Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния
До 01.01.2014 года реализация направления деятельности, связанного с организацией перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом осуществлялась в рамках ведомственной целевой программы функционирования, утвержденной постановлением Администрации города от 04.02.2013 N 596 "Об утверждении ведомственной целевой программы функционирования департамента городского хозяйства", при этом направления деятельности по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту дорожно-уличной сети формировались в рамках долгосрочной целевой программы, утвержденной постановлением Администрации города от 17.01.2011 N 106 "О долгосрочной целевой программе "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт дорожно-уличной сети в городе Сургуте на период с 2011 по 2017 годы".
В соответствии с постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут" (далее - порядок), на основании паспорта муниципальной программы, утвержденного распоряжением Администрации города от 30.08.2013 N 3094 "О разработке муниципальной программы "Развитие транспортной системы города Сургута на 2014 - 2030 годы" с 01.01.2014 года утверждена муниципальная программа "Развитие транспортной системы города Сургута на 2014 - 2030 годы". Данная программа содержит перечень правовых оснований для ее реализации и двух подпрограмм:
- подпрограмма "Дорожное хозяйство";
- подпрограмма "Автомобильный транспорт".
Реализация мероприятий настоящей программы направлены на улучшение качества содержания и обслуживания автомобильных дорог, совершенствования процесса управления транспортными потоками (грузо- и пассажироперевозки), что соответствует вектору "ЖКХ" направления "Жизнеобеспечение", а также создание условий для динамичного развития строительной отрасли и территории для инвестиционной деятельности вектора "Градостроительства" направления "Жизнеобеспечения", что соответствует Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года, утвержденной решением Думы города от 08.06.2015 N 718-VДГ (далее - Стратегия социально-экономического развития).
1. Подпрограмма "Дорожное хозяйство"
Первоочередным для создания комфортной городской среды и поддержки одной из главных составляющих рыночной инфраструктуры является транспортно-логистический комплекс. Следует обеспечить мониторинг состояния и организовать своевременное строительство дорожного полотна, прилегающей и транспортной инфраструктуры. Предполагается строительство "умных" развязок, регулирующих трафик с учетом сезонной и суточной нагрузки. Рациональным при этом является строительство автодорог в форме государственно-частного партнерства с задействованием в проектах придорожных объектов обслуживания.
Город Сургут характеризуется высоким экономическим потенциалом и высоким уровнем доходов населения. Следствием этого является высокий уровень автомобилизации. Стабильное увеличение количества автотранспорта в городе и непропорциональное увеличение количества и качества дорог привело к перегруженности и пробкам на многих дорогах города. Кроме того, на территории города ведется активное строительство объектов жилищного назначения, требующее транспортной доступности.
Основными проблемами существующей дорожно-транспортной сети города являются:
- несоответствие планировочных параметров улиц принятой категории;
- непостоянство планировочных параметров улиц на всем их протяжении;
- ненадлежащее состояние проезжей части существующих улиц, в том числе:
1) отсутствие освещенности улиц;
2) перегруженность улично-дорожной сети;
3) отсутствие магистралей непрерывного движения;
4) недостаточная безопасность дорожного движения, связанная с отсутствием наружного освещения на автодорогах;
5) отсутствие транспортной инфраструктуры (внутриквартальных проездов), которое не позволяет организовать условия для комфортного и безопасного проживания в существующих и вновь застраиваемых микрорайонах.
Одной из целей муниципальной программы является развитие улично-дорожной сети в соответствии с генеральным планом развития города, отвечающее потребностям города в транспортном обслуживании для устойчивого социально-экономического развития города.
Обеспечение соответствия улиц установленной категории, пропуска растущих транспортных и пешеходных потоков, безопасности движения остается актуальной необходимостью по реконструкции ряда улиц, строительству улиц-дублеров, повышению плотности дорожной сети, строительству транспортных развязок, магистральных дорог скоростного движения, автостоянок, объездных дорог и внедрению автоматизированной системы управления дорожным движением на основе информации о параметрах транспортных потоков, поступающих на обслуживание к светофору.
