Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации г. Сургута
от 13 декабря 2013 г. N 8978
Муниципальная программа
"Доступная среда города Сургута на 2014 - 2030 годы"
14 апреля, 15 июля, 28 августа, 10, 15 декабря 2014 г., 26 февраля, 3 июля, 13 октября, 27 ноября, 11 декабря 2015 г., 4 марта, 21 июня, 12 сентября, 7 декабря 2016 г.
Постановлением Администрации г. Сургута от 12 сентября 2016 г. N 6822 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Характеристика текущего состояния
1.1. В условиях, когда формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения носит общецивилизованный и международный характер и является магистральной линией общественного развития, современное состояние уровня доступности объектов социальной инфраструктуры на местном уровне требует решения приоритетных задач, практических мер, направленных на повышение уровня доступности первоочередных, наиболее значимых для лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов социальной инфраструктуры.
К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут помешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
До 01.01.2014 реализация мероприятий, направленных на создание равных возможностей доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, транспортному обслуживанию, информации, связи, образованию, культурной жизни, занятиям спортом, осуществлялась в рамках долгосрочной целевой программы, утвержденной постановлением Администрации города от 02.09.2011 N 5768 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Доступная среда города Сургута на 2012 - 2015 годы".
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут" (с последующими изменениями), на основании паспорта муниципальной программы, утвержденного распоряжением Администрации города от 30.08.2013 N 3103 "О разработке муниципальной программы "Доступная среда города Сургута на 2014 - 2023 годы" (с последующими изменениями), содержащего перечень правовых оснований для ее формирования.
Реализация мероприятий программы направлена на развитие городской среды, что соответствовало приоритетному направлению Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2020 года, действовавшей до 30.06.2015. Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одним из приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года.
Кроме того, реализация мероприятий настоящей программы направлена на формирование системы рекреационных и общественных пространств, привлекательных для жителей города Сургута, что соответствует вектору "Градостроительство" направления "Жизнеобеспечение" Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года.
Работа муниципалитета по обеспечению условий для беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры ведется с 2006 года. Коллегиальным органом в этом вопросе выступил координационный совет по делам инвалидов при Администрации города, состав которого утвержден постановлением Администрации города от 30.10.2006 N 2526 (с последующими изменениями).
На сегодняшний день вопрос об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры является одним из наиболее актуальных вопросов обеспечения качества жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья. На 01.01.2013 процент обеспеченности по социально значимым объектам составил: поликлиники - 77%, аптеки - 11%, торговые центры и универсальные магазины - 33%, объекты культуры, искусства, физкультуры и спорта - 17%, молодежной политики - 2,4%, банки - 37%, высшие учебные заведения - 17%, учреждения дошкольного и общего образования - 7,5%, что говорит о низком проценте доступности к объектам.
При анализе беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями здоровья выявлены следующие проблемы:
1.1. В части доступности услуг культуры, спорта и молодежной политики.
Комитетом культуры и туризма, управление физической культуры и спорта, отдел молодёжной политики осуществляется предоставление муниципальной услуги для населения города (дополнительное образование детей, работа с молодежью, библиотеки, парки) на 84 площадках подведомственных департаменту культуры муниципальных учреждений, из них:
- на двух объектах обеспечен доступ для людей с ограниченными возможностями здоровья (культурно-спортивной комплекс "Геолог", галерея "Стерх");
- на 27 объектах имеются пандусы, съезды, расширенные дверные проемы, кнопки вызова и так далее (5 объектов сферы молодежной политики, 10 объектов сферы физической культуры и спорта, 12 объектов сферы культуры).
С учетом планируемого до 2020 года ввода в эксплуатацию объектов нового строительства (детская школа искусств в микрорайоне ПИКС, спортивный комплекс с плавательным бассейном на 50 метров, спортивный центр с универсальным игровым залом (N 1) в микрорайоне 44) и объектов, на которых планируется выполнение капитального ремонта (нежилые помещения по улице Просвещения, 29 и улице Первопроходцев, 18 для размещения молодежных центров, проспекту Комсомольскому, 12 для размещения библиотеки) количество площадок, на которых департаментом культуры осуществляется предоставление муниципальной услуги для населения города, увеличится на шесть единиц и составит 90 площадок.
Требуют оснащения, переоборудования помещений для обеспечения доступности объекта для людей с ограниченными возможностями здоровья на период 2014 - 2030 годов 23 объекта. На эти цели необходимо ориентировочно около 230 млн. рублей.
1.1.1. Сфера молодежной политики.
