Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Сургута от 11 декабря 2015 г. N 8641 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.
Приложение
к постановлению Администрации г. Сургута
от 12 декабря 2013 г. N 8954
Муниципальная программа
"Развитие гражданского общества в городе Сургуте на 2014 - 2030 годы"
20 марта, 16 июля, 21 августа, 12, 15 декабря 2014 г., 23 марта, 13 июля, 11 сентября, 9, 11 декабря 2015 г.
1. Характеристика текущего состояния
До 01.01.2014 реализация направления деятельности по развитию гражданского общества осуществлялась в рамках непрограммных расходов.
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут" (с последующими изменениями), на основании паспорта муниципальной программы, утвержденного распоряжением Администрации города от 27.08.2013 N 3012 "О разработке муниципальной программы "Развитие гражданского общества в городе Сургуте на 2014 - 2030 годы" (с последующими изменениями), содержащего перечень правовых оснований для ее формирования и три подпрограммы:
- "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций".
Развитие гражданского общества является важной составляющей процесса формирования демократических институтов в современной России. В процессе развития отношений между государством и гражданским обществом на первый план выходят проблемы пассивного участия населения в реализации политических, социально-экономических и духовно-нравственных задач. Для решения обозначенных проблем необходим комплексный подход, предусматривающий взаимодействие органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в решении вопросов местного значения, создание условий для расширения доступа населения к информации о деятельности органов местного самоуправления и поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.
Эффективным механизмом решения вышеизложенных проблем является формирование целостного программного документа - муниципальной программы, который, с одной стороны, обеспечит преемственность достигнутых на сегодняшний день результатов взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления с некоммерческим сектором, даст дополнительный импульс развитию гражданского общества в городе Сургуте, с другой стороны, позволит учесть и реализовать инициативы Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, связанные с поддержкой гражданских инициатив и повышением социальной активности населения. Пункт "л" Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" обязывает предусмотреть меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. На региональном уровне достижение поставленных Правительством Российской Федерации задач будет выполнено посредством реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы", отдельные цели, задачи и направления реализации программных мероприятий которой были использованы при разработке аналогичной муниципальной программы.
На момент принятия муниципальной программы и до 30.06.2015 реализация мероприятий осуществлялась в соответствии со Стратегией социально-экономического развития города Сургута до 2020 года.
Подпрограмма 1. Взаимодействие органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в решении вопросов местного значения
В настоящее время в городе Сургуте созданы механизмы, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления и институтов гражданского общества, нацеленные на решение вопросов местного значения.
Сотрудничество органов местного самоуправления и представителей гражданского общества оправдало себя в таких формах, как "круглые столы", семинары, конференции, форумы, организационно-правовое консультирование, общественные советы, совместная реализация социальных проектов и другие. Наряду с перечисленными и положительно зарекомендовавшими себя формами взаимодействия доказала свою эффективность организация комплексной работы с населением на базе пунктов по работе с населением муниципального казенного учреждения "Наш город" (далее - МКУ "Наш город"), которая включает в себя организацию встреч и собраний жителей с Главой города, депутатами Думы города, должностными лицами Администрации города, предоставление бесплатной юридической помощи, организационно-методической помощи гражданам в создании советов многоквартирных домов и территориальных общественных самоуправлений. Проведение социологических исследований и информирование граждан по актуальным вопросам жизнедеятельности города позволило сформировать канал двусторонней связи между органами местного самоуправления и населением города. Кроме того, предоставление помещений, оборудованных рабочих мест, оргтехники и связи для советов территориальных общественных самоуправлений (далее - ТОС), клубных объединений, творческих коллективов по месту жительства позволяет говорить о создании организационных и материально-технических форм поддержки гражданских инициатив.
В настоящее время на территории города Сургута действуют 30 ТОС, 26 из которых имеют статус юридического лица в форме некоммерческих организаций. В активах ТОС числятся 3 441 человек, в том числе 214 человек, включенных в состав советов ТОС, 90 человек - члены ревизионных комиссий, 415 человек - старших по домам, 1 813 человек - старших по подъездам. Численность жителей территорий, охваченных ТОС, колеблется от 1,5 до 20 тысяч человек.
