Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации Сургутского района
от 12 ноября 2015 г. N 4849
Методические рекомендации
по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, форм сводных отчётов и форм заключений об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и об экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, формы соглашения о взаимодействии между администрацией Сургутского района и организациями, представляющими интересы предпринимательского и инвестиционного сообщества, при оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов администрации Сургутского района и экспертизы принятых администрацией Сургутского района муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, утверждённым постановлением администрации Сургутского района от 29.09.2015 N 4381-нпа "Об организации оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы принятых муниципальных нормативных, правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в администрации Сургутского района" далее - Порядок), с целью методической поддержки при проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, администрации Сургутского района, и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов администрации Сургутского района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.2. Методические рекомендации предназначены для использования регулирующим органом, органом, осуществляющим экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, и уполномоченным органом при проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.3. Процедура оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов осуществляется в целях обоснованного выбора способа предлагаемого правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнения лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием (далее - заинтересованные лица).
1.4. Целью процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее также - нормативный акт) является повышение качества регулирования, обеспечение возможности учёта мнений социальных групп и установление баланса интересов, как на стадии подготовки проекта нормативного акта, так и на стадии оценки фактического воздействия, действующего регулирования, посредством анализа последствий и эффектов регулирования и определения наилучшей с точки зрения степени соответствия критериям целесообразности, эффективности, осуществимости и адекватности варианта регулирования на основе сопоставления выгод и издержек участников правоотношений.
1.5. Понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, установленных Порядком.
2. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных актов
2.1. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных актов (далее - ОРВ) осуществляется после разработки проекта нормативного акта регулирующим органом до начала процедуры его согласования.
2.2. ОРВ подлежат проекты нормативных правовых актов администрации Сургутского района, за исключением проектов нормативных правовых актов, указанных в пункте 1.4. Порядка.
2.3. ОРВ проектов нормативных актов осуществляется в соответствии с процедурами, утвержденными Порядком.
3. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов
3.1. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (далее - экспертиза) проводится в отношении действующих муниципальных нормативных правовых актов администрации Сургутского района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Экспертиза проводится в целях выявления в нормативном правовом акте положений:
а) содержащих избыточные обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, запреты и ограничения для них;
б) предусматривающих необоснованные расходы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Сургутского района.
3.2. Экспертиза осуществляется в соответствии с планом проведения экспертизы (далее - план), который ежегодно формируется уполномоченным органом.
3.3. Нормативные правовые акты включаются в план при наличии в них положений, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также сведений, полученных в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы или самостоятельно выявленных органом, осуществляющим экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, указывающих, что положения нормативного правового акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, поскольку содержат избыточные обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, запреты и ограничения для них, предусматривают необоснованные расходы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Сургутского района.
3.4. Отраслевой (функциональный) орган администрации Сургутского района, осуществляющий экспертизу нормативных правовых актов, не позднее 1 декабря текущего года направляют в уполномоченный орган предложения в план.
3.5. Предложения должны содержать: наименование нормативного правового акта, подлежащего экспертизе, сроки проведения экспертизы, информацию о должностных лицах, ответственных за проведение экспертизы.
3.6. В плане указывается период проведения публичных консультаций, а также дата направления документов, подготовленных по результатам проведения публичных консультаций, в уполномоченный орган.
3.7. При наличии соисполнителей по мероприятиям, указанным в нормативном правовом акте, экспертиза проводится ответственным исполнителем во взаимодействии с соисполнителями нормативного правового акта, при этом предложения о проведении экспертизы и сводный отчёт о результатах проведения экспертизы формируется и направляется в уполномоченный орган ответственным исполнителем нормативного правового акта.
3.8. Уполномоченный орган размещает проект плана, сформированный с учётом предложений органов, осуществляющих экспертизу нормативных правовых актов, и участников публичных консультаций (при наличии) не позднее 10 декабря текущего года в специализированном разделе по вопросам оценки регулирующего воздействия на официальном сайте муниципального образования Сургутский район, и указывает сроки его обсуждения, которые не могут быть менее 20 календарных дней.
3.9. В целях учёта мнения, сложившегося в результате правоприменительной практики, уполномоченный орган одновременно с размещением проекта плана запрашивает предложения в план у лиц из числа участников публичных консультаций, которых целесообразно привлечь к обсуждению плана, исходя из предмета регулирования, а именно:
- о необходимости проведения экспертизы рассматриваемых нормативных правовых актов;
- о включении в план иных нормативных правовых актов, содержащих положения, указанные в пункте 3.3. настоящих методических рекомендаций.
3.10. Сформированный с учётом поступивших предложений план утверждается распоряжением администрации Сургутского района ежегодно не позднее 15 января текущего года. Размещается уполномоченным органом в специализированном разделе официального сайта в течение 1 рабочего дня со дня его утверждения.
3.11. Внесение изменений в план осуществляется не чаще, чем 1 раз в квартал, по решению уполномоченного органа, при наличии оснований, указанных в пункте 3.3. настоящих методических рекомендаций, выявленных уполномоченным органом, отраслевыми (функциональными) органами администрации Сургутского района, осуществляющими экспертизу нормативных правовых актов, или участниками публичных консультаций.
Поступившее в уполномоченный орган предложение о внесении изменений в план рассматривается уполномоченным органом, изменения в план вносятся приказом руководителя уполномоченного органа не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации.
В течение срока, предусмотренного на рассмотрение предложения о внесении изменений в план, уполномоченный орган вправе запросить мнение у лиц из числа участников публичных консультаций, которых целесообразно привлечь к обсуждению плана, исходя из предмета регулирования, а также сведения, необходимые для включения нормативного правового акта в план у отраслевого (функционального) органа администрации Сургутского района, осуществляющего экспертизу нормативных правовых актов.
Не позднее 7 календарных дней со дня внесения изменений в план уполномоченный орган размещает актуальный план в специализированном разделе официального сайта, и информирует об изменениях в плане заинтересованного органа, осуществляющего экспертизу нормативных правовых актов, или участника публичных консультаций.
3.12. Орган, осуществляющий экспертизу нормативных правовых актов, в сроки, установленные планом, проводит экспертизу нормативного правового акта и осуществляет процедуры, предусмотренные Порядком и настоящими методическими рекомендациями, на предмет наличия в нем положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Срок проведения экспертизы, осуществляемой в соответствии с планом, не должен превышать трех месяцев со дня, установленного для начала её проведения.