Муниципальные учреждения сферы молодежной политики осуществляют предоставление муниципальной услуги для населения города на 17 площадках, при этом:
- объекты, полностью доступные для людей с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют;
- на пяти объектах имеются пандусы, съезды, расширенные дверные проемы, кнопки вызова и так далее.
В рамках программы планируется выполнение работ по реконструкции, оснащению дополнительными приспособлениями, переносным оборудованием трех учреждений молодежной политики:
- муниципального автономного учреждения по работе с молодежью "Наше время", клуба-кафе "Собеседник", Центра молодежного дизайна;
- муниципального бюджетного учреждения по работе с подростками и молодежью по месту жительства "Вариант", молодежного центра технического моделирования "Амулет".
Обоснование выбора данных учреждений обусловлено следующим. В рамках деятельности муниципальных учреждений в сфере молодежной политики систематически осуществляется работа для граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. Одним из направлений деятельности учреждений молодежной политики, таких как муниципальное бюджетное учреждение по работе с подростками и молодежью по месту жительства "Вариант" и муниципальное автономное учреждения по работе с молодежью "Наше время", является организация мероприятий в клубах по месту жительства, кафе "Собеседник" с участием молодых инвалидов и их родителей. Для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья такие услуги и объекты социальной инфраструктуры являются не менее востребованными, чем объекты здравоохранения и социальной защиты.
Для сферы молодежной политики решение проблем доступной среды для людей с особыми потребностями - это:
- социализация молодых людей с особыми потребностями, средствами и возможностями молодежной политики - развитие коммуникативных, информационных компетенций через общение со сверстниками;
- формирование лидерских качеств и реализация творческих и интеллектуальных способностей посредством участия в общегородских проектах и мероприятиях для детей и молодежи;
- обеспечение занятости и социальной полезности молодежи средствами продуктивной деятельности.
Деятельность указанных учреждений молодежной политики по данному направлению основана на достижении цели по формированию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и услугам в сферах жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья.
В своей работе с данной категорией молодежи муниципальное автономное учреждение по работе с молодежью "Наше время", клуб-кафе "Собеседник" ставит перед собой такую цель, как создание и поддержание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья в клуб-кафе "Собеседник".
Для организации системной и более качественной работы в структурных подразделениях муниципального бюджетного учреждения по работе с подростками и молодежью по месту жительства "Вариант" с детьми, подростками и молодежью с ограниченными физическими возможностями таких категорий, как инвалиды маломобильных групп и инвалиды по зрению, для обеспечения их беспрепятственного доступа, безопасности и удобства требуется оснащение техническими устройствами помещений такого центра, который наиболее подходит по техническим характеристикам Это молодежный центр технического моделирования "Амулет", расположенный по адресу: город Сургут, улица Энтузиастов, дом 1. Место нахождения этого центра в густонаселенном районе города, расположение на 1 этаже во встроенно-пристроенных помещениях, площадь многофункционального зала, не разделенного стенами и перегородками, дают возможность использовать это помещение для организации работы с инвалидами маломобильной группы.
Создание среды, соответствующей критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов маломобильных групп без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан, будут созданы условия для успешной социализации и адаптации в обществе, помощи детям-инвалидам и их семьям, что позволит им расширить сеть социальных контактов, организовать свой досуг.
В ходе реализации мероприятий настоящей муниципальной программы в данной сфере будут достигнуты следующие результаты:
- обустройство трех объектов сферы молодежной политики для беспрепятственного доступа для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья, получающих доступ к информации и услугам учреждений молодежной политики;
- увеличение доли доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья объектов сферы молодежной политики до 2030 года до 5%;
- удовлетворенность людей с ограниченными возможностями здоровья уровнем доступности учреждений молодежной политики, качеством предоставляемых услуг.
1.1.2. Сфера физической культуры и спорта.
Муниципальные учреждения сферы физической культуры и спорта осуществляют предоставление муниципальной услуги для населения города на 38 площадках, при этом:
- на одном объекте обеспечен доступ для людей с ограниченными возможностями здоровья (культурно-спортивный комплекс "Геолог");
- на 10 объектах имеются пандусы, съезды, расширенные дверные проемы, кнопки вызова и так далее.
В рамках настоящей муниципальной программы планируется выполнение работ по реконструкции, оснащению дополнительными приспособлениями, переносным оборудованием восьми учреждений физической культуры и спорта:
- муниципального автономного учреждения "Ледовый Дворец спорта";
- муниципального бюджетного учреждения Центр физической подготовки "Надежда", спортивный зал "Геолог";
- муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва "Ермак", спортивно-оздоровительный комплекс "Энергетик";
- муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва "Аверс";
- муниципального бюджетного учреждения Центр физической подготовки "Надежда", шахматно-шашечного клуба "Белая ладья";
- муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы "Виктория", спортивный комплекс "Таежный";
- муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва "Югория" имени Арарата Агвановича Пилояна;
- муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа "Виктория", улица Московская, 34в.
