Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния
Основанием для разработки муниципальной программы "Реализация отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства на 2014 - 2030 годы" является государственная программа "Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года, утвержденная решением Думы города N 718-VДГ от 08.06.2015 "О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года", постановление Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа города Сургут" и паспорт программы, утвержденный распоряжением Администрации города от 29.08.2013 N 3055 "О разработке муниципальной программы "Реализация отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства на 2014 - 2030 годы".
Реализация мероприятий муниципальной программы "Реализация отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства на 2014 - 2030 годы" (далее - программа) осуществляется в соответствии с вектором "Коммуникации" направления "Гражданское общество" Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030.
Программа содержит две подпрограммы:
1. Подпрограмма "Осуществление отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству на 2014 - 2030 годы".
В соответствии с Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:
- обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
- защита прав и законных интересов подопечных;
- обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
- обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
- обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2007 N 114-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" муниципальное образование городской округ город Сургут наделяется 55-ю отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
Финансирование расходов, связанных с осуществлением государственных полномочий, производится в виде субвенции за счет средств бюджета автономного округа, а также средств бюджета города в пределах утвержденных ассигнований.
Полномочия по осуществлению деятельности по опеке и попечительству возложены на управление по опеке и попечительству.
Приоритетными направлениями деятельности управления по опеке и попечительству является проведение работы по профилактике социального сиротства, выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи граждан, пропаганда семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Показатель эффективности деятельности рассчитывается исходя из количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к общей численности детского населения, проживающего на территории муниципального образования городской округ город Сургут. Количество детского населения, проживающего на территории города, за последние годы стабильно увеличивается.
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за последние три года не превышает 1,6% от общего количества детского населения, проживающего на территории города. За последние годы вызывает тревогу проблема социального сиротства. Ежегодно более 80% детей, выявленных на территории города, являются социальными сиротами при живых родителях.
Увеличение числа выявленных социальных сирот связано с вынужденным применением мер к родителям, ненадлежащим образом, исполняющим обязанности по воспитанию и содержанию детей, в том числе превентивной меры ответственности - ограничения в родительских правах, в целях пресечения угрозы жизни и здоровью детей и нанесения непоправимого вреда их развитию.
Существующие формы семейного устройства детей-сирот требуют дальнейшего развития. Необходимо совершенствование профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, с целью предотвращения лишения родителей родительских прав, а также деятельности по восстановлению в родительских правах и возвращению ребенка в семью после ее социальной реабилитации.
Положительным результатом реализации социальной политики на территории города и автономного округа является уменьшение количества детей, направленных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние годы доля детей, оставшихся без попечения родителей, которые временно находятся в государственных учреждениях всех типов до определения им семейной формы устройства не превышает 0,003% от общего количества детей в возрасте от 0 до 18 лет, проживающих на территории города.
Значительное сокращение числа детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, на территории автономного округа, явилось следствием активной государственной политики и мер, принятых в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, направленных на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных на территории муниципального образования и воспитывающихся в учреждениях автономного округа всех видов и типов, в общем количестве детей от 0 до 18 лет, постоянно сокращается.
Ежегодно увеличивается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях.
Сформированная система нормативных правовых актов в сфере защиты прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, система мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, принявших на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, позволила достичь за период с 2012 по 2017 годы следующие результаты:
- доля воспитывающихся в семьях граждан детей, оставшихся без попечения родителей, в общем числе детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилась с 90,9% до 99,8%;
- увеличилось с 81 до 248 число детей, воспитывающихся в приемных семьях.
Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2016 - 2018 года, повлечет за собой увеличение количества детей, воспитывающихся в замещающих семьях.
Реализуя отдельные государственные полномочия, составляющие направление по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, управление по опеке и попечительству руководствуется ключевыми принципами Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Полномочие по выявлению и учету лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), управление по опеке и попечительству реализует и в отношении совершеннолетних граждан.
Категория совершеннолетних недееспособных граждан, состоящих на учете в управлении по опеке и попечительству, ежегодно возрастает, в связи с ростом граждан, имеющих психические заболевания, которые не позволяют им понимать значение своих действий и руководить ими.
Доля выявленных совершеннолетних граждан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, за последние годы не превышает 0,03% в общей численности населения города.
Устройство совершеннолетних недееспособных граждан производится преимущественно в семьи их родственников, так как помещение под надзор в интернатные учреждения не представляется возможным в связи с ограниченным количеством свободных мест в интернатных учреждениях на территориях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Тюменской области.
В связи с ростом количества граждан, обращающихся в суд по вопросу признания их родственников недееспособными, прогнозируется увеличение количества совершеннолетних не полностью дееспособных граждан в 2016 - 2018 годах.
Деятельность органа местного самоуправления по осуществлению переданных отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства, является несомненным гарантом обеспечения надлежащего качества жизни населения муниципального образования, так как обеспечивает детям возможность воспитываться в кровной семье, а несовершеннолетним, лишенным родительского попечения - защиту со стороны государства, в том числе своевременное, преимущественно семейное устройство, предоставление мер социальной поддержки и льгот, предусмотренных действующим законодательством.
