Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общее положение
1. Муниципальная программа Сургутского района "Организация дорожной деятельности, транспортного обслуживания, повышения безопасности дорожного движения" (далее - муниципальная программа) разработана в соответствии с федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 354-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Современная транспортная система", Уставом Сургутского района, решением Думы Сургутского района от 17.12.2018 N 591 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Сургутского района до 2030 года", постановлениями администрации Сургутского района от 04.06.2019 N 2168 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ Сургутского района", от 28.06.2019 N 2502 "Об утверждении плана реализации стратегии социально-экономического развития Сургутского района до 2030 года".
2. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития муниципального образования Сургутский район.
Организация дорожной деятельности.
Дорожное хозяйство является одной из отраслей экономики, развитие которой существенно зависит от общего состояния экономики района и в то же время дорожное хозяйство, как один из элементов инфраструктуры экономики, оказывает такое же влияние на её развитие.
Как и любой товар, автомобильная дорога обладает определёнными потребительскими свойствами, а именно удобство и комфортность передвижения, скорость движения, пропускная способность, безопасность движения, срок службы автомобильной дороги, стоимость содержания, экологическая безопасность.
Автомобильные дороги, являясь сложными инженерно-техническими сооружениями, имеют ряд особенностей, а именно:
- автомобильные дороги представляют собой материалоёмкие, трудоёмкие линейные сооружения, содержание которых требует больших финансовых затрат;
- в отличие от других видов транспорта автомобильный наиболее доступный для всех вид транспорта, а его неотъемлемый элемент автомобильная дорога доступен абсолютно всем гражданам страны, водителям и пассажирам транспортных средств и пешеходам;
- помимо высокой первоначальной стоимости строительства автодороги, работы по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог также требуют больших затрат.
Автомобильный транспорт, как один из самых распространённых, мобильных видов транспорта, требует наличия развитой сети автомобильных дорог с комплексом различных инженерных сооружений на ней. Развитие экономики района во многом определяется эффективностью функционирования автомобильного транспорта, которая зависит от уровня развития и состояния автомобильных дорог общего пользования.
Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям экономики района и является одним из наиболее существенных ограничений темпов роста социально-экономического развития района. По этой причине развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования местного значения имеет важное значение для экономики Сургутского район.
Оценка влияния дорожного хозяйства на экономику включает целый ряд более сложных проблем, чем оценка экономических затрат. Это определяется рядом причин. Во-первых, ряд положительных результатов, таких как повышение комфорта и удобства поездок за счёт улучшения качественных показателей сети дорог или экономия времени за счёт увеличения средней скорости движения, не может быть выражен в денежном эквиваленте. Во-вторых, результат в форме снижения транспортных затрат, который касается большого количества граждан, трудно спрогнозировать. В-третьих, некоторые положительные результаты, связанные с совершенствованием сети автомобильных дорог, могут быть достигнуты в различных сферах экономики. Поэтому оценить их в количественных показателях представляется не всегда возможным. Социальная значимость роли автомобильных дорог может быть оценена по следующим показателям: экономия свободного времени, увеличение занятости и снижение миграции населения и т.д.
Показателями улучшения состояния дорожной сети являются:
- снижение текущих издержек, в первую очередь для пользователей автомобильных дорог;
- стимулирование общего экономического развития прилегающих территорий;
- экономия времени как для перевозки пассажиров, так и для прохождения грузов, находящихся в пути;
- снижение числа дорожно-транспортных происшествий и нанесённого материального ущерба;
- повышение комфорта и удобства поездок;
- сокращение времени на перевозки грузов и пассажиров (за счёт увеличения скорости движения);
- снижение стоимости перевозок (за счёт сокращения расхода горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), снижение износа транспортных средств из-за неудовлетворительного качества дорог, повышение производительности труда);
- повышение транспортной доступности;
- снижение последствий стихийных бедствий;
- улучшение экологической ситуации за счёт роста скорости движения и уменьшения расхода ГСМ.
Таким образом, дорожные условия оказывают влияние на все важные показатели экономического развития страны. Во многих странах мира выход из кризисных экономических ситуаций начинается с развитием дорожного строительства.
Автомобильные дороги подвержены влиянию окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянному воздействию транспортных средств, в результате чего меняется технико-эксплуатационное состояние дорог. Для их соответствия нормативным требованиям необходимо выполнение различных видов дорожных работ:
- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надёжности и безопасности автомобильной дороги;
- капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надёжности и безопасности автомобильной дороги, не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
- реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляются изменения параметров автомобильной дороги, её участков, ведущие к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги, либо влекущие за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
Опережение темпов роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением протяжённости и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности на автомобильных дорогах района.
