Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I изменен с 15 октября 2017 г. - Постановление Администрации г. Сургута от 2 октября 2017 г. N 8511
Раздел I. Характеристика текущего состояния
До 01.01.2016 реализация мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства осуществлялась в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2010 - 2012 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Администрации города от 22.09.2009 N 3673, и муниципальной программы "Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 13.12.2013 N 8982.
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 419-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы", постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут", решением Думы города от 08.06.2015 N 718-VДГ "О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года", на основании паспорта муниципальной программы, утвержденного распоряжением Администрации города от 31.08.2015 N 2153 "О разработке муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2016 - 2030 годы", содержащего перечень правовых оснований для ее формирования.
Город Сургут является важнейшим экономическим, индустриальным, административным и культурным центром на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Одной из характерных черт города является многоплановость его хозяйства. В городе успешно развиваются нефтегазовая промышленность, энергетика, геологоразведка, строительство, функционирует развитая городская инфраструктура, но вместе с тем развивается сектор малого и среднего предпринимательства.
По состоянию на 01.01.2017 на территории города Сургута осуществляют свою деятельность 21-а тысяча субъектов малого и среднего предпринимательства. Это 1/4 от общего количества субъектов Югры.
Среднесписочная численность работников на малых и средних предприятиях в Сургуте составила 34 тыс. человек или 27% в общей численности занятого населения города.
Предприниматели вносят значительный вклад в наполнение и формирование бюджета города, динамика поступлений на протяжении ряда лет носит положительный характер.
Так, объем налоговых поступлений в бюджет города от субъектов малого и среднего предпринимательства составил 1,4 млрд. рублей или 14% от общего объема собственных доходов бюджета.
Оборот (товаров, работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства составил более 187 млрд. рублей.
В современных экономических условиях малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в решении экономических и социальных задач муниципального образования городской округ город Сургут, так как способствует:
- созданию новых рабочих мест;
- снижению уровня безработицы;
- насыщению потребительского рынка товарами и услугами;
- формированию конкурентной среды;
- обеспечению экономической самостоятельности населения города, стабильности налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Малое и среднее предпринимательство обладает стабилизирующим фактором для экономики - это гибкость и приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки. Кроме того, малый и средний бизнес в значительной степени является экономической основой становления местного самоуправления. Таким образом, развитие предпринимательства является одной из приоритетных задач социально-экономического развития города Сургута.
Период первоначального формирования условий для развития предпринимательской деятельности в муниципальном образовании завершен. В то же время, по результатам проведенных социологических исследований и опросов видно, что продолжают сохраняться некоторые трудности (проблемы), объективно присущи этой области, не только городу Сургуту, но России в целом, основными из них являются:
- недостаточность собственных финансовых ресурсов, в том числе для использования современных технологий и оборудования, сложность в получении кредитов из-за достаточно высоких по сравнению с доходностью бизнеса ставок платы за кредитные ресурсы и жестких требований банков к обеспечению, связанных с получением кредитов;
- слабая имущественная база (недостаточность основных фондов) малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
- высокие издержки при "вхождении на рынок" для начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за помещения, финансовые и административные трудности при решении вопросов доступа к инженерным сетям;
- проблемы продвижения продукции (работ и услуг) на региональные и международные рынки (недостаточно эффективная маркетинговая политика);
- недостаток квалифицированных кадров;
- проблемы в получении земельных участков под объекты недвижимого имущества;
- и другие.
Важность направления развития бизнеса сформирована в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года, в которой выделено направление "Предпринимательство", включающее в себя три вектора развития - "Промышленность", "Инновации" и "Бизнес".
Стратегическая цель вектора "Бизнес" - "Улучшить деловой климат для развития бизнеса в Сургуте". Для достижения цели необходимо:
- формирование среды развития институтов поддержки предпринимательства, банковских и кредитных организаций;
- формирование системы профессионального консалтингового и аудиторского сопровождения бизнеса, постоянного обучения и повышения квалификации;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, доступности капитала и реализации новых бизнес-проектов;
- минимизация административных барьеров, повышение скорости и качества услуг, прозрачности и достоверности информации для бизнеса;
- повышение правовой и финансовой культуры, социальной ответственности бизнеса.
