Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния жилищно-коммунальной сферы
Сфера жилищно-коммунального хозяйства являясь важнейшим элементом народного хозяйства, играет важную социальную, экономическую и экологическую роль в жизни современного общества.
В первую очередь отрасль жилищно-коммунального хозяйства призвана обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности населения.
Для того, чтобы обеспечить комфортные условия жизнедеятельности населения функционирование отрасли должно осуществляться независимо от политической и экономической обстановки как в стране, так и районе.
Стабильность работы и уровень предоставляемых услуг жилищно-коммунального комплекса непосредственно оказывают влияние на качество жизни населения и развития экономики Сургутского района.
Жилищно-коммунальный комплекс до сих пор является зоной повышенных социально-экономических и политических рисков. Нельзя считать решённой задачу обеспечения качества предоставляемых коммунальных услуг. Остро стоит задача повышения энергетической эффективности, снижения расходов энергетических ресурсов при предоставлении коммунальных услуг.
Коммунальное хозяйство
Коммунальные услуги в районе оказывают 10 организаций коммунального комплекса различных форм собственности.
Теплоснабжение населённых пунктов района осуществляется 27 муниципальными котельными с максимальной мощностью - 742,168 Гкал/час, присоединённая нагрузка - 518,211 Гкал/час, оборудование - 137 водогрейных котлов и 2 паровых котла.
В Сургутском районе функционирует - 51 центральный тепловой пункт (далее - ЦТП): используется для подогрева холодной воды на нужды горячего водоснабжения, а также предназначен для обеспечения теплом и горячей водой многоэтажных жилых домов по независимой схеме. Нагрев воды производится в кожухотрубчатых и пластинчатых теплообменниках.
Основным видом топлива для котельных является попутный нефтяной газ, резервное топливо - сырая нефть, дизельное топливо, а также вторая нитка газоснабжения. 1 котельная (посёлок Высокий Мыс) работает на дизельном топливе, 2 котельные (сельское поселение Лямина, сельское поселение Сытомино) - на нефти, имеется электрокотельная в жилом доме в сельское поселение Сытомино, 7 электрокотельных для объектов соцкультбыта посёлок Малоюганский.
Газоснабжение Сургутского района осуществляется на базе попутного нефтяного отбензиненного газа, поступающего из магистральных газопроводов "Парабель - Кузбасс", "Уренгой - Челябинск", а также с Сургутского газоперерабатывающего завода (далее по тексту - СГПЗ), открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" и открытое акционерное общество "Северрегионгаз".
Из магистральных газопроводов и СГПЗ в распределительную сеть газ подаётся через газораспределительные станции, газораспределительные пункты. Газораспреде-лительная сеть района трёхступенчатая, т.е. используются газопроводы высокого, среднего и низкого давления, газопроводы являются собственностью компаний по добыче и сбыту нефти и газа.
Потребителями природного газа являются котельные Сургутского района, для снижения давления и автоматического поддержания его на заданном уровне в котельных установлены газорегуляторные пункты. Объём газа, используемого в качестве топлива для нужд котельных в 2012 году составил примерно - 129 592,83 тыс. м3/год.
Котельное оборудование в некоторых населённых пунктах (городское поселение Федоровский, сельское поселение Локосово, городское поселение Белый Яр, сельское поселение Солнечный, сельское поселение Ульт-Ягун, городское поселение Лянтор) введено в эксплуатацию в период с 1983 года по 1989 год и выработало свой парковый ресурс. Износ котельного оборудования составляет: городское поселение Лянтор (котельная N 1) - 52,7%, сельское поселение Нижнесортымский - 48,95%, сельское поселение Солнечный - 84%, сельское поселение Угут - 50%, деревня Сайгатина - 83%, посёлок Высокий Мыс - 45%, городское поселение Федоровский - 68%, сельское поселение Локосово - 40% (котельная N 1). Для увеличения срока службы котельных ежегодно проводятся капитальные ремонты котлов со 100% заменой трубной части. Кожухотрубные теплообменники, отработавшие свой ресурс заменяются на оборудование нового поколения - пластинчатые теплообменники. Оборудование ЦТП работает более 20 лет, отсутствует регулирование параметров теплоносителя, для улучшения качества услуги горячего водоснабжения эксплуатирующая организация устанавливает регуляторы температуры.
Тепловая энергия подаётся потребителям муниципального образования по магистральным тепловым сетям Ду 250 - 1000 мм и внутриквартальным сетям Ду 50 - 250 мм.
Протяжённость тепловых сетей, находящихся в эксплуатации, составляет 352,14 км в двухтрубном исчислении на 01 января 2012 года.