До 01.01.2014 за период действия долгосрочной целевой программы "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Сургуте на 2012 - 2014 годы", созданной с целью создания механизма эффективного развития ТОС, удалось повысить информированность населения о деятельности ТОС, создать два ТОС в новых микрорайонах города, повысить образовательный уровень активистов посредством проведения обучающих семинаров. 11 ТОС воспользовались возможностью получить средства местного бюджета на реализацию общественных инициатив.
Все перечисленные формы взаимодействия показали, насколько эффективнее решаются общественные проблемы, когда потенциал негосударственных организаций получает поддержку органов власти и включается в совместную работу.
Однако в процессе создания устойчивых взаимоотношений выявлены некоторые проблемы:
- сохранение социально потребительского настроения населения, при котором некоммерческие организации, не получая поддержки, становятся неспособными самостоятельно достигнуть цели, ради которой они были созданы;
- необходимость развития взаимодействия органов власти и ТОС;
- низкий уровень восприятия населением происходящих в городе событий;
- слабая информированность горожан о деятельности ТОС;
- низкий уровень партнерства некоммерческих организаций, ТОС в достижении совместных интересов и другие.
На развитие некоммерческих организаций также негативно влияет отсутствие рабочих мест для его представителей. Так, на территории поселка Снежного бывшее помещение ТОС N 1 признано непригодным для эксплуатации, иных общественных зданий на территории нет. Для реализации намеченных планов ТОС с целью организации комплексной работы с населением по месту жительства, проведения социально значимой деятельности по обращению председателя совета ТОС N 1 в адрес Главы города организована работа по строительству общественного центра в поселке. В рамках реализации долгосрочной целевой программы "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Сургуте на 2012 - 2014 годы" выполнена подготовка площадки для строительства общественного центра, проведены проектно-изыскательские работы для строительства здания. В настоящее время осуществляется непосредственное строительство общественного центра.
С 2014 года в рамках программы осуществляются мероприятия и проекты ТОС, направленные на решение социально значимых проблем, которые предусматривают:
- совершенствование системы взаимодействия органов местного самоуправления и ТОС;
- реализацию мероприятий, направленных на содействие развитию институтов гражданского общества;
- создание условий для деятельности ТОС, участвующих в решении социально значимых проблем населения;
- изучение общественного мнения населения города Сургута, что позволяет решить комплекс задач по установлению обратной связи между органами местного самоуправления и населением, информационно-аналитическому обеспечению принятия руководством города решений с учетом мнения населения, проанализировать степень удовлетворенности населения работой органов местного самоуправления, государственными и муниципальными услугами, предоставляемыми населению в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и так далее;
- обеспечение информированности населения о деятельности различных институтов гражданского общества.
В ходе выполнения ряда мероприятий программы наблюдается обеспечение положительной динамики выполнения запланированных показателей. За счет увеличения количества реализуемых социально значимых проектов ТОС в 2014 году (15 вместо запланированных ранее 12 проектов) произошло увеличение охвата граждан, вовлеченных в общественно значимую деятельность ТОС.
Также в связи с продлением срока реализации программы запланировано планомерное увеличение объема показателей выполнения мероприятий, расширение форм их реализации. К примеру, для достижения показателя "Количество жителей, участвующих в мероприятиях по правовому просвещению и пропаганде социально ответственного поведения (посещение бесплатных юридических консультаций)" запланировано проведение семинаров для жителей города с участием представителей коммерческих и общественных организаций, осуществляющих юридическую деятельность.
