Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 7. Описание подпрограммы "Улучшение условий и охраны
труда в Сургутском районе на 2014-2020 годы"
7.1. Краткая характеристика текущего состояния условий и охраны труда в Сургутском районе
На сегодняшний день охрана труда является одним из приоритетных направлений сохранения жизни и здоровья работников. Она существует как система, переплетая теоретические и практические звенья организации охраны труда во всех отраслях и сферах производственной деятельности человека.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Выполнение этих требований определяют уровень профессиональных рисков и степень повреждения здоровья.
Новые условия хозяйствования, динамично изменяющееся законодательство требуют внедрения новых подходов к системе управления охраной труда, устранению управляемых причин, связанных со смертностью и заболеваемостью вследствие воздействия вредных и опасных производственных факторов.
В настоящее время в стране создаётся новая идеология в области охраны труда - переход от реагирования на уже произошедшие несчастные случаи к их предупреждению, а именно - реализация комплекса превентивных мер, направленных на сохранение здоровья работающего населения и внедрение в повседневную практику механизмов управления профессиональными рисками.
Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений.
В Российской Федерации каждый пятый трудится в условиях, не отвечающих социально-гигиеническим нормам. Не уменьшается количество нарушений в сфере охраны труда. Несчастные случаи и профессиональные заболевания влекут за собой экономические издержки, как для организаций, так и для общества.
По результатам мониторинга состояния условий и охраны труда в организациях Сургутского района в 2013 году осуществляло деятельность 787 предприятий и учреждений различных отраслей экономики, в которых работает более 103 тысячи человек.
Специалистами отдела по труду администрации Сургутского района, с целью системного анализа основных показателей охраны труда, была принята и обработана информация о состоянии охраны труда более чем, от 500 организаций района различных сфер деятельности и форм собственности.
В большинстве из числа отчитавшихся организаций, что составило 83%, работа по охране труда осуществляется в соответствии с трудовым законодательством. Для обеспечения безопасных условий труда в этих организациях созданы службы охраны труда, либо введены должности специалиста по охране труда.
Трудоохранная деятельность более качественно организована в крупных производственных предприятиях. Сложнее дело обстоит в малочисленных организациях, где решение вопросов охраны труда чаще всего носит формальный характер.
Расходы на мероприятия по созданию и улучшению безопасных условий труда (аттестация рабочих мест, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, прохождение медицинских осмотров, обучение по охране труда и другие), в расчёте на одного работника составляют 16 тысяч рублей в год, при этом в нефтегазодобывающей отрасли - 25,8 тыс. рублей, а социальной сфере - 1,062 тыс. рублей на 1 работающего.
В отчётном периоде периодическими медицинскими осмотрами было охвачено 40% от общего количества работающих в районе. Регулярно и без нарушений медицинские обследования проходят работники крупных производственных предприятий, представители образовательных учреждений и учреждений здравоохранения. Хуже ситуация в этом направлении обстоит в организациях малого и среднего бизнеса. По результатам медицинских обследований выявлено 2 случая профессиональных заболеваний (тугоухость и вибрационная болезнь).
За действующий период аттестацией рабочих мест охвачено около 29 тысяч рабочих мест в 240 организациях, в которых работает более 41 тысячи человек. При этом, с оптимальными и допустимыми условиями труда признано 18 тысяч рабочих мест, с вредными и опасными - около 11 тысяч рабочих мест. Наиболее активно аттестация рабочих мест проводится в нефтегазодобывающих предприятиях и образовательных учреждениях. С 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", который упразднил процедуру аттестации рабочих мест и ввел процедуру специальной оценки условий труда.
Количество руководителей и специалистов, прошедших обучение в установленном порядке, по сравнению с 2012 годом, выросло в 2,5 раза и составляет 4845 человек.
Благодаря максимальному выполнению комплекса мероприятий по организации условий и охраны труда на каждом рабочем месте, в 2013 году в районе была достигнута динамика снижения производственного травматизма с тяжёлым и смертельным исходом на 56%. Но тем не менее, на предприятиях района произошло 8 несчастных случаев, в которых получили тяжелые травмы 5 человек и погибли 3 человека. В целом, по сравнению с 2012 годом, производственный травматизм в организациях района снизился на 40%.