Для обеспечения прогнозируемых объёмов автомобильных перевозок требуется приведение их в соответствие с нормативными требованиями по транспортно-эксплуатационному состоянию.
Учитывая вышеизложенное, в условиях ограниченных финансовых средств стоит задача их оптимального использования с целью максимально возможного снижения количества проблемных участков автомобильных дорог и сооружений на них.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач в муниципальном образовании Сургутский район. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста, гибнут и становятся инвалидами дети.
Моральный и материальный ущерб от гибели и ранения людей определяет высокую значимость мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Тенденция изменения уровня аварийности свидетельствуют об ухудшении положения обеспечением безопасности дорожного движения на территории Сургутского района.
Таким образом, достигнутый уровень автомобилизации и сложность проблем дорожного движения требуют разработку и реализацию новых подходов к обеспечению безопасности дорожного движения. Основными направлениями повышения уровня безопасности участников дорожного движения на территории Сургутского района являются совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения, использование новой техники и технологий в организации дорожного движения, улучшение качества работы органов и подразделений ГИБДД, улучшение дорожных условий и дорожной инфраструктуры.
Организация транспортного обслуживания и повышение безопасности дорожного движения.
Одним из приоритетных направлений развития Сургутского района является повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения, развитие современной и эффективное дорожной инфраструктуры, повышение комплексной безопасности и устойчивости всей транспортной системы повышение уровня и качества жизни населения на основе развития услуг почтовой связи и телевидения.
В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основными полномочиями муниципалитета в транспортной сфере муниципального хозяйства являются создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "6.10.2003"
Система пассажирского транспорта является важнейшей составляющей инфраструктурного комплекса Сургутского района. Годовой объём пассажирских перевозок всеми видами транспорта составляет более 150 тыс. пассажиров. Ускоренные темпы автомобилизации в последние годы ни в коей мере не уменьшили значимость муниципального пассажирского транспорта в общей системе транспортного обслуживания.
Надёжная и эффективная работа пассажирского транспорта в районе является важнейшим показателем социально-политической и экономической стабильности.
Деятельность администрации Сургутского района в сфере развития, формирования маршрутной сети осуществляется на основании реального спроса населения на перевозки, устанавливаемого путём анализа статистических данных, анализа пассажиропотока.
Формирование результатов обследования в отчётном периоде, характеризующих динамику изменений показателей работы транспортной отрасли, позволяет администрации района увязать свою работу в сфере оптимизации маршрутной сети с реальными фактическими данными по пассажиропотоку, а также определять фактическое количество поездок, совершаемое различными категориями пассажиров, количество необходимого подвижного состава.
На сегодняшний день существующая маршрутная сеть охватывает большинство населённых пунктов района, соединяет их с районным центром.
Одним из наиболее значимых компонентов при оценке качества предоставляемых транспортных услуг является культура обслуживания пассажиров, которая на сегодняшний день приобретает всё большее значение в работе общественного пассажирского транспорта.
Транспортный комплекс муниципального образования Сургутский район сформирован автомобильным, воздушным, водным транспортом и включает в себя: сеть автомобильных дорог различного значения, водные пути, автовокзалы, и вертолётные площадки.
Пассажирские перевозки речным транспортом выполняются по маршрутам:
- "г. Ханты-Мансийск - г. Сургут - д. Банное - г. Ханты-Мансийск";
- "г. Сургут - с. Угут - г. Сургут".
В перевозках по Сургутскому району задействованы один теплоход типа "Линда" на маршруте "г. Ханты-Мансийск - г. Сургут - д. Банное - г. Ханты-Мансийск" и один теплоход типа "Заря" на маршруте "г. Сургут - с. Угут - г. Сургут", принадлежащие ОАО "Северречфлот".
Количество перевезённых пассажиров на речном транспорте ежегодно снижается и в дальнейшем с развитием сети автомобильных дорог данный вид транспорта в Сургутском районе утратит своё значение.
Пассажирские перевозки по речным маршрутам Сургутского района осуществляет ОАО "Северречфлот", предприятие со 100% уставным капиталом Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом на территории Сургутского района выполняют ОАО "Сургутское производственное автотранспортное объединение", ООО "Автотранспортное предприятие N 1" и индивидуальные предприниматели на основании муниципальных контрактов заключенных с департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО - Югры, и лицензий выданных управлением Государственного автодорожного надзора.
