видов транспорта, требует наличия развитой сети автомобильных дорог с комплексом различных инженерных сооружений на ней. Развитие экономики района во многом определяется эффективностью функционирования автомобильного транспорта, которая зависит от уровня развития и состояния автомобильных дорог общего пользования.
Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям экономики района и является одним из наиболее существенных ограничений темпов роста социально-экономического развития района. По этой причине развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования местного значения имеет важное значение для экономики Сургутского район
Оценка влияния дорожного хозяйства на экономику включает целый ряд более сложных проблем, чем оценка экономических затрат. Это определяется рядом причин. Во-первых, ряд положительных результатов, таких как повышение комфорта и удобства поездок за счёт улучшения качественных показателей сети дорог или экономия времени за счёт увеличения средней скорости движения, не может быть выражен в денежном эквиваленте. Во-вторых, результат в форме снижения транспортных затрат, который касается большого количества граждан, трудно спрогнозировать. В-третьих, некоторые положительные результаты, связанные с совершенствованием сети автомобильных дорог, могут быть достигнуты в различных сферах экономики. Поэтому оценить их в количественных показателях представляется не всегда возможным. Социальная значимость роли автомобильных дорог может быть оценена по следующим показателям: экономия свободного времени, увеличение занятости и снижение миграции населения и т.д.
Показателями улучшения состояния дорожной сети являются:
- снижение текущих издержек, в первую очередь для пользователей автомобильных дорог;
- стимулирование общего экономического развития прилегающих территорий;
- экономия времени как для перевозки пассажиров, так и для прохождения грузов, находящихся в пути;
- снижение числа дорожно-транспортных происшествий и нанесённого материального ущерба;
- повышение комфорта и удобства поездок;
- сокращение времени на перевозки грузов и пассажиров (за счёт увеличения скорости движения);
- снижение стоимости перевозок (за счёт сокращения расхода горюче-смазочных материалов, снижение износа транспортных средств из-за неудовлетворительного качества дорог, повышение производительности труда);
- повышение транспортной доступности;
- снижение последствий стихийных бедствий;
- улучшение экологической ситуации за счёт роста скорости движения и уменьшения расхода ГСМ.
Таким образом, дорожные условия оказывают влияние на все важные показатели экономического развития страны. Во многих странах мира выход из кризисных экономических ситуаций начинается с развитием дорожного строительства.
Автомобильные дороги подвержены влиянию окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянному воздействию транспортных средств, в результате чего меняется технико-эксплуатационное состояние дорог. Для их соответствия нормативным требованиям необходимо выполнение различных видов дорожных работ:
- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
- капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги, не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
- реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляются изменения параметров автомобильной дороги, её участков, ведущие к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущие за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
Опережение темпов роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением протяжённости и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности на автомобильных дорогах района.
Для обеспечения прогнозируемых объёмов автомобильных перевозок требуется приведение их в соответствие с нормативными требованиями по транспортно-эксплуатационному состоянию.
Учитывая вышеизложенное, в условиях ограниченных финансовых средств стоит задача их оптимального использования с целью максимально возможного снижения количества проблемных участков автомобильных дорог и сооружений на них.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач в муниципальном образовании Сургутский район. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста, гибнут и становятся инвалидами дети.
Высокий уровень автомобилизации, способствуя развитию экономики и обеспечению мобильности населения, имеет ряд негативных последствий. За прошедший 2012 года и пять месяцев текущего года на территории Сургутского района произошло 361 ДТП, в результате которых 84 человек погибло и 493 травмировано. Моральный и материальный ущерб от гибели и ранения людей определяет высокую значимость мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Тенденция изменения уровня аварийности свидетельствуют об ухудшении положения с обеспечением безопасности дорожного движения на территории Сургутского района.
Тяжесть последствий ДТП характеризуется числом погибших на 100 пострадавших в результате ДТП. Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий в Сургутском районе в 2012 году составила 15,15 погибших на 100 пострадавших. Этот показатель в Сургутском районе выше среднероссийского уровня тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (средний показатель по Российской Федерации - 12,1).