Анализ производственного травматизма показывает, что устойчивую тенденцию высокого производственного риска сохраняют рабочие профессии в организациях производственного сектора. Средний возраст погибших составляет от 30 до 45 лет. Основными причинами гибели людей стали неудовлетворительная организация производства работ и нарушение работающими требований безопасности.
Материальный ущерб от производственного травматизма составил около 8,5 млн. рублей, из них на компенсационные выплаты пострадавшим израсходовано 615 тыс. рублей.
Система по управлению охраной труда в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 внедрена в 222 организациях района.
Работа по обеспечению методического руководства по вопросам охраны труда, проводимая органами местного самоуправления (дано более тысячи устных и письменных консультаций по вопросам охраны труда работодателям и работникам организаций различных форм собственности, оказана методическая помощь по организации работы по охране труда с выездом в 142 организации, проведено 12 семинаров-совещаний, подготовлено 15 методических пособий, справочных и аналитических материалов, распространено 1415 экземпляров методических и справочных материалов, в том числе нормативно-правовых актов), способствует повышению ответственности работодателей по обеспечению охраны труда и приведению условий труда в соответствие с государственными требованиями.
7.2. Цели, задачи подпрограммы, показатели их достижения
7.2.1. Цель подпрограммы - создание условий для обеспечения работодателями Сургутского района безопасных условий и охраны труда на рабочих местах, повышение уровня социальной защиты прав работников на безопасные условия труда.
7.2.2. Задачи подпрограммы:
Задача 1. Совершенствование системы управления охраной труда в Сургутском районе.
Задача 2. Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в организациях Сургутского района.
7.2.3. Целевые показатели подпрограммы по годам приведены в приложении 1 к Программе.
Эффективность реализации подпрограммы планируется оценить по показателям:
- выполнение работодателями запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда относительно запланированных не менее, чем на 80%;
- увеличение числа организаций, в которых создана и функционирует система управления охраной труда, с 200 до 240;
- снижение производственного травматизма в расчете на 1000 человек с 0,48 до 0,4 чел.
7.3. Обобщённая характеристика мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда в Сургутском районе
7.3.1. Совершенствование системы управления охраной труда в Сургутском районе:
а) разработка методических рекомендаций по вопросам организации работы в области охраны труда;
б) организация и проведение заседаний Межведомственной комиссии по охране труда;
в) организация сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Сургутского района;
г) обеспечение методического руководства работой служб охраны труда в организациях, расположенных на территории Сургутского района;
д) организация семинаров и совещаний, выставок по вопросам охраны труда для организаций Сургутского района.
е) проведение смотров-конкурсов в области охраны труда и социально- трудовых отношений.
Данные мероприятия позволяют реально оценить существующую ситуацию условий и охраны труда в организации, оказать методическую помощь и методическое руководство работодателям района по приведению вопросов организации охраны труда в соответствие с требованиями трудового законодательства провести анализ и изучение состояния условий и охраны труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, их материальных последствий, а также по средствам межведомственного взаимодействия, выработать совместные меры и дать предложения руководителям и специалистам организаций Сургутского района по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Мероприятия позволяют вовлечь в работу по совершенствованию системы управления охраной труда наиболее успешные организации с целью активизации работы служб охраны труда иных организаций и распространения положительного опыта работы.
7.3.2. Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в организациях Сургутского района:
а) содействие в проведении специальной оценки условий труда в организациях Сургутского района;
б) содействие в проведении медосмотров, работающих в организациях Сургутского района;
в) содействие в обеспечении прохождения обучения руководителей, специалистов и уполномоченных по охране труда организаций Сургутского района;
г) анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников организаций Сургутского района;
д) информирование работодателей и населения о состоянии условий и охраны труда в Сургутском районе;
е) использование наружной рекламы для освещения проводимых мероприятий в области охраны труда.
Перечисленные мероприятия выполняют основную работу по профилактике производственного травматизма и профзаболеваний и помогают работодателям наиболее эффективно организовать и реализовывать политику по улучшению условий и охраны труда в организации.
Перечень основных мероприятий подпрограммы с информацией по финансовому обеспечению приведён в приложении 2 к постановлению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.