1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан с целью соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования в части приема и перевода граждан в муниципальные общеобразовательные учреждения, оснований отчисления обучающихся из муниципальных общеобразовательных учреждений и обеспечения их права на получение общего образования.
1.2. Порядок распространяется на муниципальные общеобразовательные учреждения различных типов и видов, подведомственные департаменту образования и науки администрации города Сургута.
1.3. Прием граждан в муниципальные общеобразовательные учреждения осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ "Об образовании" (с изменениями и дополнениями), "О гражданстве Российской Федерации", "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, Санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.4.2.1178-02, нормативными документами администрации города Сургута, Уставом образовательного учреждения и настоящим Порядком.
2. Порядок приема граждан в муниципальные
общеобразовательные учреждения
2.1. Право граждан на получение общего образования реализуется созданием сети общеобразовательных учреждений различных типов и видов.
2.2. Департамент образования и науки (далее по тексту Учредитель) закрепляет за каждым микрорайоном образовательные учреждения и обеспечивает прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение соответствующего образования.
2.3. Преимуществом при приеме в общеобразовательные учреждения пользуются дети, имеющие право на получение образования соответствующего уровня, проживающие в микрорайоне, закрепленном за данной школой; имеющие старших братьев и сестер, обучающихся в этом образовательном учреждении. Детям, не проживающим в данном микрорайоне, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. В этом случае Учредитель предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях города и обеспечивает прием детей на обучение.
2.4. Родители (законные представители) обучающихся имеют право выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования, однако не могут настаивать на реализации каких-либо образовательных программ, услуг, форм получения образования, не включенных в устав данного учреждения.
2.5. Основанием приема детей в общеобразовательное учреждение любого вида на все ступени общего образования является заявление их родителей (законных представителей) по форме согласно приложению 1.
2.6. Общие сроки подачи заявлений в общеобразовательное учреждение устанавливает общеобразовательное учреждение. Подача заявлений возможна в течение всего учебного года, исключая период государственной (итоговой) аттестации. Заявление о приеме на обучение обязательно регистрируется в журнале приема заявлений по форме согласно приложению 3.
2.7. К заявлению о приеме в общеобразовательное учреждение прилагаются следующие документы:
- медицинская карта ребенка;
- копия свидетельства о рождении с вкладышем (справкой, штампом), подтверждающим гражданство РФ (заверяется в образовательном учреждении);
- личное дело учащегося с годовыми отметками, заверенное печатью образовательного учреждения (для приема в 1 класс - свидетельство о рождении);
- выписка текущих отметок обучающегося по всем изучавшимся предметам, заверенная печатью образовательного учреждения (при переходе в течение учебного года);
- справка с места жительства.
2.8. При отсутствии личного дела учащегося общеобразовательное учреждение самостоятельно выявляет уровень образования. Порядок промежуточной (диагностической) аттестации устанавливается общеобразовательным учреждением и закрепляется в уставе данного учреждения.
2.9. Прием (направление, перевод) обучающихся (воспитанников) в специальные (коррекционные) образовательные учреждения I-VIII вида, специальные (коррекционные) классы осуществляется в соответствии с Положением о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях города Сургута, утвержденным приказом ДОиН от 13.09.2002г. N 430.
2.10. Классы компенсирующего обучения открываются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Положением о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных классах г.Сургута, утвержденным приказом ДОиН от 13.09.2002г. N 430.
2.1.1. Лицо, признанное беженцем (вынужденным переселенцем), и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на устройство детей в муниципальное общеобразовательное учреждение наравне с гражданами Российской Федерации.
2.11.1. Прием детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев может осуществляться на основании записи детей в паспорте родителей (законных представителей) и их письменного заявления с указанием адреса фактического проживания без учета наличия или отсутствия регистрационных документов.
2.12. Иностранные граждане, имеющие законные основания для проживания на территории России, пользуются правом на получение образования наравне с гражданами Российской Федерации.
2.13. Зачисление учащегося в общеобразовательное учреждение оформляется приказом директора общеобразовательного учреждения.
2.14. Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования указываются в уставе общеобразовательного учреждения. Предельный возраст приема граждан для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - 18 лет. Предельный возраст получения образования в очно-заочной форме не ограничен.
2.15. При приеме гражданина общеобразовательное учреждение обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом общеобразовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации. Правила приема в общеобразовательное учреждение должны быть размещены в помещении общеобразовательного учреждения для всеобщего ознакомления.
2.16. Образовательное учреждение предоставляет родителям (законным представителям) возможность ознакомиться с содержанием образовательных программ и других документов, регламентирующих организацию образовательного процесса.
2.17. Количество классов в общеобразовательном учреждении определяется, исходя из потребностей населения в учебных местах, места жительства обучающихся, возможностей общеобразовательного учреждения и утверждается Учредителем.
2.18. Прием и обучение детей на всех ступенях общего образования во всех видах муниципальных общеобразовательных учреждений осуществляется бесплатно.
2.19. В части, не противоречащей законодательству РФ и настоящему Порядку, общеобразовательное учреждение самостоятельно разрабатывает правила приема граждан и закрепляет их в своем уставе.
3. Порядок приема детей в первые классы
общеобразовательного учреждения
3.1. Обучение детей в муниципальных общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста к 1 сентября 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет.
3.2. По заявлению родителей (законных представителей) Учредитель муниципального общеобразовательного учреждения выдает разрешение на прием детей в школу для обучения в более раннем или позднем возрасте (младше 6 лет 6 месяцев или старше 8 лет).