Основанием для определения приоритетных направлений по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп, для качественного оказания услуг, создания условий для занятий физической культурой и спортом в учреждениях спорта является количество инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся видами спорта в учреждениях физической культуры и спорта.
В ходе реализации мероприятий настоящей муниципальной программы в данной сфере будут достигнуты следующие результаты:
- обустройство восьми объектов сферы физической культуры и спорта для беспрепятственного доступа для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья, получающих доступ к информации и услугам учреждений сферы физической культуры и спорта;
- увеличение доли доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья объектов сферы физической культуры и спорта до 2030 года до 5%;
- удовлетворенность людей с ограниченными возможностями здоровья уровнем доступности учреждений сферы физической культуры и спорта и качеством предоставляемых услуг.
1.1.3. Сфера культуры.
Муниципальные учреждения сферы культуры осуществляют предоставление муниципальной услуги для населения города на 29 площадках, при этом:
- на одном объекте обеспечен доступ для людей с ограниченными возможностями здоровья (галерея "Стерх");
- на 12 объектах имеются пандусы, съезды, расширенные дверные проемы, кнопки вызова и так далее.
В рамках программы планируется выполнение работ по реконструкции, оснащению дополнительными приспособлениями, переносным оборудованием 12 учреждений культуры:
- муниципального бюджетного учреждения культуры "Галерея современного искусства "Стерх";
- муниципального бюджетного учреждения культуры "Сургутский краеведческий музей";
- муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого";
- муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств N 1";
- муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система", Центральная городская библиотека;
- муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа N 1 им. Л.А. Горды";
- муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа декоративно-прикладного искусства";
- муниципального бюджетного учреждения историко-культурного центра "Старый Сургут" (строительство туалета с учетом потребностей маломобильных групп населения);
- муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система", библиотека N 21;
- муниципального автономного учреждения "Городской культурный центр", Дворец культуры "Строитель";
- муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система", Центральная детская библиотека;
- муниципального автономного учреждения "Сургутская филармония".
Обоснование выбора данных учреждений обусловлено следующим. На сегодняшний день вопрос об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам культуры является одним из наиболее актуальных вопросов обеспечения качества жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья.
На базе муниципального бюджетного учреждения культуры историко-культурного центра "Старый Сургут" работают клубные формирования: "Клуб любителей декоративно-прикладного искусства с ограниченными возможностями здоровья" и студия бисероплетения "Нескучающие ручки". С 01.07.2014 по 31.08.2014 студия "Нескучающие ручки" представила выставку бисерных работ "Россыпь Югорских талантов" в городе Москва.
Обслуживание пользователей с ограничениями жизнедеятельности осуществляют пять структурных подразделений муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система": городские библиотеки N 5, 21, детские библиотеки N 4, 30 и Центральная детская библиотека. Общее число пользователей с ограничениями жизнедеятельности - 94, на надомном обслуживании находятся 9 человек.
Одно из направлений работы - обслуживание инвалидов по зрению, помощь в их социокультурной реабилитации. В муниципальном бюджетном учреждении культуры "Централизованная библиотечная система" сформирован специализированный фонд, который включает тактильные книги (94 экземпляров), аудиокниги - 8 317. Центральная городская библиотека, Центральная детская библиотека и городская библиотека N 21 оснащены специальным оборудованием (автоматизированные рабочие места с программой экранного доступа Jaws, брайлевским дисплеем). Приоритетное обслуживание данной категории организовано на площадке городской библиотеки N 21. Заключено соглашение о сотрудничестве с бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Методический центр развития социального обслуживания". В библиотеке проводятся консультации по повышению компьютерной грамотности слепых и слабовидящих. В 2014 году для них проведено 169 консультаций: 65 - по пользованию Интернет-ресурсами и 104 - по использованию средств реабилитации.
В Центральной городской библиотеке на курсах по сертифицированной международной программе ECDL "e-Citizen - Электронный гражданин" в 2014 году обучено пять инвалидов. Библиотекой заключены соглашения с Комплексным центром социального обслуживания населения "Городская социальная служба" и Сургутской специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида.
В течение 2014 года библиотеками проведено 29 мероприятий для данной категории пользователей. Одно из наиболее значимых - ежегодный конкурс "Тифлочитатель 2014", направленный на популяризацию системы Брайля в регионе как основы грамотности незрячих, содействие культурному развитию и социальной адаптации инвалидов по зрению, стимулирование их интереса к чтению. Конкурс проводился в двух номинациях: личном зачете и командном зачете. В конкурсе приняли участие 26 человек - инвалиды по зрению I, II, III группы из города Сургута, Нижневартовска, Мегиона, Покачи.
