Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации г. Сургута
от 13 декабря 2013 г. N 8994
Муниципальная программа
функционирования "Управление муниципальными финансами города Сургута на 2014 - 2030 годы"
25 февраля, 24 июня, 22 августа, 19 ноября, 8 декабря 2014 г., 27 февраля, 19 июня, 8 сентября, 12 ноября, 11 декабря 2015 г., 26 февраля, 14 апреля, 10 июня, 11 августа 2016 г.
Постановлением Администрации г. Сургута от 14 апреля 2016 г. N 2821 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
1. Характеристика текущего состояния
Муниципальная программа функционирования "Управление муниципальными финансами города Сургута на 2014 - 2030 годы" разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, основными направлениями бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на соответствующие годы, решениями Думы города от 28.03.2008 N 358-IVДГ "О положении о бюджетном процессе в городском округе город Сургут" (с последующими изменениями), от 07.10.2009 N 611-IVДГ "О положении о департаменте финансов Администрации города" (с последующими изменениями), постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут" (с последующими изменениями).
Решение о разработке муниципальной программы функционирования "Управление муниципальными финансами города Сургута на 2014 - 2016 годы" принято распоряжением Администрации города от 22.08.2013 N 2986 (с последующими изменениями), которым утвержден ее паспорт. Администратором программы является департамент финансов.
В целях выстраивания системы документов стратегического планирования на уровне муниципального образования, согласованности таких из них, как муниципальные программы и Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут, в 2014 году действие программы было продлено до 2020 года, в 2015 - до 2030 года.
Программа направлена на создание условий для осуществления бюджетной деятельности участниками бюджетного процесса, реализующими другие муниципальные программы города. Цели и задачи муниципальной программы коррелируют с целями и задачами государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 415-п, основными направлениями бюджетной и налоговой политики муниципального образования городской округ город Сургут.
Мероприятие программы в части оказания муниципальной поддержки в форме предоставления муниципальных гарантий предприятиям города для реализации социально значимых инвестиционных проектов, в том числе направленных на развитие жилищно-коммунальной сферы и улучшение жилищных условий жителей города, направлено на реализацию Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут.
Департамент финансов (далее - департамент) создан в целях реализации части вопроса местного значения по составлению проекта бюджета городского округа, исполнению бюджета городского округа, осуществлению контроля за его исполнением, составлению отчета об исполнении бюджета городского округа.
Перечень полномочий департамента финансов отражен в Положении о бюджетном процессе в городском округе город Сургут и Положении о департаменте.
Последнее десятилетие отмечено постоянным процессом реформирования бюджетной системы Российской Федерации, что нашло отражение и в развитии сферы муниципальных финансов города.
Исходя из установленных полномочий активное участие в реализации реформ принимал департамент.
В течение ряда лет муниципальным образованием была проведена масштабная работа по реформированию: участие в отборе муниципальных образований, проводимом Министерством финансов Российской Федерации, по разработке и реализации программы реформирования муниципальных финансов города Сургута на 2006 - 2007 годы и получение по его результатам субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, реализация мероприятий долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности расходов бюджета городского округа город Сургут на период до 2013 года", нормативное закрепление и внедрение в практику всех установленных требований и новаций федерального законодательства.
Это позволило обеспечить динамичное и последовательное развитие системы управления муниципальными финансами в соответствии с приоритетами, установленными на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.
В результате последовательного реформирования сферы управления муниципальными финансами город Сургут занимает высокую позицию по качеству организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах автономного округа.
Оценка уровня управления муниципальными финансами на протяжении ряда лет подтверждается и международным агентством "Standard&Poor`s". При этом агентством отмечено, что Администрация города традиционно придерживается взвешенной финансовой политики, использует консервативный подход к управлению долгом, осуществляет строгий контроль за балансом доходов и расходов.
При этом задачей первостепенной важности на всех этапах бюджетных реформ оставалось соблюдение на уровне муниципального образования бюджетного законодательства.
Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города является одним из основных условий достижения стратегических целей социально-экономического развития города Сургута. Поэтому одним из приоритетных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа на протяжении последних лет является обеспечение ответственного управления муниципальными финансами и осуществление бюджетного процесса на основе принципов предсказуемости и преемственности бюджетной деятельности.
