Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 "Характеристика проблем и оценка текущего состояния
в сфере управления муниципальным имуществом города Покачи"
Управление муниципальным имуществом охватывает широкий круг отношений: от непосредственной реализации прав владения и пользования закрепленным имуществом органами местного самоуправления и учреждениями до отношений по распоряжению муниципальным имуществом, возникающих в связи с реализацией прав собственника, созданием новых объектов, безвозмездным приемом и передачей их на другие уровни собственности, приватизацией и отчуждением по иным основаниям, передачей во владение и пользование, реорганизацией и ликвидацией предприятий, муниципальных учреждений, иными правомочиями. Порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности города Покачи установлен решением Думы города Покачи от 27.03.2013 N 18.
Муниципальная собственность составляет экономическую основу местного самоуправления. Вопросы эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются приоритетными для муниципального образования.
Реализация правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом требует объективных и точных сведений о его составе, количестве и характеристиках. Учет муниципального имущества осуществляется Комитетом посредством ведения реестра муниципальной собственности города Покачи. Отсутствие стопроцентной паспортизации, инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, данных о кадастровом учете земельных участков затрудняет формирование полных сведений об объектах и препятствует оперативному принятию решений по вопросам управления и распоряжения имуществом.
В тоже время источниками неналоговых доходов бюджета города Покачи является арендная плата за пользование муниципальным имуществом и земельными участками, доходы от приватизации муниципального имущества и иных предусмотренных законодательством способов распоряжения муниципальным имуществом. Передача муниципального имущества в аренду или его приватизация возможны только при наличии правоудостоверяющих документов на объекты и на земельные участки, на которых они расположены.
Не своевременное оформление правоудостоверяющих документов, порождает нестабильность в вопросах собственности и охраны объектов, что приводит к формированию неблагоприятного инвестиционного климата и утрате объектов, а так же к судебным разбирательствам.
Проведение мероприятий по приватизации муниципального имущества, а также списанию имущества вследствие физического износа необходимо требует проводить работы по его техническому освидетельствованию и оценке.
Все вышеперечисленные причины обостряют негативные тенденции, сложившиеся в сфере управления объектами муниципальной собственности:
- отсутствие должным образом оформленных документов на объекты не позволяет в полной мере городу реализовать свои права собственника;
- отсутствие достоверной информации обо всех объектах не позволяет сформировать полный реестр объектов муниципальной собственности;
- без достоверных данных нет возможности совершенствовать систему управления объектами муниципальной собственности.
Отсутствие Программы косвенным образом:
- ведет к недостаточному финансированию мероприятий по учету объектов муниципальной собственности;
- затрудняет деятельность органов местного самоуправления по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Для осуществления на практике поставленных задач требуется четкая координация работ по их исполнению, а также согласованные по времени выполнения с соответствующими мероприятиями и объемами привлечения средств бюджета города Покачи действия всех заинтересованных органов. Указанные средства планируется направить на финансирование предусмотренных программных мероприятий.
Выполнение запланированных мероприятий обеспечит как процесс ведения реестра объектов муниципальной собственности, так и его пополнение достоверными сведениями об объектах, что в свою очередь позволит принимать более эффективные и своевременные управленческие решения.
По состоянию на 01.01.2013 стоимость имущества, учтенного в реестре муниципальной собственности города Покачи (далее - реестр муниципальной собственности), составила 5,785 млрд. рублей, что на 368 млн. рублей выше, чем в 2010 году. Динамика стоимости муниципального имущества города Покачи с 2010 года по 2013 год представлена на рисунке 1. Не смотря на то, что не малая часть муниципального имущества ежегодно исключается из реестра муниципальной собственности в связи со списанием, приватизацией и перераспределением в процессе разграничения полномочий, тенденция увеличения стоимости муниципального имущества сохраняется за счет его приобретения и строительства объектов.
Рис. 1. Динамика стоимости муниципального имущества города Покачи.
"Динамика стоимости муниципального имущества города Покачи"
Имущественный комплекс города Покачи разнообразен по своему составу. На 01.01.2013 общее количество организаций с участием муниципального образования составило 28 (таблица 1).
Таблица 1
Информация
о количестве организаций с участием города Покачи за период 2010-2013 гг.
N п/п |
Организации |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1 |
Муниципальные учреждения |
23 |
23 |
23 |
25 |
1.1 |
в том числе автономные учреждения |
1 |
1 |
3 |
3 |
1.2 |
в том числе казенные учреждения |
- |
- |
3 |
5 |
1.3 |
в том числе бюджетные учреждения |
22 |
22 |
17 |
17 |
2 |
Муниципальные унитарные предприятия |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
Хозяйственные общества с участием муниципального образования |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Итого организаций |
28 |
28 |
26 |
28 |
Анализ динамики структуры имущества с 2010 года показан в таблице 2 и свидетельствует о том, что значительных изменений в структуре не произошло. При этом максимальный удельный вес более 60 % стоимости муниципального имущества приходится на имущество некоммерческого использования.
Таблица 2
Анализ
динамики структуры имущества учтенного в реестре
муниципальной собственности за период 2010-2013 гг.