В рамках Межрегиональной социально-творческой программы для слепых и слабовидящих "Рельефы цвета" муниципального бюджетного учреждения культуры "Галерея современного искусства "Стерх" в 2014 году состоялись четыре выставки и 21 мероприятие. Количество участников мероприятий составило 3 280 человек, из них 420 инвалидов.
Впервые муниципальном автономном учреждении "Театр актера и куклы "Петрушка" с ноября 2014 года реализует благотворительный проект "Добрая сказка входит в дом". Цель проекта - организация нового направления деятельности театра, создание специализированных спектаклей, адаптированных для восприятия лежачими детьми-инвалидами, снижение уровня социального сиротства лежачих детей-инвалидов, формирование навыков адекватного общения с окружающим миром, активных жизненных позиций и коммуникативных форм поведения через опосредованное общение с куклой и актером-кукловодом. Совместно со службой домашнего визитирования реабилитационного центра "Добрый волшебник" в рамках проекта в 2014 году обслужено 10 семей и планируется обслужить 16 семей в 2015 году.
С целью повышения качества оказываемых муниципальных услуг гражданам с ограничениями здоровья в учреждениях культуры и дополнительного образования детей осуществляется планомерная подготовка и повышение квалификации специалистов, работающих с данной категорией населения. В сентябре специалистами Государственной библиотеки для слепых и слабовидящих (город Санкт-Петербург) в Центральной детской библиотеке проведен семинар "Создание тактильной книги". В семинаре участвовали 27 представителей библиотек муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система", муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 18 имени Виталия Яковлевича Алексеева и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения начальной школы N 37.
Учреждениями культуры проводится работа с учреждениями, обслуживающими людей с ограниченными возможностями здоровья: сургутскими специальными (коррекционными) общеобразовательными школами VIII вида, учреждением социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Геронтологический центр", социальными центрами "Содействие", "Зазеркалье", "Сыновья", "Апрель", "Добрый волшебник", детскими домами "На калинке", "Юнона".
Всего в 2014 году в мероприятиях приняли участие 8,3 тыс. граждан с ограничениями здоровья, что на 38% больше, чем в 2013 году (около 6,0 тыс. человек).
В 2014 году в пяти учреждениях дополнительного образования по программам общего эстетического развития обучались 35 детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 14 лет.
Программы общего эстетического развития, направленные на психофизическое, эмоциональное и когнитивное развитие ребенка, его социализацию и интеграцию в общество, включают практические занятия по рисунку, музыке и пению, ритмике, декоративно-прикладному и сценическому искусству.
В образовательных учреждениях культуры (детских школах искусств по видам искусств) на настоящий момент обучаются 35 детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение проводится по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области искусств, адаптированным для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Обустройство образовательных учреждений, в том числе зонами отдыха, специальным учебным оборудованием (например, для проведения занятий песочной арт-терапии необходимо оборудование для создания песочных композиций - стеклянные столы или планшеты), удобной мебелью, индивидуальными ковриками для релаксации (35 штук), позволит повысить комфортность пребывания детей в образовательных учреждениях, создаст необходимые условия для проведения занятий.
В ходе реализации мероприятий настоящей программы в данной сфере будут достигнуты следующие результаты:
- обустройство 12 объектов сферы культуры для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья, получающих доступ к информации и услугам учреждений сферы культуры;
- увеличение доли доступных объектов сферы культуры к 2030 году до 26% для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- удовлетворенность людей с ограниченными возможностями здоровья уровнем доступности учреждений сферы культуры, качеством предоставляемых услуг.
Постановлением Администрации г. Сургута от 21 июня 2016 г. N 4627 пункт 1.2 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.2. В части доступности зданий, сооружений, жилого фонда для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В период массовой застройки микрорайонов города многоквартирными домами не было требований к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, что в настоящее время привело к возникшей проблеме: отсутствие условий для свободного доступа инвалидов-колясочников в жилой дом.
При отсутствии соответствующего технического приспособления в жилом доме лица, не имеющие возможности передвигаться самостоятельно без помощи технических средств реабилитации инвалидов, лишены возможности в полной мере осуществлять свои права и законные интересы, нарушено гарантированное государством равенство прав и свобод человека и гражданина. Игнорирование специфических потребностей инвалидов в беспрепятственном доступе к жилым домам инициирует изоляцию инвалидов от общества, лишает их возможности самообслуживания, ограничивает им доступ к информации, объектам социальной инфраструктуры, значительно затрудняет их возможность осуществления иных процессов жизнеобеспечения.