Срок проведения экспертизы при необходимости может быть продлен уполномоченным органом, но не более чем на один месяц.
3.13. Также экспертиза нормативных правовых актов проводится при разработке вносящих в них изменения проектов нормативных правовых актов, в случае если ранее экспертиза нормативного правового акта не проводилась.
Экспертиза указанного нормативного правового акта осуществляется одновременно с ОРВ проекта нормативного правового акта, вносящего изменения в действующий нормативный правовой акт.
3.14. По результатам экспертизы нормативного акта, после проведения публичных консультаций, органом, осуществляющим экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, направляется в уполномоченный орган для подготовки заключения об экспертизе сводный отчёт о результатах проведения экспертизы муниципального нормативного правового акта, подписанный руководителем отраслевого (функционального) органа, а также свод предложений с приложением муниципального нормативного правового акта.
4. Проведение публичных консультаций в целях оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, экспертизы нормативных правовых актов
4.1. Проведение публичных консультаций осуществляется на стадии углублённой ОРВ (экспертизы), в сроки и последовательности, установленные Порядком.
Для проведения качественного анализа альтернативных вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу нормативных правовых актов, проводит публичные консультации с заинтересованными лицами в целях уточнения содержания данной проблемы, определения возможных вариантов её решения, уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у данных лиц необоснованных издержек в связи с его введением, а также в целях получения предложений о других возможных вариантах решения указанной проблемы.
Выбор наилучшего варианта правового регулирования осуществляется с учётом следующих основных критериев:
а) эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;
б) уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджета;
в) предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для ее развития.
В случае если по итогам проведения публичных консультаций регулирующим органом будет принято решение о выборе варианта регулирования, отличного от первоначально предлагавшегося, он должен провести повторное обсуждение данного варианта правового регулирования как предпочтительного с участием заинтересованных лиц.
Целями проведения публичных консультаций являются:
- сбор мнений всех заинтересованных лиц относительно обоснованности выбора варианта предлагаемого либо действующего правового регулирования;
- установление степени объективности количественных и качественных оценок, касающихся групп потенциальных адресатов предлагаемого либо действующего правового регулирования и возможных выгод и издержек указанных групп, а также доходов и расходов бюджета района, связанных с введением указанного варианта предлагаемого либо действующего правового регулирования;
- определение достижимости целей предлагаемого либо действующего правового регулирования, а также возможных рисков, связанных с введением соответствующего правового регулирования либо действующим правовым регулированием;
- оценка качества подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта либо действующего нормативного правового акта с точки зрения юридической техники и соответствия цели выбранного варианта предлагаемого правового регулирования либо действующего правового регулирования.
4.2. Для проведения публичных консультаций регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу нормативных правовых актов, размещает в специализированном разделе на официальном сайте муниципального образования Сургутский район уведомление о проведении публичных консультаций (приложения 1.1., 1.2. к настоящим методическим рекомендациям), опросный лист (приложения 1.3., 1.4. к настоящим методическим рекомендациям), а также иные материалы, являющиеся обоснованием выбора варианта предлагаемого правового регулирования, либо позволяющие оценить эффективность действующего регулирования.
Кроме того, к уведомлению о проведении публичных консультаций прилагается проект нормативного правового акта, в отношении которого проводится процедура ОРВ (нормативный правовой акт, в отношении которого проводится экспертиза), а также пояснительная записка к нему.
При заполнении формы уведомления о проведении публичных консультаций по проекту нормативного акта регулирующий орган учитывает рекомендации по его заполнению, приведенные в разделе 8 настоящих методических рекомендаций.
4.3. При проведении публичных консультаций обеспечивается выполнение следующих условий:
- вовлечение в процесс публичных обсуждений максимально широкого круга участников, чьи интересы будут затронуты предлагаемым правовым регулированием или затронуты действующим правовым регулированием, а также представителей экспертного сообщества;
- всесторонний учёт заинтересованных лиц;
- обеспечение прозрачности проводимых процедур публичных консультаций;
- своевременное и широкое информирование о проведении публичных обсуждений.
4.4. В ходе проведения регулирующим органом публичных консультаций производится оценка:
- отношения участников публичных консультаций к предлагаемой проектом нормативного акта или существующей модели правового регулирования;
- предложений и замечаний участников публичных консультаций.
4.5. Предложения участников публичных консультаций учитываются при подготовке регулирующим органом или органом, осуществляющим экспертизу нормативных правовых актов, сводного отчёта о результатах проведения ОРВ или экспертизы, а также при подготовке уполномоченным органом заключения об ОРВ (экспертизе).
4.6. В целях получения наиболее своевременной, полной и достоверной информации при проведении публичных консультаций, увеличения числа участников публичных консультаций, регулирующий орган или орган и, осуществляющий экспертизу нормативных правовых актов:
- заключает соглашения о взаимодействии с организациями, представляющими интересы предпринимательского и инвестиционного сообщества, при ОРВ и экспертизе (приложение 2 к настоящему постановлению);
- дополнительно использует такие формы публичного обсуждения, как открытые заседания общественно-консультативных органов, опросы бизнес-ассоциаций, экспертного сообщества, специально сформированных органом, проводящим публичные консультации, экспертных групп, интернет-опросы, проведение совещаний с заинтересованными сторонами, включая обсуждение на независимых интернет-площадках. Поступившие в ходе указанных мероприятий предложения собираются регулирующим органом или органом, осуществляющим экспертизу нормативных правовых актов, и включаются в свод предложений, подготавливаемый в порядке, установленном пунктом 4.8. настоящих методических рекомендаций.
Регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу нормативных правовых актов, одновременно с размещением уведомления о проведении публичных консультаций информирует о ее проведении Сургутскую торгово-промышленную палату и организации, представляющие интересы предпринимательского и инвестиционного сообщества, с которыми заключены соглашения о взаимодействии при проведении ОРВ (экспертизы), а также иных лиц, которых целесообразно привлечь к участию в публичных консультациях, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
Отсутствие у регулирующего органа или органа, осуществляющего экспертизу нормативных правовых актов, исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых затронуты или могут быть затронуты предлагаемым (действующим) правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки извещений о проведении публичных консультаций.