Условием эффективного развития улично-дорожной сети является ее четкая дифференциация в соответствии с требованиями СНиП. Это означает, что в городе должен быть полный набор всех категорий дорог и улиц, которые отвечали бы действующим техническим нормативам и градостроительным требованиям. В первую очередь это относится к магистралям городского и районного значения, а также к сети транзитных магистралей.
В связи с тем, что на улично-дорожной сети эксплуатируются различные виды транспорта, а загрузка отдельных магистралей транспортными потоками характеризуется значительной неравномерностью, возникает потребность в ее дифференциации. Такой подход позволяет повысить эффективность улично-дорожной сети и снизить затраты на ее развитие. При этом необходимо использовать рекомендации действующих норм, где приводятся функциональные характеристики отдельных категорий дорог и улиц.
Улично-дорожную сеть следует разрабатывать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог следует назначать в соответствии с классификацией действующих норм.
В соответствии с нормативами транспортная инфраструктура должна развиваться как единая система транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой города и прилегающей к ней территории. Она включает автомобильные дороги общего пользования и улично-дорожную сеть города, которая будет обеспечивать быстрые, удобные и безопасные транспортные связи между всеми функциональными зонами, микрорайонами и объектами.
Одним из результативных способов повышения эффективности улично-дорожной сети является ее техническое перевооружение. Это приведет к качественному совершенствованию сети. Наряду с наращиванием длины магистралей и числа полос движения необходимо возводить современные транспортные развязки. Причем делать это надо с опережающими темпами.
Преимущества кольцевого саморегулируемого движения могут наиболее полно проявиться в определенных условиях: при впадении в площадь более четырех направлений, при однородном транспортном потоке, при большом левоповоротном движении.
Проектирование кольцевых пересечений состоит в первую очередь в определении основных геометрических элементов узла: размеров и формы центрального островка; длины линии слияния транспортных потоков; ширины кольцевой проезжей части; радиусов входных и выходных кривых; размеров и формы направляющих островков.
Для решения этой проблемы необходимо реализовать мероприятия по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту существующей улично-дорожной сети, для ее увязки со строящейся и планируемой к строительству улично-дорожной сетью, в соответствии с застройкой жилых и промышленных районов города. Загрузка улиц будет более равномерной, снизится непрямолинейность транспортных связей, вырастет средняя скорость транспортных потоков, улучшится экология. Это приведет к росту, как экономического, так и сопутствующего эффекта.
В соответствии с муниципальным контрактом от 17.12.2014 N 70-ГХ в 2015 году в городе выполнены работы по корректировке проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа город Сургут.
Результат корректировки проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах города Сургута - получение обновленной информации согласно текущему состоянию технических средств организации дорожного движения (дорожных знаков, разметки, ограждений, светофоров и так далее) и корректировка схем дислокаций согласно актуализированной редакции ГОСТ Р 52289-2004.
На выполнение мероприятий, предусмотренных проектом организации дорожного движения, необходимо более 400 млн. руб.
Ввиду сложившейся экономической ситуации и с учетом уменьшения бюджетных ассигнований в 2016 году по отношению к 2015 году выполнить изменения в организацию дорожного движения на улично-дорожной сети города в соответствии с действующими нормативными требованиями в кратчайшие сроки невозможно.
Рост уровня автомобилизации не мог не сказаться на загруженности улиц и дорог, особенно на транспортных узлах города. Кроме того, ситуация усугубилась изменениями, внесенными в ГОСТ, по исключению пересечения транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования.
При этом при корректировке режимов работы светофорных объектов по предписаниям ОГИБДД УМВД России по городу Сургуту учитывалась необходимость минимизации отрицательных последствий и максимального сохранения пропускной способности перекрестков.
Одним из способов снижения загруженности перекрестков является внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением. В 2013 году разработана рабочая документация по модернизации автоматизированной системы управления дорожным движением города Сургута (далее - АСУДД).
АСУДД предназначена для централизованного управления транспортными и пешеходными потоками в автоматическом, диспетчерском и ручном режимах, сбора, накопления и обработки статистической информации о транспортных потоках, видеоконтроля ситуации на светофорных объектах в реальном времени, обеспечения эксплуатирующей организации информацией о состоянии технических средств регулирования дорожного движения.