Реализация муниципальной бюджетной и налоговой политики департаментом обеспечивается, прежде всего, разработкой необходимой нормативно-правовой базы по организации бюджетного процесса в пределах установленных полномочий, а также непосредственным исполнением функций финансового органа по формированию сбалансированного проекта бюджета города, организации его исполнения, надлежащему исполнению муниципальных долговых обязательств, составлению консолидированной отчетности об исполнении бюджета города, автоматизации бюджетных процедур.
Состояние показателей, определенных в муниципальной программе в качестве целевых, характеризуется следующим:
Динамика
изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы
Наименование показателя результата реализации муниципальной программы |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 |
2014 |
2015 |
1. Доля разработанных муниципальных правовых актов от общего количества муниципальных правовых актов, подлежащих разработке финансовым органом муниципального образования в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. Степень соответствия содержания проекта решения Думы города о бюджете города и состава документов и материалов, представляемых одновременно с ним, требованиям, установленным бюджетным законодательством |
% |
100
|
100
|
100
|
100 |
100 |
3. Степень соответствия состава годового отчета об исполнении бюджета города и документов, представляемых одновременно с ним, требованиям, установленным бюджетным законодательством |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
4. Соблюдение срока представления годовой бюджетной отчетности в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
да/ нет |
да |
да |
да |
да |
да |
5. Удельный вес своевременно исполненных департаментом финансов заявок на оплату денежных обязательств получателей бюджетных средств в общем объеме предъявленных к оплате заявок, соответствующих установленным требованиям |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
6. Проведение мониторинга финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств |
да/ нет |
нет |
да |
да |
да |
да |
7. Доля своевременно исполненных обязательств по муниципальным заимствованиям к объему обязательств, подлежащих исполнению в течение отчетного года |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
8. Соблюдение установленных бюджетным законодательством требований по формированию в бюджете города условно утвержденных расходов |
да/ нет |
да |
да |
да |
да |
да |
9. Обеспечение функционирования автоматизированной системы планирования и исполнения бюджета города, адаптированной к осуществлению бюджетного процесса с учетом изменения бюджетного законодательства |
да/ нет |
да |
да |
да |
да |
да |
10. Функционирование интернет-портала "Бюджет для граждан", интегрированного с автоматизированной системой планирования и исполнения бюджета города |
да/ нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
да |
Формирование и исполнение муниципальной программы функционирования департамента финансов обеспечило преемственность достигнутых результатов и их дальнейшее совершенствование.
При этом с учетом особенностей полномочий финансового органа по нормативному и методическому регулированию в установленной сфере деятельности программа функционирования департамента ориентирована в том числе на создание условий для осуществления бюджетной деятельности всеми участниками бюджетного процесса.
Программа направлена на проведение бюджетной и налоговой политики в пределах установленных полномочий, обеспечение сбалансированности, устойчивости бюджета города, создание условий для качественной организации бюджетного процесса.
Бюджетный процесс в городе Сургуте, организованный при непосредственном участии департамента, характеризуется следующим:
1.1. В муниципальном образовании имеется достаточная нормативно- правовая база по вопросам организации бюджетного процесса и исполнения бюджета, отвечающая современным требованиям бюджетного законодательства.
Изменения федерального законодательства диктуют необходимость как постоянной актуализации действующей системы муниципальных правовых актов в сфере бюджета и финансов, так и нормативного регулирования при внедрении новаций в бюджетный процесс. В ближайшей перспективе необходимо решать задачи нормативно-правового регулирования и организационного сопровождения внедрения в бюджетный процесс процедур планирования, обоснования и нормирования закупок, а также определения подходов к формированию бюджетного прогноза на долгосрочный период.
1.2. Создана единая методологическая база прогнозирования доходов, подлежащих зачислению в бюджет городского округа город Сургут, что способствует повышению объективности и точности их планирования.
1.3. Организована деятельность комиссии по мобилизации дополнительных доходов в бюджет города, в основном, посредством взаимодействия с федеральными фискальными органами. В дальнейшем работа комиссии по мобилизации дополнительных доходов в местный бюджет будет продолжена с целью погашения недоимки по налогам в бюджеты всех уровней.