4.7. Регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу нормативных правовых актов, обеспечивает рассмотрение всех предложений, поступивших в период проведения публичных консультаций.
4.8. Результаты публичных консультаций оформляются сводом предложений (приложение 1.5. к настоящим методическим рекомендациям), содержащим информацию об учёте либо отклонении мнения участников публичных консультаций и аргументированную позицию регулирующего органа или органа, осуществляющего экспертизу нормативных правовых актов, по всем полученным мнениям участников публичных консультаций.
В своде предложений указывается автор и содержание предложения, результат его рассмотрения (предполагается ли использовать данное предложение при разработке проекта нормативного правового акта либо использовать данное предложение к действующему нормативному правовому акту; в случае отказа от использования предложения указываются причины такого решения).
Также в своде предложений указывается перечень организаций или лиц, которым были направлены извещения о проведении публичных консультаций в соответствии с пунктом 4.6. настоящих методических рекомендаций.
В случае непоступления в адрес регулирующего органа в течение срока проведения публичных консультаций мнений их участников, в своде предложений указывается соответствующая информация.
К своду предложений прикладываются текст скорректированного по итогам публичных консультаций проекта нормативного правового акта, копии отзывов участников публичных консультаций и копии писем, направленных в адрес участников публичных консультаций, о результатах рассмотрения их мнений.
4.9. По результатам рассмотрения поступивших предложений участников публичных консультаций регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу нормативных правовых актов, принимает решение о подготовке проекта нормативного правового акта либо об отказе от введения предлагаемого или действующего правового регулирования в целях решения выявленной проблемы.
4.10. Регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу нормативных правовых актов, обеспечивает размещение свода предложений, сводного отчёта и итогового проекта нормативного правового акта по результатам публичных консультаций либо решения об отказе от введения предлагаемого или действующего правового регулирования в специализированном разделе официального сайта не позднее 10 календарных дней со дня окончания публичных консультаций, а также письменно информирует участников публичных консультаций о результатах рассмотрения их предложений.
Свод предложений подлежит размещению в специализированном разделе официального сайта на срок 20 календарных дней.
4.11. После проведения процедур углублённой ОРВ, экспертизы нормативного правового акта регулирующий орган направляет в уполномоченный орган сводный отчёт и свод предложений по результатам публичных консультаций с приложением муниципального нормативного правового акта и пояснительной записки к нему.
5. Подготовка сводного отчёта об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного акта или об экспертизе нормативного акта администрации Сургутского района
5.1. По результатам углублённой ОРВ или экспертизы, после проведения публичных консультаций, регулирующим органом или органом, осуществляющим экспертизу нормативных правовых актов, готовится сводный отчёт о результатах проведения ОРВ или экспертизы (приложения 3, 4 к настоящему постановлению) (далее - сводный отчёт).
При заполнении формы сводного отчёта о результатах проведения ОРВ регулирующий орган учитывает рекомендации по заполнению соответствующих разделов сводного отчета, приведённые в разделе 9 настоящих методических рекомендаций.
5.2. При подготовке сводного отчёта регулирующим органом заполняются все разделы, предусмотренные формой сводного отчета и обеспечивается представление информации, необходимой для подготовки заключения уполномоченным органом.
Кроме того, к сводному отчету прилагается информация об источниках полученных сведений, использованных при заполнении разделов сводного отчета, расчеты расходов (поступлений) субъектов предпринимательской, инвестиционной деятельности и местного бюджета, перечня индикаторов (показателей) мониторинга достижения целей регулирования, а также методики, по которым они производились.
Информация об источниках данных и методах расчётов должна обеспечивать возможность их верификации. Если расчёты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные рекомендуется приводить в приложении к сводному отчёту в полном объёме.
5.3. Сводный отчёт подписывается руководителем регулирующего органа или органа, осуществляющего экспертизу нормативных правовых актов, и направляется в уполномоченный орган вместе со сводом предложений по результатам проведения публичных консультаций, проектом нормативного правового акта (копией нормативного правового акта) и пояснительной записки к нему для подготовки заключения.
6. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного акта или экспертизе нормативного акта администрации Сургутского района
6.1. После получения от регулирующего органа сводного отчёта о результатах проведения ОРВ или органа, осуществляющего экспертизу нормативных правовых актов, сводного отчёта о результатах проведения экспертизы, а также свода предложений по результатам публичных консультаций, (проекта) нормативного правового акта и пояснительной записки к нему, уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней подготавливается заключение об ОРВ или об экспертизе (приложения 5, 6 к настоящему постановлению), включающее оценку:
- соответствия процедур ОРВ (экспертизы), проведённых регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу нормативных правовых актов), требованиям Порядка;
- качества проведённых регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу нормативных правовых актов) процедур ОРВ (экспертизы), а также подготовки сводного отчета о результатах проведения ОРВ (экспертизы) и обоснованности, содержащихся в сводном отчете выводов и причин отклонения предложений участников публичных консультаций.
6.2. В случае отсутствия замечаний к проведению процедур ОРВ (экспертизы) и качеству подготовки сводного отчёта уполномоченный орган направляет в регулирующий орган (орган, осуществляющий экспертизу нормативных правовых актов) заключение об ОРВ (экспертизе) без замечаний.
6.3. В случае выявления несоблюдения требований установленного порядка проведения процедуры ОРВ (экспертизы) и замечаний к качеству подготовки сводного отчета и соответствию их Порядку, уполномоченный орган дает заключение об ОРВ (экспертизе), в котором указывает на необходимость повторного проведения процедур, предусмотренных Порядком, начиная с соответствующей невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры, с последующей доработкой и повторным направлением в уполномоченный орган сводного отчёта и проекта нормативного правового акта для подготовки заключения об ОРВ (экспертизе).
Выявленные в проекте нормативного правового акта (нормативном правовом акте) положения, вводящие (содержащие) избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов (предусматривающие необоснованные расходы) указанных субъектов и местного бюджета, перечисляются в заключении об ОРВ (экспертизе).
Кроме того, в заключении об ОРВ (экспертизе) указывается мнение уполномоченного органа относительно обоснований выбора предлагаемого варианта правового регулирования либо действующего правового регулирования, содержащихся в соответствующих разделах сводного отчёта, а также собственные оценки и иные замечания уполномоченного органа.
В случае наличия обоснованных предложений уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта нормативного правового акта, они также включаются в заключение об ОРВ (экспертизе).