Целью модернизации АСУДД является повышение эффективности управления дорожным движением методом дистанционного, автоматического и ручного воздействия на режимы работы светофорных объектов в масштабе реального времени в зависимости от дорожной обстановки, а также обеспечение надежной работы светофорных объектов с выдачей полноформатных диагностических и справочно-информационных данных, в том числе информации о транспортных потоках, об отказах в работе и электроснабжении.
Реализация проекта по корректировке организации дорожного движения на автомобильных дорогах города, внедрение АСУДД, позволит в перспективе реализовать проект "Город без пробок" в рамках Стратегии социально-экономического развития, что обеспечит нормальную дорожно-транспортную ситуацию, как в существующих микрорайонах города, так и во вновь застраиваемых.
По состоянию на 01.10.2016 улично-дорожная сеть города представляет собой:
- площадь улиц и дорог - 4 310,73 тыс. кв. м, из них в муниципальной собственности находится - 3 699,84 тыс. кв. м;
- площадь тротуаров - 610,89 тыс. кв. м.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения (муниципальные) составляет - 257,297 км, в том числе с твердым покрытием - 245,989 км.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования (с учетом дорог регионального значения, расположенных в границах города) составляет - 266,7 км.
В 2016 году отремонтировано около 190 тыс. кв. м автомобильных дорог и улиц общего пользования местного значения.
В соответствии с постановлением Администрации города от 24.04.2015 N 2761 "О нормативах финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения городской округ город Сургут и правилах расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели" межремонтные сроки проведения работ по ремонту капитальных нежестких (асфальтобетонное покрытие), капитальных жестких (например, железобетонные плиты) с асфальтобетонным покрытием и облегченных дорожных одежд автомобильных дорог в зависимости от интенсивности движения принимаются три - шесть лет (в среднем 4,5 года), по капитальному ремонту капитальных нежестких дорожных одежд - 12 лет, по капитальному ремонту капитальных жестких дорожных одежд - 25 лет.
Следуя данным межремонтным срокам, ежегодно необходимо ремонтировать порядка 750 тыс. кв. м асфальтобетонных покрытий, капитально ремонтировать - 93,75 тыс. кв. м (нежесткие дорожные одежды), 90,0 тыс. кв. м (жесткие дорожные одежды). При таком расчете ориентировочный объем затрат на эти цели ежегодно должен составлять порядка 1,5 млрд. руб.
При этом уровень автомобилизации города ежегодно растет. Так, по состоянию на 01.01.2016 количество автотранспорта, зарегистрированного в городе Сургуте, составило 176 993 единиц, что на 2% больше по сравнению на 01.01.2015.
Гарантийный период на ремонт автодорог (за исключением ямочного ремонта) составлял три года. С 2015 года гарантийный срок на капитальный ремонт и ремонт объектов (автодорог) увеличен до четырех лет.
В случае выявления в гарантийный период дефектов отремонтированного покрытия, связанных с некачественным выполнением работ, подрядная организация обязана за свой счет устранить выявленные дефекты.
Кроме того, в рамках муниципальной программы осуществляется содержание и ремонт автомобильных дорог.
В Сургуте в муниципальной собственности находится и содержится около 95% от общего числа улиц и дорог города. Исключение составляют частные дороги (открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Сургут- нефтегаз", общество с ограниченной ответственностью "Сургутгазпром", ОАО "ГРЭС-1"), автодороги регионального (межмуниципального) значения.
Большие нагрузки на автомобильные дороги неизбежно ведут к повышенным затратам на ремонт и содержание дорог. Несвоевременное выполнение ремонта, капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог, наряду с дополнительными издержками на транспорте, в секторах экономики, а также увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, приводят к необходимости увеличения затрат на приведение улично-дорожной сети города в нормативное состояние. Практика показывает, что задержка с проведением ремонтных работ на три года ведет к росту дополнительных затрат на капитальный ремонт и ремонт, сопоставимых с объемами затрат при выполнении их по плану.
Одной из важнейших задач дорожного хозяйства города является обеспечение комплексного содержания автомобильных дорог, искусственных сооружений в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. В целях обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения санитарного и архитектурного облика города указанные работы необходимо выполнять своевременно и в полном объеме, а также в соответствии с действующими нормативными документами.