Для реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года предпринимаются меры, способствующие развитию Сургута как бизнес-города с привлекательным деловым климатом и необходимой инфраструктурой поддержки предпринимательства:
- сформирована и активно функционирует инфраструктура поддержки предпринимательства, представленная филиалами практически всех организаций поддержки, созданных в автономном округе: сургутский филиал Фонда поддержки предпринимательства Югры, сургутский филиал Фонда "Югорская региональная микрофинансовая организация", Сургутская торгово-промышленная палата. Отделом развития предпринимательства управления экономики и стратегического планирования осуществляется координирование работы в данном направлении. Создан координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации города (утвержден распоряжением Администрации города от 08.07.2010 N 2177) с целью содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории города;
- определены перспективные направления бизнеса: инновационное экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство с учетом специфики города; нефтесервисное производство и обслуживание секторов экономики топливно-энергетического комплекса; гражданско-промышленное строительство и индивидуальное жилищное строительство; предпринимательство в социальной сфере; расширение платных услуг населению в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта; услуги "шаговой доступности" с ориентацией на ассортиментную конкуренцию;
- обеспечены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по закупкам у СМП, СОНКО. В соответствие с нормами Закона установлена доля закупок у СМП и СОНКО в размере 15%, Администрацией города в 2015 году размещено закупок на 456 млн. рублей или 26%. По итогам 2016 года размещено 27,5% от совокупного годового объема закупок. Доступность и открытость расходования средств бюджета города реализованы через локализацию всех муниципальных закупок на базе автоматизированной информационной системы "Горзакупки Сургут". Организованная открытость и прозрачность закупок ежегодно высоко оценивается на федеральном уровне. Исключением не стал и 2016 год, когда был присвоен наивысший рейтинг "Гарантированная прозрачность";
Таблица 1
Информация
об осуществлении закупок муниципального образования городской округ город Сургут у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций
Год |
Совокупный годовой объем закупок на год (тыс. руб) |
Начальная (максимальная) цена контрактов, планируемая к осуществлению закупок у СМП, СОНКО (тыс. руб) |
Закупки, которые планируются осуществить у СМП, СОНКО (%) |
Общее количество заключенных контрактов у СМП, СОНКО (шт.) |
Цена заключенных контрактов с СМП, СОНКО (тыс. руб) |
Доля заказа, размещенного у СМП, СОНКО, от совокупного годового объема закупок (%) |
2014 |
2 538 988,2 |
768 981,8 |
30,3 |
738 |
574 631,3 |
27,4 |
2015 |
2 735 318,7 |
1 022 962,7 |
37,4 |
748 |
719 646,6 |
26,3 |
2016 |
2 302 168,0 |
823 082,2 |
35 |
759 |
632 755 |
27,5 |
- осуществляется информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о деятельности Фонда "Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры";
- реализуется настоящая муниципальная программа.
Перечень мероприятий настоящей муниципальной программы, реализуемых в рамках плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года представлен в приложении 1 к настоящей муниципальной программе.
Проводимые в рамках реализации муниципальной программы мероприятия направлены на популяризацию, повышение общественного статуса предпринимательской деятельности, повышение квалификации и компетенций представителей малого и среднего предпринимательства, повышение их деловой активности и инициативы. В календаре мероприятий предусмотрено проведение городского конкурса "Предприниматель года", городской конференции и форума на актуальные темы, образовательного курса "Основы ведения предпринимательской деятельности", образовательных семинаров и мастер-классов, встреч молодых предпринимателей с успешными предпринимателями.
Площадки для обсуждения проблемных вопросов и выработки мер по их решению:
- на регулярной основе проводятся заседания Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации города;
- в 2016 году внедрена новая практика регулярных встреч Главы города с предпринимателями города по отраслевым направлениям;
- созданы профильные рабочие группы, например, в 2016 году создана рабочая группа по взаимодействию местных товаропроизводителей и федеральных торговых сетей;
- создана рабочая группа по векторам развития "Бизнес" и "Промышленность" Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года;
- в 2016 году впервые проведена муниципальная конференция субъектов малого и среднего предпринимательства Югры, предложения по итогам конференции направлены в автономный округ и рассмотрены на I Региональной конференции предпринимателей Югры "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.