Настоящая подпрограмма связана с приоритетами социально-экономического развития города, отраженными в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года (далее - Стратегия 2030). Задачи реализации подпрограммы основываются на системе целеполагания долгосрочного развития города, сформированной в рамках Стратегии 2030. Таким образом, задачам вектора "Самоуправление" направления "Гражданское общество" Стратегии 2030 соответствуют следующие задачи подпрограммы 1:
В системе программных мероприятий предусмотрено выполнение следующих мероприятий Плана по реализации Стратегии 2030 (далее - План):
Мероприятия Плана |
Мероприятия подпрограммы 1 |
Проект "Госликбез" |
обеспечение выполнения функций МКУ "Наш город" в рамках комплексной работы с населением |
Проект "Активный город" |
методическая, организационная, материально-техническая и финансовая поддержка деятельности ТОС |
Проект "Школа активиста" |
организация социологических исследований и информирование населения города по социально значимым вопросам |
Проекты, реализуемые территориальными общественными самоуправлениями (советами многоквартирных домов): "Мой дом", "Мой город", "Мой двор" |
методическая, организационная, материально-техническая и финансовая поддержка деятельности ТОС |
Подпрограмма 2. Создание условий для расширения доступа населения к информации о деятельности органов местного самоуправления
Особое место в процессе формирования гражданского общества принадлежит средствам массовой информации (далее - СМИ). Общее состояние средств массовых коммуникаций в городе отражает современные тенденции в развитии региональных СМИ и информационных коммуникаций. В целом нужно отметить продолжение изменений в среде массовых коммуникаций, вызванных дальнейшим распространением сети Интернет, развитием социальных сетей, увеличением количества индивидуальных средств связи у населения города и ростом их технических возможностей. СМИ и прежде всего телевидение продолжают оставаться важным информационным каналом и институтом формирования общественного мнения. Это выражается в большом охвате аудитории, наличии профессиональных специалистов - корреспондентов и технических специалистов, а также возможностью прямых контактов с официальными лицами и инсайдерами. Традиционные средства массовой информации также меняют свои формы работы: все городские СМИ доступны в сети Интернет, практически все предоставляют возможность разместить комментарии к статьям и телевизионным сюжетам, задать вопросы авторам. Местные СМИ представлены двумя городскими телекомпаниями, в составе которых работают радиостудии (всего в городе более 10 радиостанций, они вещают в FM-диапазоне, практически все являются сетевыми партнерами и ретрансляторами общефедеральных или региональных радиокомпаний). На рынке периодических изданий города и региона 3 информационно-аналитических газеты, порядка 8 еженедельных рекламных газет и более 10 журналов, выходящих с периодичностью от одного - двух раз в неделю до одного раза в квартал или реже. Практически все рекламные издания распространяются бесплатно по почтовым ящикам, в торговых центрах, на предприятиях и в учреждениях.
Численность пользователей сети Интернет в городе Сургуте составляет более 100 тысяч абонентов. Такое количество указывает на то, что с учетом коэффициента семейственности большая часть населения города пользуется услугами сети Интернет, которая уже стала не только важнейшей коммуникативной сетью, но и одним из основных источников информации наряду с традиционными СМИ. Практически вся информация, транслируемая городскими и региональными СМИ, дублируется в сети Интернет. В сети Интернет, на официальных сайтах Администрации города и Думы города размещаются муниципальные правовые акты и другая информация органов местного самоуправления. Обращения граждан в органы местного самоуправления (далее - ОМС) также поступают в том числе через запросы информации на официальных сайтах. Поэтому работу по расширению присутствия ОМС в сети Интернет следует продолжать.
Взаимоотношения ОМС и СМИ строятся в рамках Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - 8-ФЗ) и Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации". Повестка дня еженедельно формируется сотрудниками управления информационной политики на основе планов, представленных структурными подразделениями Администрации города и подведомственными учреждениями. Эта информация доступна на официальном интернет-сайте Администрации города, на ее основании формируются планы работы редакций городских СМИ. В оперативном режиме на официальном интернет-сайте Администрации города выкладываются пресс-релизы по актуальным темам и происходящим в городе важным событиям. Также (в рамках действия 8-ФЗ) журналистское сообщество формирует собственную повестку актуальных тем, ссылаясь на мнение горожан, и реализует информационные запросы жителей города путем получения информации из Администрации города. Запросы СМИ обрабатываются сотрудниками управления информационной политики, здесь же по информации компетентных структур формируются ответы и в 7-дневный срок предоставляются редакциям. В случае необходимости увеличения срока подготовки информации в редакции СМИ направляются промежуточные ответы с указанием новых сроков для ответов. Значительная часть вопросов, поступающих от СМИ, как правило, адресована департаменту городского хозяйства. В основном они касаются качества и стоимости предоставления услуг управляющими компаниями, установки и обслуживания приборов учета, состояния придомовых территорий, в том числе детских площадок, нехватки парковочных мест во дворах.
Также большое количество вопросов, находящихся в рамках полномочий департамента городского хозяйства, поступает и в Интернет-приемную Главы города, которая доступна на официальном интернет-сайте Администрации города (эту работу также курируют сотрудники управления информационной политики). Это говорит не только о востребованности "виртуального общения с властью" у жителей города, но и о том, что им не безразличны проблемы городской среды.