Кроме того, актуальность решения указанной проблемы обусловлена необходимостью исполнения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно статье 15 Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В рамках программы планируется выполнить работы по устройству на входных группах многоквартирных домов оборудования для беспрепятственного доступа в жилые дома людей с ограниченными возможностями здоровья за счет бюджетных средств, предоставляемых управляющим организациям в виде субсидии. Планируется, начиная с 2016 года, ежегодно устанавливать по 12 пандусов на входных группах многоквартирных домов.
Остаются не решенными проблемы обеспечения лифтами по существующему жилому фонду этажностью до пяти этажей, оборудованию входных групп пандусами при выводе квартир из жилого фонда в связи со стесненными городскими условиями. При существующих габаритах лестничных маршей в подъездах проблематично установить дополнительное оборудование с креплением к стенам или непосредственно на самих лестничных маршах без ущерба для остальных проживающих. Тем не менее, в настоящее время существует ряд механизмов и приспособлений потолочного крепления, позволяющих обеспечить достаточно комфортное передвижение инвалидов и людей с временными ограничениями здоровья от квартиры до выхода из жилого дома, но остается вопрос финансирования приобретения оборудования и его содержания. Крыльца подъездов жилых домов старой постройки не оборудованы пандусами, выполнить которые затруднительно в связи со стесненными дворовыми условиями, отсутствуют поручни, аппарели (рельсы). Даже их наличие зачастую не гарантирует возможность самостоятельно воспользоваться инвалидам-колясочникам в связи с крутым уклоном лестничных маршей крылец. Лестничный марш тамбура первого этажа существующих девятиэтажных многоквартирных жилых домов не обеспечивает возможность доступа к лифтам. Возможна установка подъемников, но остается вопрос: за чей счет приобретается и обслуживается данное оборудование.
По объектам, находящимся в частной и государственной форме собственности в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования городской округ город Сургут, законодательно не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по согласованию проектной документации за исключением проектов планировки территорий. Также большая часть объектов, находящихся в ведении частных инвесторов, не подлежит государственной экспертизе. Обращает на себя внимание и тот факт, что и проектно-сметная документация, получившая положительное заключение вневедомственной экспертизы, зачастую не обеспечивает доступную среду для людей с ограниченными возможностями.
В результате анализа текущего состояния проблемы были сделаны выводы о том, что наличие пандусов и поручней на входах в здания еще не гарантируют беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Для обеспечения полноценной безбарьерной среды необходимо обеспечить доступность тротуаров, пешеходных переходов для слепых и слабовидящих, инвалидов-колясочников, необходима установка звуковых индикационных устройств и тактильных элементов на регулируемых пешеходных переходах.
Необходимо оборудование подъемниками, специализированными санитарными узлами внутри зданий. Многие проблемы были выявлены благодаря активному участию Региональных общественных движений инвалидов-колясочников и инвалидов по зрению.
В рамках программы планируется выполнение работ по реконструкции, оснащением дополнительными приспособлениями, переносным оборудованием 8 зданий и помещений административного назначения:
- студия "Нескучающие ручки", муниципальное помещение в здании по проезду Взлетному, 1;
- Сургутская общественная организация инвалидов по слуху, муниципальное помещение в здании по улице Дзержинского, 6/1;
- Сургутская общественная организация Всероссийского общества инвалидов, муниципальное помещение в здании по улице Ленинградской, 3;
- Сургутская общественная организация Всероссийского общества слепых, муниципальное помещение в здании по улице Югорской, 5/2;
- Городская благотворительная общественная организация "Забота", муниципальное помещение в здании по улице Кукуевицкого, 10/2;
- здание Администрации города по улице Энгельса, 8;
- административное здание по проезду Советов, 4;
- Бюро технической инвентаризации по улице Дзержинского, 6;
В ходе реализации мероприятий настоящей программы по данному направлению будут достигнуты следующие результаты:
- обустройство 5 зданий, где размещаются общественные организации инвалидов;
- увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья, получающих доступ к административным зданиям;
- увеличение доли доступных зданий и помещений административного значения к 2030 году до 83% для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- удовлетворенность людей с ограниченными возможностями здоровья уровнем доступности зданий и помещений административного значения, качеством предоставляемых услуг.
1.3. В части доступности транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В основе формирования безбарьерной среды лежит идея интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. При свободном доступе к объектам инфраструктуры, социальным, общественным и производственным зданиям, при возможности пользоваться общественным транспортом, местами досуга и отдыха инвалиды получат равные возможности для полноценного участия в жизни общества, к которым стремится каждое уважающее себя государство. При формировании среды обитания необходимо использовать принципы системного подхода с участием всех заинтересованных ведомств, организаций, общественных движений, архитекторов и строителей.