Анализ, проводимый уполномоченным органом, основывается на результатах исследования регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу нормативных правовых актов) выявленной проблемы, представленных в сводном отчёте. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого либо действующего правового регулирования, отражённые в своде предложений, поступивших по результатам проведения публичных консультаций.
В случае отсутствия по итогам публичных консультаций мнений их участников, в заключении об ОРВ (экспертизе) указывается о том, что публичные консультации были организованы некачественно, при этом уполномоченный орган возвращает проект нормативного правового акта регулирующему органу (извещает орган, осуществляющий экспертизу нормативных правовых актов) для проведения (о необходимости проведения) дополнительных публичных консультаций.
При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования или действующего правового регулирования уполномоченный орган обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах сводного отчёта:
- точность формулировки выявленной проблемы;
- обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого или действующего правового регулирования и динамики их численности;
- адекватность определения целей предлагаемого или действующего правового регулирования;
- практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого или действующего правового регулирования;
- верифицируемость показателей достижения целей предлагаемого или действующего правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;
- корректность оценки регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу нормативных правовых актов) дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого или действующего правового регулирования и местного бюджета, связанных с введением предлагаемого правового регулирования или действующим правовым регулированием;
- степень выявления регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу нормативных правовых актов) всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования или введенного правового регулирования.
6.4 Заключение структурно включает в себя вводную, описательную, мотивировочную и заключительную (итоговую) части.
Во вводной части заключения указывается наименование проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта) и его разработчика, приводятся краткие сведения о проведенных в рамках процедуры ОРВ (экспертизы) мероприятиях и их сроках.
В описательной части заключения описываются основные положения предлагаемого (действующего) правового регулирования, содержащиеся в сводном отчёте выводы регулирующего органа (органа, осуществляющего экспертизу нормативных правовых актов) об обоснованности предлагаемого (действующего) правового регулирования и результаты публичных консультаций.
В мотивировочной части заключения излагается позиция уполномоченного органа относительно предлагаемого (действующего) правового регулирования и соблюдения регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу нормативных правовых актов) установленного порядка проведения процедуры ОРВ (экспертизы) с учётом положений Порядка и настоящих методических рекомендаций.
В мотивировочной части также осуществляется анализ ключевых выводов и результатов расчётов, представленных регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу нормативных правовых актов) в соответствующих разделах сводного отчёта, обобщение и оценка результатов публичных консультаций, предложения уполномоченного органа, направленные на улучшение качества проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта).
Итоговым выводом заключения являются выводы о соблюдении (несоблюдении или неполном соблюдении) установленного порядка проведения ОРВ (экспертизы) и о достаточности оснований для принятия решения о введении предлагаемого регулирующим органом варианта правового регулирования (решения о сохранении действующего правового регулирования).
6.5. Регулирующий орган (орган, осуществляющий экспертизу нормативных правовых актов) устраняет замечания и учитывает выводы, указанные в заключении уполномоченного органа, при доработке проекта нормативного правового акта и сводного отчёта о результатах проведения ОРВ (экспертизы). По итогам доработки регулирующий орган (орган, осуществляющий экспертизу нормативных правовых актов) повторно направляет проект нормативного правового акта (нормативный правовой акт), пояснительную записку к нему, сводный отчёт о результатах проведения ОРВ (экспертизы) и свод предложений по результатам публичных консультаций, в уполномоченный орган для подготовки заключения об ОРВ (экспертизе).
6.6. Орган, осуществлявший экспертизу нормативных правовых актов, при получении заключения, содержащего только позицию уполномоченного органа относительно выявленных положений нормативного правового акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, принимает одно из решений, в соответствии с пунктом 4.6. Порядка, о чём информирует уполномоченный орган.
6.7. В случае если замечания, представленные уполномоченным органом в заключении об ОРВ (экспертизе), регулирующий орган (орган, осуществляющий экспертизу нормативных правовых актов) считает необоснованными, проводятся дополнительные согласительные процедуры в форме совместных консультаций или совещаний, результаты которых оформляются протоколом.
6.8. Заключение об ОРВ (экспертизе) размещается уполномоченным органом в специализированном разделе официального сайта муниципального образования Сургутский район не позднее пяти рабочих дней со дня его подписания.
7. Мониторинг фактического воздействия нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности
7.1. Оценке фактического воздействия подвергаются нормативные правовые акты, в отношении которых была проведена углубленная ОРВ, после их введения в действие.
Целью оценки фактического воздействия нормативных правовых актов является анализ достижения целей регулирования, заявленных в сводном отчёте о результатах проведения оценки их регулирующего воздействия, определение и оценка фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативных правовых актов, а также выявление в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности или приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местного бюджета.
7.2. Перечень нормативных правовых актов, подлежащих оценке фактического воздействия, определяется планом, утверждаемым в порядке, предусмотренном пунктами 3.2. - 3.5., 3.7. - 3.10. настоящих методических рекомендаций.
7.3. Сроки и периодичность проведения мониторинга фактического воздействия устанавливаются с учетом пунктов 3.1. - 3.2. сводного отчёта о результатах проведения ОРВ (приложение 3 к настоящему постановлению).
Мониторинг фактического воздействия проводится не ранее чем через два года после вступления в силу нормативного правового акта, в отношении которого была проведена ОРВ.
7.4. Мониторинг фактического воздействия нормативных правовых актов проводится органом, осуществляющим оценку фактического воздействия нормативных правовых актов.
7.5. Орган, осуществляющий оценку фактического воздействия нормативных правовых актов, в сроки, установленные планом, проводит оценку фактического воздействия нормативных правовых актов и процедуры, предусмотренные Порядком и настоящими методическими рекомендациями, в соответствии с целями оценки фактического воздействия.
7.6. Для проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта рассчитываются фактические значения показателей (индикаторов) достижения целей регулирующего воздействия нормативного правового акта, а также оцениваются фактические положительные и отрицательные последствия установленного регулирования.