Таким образом, достигнутый уровень автомобилизации и сложность проблем дорожного движения требуют разработку и реализацию новых подходов к обеспечению безопасности дорожного движения. Основными направлениями повышения уровня безопасности участников дорожного движения на территории Сургутского района являются совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения, использование новой техники и технологий в организации дорожного движения, улучшение качества работы органов и подразделений ГИБДД, улучшение дорожных условий и дорожной инфраструктуры.
Организация транспортного обслуживания и повышение безопасности дорожного движения.
Одним из приоритетных направлений развития Сургутского района является повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения, развитие современной и эффективное дорожной инфраструктуры, повышение комплексной безопасности и устойчивости всей транспортной системы повышение уровня и качества жизни населения на основе развития услуг почтовой связи и телевидения.
В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основными полномочиями муниципалитета в транспортной сфере муниципального хозяйства являются создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования.
Система пассажирского транспорта является важнейшей составляющей инфраструктурного комплекса Сургутского района. Годовой объём пассажирских перевозок всеми видами транспорта составляет более 150 тыс. пассажиров. Ускоренные темпы автомобилизации в последние годы ни в коей мере не уменьшили значимость муниципального пассажирского транспорта в общей системе транспортного обслуживания.
Надёжная и эффективная работа пассажирского транспорта в районе является важнейшим показателем социально-политической и экономической стабильности.
Деятельность администрации Сургутского района в сфере развития, формирования маршрутной сети осуществляется на основании реального спроса населения на перевозки, устанавливаемого путём анализа статистических данных, анализа пассажиропотока.
Формирование результатов обследования в отчётном периоде, характеризующих динамику изменений показателей работы транспортной отрасли, позволяет администрации района увязать свою работу в сфере оптимизации маршрутной сети с реальными фактическими данными по пассажиропотоку, а также определять фактическое количество поездок, совершаемое различными категориями пассажиров, количество необходимого подвижного состава.
На сегодняшний день существующая маршрутная сеть охватывает большинство населённых пункты района, соединяет их с районным центром.
Одним из наиболее значимых компонентов при оценке качества предоставляемых транспортных услуг является культура обслуживания пассажиров, которая на сегодняшний день приобретает все большее значение в работе общественного пассажирского транспорта.
Транспортный комплекс муниципального образования Сургутский район сформирован автомобильным, воздушным, водным транспортом и включает в себя: сеть автомобильных дорог различного значения, водные пути, автовокзалы, и вертолётные площадки.
Пассажирские перевозки выполняются по маршрутам:
- "г. Ханты-Мансийск - г. Сургут - д. Банное - г. Ханты-Мансийск";
- "г. Сургут - с. Угут - г. Сургут".
В перевозках по Сургутскому району задействованы один теплоход типа "Линда" на маршруте "г. Ханты-Мансийск - г. Сургут - д. Банное - г. Ханты-Мансийск" и один теплоход типа "Заря" на маршруте "г. Сургут - с. Угут - г. Сургут", принадлежащие ОАО "Северречфлот".
Количество перевезённых пассажиров на речном транспорте ежегодно снижается и в дальнейшем с развитием сети автомобильных дорог данный вид транспорта в Сургутском районе утратит своё значение.
Пассажирские перевозки по речным маршрутам Сургутского района осуществляет ОАО "Северречфлот", предприятие со 100% уставным капиталом Правительства автономного округа.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом на территории Сургутского района выполняют ОАО "Сургутское производственное автотранспортное объединение" и ООО "Автотранспортное предприятие N 1" и индивидуальные предприниматели.
Пассажирские перевозки осуществляются по 11 социально значимым маршрутам, в том числе по 4 пригородным и 7 междугородным маршрутам.
Основными проблемами выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом являются:
1) Неэффективный контроль со стороны организаторов перевозок за выполнением пассажирских перевозок.
Отсутствие постоянного контроля за работой автобусов на маршрутах со стороны организаторов перевозок не гарантирует выполнение транспортными организациями, в особенности индивидуальными предпринимателями, условий контрактов в части безопасности перевозок, графиков движения, скоростного режима, загрузки автобусов и культуры обслуживания пассажиров.