В настоящее время существуют закрепленные законом и нормативами требования по формированию доступного для инвалидов физического окружения. Учитывая комплекс человеческих потребностей его можно представить в виде системы "жилье - среда - транспорт - объект". У каждого элемента системы есть набор физических показателей, характеризующих его доступность (уклоны, габариты, время, безопасность, стоимость). Для транспорта часто применяется термин "дискриминация", однако в данном контексте его суть заключается в доступности существующей транспортной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения. Транспортную доступность надо рассматривать в комплексе, так как отдельно каждый элемент системы не обеспечивает функционирование системы в целом.
Транспортная инфраструктура должна формироваться с учетом доступности. Обновление транспорта должно осуществляться подвижным составом, отвечающим современным требованиям. В Транспортной стратегии России до 2030 года запланированы мероприятия по обновлению и модернизации парка пассажирских автотранспортных средств, направленные на улучшение их эксплуатационных показателей, уровня безопасности, условий перевозок пассажиров и доступности для маломобильных граждан.
Необходимо обустройство территорий города пешеходными переходами, подходы к которым обустроены пониженными бордюрами, посадочными площадками на остановочных пунктах, пешеходными колонками с табло обратного отсчета времени и звуковой сигнализацией, сопряженными с территориями учреждений социального обслуживания, а также территориями по маршруту от ближайших автобусных остановок до учреждений социального обслуживания, что позволит повысить уровень доступности социальных услуг для маломобильных групп населения, качество и своевременность обслуживания.
Приоритеты проведения работ по созданию безбарьерной среды необходимо определить на основании результатов комиссионного обследования данных объектов.
1.4. В части повышения доступности образовательных услуг.
Одной из задач государственной политики в сфере образования является обеспечение доступности качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья вне зависимости от места жительства или материального положения семьи.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей инвалидов, в городе Сургуте осуществляется:
- вне образовательных организаций (в форме семейного образования и самообразования),
- в образовательных организациях (формы обучения: очная, очно-заочная, заочная).
Число воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в детских садах в 2011 году составило 558 человек, в 2012 году - 533 человека, в 2013 году - 649 человек, в 2014 году - 662 человек, в 2015 году - 961 человек. Услуга дошкольного образования предоставляется обучающимся с ограниченными возможностями здоровья как в группах компенсирующего назначения, так и в общеразвивающих группах.
В дошкольных учреждениях города создаются условия для инклюзивного образования. Интеграция таких детей в группах возрастной нормы является успешным опытом детского сада N 11 "Машенька". С 2009 года в нем функционирует группа комбинированной направленности для слабослышащих детей после кохлеарной имплантации, где совместно обучаются дети-инвалиды по слуху и дети возрастной нормы. Эффективность работы логопедических групп подтверждается стабильно высоким процентом выпускников без нарушения речи (2011 год - 76,6%, 2012 год - 77%, 2013 год - 82%, 2014 год - 76%, 2015 год - 80,9%).
В общеобразовательных учреждениях города число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2011 - 2012 учебном году составило 540 человек, в 2012 - 2013 учебном году - 694 человека, из них 227 детей-инвалидов, в 2013 - 2014 учебном году - 851 человек, из них 316 детей-инвалидов, в 2014 - 2015 учебном году - 776 человек, из них 229 детей-инвалидов, в 2015 - 2016 учебном году - 715 человек, из них 264 детей-инвалидов.
Обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе осуществляется:
- в специальных (коррекционных) классах;
- интегрировано в общеобразовательных классах;
- на дому, в том числе с использованием дистанционных технологий;
- в рамках дополнительного образования.
Для обеспечения оптимальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами территориальной межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии осуществляется комплексное диагностическое обследование детей с целью определения индивидуального образовательного маршрута и предоставления возможности получения квалифицированной коррекционно-развивающей помощи. Деятельность территориальной межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии позволяет совместно с дошкольными образовательными и общеобразовательными учреждениями решать вопросы ранней диагностики нарушений в развитии, предупреждения отклонений в развитии детей, сопровождения ребенка в образовательном пространстве, преодоления затруднений в учебе, решения проблем личностного развития, профориентации.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях по месту жительства направлена на создание условий для проживания и воспитания их в семье, обеспечения постоянного общения со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения к проблемам инвалидности среди жителей города.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы "Доступная среда города Сургута на 2012 - 2015 годы" в 2012 году были определены по территориальному принципу 13 базовых образовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников, не имеющих нарушений в развитии, и создающих для этого универсальную безбарьерную среду.