7.8. В отношении каждого нормативного правового акта, подлежащего оценке фактического воздействия, подготавливается в установленные планом сроки отчёт об оценке фактического воздействия, включающий следующие сведения и материалы:
а) реквизиты и источники официального опубликования нормативного правового акта;
б) сведения о вносившихся в нормативный правовой акт изменениях (при наличии);
в) сведения о результатах ОРВ, включая сводный отчёт о результатах проведения оценки его регулирующего воздействия, заключение об оценке его регулирующего воздействия, свод предложений, поступивших по итогам проведения публичных консультаций (полные электронные адреса размещения указанных сводного отчёта и заключения) (при наличии);
г) период действия нормативного правового акта и его отдельных положений (при наличии);
д) основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы местного самоуправления, интересы которых затрагиваются регулированием, установленным нормативным правовым актом, оценка количества таких субъектов на день подготовки отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, изменение численности и состава таких групп по сравнению со сведениями, представленными регулирующим органом при проведении ОРВ проекта нормативного правового акта;
е) изменение бюджетных расходов и доходов от реализации предусмотренных нормативным правовым актом функций, полномочий, обязанностей и прав органов местного самоуправления;
ж) оценка фактических расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных нормативным правовым актом обязанностей или ограничений;
з) оценка фактических положительных и отрицательных последствий установленного регулирования в сравнении с прогнозными положительными и отрицательными последствиями, зафиксированными в разделах 6 - 8 сводного отчёта о результатах проведения ОРВ (приложение 3 к настоящему постановлению);
и) сведения о реализации методов контроля эффективности достижения цели регулирования, установленных нормативным правовым актом, а также организационно-технических, методологических, информационных и иных мероприятий с указанием соответствующих расходов местного бюджета;
к) оценка эффективности достижения заявленных целей регулирования;
л) сравнительный анализ установленных в сводном отчёте о результатах проведения ОРВ индикативных показателей достижения целей в соответствии с пунктами 3.5., 3.7. сводного отчёта о результатах проведения ОРВ и их фактических значений (при наличии). Приводятся также методики расчета индикаторов и источники использованных данных. Для оценки фактических значений показателей используются официальные статистические данные, экспертные оценки, данные социологических опросов и другие источники информации. Рекомендуется, чтобы методики и источники данных для расчёта фактических значений установленных показателей соответствовали тем, которые использовались при расчете целевых индикаторов в рамках ОРВ;
м) сведения о привлечении к ответственности за нарушение установленных нормативным правовым актом требований, в случае если нормативным правовым актом установлена такая ответственность;
н) иные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить фактическое воздействие нормативного правового акта.
7.9. В случае если заявленные цели правового регулирования не достигаются и (или) фактические отрицательные последствия установленного правового регулирования существенно превышают прогнозные значения, это отмечается в отчете об оценке фактического воздействия. В этом случае также проводится анализ причин указанной ситуации, которая является основанием для формирования предложений об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений.
7.10. В целях публичного обсуждения отчёта об оценке фактического воздействия нормативного правового акта текст нормативного правового акта (в редакции, действующей на день размещения) и отчёт об оценке фактического воздействия размещаются в специализированном разделе сайта для проведения публичных консультаций. Вместе с материалами отчёта размещается перечень вопросов для участников публичных консультаций.
Публичная консультация начинается одновременно с размещением отчёта об оценке фактического воздействия и продолжается 20 календарных дней.
Целью публичных консультаций является выработка мнения относительно того, достигаются ли в процессе действия нормативного правового акта заявленные цели правового регулирования, а также о целесообразности отмены или изменения указанного нормативного правового акта или его отдельных положений.
О проведении публичных консультаций извещаются те же органы, организации и лица, которые ранее информировались о проведении публичных консультаций в рамках ОРВ проекта указанного нормативного правового акта.
Орган, осуществляющий оценку фактического воздействия нормативных правовых актов, обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичных консультаций отчёта, и составить свод предложений с указанием сведений об их учёте или о причинах их отклонения не позднее 10 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций, разместив его в специализированном разделе официального сайта.
7.11. По результатам публичных консультаций орган, осуществляющий оценку фактического воздействия нормативных правовых актов, дорабатывает отчёт об оценке фактического воздействия. При этом в отчёт включаются:
а) сведения о проведении публичных консультаций отчёта и сроках его проведения;
б) свод предложений, поступивших в ходе публичных консультаций отчёта об оценке фактического воздействия;
в) подготовленные на основе полученных выводов предложения об отмене или изменении нормативного правового акта, а также о принятии иных мер.
7.12. Доработанный отчёт об оценке фактического воздействия нормативного правового акта подписывается руководителем или заместителем руководителя органа, осуществляющего оценку фактического воздействия нормативных правовых актов, одновременно с размещением в специализированном разделе официального сайта, и направляется в уполномоченный орган для подготовки заключения об оценке фактического воздействия.
7.13. По результатам рассмотрения отчёта об оценке фактического воздействия уполномоченный орган готовит заключение об оценке фактического воздействия в течение 10 рабочих дней со дня поступления указанного отчёта.
В заключении делаются выводы о достижении или недостижении заявленных целей регулирования нормативного правового акта, фактических положительных и отрицательных последствиях принятия нормативного правового акта, а также о выявлении или невыявлении в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности или приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местного бюджета.
В случае, если уполномоченным органом сделан вывод о том, что органом, осуществляющим оценку фактического воздействия нормативных правовых актов, при подготовке отчёта об оценке фактического воздействия нормативного правового акта не соблюдены требования установленного порядка её проведения и при наличии замечаний к качеству подготовки сводного отчёта, орган, осуществляющий оценку фактического воздействия нормативных правовых актов, повторно проводит процедуры, предусмотренные Порядком, начиная с соответствующей невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры, с последующей доработкой отчёта по их результатам, после чего направляет его в уполномоченный орган.
7.14. Заключение об оценке фактического воздействия размещается уполномоченным органом в специализированном разделе официального сайта муниципального образования Сургутский район не позднее одного рабочего дня со дня его регистрации.
7.15. В случае, если заключение об оценке фактического воздействия содержит предложения об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений, указанное заключение направляется на рассмотрение органу, осуществляющему оценку фактического воздействия нормативных правовых актов, для отмены либо внесения изменений в соответствующий нормативный правового акт.
Орган, осуществляющий оценку фактического воздействия нормативных правовых актов, в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения уполномоченного органа обеспечивает отмену либо внесение изменений в соответствующий нормативный правового акт, путем внесения необходимого проекта нормативного правового акта в уполномоченный орган.