Увеличение показателей, представленных в приложении 1 к муниципальной программе, обусловлено вводом в эксплуатацию законченных строительством объектов, а также передаваемых в муниципальную собственность ведомственных дорог, внутриквартальных проездов, бесхозяйных проездов, окончанием срока аренды земельных участков и передачей остановочных пунктов в эксплуатацию дорожным службам. Прогнозируется, что эти показатели и дальше будут расти в соответствии с темпами развития города (строительство новых микрорайонов, развитие существующих микрорайонов, передачи в муниципальную собственность ведомственных улиц и дорог, бесхозяйных проездов).
В Сургуте большая доля дорог не обустроена тротуарами, автопавильонами, урнами для сбора мусора. Все улицы и дороги, находящиеся в муниципальной собственности, оснащены средствами регулирования дорожного движения (светофорные объекты, дорожные знаки). Около 95% от общего числа улиц и дорог города имеют дорожную разметку.
78% дорог от общего числа муниципальных улиц и дорог города освещены. Не оборудованы наружным освещением часть улиц и дорог в селитебной зоне города, внутриквартальные проезды, автодороги на садово-огороднические товарищества (в районе железнодорожного вокзала, кладбища, аэропорта).
Автомобильные дороги представляют собой ключевой элемент городского пространства и их развитие является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития города.
2. Подпрограмма "Автомобильный транспорт"
Общественный пассажирский транспорт - важнейшая инфраструктурная составляющая городского хозяйства, экономическую и социальную роль которого, как и влияние на качество жизни горожан, трудно переоценить.
Городской общественный пассажирский транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, ежедневную транспортную подвижность населения и является важнейшим инструментом для обеспечения всеобщей доступности мест приложения труда, получения образования, лечения и отдыха горожан.
Надежная и эффективная работа общественного транспорта является важнейшим показателем социально-политической и экономической стабильности города.
Основными принципами организации транспортного обслуживания населения являются гарантированность безопасного и комфортного транспортного обслуживания; сочетание государственного регулирования тарифов перевозки пассажиров и свободного развития рынка услуг на основе планирования и экономического стимулирования; равенство условий доступа перевозчиков на рынок транспортного обслуживания; разработка оптимальной маршрутной сети с указанием необходимого количества транспортных средств, а также информирование населения о работе городского пассажирского транспорта.
В настоящее время при существующей улично-дорожной сети пешеходная доступность транспортных линий (расстояние от любой точки жилого района до ближайшей линии городского пассажирского транспорта (далее - ГПТ), которая согласно требованиям СНиП не должна превышать 500 м) обеспечена.
Целесообразно разработать проект практичного остановочного комплекса, который станет брендом города.
Следует реконструировать железнодорожный и речной вокзал, возвести современный автомобильный вокзал, обустроив прилегающую территорию и сформировав новые места "общественного притяжения".
В соответствии с муниципальным контрактом от 24.08.2012 N 3-ГХ обществом с ограниченной ответственностью "Южный Научно-Исследовательский Союз" (город Ставрополь) разработана концепция долгосрочной целевой программы "Развитие городского пассажирского транспорта города Сургута на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года". Концепция разрабатывалась с учетом строительства новых микрорайонов и магистральных дорог города.
В рамках концепции долгосрочной целевой программы "Развитие городского пассажирского транспорта города Сургута на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года" планируется проведение следующих мероприятий:
- оптимизация маршрутной сети, разработка основных стратегических направлений ее развития, повышение эффективности и конкурентоспособности;
- обеспечение сбалансированного развития эффективной системы городского пассажирского транспорта;
- обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения города в соответствии с социальными стандартами;
- повышение безопасности системы городского пассажирского транспорта городского округа Сургут;
- снижение отрицательных экологических последствий от деятельности городского пассажирского транспорта;
- улучшение финансовых результатов от деятельности перевозок на пассажирском автотранспорте;
- разработка элементов Информационно-аналитической системы управления городского пассажирского транспорта (далее - ИАСУ ГПТ).
Реализация мероприятий Концепции по корректировке маршрутной сети городского пассажирского транспорта с учетом рекомендаций по видам транспорта начата с 01.01.2014.