Пассажирские перевозки осуществляются по 11 социально значимым маршрутам, в том числе по 4 пригородным и 7 межмуниципальным маршрутам.
Основными проблемами выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом являются:
1) неэффективный контроль со стороны организаторов перевозок за выполнением пассажирских перевозок, отсутствие постоянного контроля за работой автобусов на маршрутах со стороны организаторов перевозок не гарантирует выполнение транспортными организациями, в особенности индивидуальными предпринимателями, условий контрактов в части безопасности перевозок, графиков движения, скоростного режима, загрузки автобусов и культуры обслуживания пассажиров;
2) убыточность пассажирских перевозок на маршрутах с низким уровнем пассажиропотока.
Финансово-хозяйственная деятельность предприятий, обеспечивающих пассажирские перевозки на социально значимых маршрутах в районе характеризуются убыточностью. Субсидирование пассажирских перевозок позволяет компенсировать убытки и, соответственно, обеспечивать надёжность и безопасность пассажирских перевозок всеми видами транспорта.
В целях транспортного обслуживания населения, проживающих в труднодоступных населённых пунктах Сургутского района, организованы пассажирские перевозки воздушным транспортом.
В связи с тем, что пассажирские перевозки на местных воздушных линиях являются убыточными, администрация Сургутского района предоставляет субсидии организациям, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа.
В программе предусмотрены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, страдающим хронической почечной недостаточностью.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Сургутского района, решением Думы Сургутского района от 28.03.2012 N 154 "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан", постановлением администрации Сургутского района от 17.10.2012 N 3936-нпа "Об утверждении порядка организации перевозки автомобильным транспортом граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории Сургутского района, в лечебные учреждения города Сургута для прохождения курса лечения программного гемодиализа и обратно" утверждён порядок организации перевозки автомобильным транспортом граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории Сургутского района, в лечебные учреждения города Сургута для прохождения курса лечения программного гемодиализа и обратно.
На территории Сургутского района, согласно предоставленным спискам службой здравоохранения, проживают 27 граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью, и нуждающихся в доставке в Сургутскую клиническую больницу для прохождения курса лечения программного гемодиализа и обратно.
Кроме того, в рамках пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация Сургутского района оказывает услуги гражданам по транспортировке умерших или погибших от места гибели, смерти или обнаружения к местам вскрытия и хранения на территории Сургутского района.
Также, в целях исполнения плана мероприятий, направленных на формирование законопослушного поведения участников дорожного движения в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11.04.2016 N Пр-637ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, в рамках подпрограммы "Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения" на территории Сургутского района реализуются мероприятия, способствующие соблюдению правил дорожного движения всеми участниками дорожного движения, формированию законопослушного поведения граждан.
Основной причиной дорожных происшествий с участием детей является нарушение водителями правил дорожного движения, а именно выезд на полосу встречного движения, нарушения скоростного движения, непредставления преимущества пешеходам, велосипедистам.
В сложившейся ситуации формирование навыков законопослушного поведения на дороге водителей и пешеходов является одной из ряда важнейших проблем, решение которых должно рассматриваться в качестве одной из основных социально-экономических задач по сохранению жизни и здоровья людей.
3. Цель муниципальной программы.
Цель программы - обеспечение эффективного и безопасного функционирования транспортного комплекса, его доступности для населения района, обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан на автомобильных дорогах, развитие и совершенствование дорожного хозяйства, формирование законопослушного поведения граждан.
4. Показатели конечных результатов цели муниципальной программы.
Показателями конечных результатов цели муниципальной программы являются:
- доля негосударственных (немуниципальных) предприятий, предоставляющих транспортные услуги в общем количестве предприятий, предоставляющих данные услуги;
- доля реконструированных и вновь построенных автомобильных дорог общего пользования местного значения и улично-дорожной сети;
- доля протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям на 31 декабря отчётного года;
- доля административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.9, 12.12, 12.16, 12.19 КоАП выявленных с помощью технических средств фотовидеофиксации, работающих в автоматическом режиме, в общем количестве правонарушений;
- доля учащихся, задействованных в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортных происшествий и законопослушному поведению в сфере дорожного движения.
Целевые (плановые) значения показателей конечных результатов цели муниципальной программы указаны в паспорте муниципальной программы и приведены в приложении 1 к муниципальной программе.
Порядок определения фактических значений показателей конечных результатов цели муниципальной программы.