7.16. В случае, если предложение об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений, представленное уполномоченным органом в заключении об оценке фактического воздействия, орган, осуществляющий оценку фактического воздействия нормативных правовых актов, считает необоснованными, проводятся дополнительные согласительные процедуры в форме совместных консультаций или совещаний, результаты которых оформляются протоколом.
7.17. Сведения о принятом нормативном правовом акте, указанном в пункте 7.15. настоящих методических рекомендаций, орган, осуществляющий оценку фактического воздействия нормативных правовых актов, направляет в уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
8. Рекомендации по заполнению формы уведомления о проведении публичных консультаций по проекту нормативного правового акта
8.1. В форме уведомления приводятся краткие сведения о предлагаемом правовом регулировании, о наличии проблемы, выявленной регулирующим органом в определенной сфере деятельности, целях предлагаемого правового регулирования, вариантах решения проблемы, потенциальных адресатах регулирования.
8.2. В целях обоснования необходимости разработки проекта нормативного правового акта регулирующий орган при заполнении формы уведомления отражает, в том числе следующую информацию:
- описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование, включая характеристику негативных эффектов, возникающих в связи с наличием проблемы. Отсутствие нормативного регулирования определенной сферы общественных отношений или наличие принятых решений о разработке проекта нормативного правового акта в данной сфере не является достаточным обоснованием наличия проблемы;
- краткое изложение целей предлагаемого правового регулирования. Цели регулирования должны соответствовать указанной проблеме, обеспечивая её решение или смягчение остроты. Цели регулирования характеризуются количественной измеримостью и определенностью сроков их достижения. В случае если достижение целей предлагаемого правового регулирования растянуто в продолжительном временном периоде, определяются промежуточные показатели достижения таких целей и сроки, в которые эти значения должны быть достигнуты;
- указание на действующие нормативные правовые акты, из которых вытекает необходимость разработки предлагаемого правового регулирования в соответствующей сфере деятельности либо указание на инициативный характер разработки проекта нормативного правового акта;
- сведения о планируемых сроках вступления в силу нормативного правового акта и о необходимости установления переходного периода;
- описание возможных вариантов предлагаемого правового регулирования, включая оценку положительных и отрицательных последствий и рисков решения выявленной проблемы указанными способами. Наиболее важной является количественная оценка положительных и отрицательных последствий для каждого из рассматриваемых вариантов предлагаемого правового регулирования. При проведении ОРВ рассматривается также вариант сохранения ситуации в рассматриваемой сфере общественных отношений "как есть", в условиях отсутствия правового регулирования или сохранения действующего способа регулирования. В ходе проведения ОРВ рассматриваемых регулирующим органом предлагаемых способов правового регулирования такая оценка проводится в отношении максимального количества возможных рациональных способов решения выявленной проблемы. Для их идентификации может быть использован опыт решения аналогичных проблем в других муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации;
- сведения о потенциальных адресатах предлагаемого правового регулирования, включая количественную оценку и качественный состав, их основных группах, прогнозе количественной динамики, описание степени влияния проблемы на права и законные интересы участников отношений;
- сведения о дополнительных расходах и доходах потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и местного бюджета, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
- оценка рисков наступления неблагоприятных последствий при введении того или иного способа предлагаемого правового регулирования выявленной проблемы;
- обоснования выбора предпочтительного варианта предлагаемого правового регулирования выявленной проблемы.
8.3. При заполнении полей формы уведомления регулирующий орган учитывает рекомендации по заполнению соответствующих разделов сводного отчёта, приведённые в разделе 9 настоящих методических рекомендаций.
9. Рекомендации по заполнению формы сводного отчёта о результатах проведения ОРВ
9.1. В разделе 1 сводного отчёта о результатах проведения ОРВ "Общая информация" регулирующим органом приводятся краткие сведения о проведенной ОРВ, включая описание проблемы, для решения которой разрабатывается предлагаемое правовое регулирование, цели и способы предлагаемого правового регулирования.
Описания выявленной проблемы, целей и способов предлагаемого правового регулирования могут быть уточнены в сравнении с описаниями, приводившимися в форме уведомления о проведении публичных консультаций по проекту нормативного правового акта.
9.2. В разделе 2 сводного отчёта о результатах проведения ОРВ "Описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование"приводится подробное описание выявленной проблемы, в целях решения которой производится разработка предлагаемого правового регулирования.
Описание содержания проблемной ситуации, на решение которой направлено принятие проекта нормативного правового акта, должно быть конкретным и понятным для лиц, не имеющих специальных познаний в соответствующей области регулирования. По возможности проблема должна быть оценена количественно (перечислены группы лиц, испытывающие на себе негативные эффекты от данной проблемы, указана численность данных групп лиц, а также приведена количественная оценка ущерба от существования данной проблемы).
При описании проблемы важно учитывать, что отсутствие нормативного правового регулирования какой-либо сферы само по себе не является проблемой. Также наличие поручения о разработке проекта нормативного правового акта не является доказательством наличия проблемы.
Проблемы в различных сферах регулирования общественных отношений выявляются в соответствующих сферах общественных отношений, различными путями:
- посредством выявления несоответствия заявленных в действующих нормативных правовых актах целей фактическим результатам в области их действия;
- на основе данных органов государственного контроля (надзора), статистических данных о причинении вреда жизни, здоровью, имуществу, общественному правопорядку, нанесения экологического ущерба, причинении экономического ущерба местному бюджету или отдельным группам лиц и прочее;
- на основе данных опросов общественного мнения, обследований предприятий, иных результатов социологических исследований;
- в результате получения обращений граждан и организаций;
- иными способами.
Негативные эффекты, связанные с наличием рассматриваемой проблемы могут проявляться в следующем:
- наличие недопустимо высокого риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, общественному порядку, имуществу физических или юридических лиц, причинения экологического ущерба или экономического ущерба, в том числе местному бюджету. Подтверждением существования проблемы в этом случае могут служить данные о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний;
- неприемлемо высокие издержки применения участниками отношений установленных процедур. Подтверждением их наличия являются количественные оценки стоимости и продолжительности процедур (в сопоставлении со стоимостью и продолжительностью аналогичных процедур в других муниципальных образования и субъектах Российской Федерации либо в сопоставлении с величиной доходов участников общественных отношений в данной сфере), а также данные об обращениях граждан и организаций;
- недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками отношений. Вследствие недостатка информации возможны такие негативные последствия, как недобросовестное поведение более информированных участников в отношении менее информированных участников, негативные изменения рыночных условий, в том числе недобросовестная конкуренция, неэффективное распределение ресурсов и так далее;
- наличие негативных эффектов рекомендуется подтверждать статистическими оценками.