В рамках подпрограммы продолжается работа по информированию горожан о деятельности органов местной власти по наиболее важным и актуальным вопросам путем издания газеты "Сургутские ведомости", организации пресс-конференций, брифингов, распространения пресс-релизов для СМИ и блогеров, а также сотрудничество со СМИ в рамках муниципальных контрактов, развития сферы социальной рекламы в Сургуте, поддержки издательской деятельности и блогосферы. Выполнение перечисленных мероприятий позволяет в комплексе увеличить доступность и качество получаемой жителями города информации о деятельности власти.
Выполнение мероприятий данной подпрограммы направлено на достижение задач Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года:
В системе программных мероприятий предусмотрено выполнение следующих мероприятий Плана:
Мероприятия Плана |
Мероприятия подпрограммы 2 |
Проект "Информационное обслуживание органов местного самоуправления в городском печатном издании в виде опубликования информации, направленной на профилактику экстремизма, гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности |
Информационное обеспечение органов местного самоуправления в печатных СМИ |
Проект "Разработка и распространение Свода правил Сургутянина" |
Разработка и распространение "Свода правил Сургутянина" |
Подпрограмма 3. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
Некоммерческие организации (далее - НКО) выполняют роль посредника между органами власти и населением, организуют публичный диалог по ключевым вопросам развития муниципального образования, защиты гражданских прав и свобод населения. При их помощи органы управления получают информацию об эффективности своих действий, прогнозируют последствия необходимых непопулярных решений. НКО выступают катализатором реализации механизмов обратной связи между гражданами и органами власти.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на территории города зарегистрировано более 250 и осуществляет деятельность без образования юридического лица более 100 НКО, которые реализуют общественные инициативы в различных сферах жизнедеятельности.
Администрацией города накоплен значительный опыт взаимодействия с НКО, работающими в сфере улучшения качества жизни социально не защищенных категорий граждан, благотворительности, сохранения традиций и культуры многонационального города, экологии, патриотического воспитания молодежи. Наряду с перечисленными поддерживаются также общественные инициативы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, организацию досуга, решение проблем, связанных с социально негативными явлениями общества.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Администрация города оказывает социально ориентированным НКО следующие виды поддержки: финансовую, имущественную, информационную, консультационную, поддержку в области подготовки, дополнительного и профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных НКО, а также поддержку в виде размещения у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В рамках программы происходит осуществление мероприятий и проектов НКО, направленных на решение социально значимых проблем населения города Сургут, что обеспечивает:
- совершенствование системы взаимодействия между ОМС и НКО;
- обучение и повышение профессиональных компетенций активистов НКО, участвующих в решении социально значимых проблем населения;
- осуществление поддержки инициатив и проектов НКО.
Выполнение мероприятий данной подпрограммы направлено на достижение следующих задач Стратегии 2030:
Задачи Стратегии 2030 |
Задачи подпрограммы 3 |
1. Вовлечь горожан в управление городом |
1. Привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации городских мероприятий |
2. Сформировать объективное чувство защищенности у горожан |
1. Содействие формированию открытой и конкурентной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. 2. Содействие повышению эффективности и профессионализма в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. 3. Распространение лучших практик социально ориентированных некоммерческих организаций. 4. Привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации городских мероприятий |
В системе программных мероприятий предусмотрено выполнение следующих мероприятий Плана:
Мероприятия Плана |
Мероприятия подпрограммы 3 |
1. Проект "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций" |
1. Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям путем предоставления субсидий на конкурсной основе |
2. Оказание поддержки в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций | |
3. Проведение городской выставки социальных проектов некоммерческих организаций |
Выполнение мероприятий программы позволяет укрепить успешное взаимодействие между ОМС и общественностью и служит залогом решения поставленных в ней задач.