Регулирование отпуска тепла - центральное качественное.
Отопительный температурный график 95 - 70 град. C.
Отопительный температурный график 110 - 70 град. C.
Расчётная температура наружного воздуха - 43 град. C.
Способ прокладки тепловых сетей - подземная прокладка и надземная.
Норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2012 год составил 5 % (расчётный норматив 15%).
Год прокладки тепловых сетей в основном с 1985 года по 1989 год. В процентном соотношении от общей протяженности трубопроводов отопления и горячего водоснабжения износ составляет: тепловые сети 50%, сети горячего водоснабжения 50%.
Фактический показатель, отражающий количество порывов на 1 км сети в год, составляет 0,7, что значительно превышает нормативный (таблица 18). Порывы происходили, в основном, на участках, проложенных более 15 лет назад.
В результате реализации мероприятия значение показателя по количеству порывов не должно превышать 0,1 аварии на 1 км сети. Для достижения этого требуются инвестиции на замену не менее 50% сетей.
Существующие проблемы сетей теплоснабжения:
- моральный износ оборудования;
- физический износ оборудования (износ котельного оборудования на многих котельных более 50%);
- отсутствие автоматизированных систем управления технологическим процессом;
- отсутствие приборов учёта энергетических ресурсов для всех видов технологического процесса;
- качественное регулирование параметров работы ЦТП труднодостижимо из-за изношенности передающих инженерных сетей, ветхого жилищного фонда и внутридомовых сетей;
- в районах планируемой застройки пропускная способность тепловых сетей ниже требуемой по подключенной нагрузке;
- нарушение гидравлических режимов тепловых сетей и соответственно нарушение режима работы и потери в системе отопления;
- высокий уровень фактических потерь в тепловых сетях;
- высокий уровень затрат на эксплуатацию сетей тепловодоснабжения;
- в районах планируемой застройки пропускная способность тепловых сетей ниже требуемой по подключенной нагрузке;
- отсутствие автоматического переключения на электрических вводах котельных на всех котельных городское поселение Белый Яр, сельское поселение Солнечный, городское поселение Барсово, сельское поселение Угут, посёлок Высокий Мыс, деревня Сайгатина, сельское поселение Локосово, городское поселение Федоровский, сельское поселение Русскинская, посёлок Тром-Аган;
- перечень поселений (улиц), где имеет место износ более 70%: сельское поселение Солнечный, городское поселение Барсово, деревня Сайгатина, сельское поселение Локосово, сельское поселение Ульт-Ягун, посёлок Тром-Аган.
Проблемы, препятствующие эффективному функционированию системы инженерной инфраструктуры муниципального образования Сургутский район:
1. Недостаточная надёжность работы системы теплоснабжения Сургутского района (высокая аварийность на сетях теплоснабжения, высокий уровень потерь при транспортировке тепловой энергии).
Причины возникновения проблемы:
- значительный уровень износа тепловых сетей и недостаточный уровень замены ветхих сетей;
- высокий уровень износа объектов системы теплоснабжения.
Доля тепловых сетей, нуждающихся в замене, достаточно велика - 63%.
Для сравнения значение данного показателя составляет: в городе Челябинске - 39,3%, в городе Екатеринбурге - 44,0%, в городе Новосибирске - 45,8%.
Высоким износом сетей теплоснабжения обусловлено значительное количество внеплановых отключений на тепловых сетях, которых по итогам 2011 года зафиксировано 1017 ед., на 01.01.2012. зафиксировано 512 внеплановых отключений, или 3,2 ед./км и высокие, превышающие норматив более чем в 2 раза, потери при транспортировке тепловой энергии - 16,1% (норматив - 8%), что выше среднего значения по Российской Федерации (15%). Необходимо отметить, что во многих европейских странах с хорошо развитыми системами теплоснабжения потери на тепловых сетях составляют не более 10%. Необходимо отметить тенденцию снижения порывов на сетях тепловодоснабжения в осенне-зимний период 2012-2013 по сравнению с 2011-2012 на 17,1%. Эта цифра показывает эффективную работу предприятий, аварийных бригад и оценивает правильность формирования планов ремонтных работ.
Потери тепловой энергии включают превышение недобросовестными потребителями договорной тепловой нагрузки, а также отпуск тепловой энергии потребителям, не охваченным договорными отношениями. Данный фактор также в значительной мере влияет на недопоставку тепловой энергии потребителям на концевых участках тепломагистралей.
2. Необеспеченность потребителей отдельных поселений муниципального образования Сургутский район качественными услугами теплоснабжения.