В соответствии с положениями Федерального закона от 14.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулярные перевозки разделяются на два вида: по регулируемым и нерегулируемым тарифам. По первым предоставляется субсидия из городского бюджета, затраты по вторым не компенсируются.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ
По состоянию на 30.09.2016 Реестр регулярных городских автобусных маршрутов включает в себя 55 регулярных маршрутов, в том числе:
- 41 маршрут (23 постоянных, 13 сезонных, 4 специальных и 1 временный) - перевозки по регулируемым тарифам автобусами большого и среднего класса (с предоставлением субсидии из городского бюджета);
- 14 маршрутов - перевозки по нерегулируемым тарифам (автобусами особо малого и малого класса), без предоставления субсидии из городского бюджета.
Максимальное количество транспортных средств, задействованных на муниципальной маршрутной сети, составляет 301 ед., в том числе:
- 142 автобуса большого и среднего класса;
- 159 автобусов малого и особо малого класса.
В соответствии с долгосрочными договорами, заключенными по итогам открытых конкурсов, перевозку пассажиров транспортом общего пользования в 2016 году осуществляют 11 автотранспортных организаций.
Во исполнение действующего законодательства маршрутные автобусы оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Используя возможности данной навигационной системы в целях информирования населения на официальном портале Администрации города создан интерактивный сервис, позволяющий отследить в режиме реального времени местонахождение маршрутных автобусов на городской маршрутной сети. Необходимо отметить, что низкопольные автобусы, адаптированные для перевозки маломобильных групп населения, обозначены специальным значком.
Ежегодно растет пассажирооборот городского пассажирского транспорта и объем перевозок пассажиров общественным транспортом.
Сегмент городских пассажирских перевозок требует принятия повышенных мер безопасности в связи с возможностью возникновения угрозы терроризма. Совершенствование скоординированной системы управления и контроля за движением городского пассажирского транспорта с использованием ГЛОНАСС, способствует повышению эффективности работы пассажирского транспорта, безопасности и сохранности жизни и здоровья людей.
Во исполнение действующего законодательства автотранспортными организациями оборудовано системой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS 100% подвижного состава, задействованного на муниципальной маршрутной сети.
Используя возможности данной системы для удобства жителей и гостей города запущен интернет-сервис, позволяющий отследить местонахождение на карте города городских маршрутных автобусов (большого и среднего класса) в режиме реального времени в тематическом разделе "Интерактивные карты Сургута" официального портала Администрации города. Данное приложение доступно для всех видов персональных компьютеров и мобильных устройств с диагональю экрана свыше 10", для мобильных устройств с диагональю ниже 10" доступна текстовая версия сайта.
Основными проблемами организации выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом являются:
1) превышение расходов транспортных организаций над доходами, получаемыми от оплаты проезда пассажирами в транспорте общего пользования, в связи с государственным регулированием тарифов (возмещение затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам позволяет обеспечивать надежность и безопасность перевозки, а также ценовую доступность услуг транспорта на маршрутах в границах городского округа).
2) потребность в постоянном обновлении и замене информации на существующих остановочных пунктах, а также оборудование информационными указателями новых остановочных пунктов.
Качество перевозок определяется рядом параметров, в том числе, информированностью населения на остановочных пунктах о работе общественного транспорта. Отсутствие указателей, а также устаревшая (недостоверная) информация, размещенная на указателях, приводит к снижению привлекательности общественного транспорта для населения города.
3) Высокий износ автобусного парка, неполная приспособленность подвижного состава к нуждам маломобильных категорий населения.
Средний износ автобусов, используемых на городских маршрутах, составляет 70%, что не соответствует степени износа автобусов, определенной в соответствии с действующими нормами амортизации. Дальнейшее отставание темпов обновления автобусного парка от темпов их старения ведет к снижению качества и уровня безопасности перевозки пассажиров, массовому выходу транспорта из эксплуатации, при котором возможности автотранспортных организаций не обеспечат потребности населения в пассажирских перевозках общественным транспортом.
Обеспечение устойчивого и безопасного функционирования пассажирского транспорта возможно только при наличии подвижного состава, отвечающего всем нормативным требованиям, с минимальным воздействием на окружающую среду.
Динамика изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы отражена в приложении 1 к настоящей муниципальной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.