2) Убыточность пассажирских перевозок на маршрутах с низким уровнем пассажиропотока.
Финансово-хозяйственная деятельность предприятий, обеспечивающих пассажирские перевозки на социально значимых маршрутах в районе характеризуются убыточностью. Субсидирование пассажирских перевозок позволяет компенсировать убытки и, соответственно, обеспечивать надёжность и безопасность пассажирских перевозок всеми видами транспорта.
В целях транспортного обслуживания населения, проживающих в труднодоступных населённых пунктах Сургутского района, организованы пассажирские перевозки воздушным транспортом.
В связи с тем, что пассажирские перевозки на местных воздушных линиях являются убыточными, администрация Сургутского района предоставляет субсидии организациям, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа.
В Программе предусмотрены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, страдающим хронической почечной недостаточностью.
На территории Сургутского района, согласно предоставленным спискам управлением здравоохранения, проживает 17 граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью и нуждающихся в доставке в Сургутскую клиническую больницу для прохождения курса лечения программного гемодиализа и обратно.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Сургутского района и решением Думы Сургутского района от 28.03.2012 N 154 "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан", постановлением администрации Сургутского района от 17.10.2012 N 3936-нпа утверждён "Порядок организации перевозки автомобильным транспортом граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории Сургутского района, в лечебные учреждения города Сургута для прохождения курса лечения программного гемодиализа и обратно".
Организация связи и бытового обслуживания.
Программа направлена также на повышение доступности услуг почтовой связи для населения и органов местного самоуправления Сургутского района, охват территории Сургутского района местным телевизионным вещанием и на улучшение качества оказываемых бытовых услуг.
В сложных нынешних экономических условиях, когда непрерывно развиваются средства электрической и радиосвязи, передачи, данных возникает конкуренция, общегосударственная почтовая связь сохраняет своё значение, поскольку для многих жителей района почтовая связь остаётся важнейшим связующим звеном с внешним миром.
Таким образом, почтовая связь являясь составной частью инфраструктуры общества, служит важным средством общения для пользователей её услугами, обмена информацией, товароматериальными ценностями.
Выполнению значимой социальной роли почтовой связи во всех вышеперечисленных аспектах человеческой деятельности способствует разветвленная сеть её объектов. Реализация услуг почтовой связи в полном их объёме - приём, обработка, перевозка, доставка - возможна лишь при участии её объектов, занятых транспортировкой почты.
В настоящее время почтовая связь в Сургутском районе среди различных видов связи является доступным и достаточно распространённым видом связи. Она предназначена для предоставления услуг пользователям по приёму, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений.
Пользователями услуг являются жители городских и сельских поселений, органы местного самоуправления и юридические лица.
В Программе предусмотрены мероприятия по возмещению затрат организациям, предоставляющим населению услуги бань по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Всего в Сургутском районе действует 5 бань, находящихся в пгт. Белый Яр, пгт. Барсово, д. Сайгатина, д. Лямина, с. Угут.
Услуги бань в населённых пунктах играют не маловажную роль, так как предоставляя данные услуги реализуется достаточно важная и необходимая социальная функция для жителей поселений муниципального образования Сургутский район. Услуги бань выступают как одна из социальных гарантий (помощи) для населения, поэтому тарифы для населения устанавливаются с ориентиром на доступность данной услуги, в связи с чем, расходы предприятия, связанные с оказанием данных услуг, не возмещаются в полном объёме.
В данной Программе решается проблема охвата населения Сургутского района местным телевизионным вещанием. Подпрограмма "Создание условий для обеспечения населения услугами связи и бытовыми услугами" направлена на обеспечение местного телевизионного вещания телевизионного вещания на всей территории Сургутского района с использованием космического сегмента космического аппарата "Экспресс-АМ33". Использование космического ретранслятора дает возможность обеспечения населения Сургутского района полной и достоверной информацией о событиях, новостях, его людях, важнейших решениях, принимаемых окружной и районной властями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.