3. Неэффективность выработки тепловой энергии в котельных.
Причины возникновения проблемы:
- наличие неэффективно работающих котельных;
- высокая степень износа оборудования в котельных.
4. Недостаточная надёжность работы системы электроснабжения муниципального образования Сургутский район (высокая аварийность на сетях электроснабжения, потери при транспортировке электрической энергии).
Причины возникновения проблемы:
- значительный уровень износа электрических сетей и недостаточный уровень замены ветхих линий электропередач;
- высокий уровень износа объектов системы электроснабжения.
Общая протяжённость сетей электроснабжения (в том числе высоковольтных) в 2011 году составила 918,90 км. Доля изношенных линий электропередач достаточно высока - 60%, что превышает нормативный показатель практически в 10 раз.
5. Необеспеченность потребителей отдельных поселений Сургутского района качественными услугами электроснабжения.
Причины возникновения проблемы:
- дефицит мощности электроснабжения в отдельных районах города, обусловленный высокой степенью износа электросетевого комплекса и, как следствие, неравномерным распределением электрических нагрузок, сбоями в работе, перепадами напряжения в сети.
6. Недостаточная надежность работы системы водоснабжения, муниципального образования Сургутский район.
Причины возникновения проблемы:
- значительный уровень износа водопроводных сетей и недостаточный уровень замены ветхих сетей;
- высокий уровень износа объектов водопроводного хозяйства.
Водоснабжение муниципального образования Сургутский район осуществляется по централизованной системе.
Существующая подача питьевой воды в Сургутском районе на нужды муниципального образования составляет 18,398 тыс. м3/сут., в т.ч.:
- населению - 9,732 тыс. м3/сут;
- промпредприятиям и другим организациям - 6,855 тыс. м3/сут;
- потери в водопроводных сетях - 1,811 тыс. м3/сут.
Подъём воды осуществляется из 18 водозаборных сооружений Сургутского района, общей производительностью 74,82 тыс. м3/сут., состоящих из 106 артезианских скважин.
Общая протяженность сетей водоснабжения в муниципальном образовании Сургутский район в 2012 году составила 253,638 км. Доля водопроводных сетей, нуждающихся в замене, достаточно высока - 58,26%.
7. Недостаточная надёжность работы системы водоотведения, муниципального образования Сургутский район
Общая протяжённость сетей водоотведения в муниципальном образовании Сургутский район в 2012 году составила 237,481 км. Доля изношенных канализационных сетей составляет 59,91%.
На сегодняшний день в Сургутском районе насчитывается 59 канализационных насосных станций (далее - КНС) и 6 сооружений очистки сточных вод общей производительностью 29,8 тыс. м3/сут. Очистку проходят 11,747 тыс. м3/сут. сточных вод. Таким образом, несмотря на имеющиеся резервные мощности, продолжается сброс не нормативно очищенных вод, так как канализационные очистные сооружения выполнены по проектам 80-х годов. На КНС принята традиционная схема - биологическая и механическая очистка. Не предусмотрены сооружения доочистки от органических, взвешенных веществ.
За 2012 год пропущено через очистные сооружения 4 287,925 тыс. м3 сточных вод, из них нормативно очищенной - 1872,1 тыс. м3, недостаточно очищенной - 2415,825 тыс. м3.
Жилищное хозяйство
Жилищный фонд Сургутского района составляет 1 976,69 тыс. кв.м, в том числе обслуживаемый жилищный фонд составляет 1 663,1 тыс. кв.м или 84,14% от общего жилого фонда района; муниципальный жилищный фонд - 139,0 тыс.кв.м. из общего объёма жилфонда.
Обеспеченность жильём в среднем на одного жителя в 2013 году увеличилось на 2 % и составила 16,7 кв.м., (2012 году - 16,4 кв.м).
На территории Сургутского района находится 762 жилых домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, что составляет 45,8 % от общего количества обслуживаемых жилых домов.
На 01 октября 2013 года в районе зарегистрировано 4 товарищества собственников жилья (далее по тексту - ТСЖ), в управлении которых находится 6 многоквартирных домов (городского поселения Лянтор - 4 домов - 3 ТСЖ, городского поселения Белый Яр - 2 дома - 1 ТСЖ) - общая площадь 41 тыс. м2, что составляет 2,5 % от всего обслуживаемого жилищного фонда.
На 01 октября 2013 рынок управления жилищным фондом выглядит следующим образом: всего в районе функционируют 15 управляющих организаций, в том числе: 11 коммерческих управляющих организаций, 4 управляющих организации являются муниципальными предприятиями, на долю которых приходится 44 % от площади обслуживаемого жилищного фонда.