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб.. |
% |
млн. руб. |
% |
|
Имущество находящееся в оперативном управлении |
3 311,36 |
61,1 |
3 346,28 |
58,5 |
3 673,18 |
62,7 |
3 706,40 |
64,04 |
Имущество муниципальной казны |
1 233,24 |
22,8 |
1 248,27 |
21,8 |
1 232,31 |
21,05 |
1 282,12 |
22,16 |
Имущество находящееся в хозяйственном ведение |
0,68 |
0,01 |
3,66 |
0,1 |
3,66 |
0,1 |
3,65 |
0,1 |
Объекты незавершенные строительством |
872,15 |
16,1 |
1 119,99 |
19,6 |
943,10 |
16,1 |
792,93 |
13,7 |
Всего балансовая стоимость имущества |
5 417,43 |
100,0 |
5 718,20 |
100,0 |
5 852,25 |
100,0 |
5 785,10 |
100,0 |
Состав муниципального имущества постоянно меняется, в том числе по причине изменения полномочий, осуществляется перераспределение имущества в рамках разграничения государственной собственности, оптимизации сети муниципальных учреждений, приватизации имущества и продажи земельных участков.
Общие поступления доходов от управления муниципальной собственностью в 2012 году составили 33 млн. 786 тыс. 369 руб., выполнение намеченного плана превысило 100%.
Динамика доходов от управления и распоряжения муниципальным имуществом за период с 2010 по 2012 годы представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика
доходов от управления государственным имуществом за период
с 2010 по 2012 годы
тыс. руб. |
N п/п |
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1. |
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов |
24 460,55 |
23 044,72 |
19 375,07 |
2. |
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а так же средства от продажи права на заключение договоров аренды земли, находящиеся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений, а так же земельных участков муниципальных унитарных предприятий в том числе казенных) |
564,37 |
574,53 |
485,00 |
3. |
Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества (Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов) |
9 814,90 |
9 797,17 |
10 231,84 |
4. |
Прочие поступления от использования имущества (коммерческий найм, социальный найм, специализированный жилищный фонд) |
446,52 |
369,39 |
577, 1 |
5. |
Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств бюджетов городских округов |
40,66 |
- |
- |
6. |
Доходы от продажи квартир, находящихся в собственности городских округов |
1 666,40 |
- |
- |
7. |
Доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских округов, (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а так же имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) в части реализации основных средств |
143,6 |
89,0 |
726,64 |
8. |
Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов |
255,17 |
2 616,74 |
2 390,71 |
9. |
Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности городских округов |
- |
- |
- |
9. |
Прочие доходы |
2,3 |
- |
- |
|
Всего |
37 394,51 |
36 491,57 |
33 786,36 |
Обеспечение исполнения плановых показателей доходов от использования и продажи муниципального имущества отражает уровень эффективности управления муниципальным имуществом и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Комитетом осуществляется ведение реестра муниципальной собственности и учет муниципальной казны с применением программно-технических средств. Проводится работа по оформлению государственной регистрации прав собственности города Покачи на недвижимое имущество.
На территории города Покачи Комитетом планомерно осуществляется формирование и государственный кадастровый учет земельных участков.
Однако, не смотря на активное развитие института управления муниципальным имуществом, постоянное совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере, по-прежнему, остается ряд проблем, которые необходимо решать, как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе:
- Отсутствие однозначно определенных целей управления муниципальным имуществом. На сегодня не определен и не сформирован исчерпывающий состав муниципального имущества, необходимого для решения вопросов местного значения органами местного самоуправления и находящимися в их ведении организациями, в связи с этим необходимо проведение работы по оптимизации состава муниципального имущества.
Проблема решается посредством оптимизации состава муниципального имущества путем перепрофилирования, перераспределения между уровнями власти в рамках разграничения государственной собственности, а так же приватизации объектов недвижимости, не используемых для муниципальных нужд города Покачи.
Вместе с тем, оптимизация состава муниципального имущества достигается также путем осуществления проверок сохранности, использования по назначению муниципального имущества, оценки эффективности его использования, в целях изъятия излишнего или используемого не по целевому назначению, и вовлечения его в хозяйственный оборот, а также проведением мероприятий, направленных на совершенствование правового положения муниципальных учреждений города Покачи.
- Отсутствие полноты учета объектов муниципальной собственности. Имеются недостатки в обеспечении полного, своевременного и достоверного учета объектов муниципальной собственности, основанного на правоустанавливающих документах. Отсутствие правоустанавливающих документов на отдельные объекты недвижимости препятствует принятию решений, связанных с управлением этим имуществом: так, не смотря на всевозможные принимаемые меры по государственной регистрации прав собственности на момент разработки муниципальной программы в реестре муниципальной собственности все же остаются объекты недвижимого имущества, на которые не зарегистрировано право муниципальной собственности по причине отсутствия правоустанавливающих документов. Необходимо активизировать и завершить работу по обеспечению государственной регистрации права собственности всего недвижимого имущества города, и его учету, так как рациональное управление муниципальным имуществом, оперативное принятие управленческих решений по его эффективному использованию возможно только при наличии полной и достоверной системы учета, содержащей актуальные сведения об объектах муниципального имущества. В то же время в процессе управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возникает необходимость во внесении изменений в право удостоверяющие документы, в связи, с чем сведения об объектах недвижимости периодически требуют корректировки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.