За неимением официальных источников информации при проведении анализа проблемы, регулирующий орган может также опираться на данные независимых исследований, собственные экспертные оценки, мнения участников общественных отношений. При этом учитывается возможный риск предоставления участниками отношений искаженных сведений.
В сводном отчёте приводится информация о времени возникновения проблемы, а также времени выявления проблемы. Рекомендуется указать, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по ее решению не привели к ее решению. Если ранее предпринимались меры, направленные на решение проблемы, указывается какие именно меры и когда были предприняты, каковы были достигнутые результаты и почему принятые меры не привели к достижению цели. Здесь же приводятся сведения об объемах ресурсов (в том числе бюджетных), затраченных ранее на решение данной проблемы.
При объяснении причин невозможности решения проблемы без участия органов местного самоуправления раскрывается, как может в последующем развиваться проблема и связанные с ней негативные эффекты без вмешательства органов местного самоуправления (описывается наиболее вероятный сценарий развития событий). В том случае, если одинаково вероятны несколько различных сценариев, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых более вероятным оказывается тот или иной сценарий.
В случае невозможности решения проблемы без изменения муниципальных нормативных правовых актов администрации Сургутского района дается прогноз, в какой части предлагаемого правового регулирования цели могут быть достигнуты путем принятия нормативного правового акта.
9.3. В разделе 3 сводного отчета о результатах проведения ОРВ "Определение целей предлагаемого правового регулирования и индикаторов для оценки их достижения" регулирующим органом указываются цели предлагаемого правового регулирования, индикаторы и сроки достижения данных целей.
Цель регулирования направлена на решение выявленной проблемы, устранение либо смягчение порождаемых ей негативных эффектов. Формулировка цели характеризуется количественной измеримостью и определенностью по срокам, а также конкретностью, то есть не описывается в терминах "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие" и иными сходными характеристиками.
Для последующего проведения мониторинга фактического воздействия в сводном отчете указываются количественно измеримые показатели, которые характеризуют достижение целей регулирования, а также определяется порядок расчета указанных показателей и периодичность их измерения. Целевые индикаторы указываются для каждой заявленной цели регулирования.
9.4. В разделе 4 сводного отчёта о результатах проведения ОРВ "Качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (их групп)" указываются группы участников отношений, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Источником могут быть статистические данные о количестве предприятий (граждан) той или иной категории, данные реестров о количестве выданных лицензий, полученных разрешений, иные имеющиеся данные. Возможно использование результатов исследований рынков, иных независимых исследований. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с приведением метода расчета количества субъектов.
Рекомендуется также строить прогноз изменения числа участников отношений. При составлении прогноза учитываются сложившиеся тенденции изменения численности участников отношений, а также факторы, которые в последующие годы могут существенным образом оказать влияние на данную численность. Одновременно необходимо принимать во внимание те изменения, которые следуют из предлагаемого правового регулирования, например ужесточение требований к участникам определенного вида деятельности, вероятно, приведет к сокращению числа таких участников, даже если до его введения их численность росла.
9.5. В разделе 5 сводного отчёта о результатах проведения ОРВ "Изменение функций (полномочий, обязанностей, прав) органов местного самоуправления, а также порядка их реализации в связи с введением предлагаемого правового регулирования" необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права органов местного самоуправления, которые вводятся, отменяются или изменяются предлагаемым правовым регулированием.
Кратко описывается порядок реализации изменяемых функций: каким именно отраслевым (функциональным) органом администрации Сургутского района они реализуются (будут реализовываться). Под порядком реализации функций, в том числе понимаются регулярное наблюдение, выборочные проверки, анализ отчётности и (или) статистических данных, выдача разрешений, согласование, экспертиза, приём уведомлений и прочее.
По каждой изменяемой функции рекомендуется указать изменение трудовых затрат, а также данные об их совокупном изменении по всем органам, реализующим соответствующую функцию.
Прогноз трудовых затрат на осуществление новой функции делается на основе их оценки по аналогичным выполняемым функциям и объему предполагаемой деятельности.
В данном разделе сводного отчёта указывается также стоимостная оценка ресурсов, которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате появления (изменения) функций.
9.6. В разделе 6 сводного отчёта о результатах проведения ОРВ "Оценка дополнительных расходов (доходов) бюджета, связанных с введением предлагаемого правового регулирования"приводится оценка расходов возможных поступлений бюджета, вызванных введением предлагаемого правового регулирования. Указанная оценка проводится в контексте новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов местного самоуправления, выделенных в разделе 5 сводного отчёта о результатах проведения ОРВ. Оценка расходов и возможных поступлений приводится для различных временных периодов в сопоставимых ценах.
При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка единовременных расходов, периодических расходов и возможных доходов.
9.7. В разделе 7 сводного отчёта о результатах проведения ОРВ "Изменение обязанностей (ограничений) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и связанные с ними дополнительные расходы (доходы)"приводятся данные в отношении групп участников общественных отношений, определяемых в соответствии с разделом 4 сводного отчёта о результатах проведения ОРВ.
По каждой из указанных групп приводятся новые (или изменяемые) обязанности и ограничения, которые вводятся предлагаемым правовым регулированием. Рекомендуется также кратко описать порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений. Такой порядок может предполагать введение изменений хозяйственной деятельности адресатов предлагаемого правового регулирования (например, требования использования новых технологий или оборудования), дополнительные организационные требования (например дополнительное информирование потребителей), ограничения по месту или времени осуществления деятельности (например, ограничения на реализацию некоторых видов товаров в определенных местах или в определенный промежуток времени).
Если порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений будет определяться другим нормативным правовым актом, то указывается необходимость принятия соответствующего акта.
Для каждой группы потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов. Оценка расходов и доходов приводится для разных периодов времени в сопоставимых ценах. Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным или такая группировка лучше покажет возникающие расходы (доходы). При характеристике расходов могут выделяться единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов рекомендуется использовать статистические данные, данные социологических опросов, независимых исследований, мониторингов, экспертные оценки. Для оценки периодических расходов принимается во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
6.8. В разделе 8 сводного отчёта о результатах проведения ОРВ "Оценка рисков неблагоприятных последствий применения предлагаемого правового регулирования" приводятся риски решения выявленной проблемы предложенным способом правового регулирования.