Динамика
изменения значений показателей результатов реализации
муниципальной программы
Таблица
Наименование показателя результата реализации муниципальной программы |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год (оценка) |
Подпрограмма 1. Взаимодействие органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в решении вопросов местного значения | ||||||
1. Количество жителей, участвующих в мероприятиях по правовому просвещению и пропаганде социально ответственного поведения (посещение бесплатных юридических консультаций, семинаров) |
чел. |
нет данных |
150 |
250 |
383 |
410 |
2. Количество жителей, вовлеченных в организацию и проведение совместных с органами местного самоуправления мероприятий по обсуждению социально значимых проблем и вопросов местного значения |
чел. |
2 250 |
1 927 |
2 700 |
3 010 |
3 200 |
3. Количество созданных советов многоквартирных домов в рамках поддержки гражданских инициатив по месту жительства |
ед. |
нет данных |
10 |
38 |
64 |
95 |
4. Количество социологических исследований актуальным вопросам жизнеобеспечения города |
ед. |
6 |
12 |
16 |
13 |
13 |
5. Количество распространенных по месту жительства информационных материалов по актуальным вопросам жизнеобеспечения и вопросам местного значения |
тыс. листов |
39 |
69 |
140 |
78 |
100 |
6. Количество реализованных социально значимых проектов территориальных общественных самоуправлений |
ед. |
нет данных |
12 |
11 |
15 |
15 |
Подпрограмма 2. Создание условий для расширения доступа населения к информации о деятельности органов местного самоуправления | ||||||
1. Уровень удовлетворенности населения доступностью и качеством получаемой информации в средствах массовой информации (на основе социологических исследований) |
% |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
70 |
76 |
2. Количество подписчиков муниципального печатного издания |
чел. |
260 |
380 |
670 |
710 |
820 |
3. Количество участников проектов по созданию и продвижению социальной рекламы |
чел. |
нет данных |
12 |
41 |
85 |
54 |
4. Количество реализованных краеведческих и презентационных издательских проектов |
ед. |
4 |
5 |
4 |
5 |
6 |
Подпрограмма 3. Поддержка социально ориентированных некоммерческих проектов | ||||||
1. Количество заключенных договоров на предоставление субсидий и грантов социально ориентированным некоммерческим организациям в целях поддержки общественно значимых инициатив |
ед. |
10 |
18 |
16 |
15 |
21 |
2. Количество участников городской выставки социально значимых проектов |
ед. |
нет данных |
39 |
39 |
40 |
43 |
3. Количество участников семинаров для социально ориентированных некоммерческих организаций |
чел. |
79 |
92 |
95 |
62 |
105 |
4. Количество мероприятий с участием социально ориентированных некоммерческих организаций |
ед. |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
Иные показатели | ||||||
Степень готовности объекта "Общественный центр в п. Снежный" |
% |
|
|
|
40 |
100 |
2. Цели и задачи муниципальной программы
Сроки реализации программы: 2014 - 2030 годы.
3. Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию
муниципальной программы и показатели результатов реализации муниципальной программы
Реализация программы обеспечивается системой сотрудничества Администрации города, муниципальных учреждений и других заинтересованных лиц.
Для реализации подпрограммы 1 "Взаимодействие органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в решении вопросов местного значения" предусмотрено решение ряда задач.
Решение задачи "Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с гражданами в реализации социально значимых инициатив (мероприятий)" происходит посредством реализации следующих мероприятий:
- обеспечение выполнения функций МКУ "Наш город" в рамках комплексной работы с населением, в числе которых запланированы организация мероприятий в рамках текущей деятельности, в том числе организация бесплатной юридической помощи гражданам, проведение семинаров для жителей города с участием представителей коммерческих и общественных организаций, осуществляющих юридическую деятельность, организация встреч жителей с Главой города, представителями Администрации города, депутатами Думы города, организационно-методическая помощь гражданам в работе по проведению собраний по созданию советов многоквартирных домов, ТОС, обеспечение рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами с использованием Интернет-ресурса "Российская общественная инициатива", выполнение ремонтных работ в помещениях пунктов по работе с населением, проведение ремонтных работ и создание условий для функционирования удаленных рабочих мест многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (6 удаленных рабочих мест до 2016 года). В данном разделе также предусмотрены финансовые средства на оплату труда работников МКУ "Наш город", услуги связи, увеличение стоимости основных средств и материальных запасов учреждения для поддержания эффективного взаимодействия в рамках комплексной работы с населением, в том числе компьютеры и оргтехника, приобретение информационных стендов, прочие закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, в том числе услуги по приобретению, монтажу и техническому обеспечению системы охранного наблюдения, услуги по обслуживанию домофонов, услуги по содержанию охранно-пожарных сигнализаций, услуги по уборке помещений;
- строительство общественного центра в поселке Снежном, потребность в строительстве которого вызвана отсутствием каких-либо общественных зданий на территории поселка и обусловлена необходимостью организации общественно значимой деятельности на территории поселка, по обращению председателя совета ТОС N 1 Давыдова Б.Г.;
- организация акций по месту жительства для детей и подростко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.