В 22 образовательных организациях обустроены пандусы, из них дошкольных - 17 (муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения N 9, 15, 17, 18, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 30, 31, 34, 36, 43, 44, 48), общеобразовательных - 9 (муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения средние общеобразовательные школы N 9, 18 имени В.Я. Алексеева, 26, 27, 31, 32, 44, Сургутский естественно-научный лицей, гимназия имени Ф.К. Салманова), учреждений дополнительного образования - 1 (муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества").
В оперативном управлении образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города, до 2014 года находилось 117 зданий, в 2014 году - 128 зданий, в 2015 году - 133 здания.
Основное количество зданий муниципальных образовательных организаций введено в эксплуатацию в период с 1970 по 1990 годы и построено без учета требований создания универсальной безбарьерной среды. Решение данной проблемы возможно за счет проведения комплекса мероприятий по дооборудованию, адаптации объектов посредством сооружения (как внутри зданий, так и снаружи) пандусов, поручней, входных групп, лифтов, обустройства территорий, подъездных путей, санитарных узлов, ванных комнат, установки специализированного оборудования, вспомогательных средств и приспособлений для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата.
За период действия долгосрочной целевой программы "Доступная среда города Сургута на 2012 - 2015 годы" улучшилась учебно-методическая, материально-техническая база образовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников, не имеющих нарушений в развитии, повысился уровень профессиональной компетентности специалистов, работающих с данной категорией обучающихся. В результате деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии ежегодно более тысячи детей проходят диагностические обследования, а специалисты образовательных учреждений и родители (законные представители) получают рекомендации по дальнейшей форме обучения и воспитанию несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 5 Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в целях реализации права на образование на органы местного самоуправления возложены обязанности по созданию необходимых условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования. Для этого в образовательных учреждениях необходимо создание специальных условий.
Проблема создания специальных условий в муниципальных образовательных учреждениях решена не в полном объеме и требует программно-целевого подхода.
В ходе реализации мероприятий настоящей программы по данному направлению планируется решить актуальные проблемы, связанные с доступностью людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры.
Динамика
изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы
Наименование показателя результата реализации муниципальной программы |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1. Доля объектов физической культуры и спорта, доступность которых обеспечена в рамках реализации программы |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
2. Доля объектов молодежной политики, доступность которых обеспечена в рамках реализации программы |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
3. Доля объектов культуры и искусства, доступность которых обеспечена в рамках реализации программы |
% |
- |
- |
- |
3 |
3 |
4. Доля зданий и помещений административного назначения, доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья, от общего количества зданий и помещений административного назначения |
% |
25 |
25 |
25 |
69 |
75 |
5. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, оборудованных для безопасного и беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья, отвечающих нормативным требованиям, от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения |
% |
10 |
12 |
20 |
20,1 |
0,002 |
6. Доля подвижного состава общественного автотранспорта оборудованного для безопасного и беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья, отвечающего нормативным требованиям, от общего количества общественного автотранспорта |
% |
3 |
3 |
3 |
4,5 |
- |
7. Доля образовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве образовательных учреждений |
% |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
Постановлением Администрации г. Сургута от 21 июня 2016 г. N 4627 раздел 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2. Цели и задачи муниципальной программы
Задачи муниципальной программы |
Обоснование соответствия задач цели программы, сроков реализации программы |
Цель муниципальной программы: создание условий, обеспечивающих улучшение качества жизни и повышение общего уровня комфорта городской среды во всех сферах жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья | |
Задача 1. Капитальный ремонт объектов социальной сферы и административных зданий для обеспечения доступности в учреждениях социальной инфраструктуры людей с ограниченными возможностями здоровья |
решение задачи в течение срока реализации муниципальной программы путем выполнения работ по капитальному ремонту объектов социальной сферы и административных зданий позволит увеличить долю объектов молодежной политики, физической культуры и спорта, культуры и искусства, образования, зданий и помещений административного назначения, доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечить выполнение поставленной цели |
Задача 2. Оснащение объектов транспортной инфраструктуры для безопасного беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья |
решение задачи в течение срока реализации муниципальной программы путем выполнения набора программных мероприятий будет способствовать улучшению качества жизни и повышению общего уровня комфорта городской среды во всех сферах жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья |
Задача 3. Оснащение автомобильного парка подвижным составом, адаптированным для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья |
решение задачи в течение срока реализации муниципальной программы путем поэтапной замены городских автобусов на низкопольные, адаптированные для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения способствует их безопасному и беспрепятственному передвижению и позволит обеспечить выполнение поставленной цели |
Задача 4. Повышение доступности образовательных услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья |
решение задачи в течение срока реализации муниципальной программы путем: - осуществления комплексного диагностического обследования детей специалистами территориальной психолого-медико-педагогической комиссии; - обеспечения участия педагогов и других специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в семинарах, тренингах, курсах; - оснащения образовательных учреждений специальным оборудованием, приспособлениями, программными комплексами позволит определить индивидуальный образовательный маршрут и предоставить возможность получения квалифицированной коррекционно-развивающей помощи в целях обеспечения оптимальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья |
Задача 5. Оснащение объектов жилого фонда оборудованием с целью обеспечения доступности многоквартирных жилых домов для людей с ограниченными возможностями здоровья |
решение задачи в течение срока реализации муниципальной программы путем выполнения работ по устройству на входных группах многоквартирных жилых домов оборудования для беспрепятственного доступа в жилые дома, что позволит обеспечить выполнение поставленной цели |
3. Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию
программы и показатели результатов реализации муниципальной программы
Программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и показатели результатов реализации муниципальной программы представлены в приложении 1 к настоящей муниципальной программе.
