Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Краткая характеристика текущего
состояния сферы управления муниципальными финансами в городе Радужный
Эффективное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, экономического роста, модернизации социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования.
Система управления муниципальными финансами города постоянно развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми как на федеральном, так и региональном уровне. Основными задачами на всех этапах бюджетных реформ оставались соблюдение бюджетного законодательства и исполнение бюджетных обязательств. В результате реализации мероприятий по реформированию бюджетного процесса в систему управления муниципальными финансами стали внедряться такие инструменты бюджетного планирования, как:
внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включая разработку муниципальных и ведомственных целевых программ, переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг;
создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета города.
В результате реформы системы финансового обеспечения оказания муниципальных услуг и совершенствования правового положения муниципальных учреждений в настоящее время в правовом статусе казенных функционирует 12 муниципальных учреждений, 7 бюджетных учреждений и 22 автономных учреждения.
Доля расходов городского бюджета, формируемых в рамках муниципальных и ведомственных программ муниципального образования, в общих расходах бюджета муниципального образования (за исключением расходов, осуществляемых за счет субсидий, предоставляемых в рамках государственных программ автономного округа, и субвенций, предоставляемых из бюджета автономного округа) составила в 2015 году - 96,71%, на 2016 год планируется достичь 97,0%.
В настоящее время большое внимание уделяется обеспечению прозрачности и открытости бюджетного процесса. На официальном веб-сайте администрации города www.admrad.ru в разделе "Финансы" размещается информация о деятельности комитета финансов, информация об исполнении и плановых показателях бюджета города, нормативно-правовая информация. Комитет финансов организует и обеспечивает работу по размещению информации о муниципальных учреждениях на официальном сайте www.bus.gov.ru.
В части управления муниципальным долгом в городе утверждено Положение об управлении муниципальным долгом, в котором определены задачи и принципы управления.
Несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативно-правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами еще не завершен. В настоящее время сохраняется ряд нерешенных проблем, в том числе:
отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования.
Бюджетная система муниципального образования перешла на программный принцип планирования и исполнения бюджетов. Достижение запланированных стратегических целей осуществляется на основе муниципальных программ.
В последнее десятилетие в сфере автоматизации управления общественными финансами муниципального образования проведен ряд реформ, которые позволили:
создать механизм эффективного управления единым счетом бюджета;
организовать оперативную обработку операций в процессе кассового обслуживания бюджета с использованием средств удаленного взаимодействия комитета финансов с распорядителями и получателями средств бюджета;
создать механизм предварительного контроля над соблюдением бюджетных ограничений в процессе кассового обслуживания исполнения бюджета;
внедрить механизмы планирования бюджетных ассигнований и формирования реестров расходных обязательств учреждений и муниципального образования;
внедрить элементы юридически значимого документооборота с использованием электронной подписи.
Таким образом, на сегодняшний момент в муниципальном образовании сложился определенный уровень автоматизации различных функций и процессов.
Однако до настоящего времени:
Не во всех сферах управления общественными финансами муниципального образования применяются современные и эффективные способы удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса;
не в полной мере решены вопросы дублирования операций и исключения многократного ввода и обработки данных;
не осуществлена полная автоматизация с последующей интеграцией всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Дальнейшая интеграция процессов бюджетного планирования, управления доходами, расходами, долгом и финансовыми активами, денежными средствами, закупками, нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, бухгалтерского и управленческого учета, финансового контроля предусматривается в рамках создания и развития регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - региональный сегмент информационной системы "Электронный бюджет").
Реализация и развитие регионального сегмента информационной системы "Электронный бюджет" в автономном округе будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Переход на стандартизацию и унификацию формирования финансовой информации в электронном виде:
перевод всей информации о финансово-хозяйственной деятельности в электронный вид, структурирование ее по заданным правилам с обязательным использованием единых реестров и классификаторов;
внесение изменений в бюджетное законодательство автономного округа по вопросам информационного обеспечения бюджетного процесса.
2. Формирование единого информационного пространства с применением электронной подписи между органами государственной власти, органами местного самоуправления и государственными и муниципальными учреждениями, которое обеспечивает единство принципов работы, унификацию бизнес-процессов, исключает дублирование процедур сбора информации путем однократности ее ввода для всех участников процесса управления финансами.
3. Единство методологического и информационно-аналитического обеспечения процессов управления общественными финансами - разработка порядков, регламентов и методик, обеспечивающих региональные и муниципальные особенности автоматизации бизнес-процессов с учетом интеграции с федеральным сегментом "Электронного бюджета".
Повышение финансовой грамотности населения является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. Эти национальные инициативы призваны в конечном итоге обеспечить укрепление среднего класса, повысить финансовое благосостояние населения и снизить экономические и финансовые риски в условиях колебаний рыночной экономики. Их реализация предполагает расширение взаимодействия населения и финансовых институтов, в том числе на основе новых финансовых схем и инструментов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к финансовой грамотности населения и к уровню защиты прав потребителей в финансовой сфере.
Для привлечения большего количества граждан города Радужный к участию в обсуждении вопросов формирования бюджета города и его исполнения разработан "Бюджет для граждан". "Бюджет для граждан" предназначен, прежде всего, для жителей города, не обладающих специальными знаниями в сфере бюджетного законодательства. Информация, размещаемая в разделе с аналогичным наименованием "Бюджет для граждан" на официальном сайте администрации города (admrad.ru), в доступной форме знакомит граждан с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики города, с основными характеристиками бюджета города и результатами его исполнения.
Организация публичных слушаний по проекту решения Думы города о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год, по годовому отчету об исполнении бюджета предоставит гражданам открытый доступ к качественной информации.
Для повышения открытости бюджетного процесса, формирования позитивного имиджа финансовой и бюджетной составляющей деятельности исполнительных органов планируется проводить Дни открытых дверей в комитете финансов администрации города, начиная с 2015 года.
С 2012 года ежегодно город Радужный принимает участие во Всероссийской акции "День финансовой грамотности в учебных заведениях", обеспечив максимальный охват организаций, осуществляющих образовательную деятельность в городе и привлечение авторитетных экспертов финансового сообщества для проведения уроков, лекций.
Регулярное размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "Бюджета для граждан", организация публичных слушаний по проекту решения Думы о бюджете на очередной финансовый год, по годовому отчету об исполнении бюджета, проведение Дня финансовой грамотности в учебных заведениях позволит обеспечить публичность управления общественными финансами, расширить возможности граждан по более эффективному использованию финансовых услуг в целях повышения собственного благосостояния и роста сбережений и, как следствие, окажет влияние на ускорение темпов роста экономики города Радужный.
Прогноз реализации Муниципальной программы зависит от Прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года и утверждения Бюджетной стратегии автономного округа. В настоящее время указанные документы разрабатываются, поэтому в Муниципальной программе определены принципиальные направления, которые будут уточнены после их утверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.