Организация исполнения мероприятий, предусмотренных подпрограммой "Осуществление отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству на 2014 - 2030 годы" управлением по опеке и попечительству с 01.01.2016 осуществляется совместно:
- с муниципальным казенным учреждением "Хозяйственно-эксплуатационное управление" в части материально-технического обеспечения деятельности по опеке и попечительству;
- с муниципальным казённым учреждением "Управление информационных технологий и связи города Сургута" в части информационно-коммуникационного обеспечения деятельности по опеке и попечительству.
2. Подпрограмма "Предоставление мер социальной поддержки детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителям, приемным родителям на 2014 - 2030 годы".
Мероприятия подпрограммы направлены на реализацию на территории муниципального образования городской округ город Сургут государственной программы "Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 421-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года".
Дополнительные гарантии и дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также граждан, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2009 N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
В рамках реализации на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вышеуказанного закона органы местного самоуправления наделяются четырнадцатью отдельными государственными полномочиями по назначению и предоставлению дополнительных гарантий и дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
Финансирование расходов, связанных с осуществлением государственных полномочий, производится в виде субвенции за счет средств бюджета автономного округа, а также средств бюджета города в пределах утвержденных ассигнований.
Обеспечение стабильного назначения и предоставления всех видов социальных гарантий детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемным родителям, усыновителям является одним из направлений деятельности управления по опеке и попечительству.
Дополнительные гарантии и дополнительные меры социальной поддержки предоставлены детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, усыновителям, приемным родителям в полном объеме.
Организация отдыха и оздоровления рассматривается как одно из основных направлений социальной политики в отношении детей. Ежегодно организуется отдых и оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всеми формами отдыха и оздоровления охватывается 92,3% детей в возрасте от 6 до 17 лет, нуждающихся в оздоровлении и воспитывающихся в замещающих семьях, от общего количества детей, подлежащих оздоровлению и состоящих на учете. Департаментом образования ежегодно предоставляются бесплатные путевки и оплата проезда к месту лечения (оздоровления) и обратно не менее 200-м детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в замещающих семьях.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений, является одним из приоритетных направлений деятельности и целевым показателем реализации государственной программы "Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года" и осуществляется в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2009 N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
В соответствии с действующим законодательством приобретение (строительство) жилых помещений с целью их дальнейшего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам по договорам найма специализированных жилых помещений свыше нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина, установленной органами местного самоуправления для соответствующего муниципального образования, может осуществляться при условии, что стоимость такого жилого помещения не превысит стоимости 33 квадратных метров общей площади жилого помещения с учетом норматива (показателя) средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в капитальном исполнении в соответствующем муниципальном образовании, утвержденного уполномоченным органом государственной власти автономного округа на третий квартал года, предшествующего году приобретения (строительства) жилых помещений. В целях эффективного исполнения, переданного отдельного государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, ежегодно используются средства местного бюджета. В период с 2014 года по 2020 год планируется обеспечить жилыми помещениями 335 человек.
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают осуществление контроля за использованием и (или) распоряжением жилыми помещениями, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками (сособственниками) которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Организация исполнения отдельных государственных полномочий управлением по опеке и попечительству осуществляется совместно со структурными подразделениями Администрации города:
- с департаментом городского хозяйства по производству ремонта жилых помещений, единственными собственниками которых либо собственниками долей в которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остальные доли в которых принадлежат на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок взаимодействия определен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2011 N 490-п "О порядке производства ремонта жилых помещений единственными собственниками которых либо собственниками выделенных в натуре долей, в которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей";
- с департаментом архитектуры и градостроительства по приобретению жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и передачи, приобретенных жилых помещений в муниципальную собственность;
- с департаментом образования по организации летнего отдыха и оздоровлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, выезжающих на отдых и оздоровление в составе организованных групп по муниципальным контрактам;
- с управлением бюджетного учёта и отчётности по составлению прогнозных показателей субвенций, финансируемых из бюджета автономного округа на плановый период, по перечислению денежных средств на лицевые счета получателей мер социальной поддержки и кассовому исполнению доведенных субвенций.
Динамика изменения значений показателей результатов реализации программы представлена в таблице.
Таблица
Динамика
изменения значений показателей результатов реализации программы
Наименование показателя результата реализации программы |
Ед. изм. |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Доля использованных средств субвенции, передаваемой из бюджета автономного округа на реализацию отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства |
% |
99,56 |
99,8 |
95,0 |
Доля использованных средств субвенции, передаваемой из бюджета автономного округа на реализацию отдельных государственных полномочий по предоставлению дополнительных гарантий и мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителям, приемным родителям |
% |
96,81 |
90,7 |
95,0 |
Доля граждан, получивших государственные услуги, от общего числа граждан, обратившихся в орган местного самоуправления по вопросам опеки и попечительства |
% |
100 |
100 |
100 |
Доля граждан, обеспеченных мерами социальной поддержки, от общего числа граждан, имеющих право на их получение |
% |
97,9 |
99,3 |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.