1.4. Оптимизирована процедура рассмотрения проекта бюджета города, с учетом которой его рассмотрение Думой города происходит в одном чтении, что представляется более рациональным в связи с сокращением регламентных процедур, связанных с внесением и рассмотрением проекта бюджета в двух чтениях.
1.5. Внедрена практика среднесрочного планирования, в течение ряда лет бюджет города утверждался на три года.
Однако, принятые на федеральном и региональном уровнях власти решения о приостановлении на 2016 год норм бюджетного законодательства, регулирующих среднесрочное планирование, обусловили необходимость дальнейшего внесения соответствующих изменений в муниципальные правовые акты. Таким образом, в 2015 году составление проекта бюджета города будет осуществлено на один (2016) год.
1.6. Прекратили действие ранее использовавшиеся в практике долгосрочные и ведомственные целевые программы. Создана единая система из 31 муниципальной программы нового формата, посредством которых обеспечивается комплексное решение вопросов местного значения, выполнение переданных полномочий и преемственность целей, задач и мероприятий государственных программ Российской Федерации и автономного округа, в реализации которых участвует муниципальное образование. Финансово-экономическое обоснование программ представляется в составе обоснований бюджетных ассигнований главных распорядителей бюджетных средств. Департаментом разработана и постоянно совершенствуется программная классификация расходов бюджета, которая впервые применена при составлении проекта бюджета на 2014 - 2016 годы и его исполнении.
1.7. Планирование расходов бюджета города осуществляется с выделением принимаемых обязательств.
1.8. Организована и совершенствуется деятельность Бюджетной комиссии при Главе города. В ее функции, начиная с проекта бюджета города на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, включено рассмотрение результатов оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам и информации о распределении главными распорядителями бюджетных средств предельного объема бюджетных ассигнований по муниципальным программам и отдельным направлениям расходов.
1.9. Поставлена задача перехода к новой системе планирования, обоснования и нормирования закупок как инструменту анализа обоснованности закупок, их соответствия целям и задачам муниципальных программ.
1.10. Проведена реформа системы финансового обеспечения муниципальных учреждений с учетом изменений их правового статуса в рамках соответствующего федерального закона.
1.11. Разработан и применяется механизм формирования нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг (выполнение работ) в увязке с показателями объема оказания муниципальных услуг (работ).
1.12. Разработан порядок проведения кассовых операций со средствами муниципальных бюджетных и автономных учреждений в новых условиях.
1.13. Усовершенствован механизм регистрации бюджетных обязательств и санкционирования расходов бюджета города.
1.14. Обеспечена подготовка бюджетной отчетности муниципального образования и своевременное представление ее в органы государственной власти автономного округа, Контрольно-счетную палату и Думу города.
Организован процесс приема, проверки и формирования сводной бухгалтерской отчетности муниципальных бюджетных и автономных учреждений.
1.15. Создана система мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств. Результаты мониторинга размещаются на официальном интернет-сайте Администрации города, главным администраторам бюджетных средств департаментом выдаются рекомендации по совершенствованию осуществляемых ими бюджетных процедур.
1.16. Принят и реализуется план мероприятий по мобилизации доходов и оптимизации расходов бюджета городского округа город Сургут на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов, разработанный с учетом рекомендаций автономного округа. План предусматривает как традиционные мероприятия, проводимые на постоянной основе и направленные на обеспечение поступления доходов в запланированных объемах, так и планируемые к реализации на перспективу.
1.17. Управление муниципальным долгом осуществляется посредством системы четких процедур, ориентированных на сохранение муниципального долга на экономически безопасном уровне, с учетом соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и в пределах допустимых значений показателей экономической безопасности, определенных в соответствии с постановлением Администрации города от 31.01.2012 N 474 "Об утверждении методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета городского округа город Сургут".
Своевременно и в полном объеме обеспечивается исполнение обязательств муниципального образования по ранее привлеченным муниципальным заимствованиям. Однако ограниченность доходных источников для полного обеспечения расходных потребностей города инвестиционного характера не исключает перспективу привлечения на конкурсной основе новых заемных средств.