Могут быть рассмотрены следующие виды рисков.
Риски несоответствия предложенного правового регулирования заявленным целям регулирования. Такие риски возникают, если предлагаемый проект нормативного правового акта направлен на частичное решение проблемы либо при выработке решений наблюдался недостаток информации (были проанализированы не все аспекты проблемы). Мерами снижения данных рисков могут быть мероприятия по сбору и анализу данных, мониторингу фактического воздействия, "пилотному" внедрению (апробации) и иные методы в зависимости от причины возникновения данного риска.
Риски недостаточности механизмов реализации предлагаемого правового регулирования для решения проблемы. Данные риски могут быть вызваны неполным решением проблемы в рамках предлагаемого правового регулирования. Такие риски возможны и в тех случаях, когда отсутствует достаточная информация для выбора оптимальных механизмов реализации (например, об оптимальных методах поддержки развития предприятий, оптимальной организации процедур налогового администрирования). Меры по минимизации данных рисков могут заключаться в комплексном подходе к разработке решений выявленных проблем (в том числе путём внесения необходимых изменений в иные нормативные правовые акты, если такие изменения возможны), а также в проведении мониторинга фактического воздействия.
Риски отсутствия должного контроля соблюдения вводимых требований. Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствуют механизмы контроля либо полномочия по контролю), с отсутствием информации, необходимой для контроля, а также с расходами на осуществление такого контроля. При анализе данных рисков рассматривают как вариант осуществления контроля органами местного самоуправления, так и вариант осуществления контроля саморегулируемыми и иными общественными организациями.
Риски отсутствия необходимых ресурсов и кадров. Данные риски рассматриваются как в отношении ресурсного обеспечения органов местного самоуправления, так и в отношении ресурсного обеспечения иных участников отношений. Соответственно, в качестве механизмов по минимизации данных рисков рассматривается как выделение средств местного бюджета, в том числе на обучение, так и мероприятия по обеспечению доступности кадровых и финансовых ресурсов для хозяйствующих субъектов (иных заинтересованных групп).
Риски несоответствия предложенного способа правового регулирования уровню распространения необходимых технологий. Указанные риски связаны с ограничениями возможностей практического внедрения, в том числе внедрения новых технологий.
В случае выявления указываются и иные риски решения проблемы предложенным способом.
Риски ухудшения инвестиционного климата, связанные, в том числе, с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов.
Риски снижения темпов развития малого и среднего предпринимательства, связанные, прежде всего, со стоимостью начала бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемого правового регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам.
Риски снижения конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими либо определенным категориям хозяйствующих субъектов, а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностей недобросовестной конкуренции.
Риски снижения безопасности и качества продукции, связанные со снижением требований к качеству продукции, могут быть вызваны недостатком информации, при котором рыночные механизмы не могут компенсировать отсутствие контроля за качеством продукции непосредственно потребителями.
Экологические риски могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, вызванным предлагаемым правовым регулированием.
Социальные риски могут быть связаны как с возможным сокращением уровня занятости и заработной платы в той или иной сфере, так и с усилением социального неравенства, бедности, миграционных процессов за счет предлагаемого правового регулирования.
В рамках анализа рисков предлагаемого правового регулирования рассматриваются и иные возможные последствия, в том числе макроэкономические (влияние меры на экономический рост, производительность труда), производственные (выбор технологий), риски возможных коррупционных проявлений и иные риски.
По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности наступления неблагоприятных последствий. При отсутствии возможности расчета точного значения вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности (очень высокая вероятность/высокая вероятность/средняя вероятность).
Рекомендуется не указывать риски с низкой и очень низкой вероятностью возникновения.
Наличие рисков наступления неблагоприятных последствий не является достаточным основанием для отклонения предлагаемого правового регулирования. В то же время при выявлении высоких рисков негативного воздействия такого регулирования, степень контроля которых является недостаточной, целесообразно дополнительно рассмотреть альтернативные варианты решения выявленной проблемы.
Разделы 4 - 8 сводного отчёта о результатах проведения ОРВ заполняются регулирующим органом для всех рассматриваемых альтернативных вариантов предлагаемого правового регулирования. Впоследствии для каждого из вариантов предлагаемого правового регулирования приводится сравнительная характеристика преимуществ и недостатков по сравнению с иными вариантами. Обоснование выбора предпочтительного способа решения проблемы делается на основе сопоставления издержек и выгод различных способов.
9.9. В разделе 9 сводного отчёта о результатах проведения ОРВ "Сравнение возможных вариантов решения проблемы" приводится сравнение возможных альтернативных способов предлагаемого правового регулирования, направленных на решение выявленной проблемы.
Выбранный способ регулирования должен обеспечивать достижение заявленных целей предлагаемого правового регулирования, решая существующую проблему либо существенно снижая ее негативные эффекты, при более низких затратах на его реализацию.
Способы решения проблемы, их описание и количественные оценки могут быть уточнены и дополнены в сравнении с данными, приводившимися в форме уведомления о проведении публичных консультаций по проекту нормативного правового акта.
9.10. В разделе 10 сводного отчёта о результатах проведения ОРВ "Оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта либо необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения"указывается предполагаемая дата вступления в силу нормативного правового акта, необходимость установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта.
Если отдельные положения проекта нормативного правового акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
Если установлен переходный период и (или) отсрочка вступления в силу проекта нормативного правового акта, приводится обоснование отсрочки. Необходимость переходного периода или отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта обосновываются технологическими, экономическими, организационными и иными ограничениями, не позволяющими участникам отношений, включая органы местного самоуправления, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей.
9.11. Приложения к сводному отчету о результатах проведения ОРВ.
В приложениях к сводному отчету о результатах проведения ОРВ приводятся свод предложений, поступивших в связи с размещением уведомления, а также в ходе проведения регулирующим органом публичных консультаций, с указанием сведений об использовании либо об отказе от использования поступивших в их ходе предложений заинтересованных лиц, а также расчеты, проведенные регулирующим органом в ходе процедур ОРВ альтернативных вариантов предлагаемого правового регулирования выявленной проблемы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.