Одним из приоритетов жилищной политики является обеспечение комфортных условий проживания и доступности жилищных услуг для населения.
В настоящее время многоквартирным домам присущ ряд недостатков, который обусловлен следующими причинами:
- высокий уровень физического и морального износа многоквартирных домов;
- недостаточность средств на выполнение работ капитального характера;
- недостаток организаций и предприятий эффективной формы по управлению многоквартирными домами.
Для разрешения обозначенной проблемы необходимо создание условий для эффективного управления многоквартирными домами и поставки качественных жилищно-коммунальных услуг; совершенствование тарифной политики; внедрение ресурсосберегающих технологий; снижение удельных издержек при оказании жилищных услуг, восстановление условий жизнеобеспечения и безопасности их потребителей.
Учитывая изношенность основных фондов, для поддержания жилищного фонда в работоспособном состоянии в Сургутском районе ежегодно выделялись и реализовывались средства, направленные на:
- поддержание объектов жилищной инфраструктуры в рабочем состоянии;
- обеспечение сохранности и увеличение срока эксплуатации жилищного фонда;
- приведение в надлежащее техническое состояние жилищного фонда;
- устранение неисправностей изношенных конструктивных элементов (в том числе их восстановление и замена) общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
- повышение эффективности и надёжности функционирования внутренних инженерных систем;
- внедрение ресурсосберегающих технологий;
- разработка эффективных механизмов управления жилищным фондом;
- обеспечение финансовой поддержки для создания эффективных объединений собственников жилья;
- формирование инвестиционной привлекательности жилищного комплекса;
- реализация механизма софинансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Сфера утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов
Окружающий нас природный ландшафт представляет собой сложный взаимосвязанный комплекс, систему. Вторгаясь в эту систему, человек и его хозяйственная деятельность оказывают определённое влияние на эту систему.
Проблема отходов стала одной из важнейших экономических и экологических проблем. Для того чтобы охватить все аспекты, связанные с проблемой отходов в Сургутском районе, правильно и рационально используя весь имеющийся на сегодняшний день технический и нормативно-правовой потенциал, в сочетании с экономически обоснованной тарифной политикой, необходима комплексная специализированная программа.
Проблемы обращения с бытовыми отходами занимают одно из центральных мест в области охраны окружающей среды и здоровья людей.
Практически во всех муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры одной из приоритетных задач в области охраны окружающей среды является решение проблемы по размещению и утилизации отходов.
В Сургутском районе также существует острая проблема по обращению с отходами. Многие населённые пункты имеют несанкционированные свалки. Происходит необратимое захламление межселенных территорий и прилегающих лесов твёрдыми бытовыми, строительными и другими видами отходов. Негативное влияние отходов сказывается не только на окружающую среду, но и на здоровье населения, в том числе на здоровье будущих поколений. Существует прямая зависимость темпов экономического роста и объёмов образующихся отходов. Сложившиеся негативные тенденции роста отходов влекут за собой необратимый экологический ущерб, необходимость ликвидации которого способна поставить под сомнение все успехи экономического роста.
В настоящее время в Сургутском районе эксплуатируется один лицензированный полигон, расположенный в городском поселении Лянтор. Полигон заполнен на 90% и передан на реконструкцию, два полигона в сельском поселении Нижнесортымский, городском поселении Федоровский закрыты и неэксплуатируются до момента их реконструкции.
В настоящее время вывоз отходов на территории Сургутского района организован следующим образом:
- на полигоне твёрдых бытовых отходов (далее по тексту - ТБО) городского поселения Лянтор размещаются отходы, образованные от населения городского поселения Лянтор, сельского поселения Нижнесортымский, сельского поселения Лямина, сельского поселения Сытомино;
- на полигонах ТБО города Сургут размещаются отходы, образованные от населения городского поселения Белый Яр, городского поселения Барсово, сельского поселения Солнечный, городского поселения Федоровский, сельского поселения Ульт-Ягун, сельского поселения Локосово, сельского поселения Угут сельского поселения Тундрино;
- на полигоне ТБО города Когалым размещаются отходы, образованные от населения сельского поселения Русскинская.
Преобразования в сфере обращения с отходами должны затрагивать как уровень технологического обеспечения, так и систему управления отходами, включающую в себя инструменты административного, экономического, экологического, информационного и социального регулирования, закреплённые соответствующими нормативными правовыми актами.
Таким образом, анализ современного состояния в жилищно-коммунальной сфере показывает, что основные конечные цели реализации муниципальной программы - обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры в Сургутском районе, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.