Необходимость оптимизации бюджетных расходов, в том числе минимизации расходов по обслуживанию муниципального долга, определила задачу на ближайшее будущее по привлечению кредита из средств бюджета автономного округа, а также по уточнению условий его предоставления в части увеличения срока кредитования.
1.18. Осуществляется контроль за исполнением принципалами обязательств по предоставленным муниципальным гарантиям через осуществление на постоянной основе анализа их финансового состояния.
1.19. Резервный фонд Администрации города формируется в пределах ограничений, установленных нормой статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, для возможного исполнения расходных обязательств по финансовому обеспечению непредвиденных расходов.
Средства резервного фонда Администрации города используются в порядке, установленном муниципальным правовым актом, и направляются на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
1.20. При составлении бюджета города на трехлетний бюджетный цикл осуществляется формирование на плановый период условно утвержденных расходов бюджета города в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в объеме не менее 2,5% общего объема расходов бюджета в первый год планового периода, 5% - во второй год планового периода (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение) для обеспечения возможных к принятию расходных обязательств в плановом периоде.
1.21. Формирование резерва средств для последующего направления соответствующим главным распорядителям бюджетных средств осуществляется в целях обеспечения планируемых в очередном финансовом году расходных обязательств, нормативно не закрепленных, в период формирования бюджета (обеспечение эксплуатации новых объектов муниципальной собственности после их ввода и иные случаи, предусматриваемые текстовой частью решения Думы города о бюджете города). Распределение зарезервированных средств между главными распорядителями осуществляется департаментом после издания соответствующих муниципальных правовых актов.
С учетом изменений, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации, определена задача по разработке муниципального правого акта Администрации города о порядке использования (принятия решений об использовании, о перераспределении) средств, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований.
1.22. Достигнут достаточный уровень автоматизации бюджетного процесса, соответствующий развитию системы управления муниципальными финансами:
- автоматизирован процесс планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, а также процесс внесения в них изменений;
- автоматизирован процесс исполнения бюджета и кассового обслуживания муниципальных автономных и бюджетных учреждений, включая ведение планов их финансово-хозяйственной деятельности;
- создан механизм предварительного контроля в процессе исполнения бюджета;
- организовано удаленное электронное взаимодействие по защищенным каналам связи с органом Федерального казначейства, учреждением Центрального Банка России, главными распорядителями и получателями бюджетных средств, автономными и бюджетными учреждениями при исполнении функций финансового органа;
- организован переход на документооборот с представлением первичных документов, подтверждающих возникновение бюджетных обязательств и списание средств с лицевых счетов учреждений в электронном виде;
- для придания юридической значимости электронного документооборота и защиты документов от подделки применяются сертифицированные криптографические средства электронной подписи;
- организовано взаимодействие по внедрению нового модуля системы планирования и исполнения бюджета, позволяющего автоматизировать деятельность по формированию муниципальных программ. Полномасштабное использование модуля планируется с 2016 года.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определена для реализации в 2016 году задача по автоматизации контроля за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика.
В целях обеспечения открытости бюджетного процесса:
- на официальном интернет-сайте Администрации города создан раздел "Бюджет для граждан", содержащий информацию об основных показателях бюджета города в наглядной форме. При этом размещение информации осуществляется в "ручном режиме" путем формирования аналитической информации с использованием различных источников данных. С учетом мобильности бюджетного процесса и необходимости постоянной актуализации информации, визуализации параметров бюджета и показателей его исполнения в автоматическом режиме департаментом ведется работа по автоматизации процесса размещения данной информации в форме, доступной для граждан, на отдельном информационном портале в сети Интернет. Предоставление населению актуальной информации с использованием портала должно быть организовано с 2016 года;
- осуществляется размещение информации о бюджете города и его исполнении в иных внешних информационных системах в случаях и порядке, установленных соответствующими правовыми актами (на официальном интернет-сайте www.bus.gov.ru, в автоматизированной информационной системе "Мониторинг Югра").