Дополнительная потребность в объеме бюджетных ассигнований для реализации программных мероприятий муниципальной программы представлена в приложении 2 к муниципальной программе.
Постановлением Администрации г. Сургута от 12 сентября 2016 г. N 6822 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Механизм реализации муниципальной программы, система
организации контроля за исполнением муниципальной программы
4.1. Куратором муниципальной программы является курирующий заместитель главы Администрации города.
Куратор осуществляет контроль за ходом реализации муниципальной программы путем координации действий администратора и соадминистраторов по разработке и реализации муниципальной программы.
4.2. Администратор муниципальной программы - департамент архитектуры и градостроительства - несет ответственность за:
- своевременное и эффективное использование бюджетных средств;
- качественное выполнение реализуемых мероприятий муниципальной программы;
- достижение показателей результатов реализации муниципальной программы как по годам ее реализации, так и в целом за весь период реализации муниципальной программы;
- своевременное внесение изменений в муниципальную программу;
- соблюдение сроков представления и качества подготовки отчетов об исполнении муниципальной программы.
Администратор осуществляет контроль за достижением установленных целей и задач муниципальной программы, выполняет мероприятия раздела 3 муниципальной программы путем организации деятельности муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - МКУ "УКС").
Соадминистраторы муниципальной программы несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий, достижение показателей результатов реализации муниципальной программы, соблюдение сроков и качества представления отчетов об исполнении муниципальной программы:
- департамент городского хозяйства - по мероприятиям 2.1, 2.2, 2.3, 3.1 раздела 3 муниципальной программы;
- департамент образования - по мероприятиям 4.1, 4.2, 4.3 раздела 3 муниципальной программы.
МКУ "УКС" в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его уставом, реализует функции заказчика по строительству, капитальному ремонту объектов, выполнению проектно-изыскательских работ.
Ответственные лица с учетом замены на период отсутствия назначаются приказами администратора.
При текущем управлении администратором программы выполняются следующие задачи:
- анализ эффективности выполнения мероприятий;
- организация реализации мероприятий программы, принятие решения о внесении в нее изменений в соответствии с установленными требованиями;
- мониторинг выполнения непосредственных и конечных показателей, сбор оперативной отчетной информации, подготовка и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации программы.
4.3. Администратор осуществляет контроль за исполнением муниципальной программы, включающий:
- формирование отчета об исполнении программы как по годам ее реализации, так и в целом за весь период реализации муниципальной программы;
- контроль за эффективным и целевым использованием выделяемых бюджетных средств муниципальным казенным учреждениям;
- контроль за сроками исполнения договоров, соглашений, контрактов;
- контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
4.4. В целях подготовки отчетности соадминистраторы программы и МКУ "УКС" представляют администратору отчет об исполнении мероприятий муниципальной программы в срок до 01 февраля года, следующего за отчетным финансовым годом.
Администратор представляет отчет об исполнении муниципальной программы в департамент финансов в срок до 05 февраля года, следующего за отчетным финансовым годом, по форме, утвержденной постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут" (с последующими изменениями).
4.5. Администратор с учетом выделяемых на реализацию муниципальной программы бюджетных средств ежегодно уточняет в установленном порядке целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации муниципальной программы.
В процессе реализации программы может проявиться ряд рисков:
- сокращения бюджетного финансирования, выделенного на выполнение программы, что повлечет исходя из новых бюджетных параметров пересмотр ее задач с точки зрения их сокращения или снижения ожидаемых эффектов от их решения;
- ухудшения финансово-экономической ситуации;
- возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.