Показатели конечных результатов цели (целей) муниципальной программы |
Расчёт показателя |
Источники данных для расчёта показателя* |
Доля негосударственных (не муниципальных) предприятий, предоставляющих транспортные услуги в общем количестве предприятий, предоставляющих данные услуги |
(количество негосударственных (немуниципальных) предприятий / общее количество предприятий)*100 |
количество заключенных контрактов |
Доля реконструированных и вновь построенных автомобильных дорог общего пользования местного значения и улично-дорожной сети |
(протяжённость реконструированных и вновь построенных дорог, км. / общая протяжённость автодорог, км.)*100 |
акты выполненных работ |
Доля протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям на 31 декабря отчётного года |
(протяжённость автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, км. / общая протяжённость автомобильных дорог, км.)*100 |
формы статотчётности 3-ДГ МО |
Доля административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.9, 12.12, 12.16, 12.19 КоАП выявленных с помощью технических средств фотовидеофиксации, работающих в автоматическом режиме, в общем количестве правонарушений |
Количество административных правонарушений выявленных с помощью технических средств (ед)/общее количество правонарушений (ед) |
акты выполненных работ |
Доля учащихся, задействованных в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортных происшествий и законопослушному поведению в сфере дорожного движения |
(количество учащихся, задействованных в мероприятиях по профилактике ДТП (учащ.) / общее количество учащихся в районе (учащ.))*100 |
статистические данные |
5. Задачи муниципальной программы:
- организация мероприятий по оказанию транспортных услуг населению;
- организация мероприятий по развитию и совершенствованию дорожного хозяйства района;
- организация мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории района;
- формирование законопослушного поведения участников дорожного движения на территории Сургутского района.
6. Показатели непосредственных результатов задач муниципальной программы.
Показателями непосредственных результатов задач муниципальной программы являются:
- количество заключенных контрактов (договоров) на оказание транспортных услуг;
- прирост протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям в результате ремонта автомобильных дорог;
- объём ввода в эксплуатацию после реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования местного значения;
- протяжённость сети автомобильных дорог общего пользования местного значения;
- общая протяжённость автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям на 31 декабря отчётного года;
- уровень тяжести последствий в результате дорожно-транспортных происшествий;
- количество дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних;
- количество образовательных учреждений участвующих в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Целевые (плановые) значения показателей непосредственных результатов задач муниципальной программы указаны в паспорте муниципальной программы и приведены в приложении 1 к муниципальной программе.
Порядок определения фактических значений показателей непосредственных результатов задач муниципальной программы:
Показатели непосредственных результатов задач муниципальной программы |
Расчёт показателя |
Источники данных для расчёта показателя* |
Количество заключенных контрактов (договоров) на оказание транспортных услуг |
согласно отчётным данным |
акты выполненных работ |
Прирост протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям в результате ремонта автомобильных дорог |
согласно отчётным данным |
формы статотчётности 3-ДГ МО |
Объём ввода в эксплуатацию после реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования местного значения |
согласно отчётным данным |
акты выполненных работ, акты ввода в эксплуатацию |
Протяжённость сети автомобильных дорог общего пользования местного значения |
согласно отчётным данным |
формы статотчётности 3-ДГ МО |
Общая протяжённость автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям на 31 декабря отчётного года |
согласно отчётным данным |
формы статотчётности 3-ДГ МО, реестр автомобильных дорог |
Протяжённость автомобильных дорог местного значения и улично-дорожной сети, где проведены работы по содержанию |
согласно отчётным данным |
акты выполненных работ |
Прирост протяжённости сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям в результате реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог |
согласно отчётным данным |
акты выполненных работ, реестр автомобильных дорог |
Уровень тяжести последствий в результате дорожно-транспортных происшествий |
(количество погибших/общее количество пострадавших)*100 |
статистические данные |
Количество дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних |
согласно отчётным данным |
статистические данные |
7. Сроки и этапы реализации муниципальной программы.
Реализация мероприятий программы рассчитана на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2025 года.
8. Перечень подпрограмм муниципальной программы.
Программа включает следующие подпрограммы:
- создание условий для обеспечения населения услугами транспорта;
- развитие, совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования местного значения и улично-дорожной сети Сургутского района;
- повышение безопасности дорожного движения на территории Сургутского района;
- формирование законопослушного поведения участников дорожного движения.
9. Финансовое обеспечение муниципальной программы.
Финансовое обеспечение муниципальной программы осуществляется за счёт средств бюджета Сургутского района.
Объёмы финансового обеспечения муниципальной программы по годам реализации муниципальной программы и по источникам финансового обеспечения указаны в паспорте муниципальной программы и приведены в приложении к настоящему постановлению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.