2. Цели и задачи муниципальной программы
Задача муниципальной программы |
Обоснование соответствия задачи цели программы, сроков реализации программы |
Цель муниципальной программы: обеспечение сбалансированности, устойчивости бюджета города, создание условий для качественной организации бюджетного процесса в городском округе город Сургут | |
Задача. Проведение бюджетной и налоговой политики в пределах установленных полномочий, направленной на обеспечение сбалансированности, устойчивости бюджета города, создание условий для качественной организации бюджетного процесса |
решается в течение срока реализации муниципальной программы и способствует: - обеспечению деятельности финансового органа в целях выполнения возложенных функций; - нормативному правовому регулированию и методическому обеспечению бюджетных правоотношений в пределах установленных полномочий с учетом изменений бюджетного законодательства; - повышению объективности прогнозирования параметров бюджета города; - формированию проекта бюджета с соблюдением установленных сроков, требований и ограничений; - организации и мониторингу исполнения бюджета; - осуществлению кассовых операций со средствами муниципальных бюджетных и автономных учреждений; - составлению и предоставлению внешним пользователям бюджетной отчетности; - формированию нормативной базы по местным налогам в пределах установленных полномочий; - организации процедур для обеспечения полного и своевременного исполнения обязательств муниципального образования по муниципальным заимствованиям; - привлечению кредитных ресурсов в целях реализации инвестиционных проектов при условии сохранения долговой нагрузки на экономически безопасном уровне; - предоставлению муниципальных гарантий в целях поддержки социально значимых инвестиционных проектов в установленном порядке; - финансовому обеспечению расходов непредвиденного характера, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций; - финансовому обеспечению прогнозируемых в очередном финансовом году расходных обязательств после издания муниципальных правовых актов, обуславливающих их возникновение; - финансовому обеспечению прогнозируемых к возникновению новых расходных обязательств в планируемом периоде путем определения условно утвержденных расходов в достаточном объеме в случае составления бюджета города на трехлетний бюджетный цикл; - обеспечению функционирования автоматизированной системы планирования и исполнения бюджета города; - адаптации автоматизированной системы планирования и исполнения бюджета города к изменениям бюджетного законодательства; - обеспечению открытости и прозрачности бюджетного процесса путем функционирования интернет-портала "Бюджет для граждан" |
3. Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию
программы и показатели результатов реализации муниципальной программы
Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и показатели результатов реализации муниципальной программы представлены в приложении к настоящей муниципальной программе.
4. Механизм реализации муниципальной программы, система
организации контроля за исполнением муниципальной программы
Механизм реализации программы включает организацию управления программой и контроль ее реализации через выполнение мероприятий и строится на принципах ответственности исполнителей программных мероприятий.
Контроль за реализацией программы осуществляет куратор программы.
Администратор программы осуществляет контроль за достижением установленной цели и задачи программы, несет ответственность за эффективное использование бюджетных средств, утвержденных на реализацию программы, выполнение мероприятий, а также представляет отчет об исполнении программы в департамент по экономической политике в порядке и сроки, установленные постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут" (с последующими изменениями).
Ответственные за реализацию муниципальной программы лица с учетом замены на период отсутствия закрепляются приказом администратора программы.
Оценка исполнения программы основана на мониторинге показателей результатов программы путем сравнения фактически достигнутых показателей с показателями, установленными при утверждении программы.
На степень исполнения отдельных показателей программы могут повлиять риски различного характера, не зависящие от непосредственной деятельности администратора программы. Такие риски могут быть обусловлены:
- непредвиденными изменениями бюджетного законодательства федерального и регионального уровня, рассогласованностью нормативных документов (юридические риски);
- ухудшением экономической ситуации в стране, регионе, городе и сопряженными с ним изменениями показателей муниципального прогноза социально- экономического развития, влияющих на параметры бюджета города (экономические риски);
- несоблюдением иными участниками бюджетного процесса установленных сроков и требований к осуществлению процедур, представлению документов и материалов, используемых администратором программы для исполнения закрепленных за ним функций (управленческие риски).
Управление рисками предполагается осуществлять путем упреждающего прогнозирования их последствий, осуществления межведомственного взаимодействия с участниками бюджетного процесса.
Администратор программы обладает правом вносить обоснованные предложения о внесении изменений в перечень мероприятий, показатели реализации программы, объемы бюджетных ассигнований на реализацию программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.