3.2.1. Прием детей, не достигших к 1 сентября учебного года возраста 6 лет и 6 месяцев, осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению, медицинской справки об отсутствии противопоказаний к обучению по состоянию здоровья и по согласованию с Учредителем. Для приема такого ребенка родитель (законный представитель) подает заявление по форме согласно приложению 2.
3.2.2. В соответствии с действующими СанПиН обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить с соблюдением всех гигиенических требований к организации обучения детей шестилетнего возраста.
3.3. Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс независимо от уровня их подготовки.
3.4. Прием заявлений в первые классы проводится с 1 апреля по 31 августа ежегодно.
3.5. Для приема ребенка в первый класс родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение следующие документы:
- заявление родителей (законных представителей) о приеме в первый класс по форме согласно приложению 2;
- медицинскую карту ребенка;
- копию свидетельства о рождении с вкладышем (справкой, штампом), подтверждающим гражданство РФ (заверяется в образовательном учреждении);
- справку с места жительства ребенка.
3.6. Администрация образовательного учреждения при приеме заявления обязана ознакомиться с документом, удостоверяющим личность заявителя, для установления факта родственных отношений и полномочий законного представителя.
3.7. Документы, представленные родителями (законными представителями), регистрируются в секретариате общеобразовательного учреждения в журнале приема заявлений в первый класс. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления о приеме в общеобразовательное учреждение; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенный подписью секретаря или лица, ответственного за прием документов, и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в первый класс; контактные телефоны для получения информации.
3.8. Зачисление в первый класс оформляется приказом директора и доводится до сведения родителей (законных представителей).
3.9. Прием детей в первые классы во все виды общеобразовательного учреждения# на конкурсной основе не допускается. Собеседование учителя с ребенком возможно проводить только в сентябре с целью планирования учебной работы с каждым учащимся. Заключение психолого-педагогического или медико-педагогического консилиума о готовности ребенка к обучению носит рекомендательный характер.
4. Порядок приема граждан в 10-е классы
общеобразовательных учреждений
4.1. В 10-е классы общеобразовательных учреждений принимаются выпускники 9-х классов, окончившие вторую ступень общего образования, по личному заявлению (заявлению родителей). Прием заявлений начинается после получения аттестатов об основном общем образовании.
4.2. Для приема в 10-й класс необходимы следующие документы:
- аттестат об основном общем образовании;
- паспорт поступающего (свидетельство о рождении с вкладышем (справкой, штампом), подтверждающим гражданство);
- личное дело обучающегося;
- медицинская карта;
- справка с места жительства.
4.3. Порядок приема обучающихся в лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов (профильные классы) определяется в "Порядке приема в профильные классы", утверждаемом ежегодно Учредителем.
4.4. Количество набираемых 10-х классов определяется образовательным учреждением в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса. Первоочередному приему в 10-й класс подлежат выпускники 9-х классов данного образовательного учреждения.
4.5. Обучающиеся, желающие продолжить обучение в 10 классе, но не принятые по причине отсутствия свободных мест, обращаются в департамент образования и науки для решения вопроса об устройстве на обучение в другое общеобразовательное учреждение.
4.6. Зачисление учащихся в общеобразовательные учреждения определяется общим порядком приема в муниципальные общеобразовательные учреждения.
5. Порядок перевода обучающихся в следующий класс,
а также из одного общеобразовательного учреждения в другое
5.1. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
5.2. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно.
Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего года возлагается на их родителей (законных представителей).
5.3. Решение о переводе в следующий класс учащихся I-VIII, X классов принимается педагогическим советом общеобразовательного учреждения и утверждается приказом директора.
5.4. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по заявлению родителей (законных представителей) остаются на повторный курс обучения, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования. Перевод на семейную форму образования разрешается только при наличии соответствующих условий и возможностей родителей (законных представителей) обучающихся на основании письменного заявления и при условии заключения договора между родителями (законными представителями) и школой.
5.5. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.
5.6. В отношении обучающихся, дважды оставленных на повторный курс обучения в классах I ступени образования, по решению органа управления общеобразовательного учреждения (педагогического совета) проводится психолого-медико-педагогическое обследование, по результатам которого обучающийся с согласия родителей (законных представителей) может быть направлен в специальное (коррекционное) образовательное учреждение (класс), обеспечивающее обучение, воспитание и лечение, социальную адаптацию и интеграцию таких обучающихся в общество.
5.7. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени образования. Обучающиеся 4-х классов не могут быть условно переведены в класс следующей ступени в случае академической задолженности по одному предмету.
5.8. Повторное обучение в классах III ступени Законом РФ "Об образовании" не предусмотрено.
5.9. В школах, имеющих классы с углубленным изучением отдельных предметов или профильные классы, в случае систематической неуспеваемости по профилирующим дисциплинам по решению педагогического совета обучающиеся могут быть переведены в параллельные общеобразовательные классы (что должно быть предусмотрено в уставе образовательного учреждения).
5.10. Обучающиеся имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения.
5.11. Руководители общеобразовательных учреждений обязаны выдать справки-подтверждения (приложение 4) всем вновь прибывшим обучающимся для последующего предъявления в общеобразовательное учреждение, из которого они выбыли.
6. Порядок отчисления и исключения обучающихся
общеобразовательных учреждений
6.1. Обучающиеся могут быть отчислены из учреждения по следующим основаниям:
- в связи с завершением основного общего и среднего (полного) общего образования с выдачей документа государственного образца о соответствующем уровне образования;
- в связи с переводом в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, с согласия родителей (законных представителей) при наличии справки-подтверждения с нового места учебы;
- в связи с переменой места жительства (выезд за пределы города) по заявлению родителей (законных представителей), в котором указывается место дальнейшего обучения ребенка;
- оставление обучающимся, достигшим возраста пятнадцати лет, учреждения по согласию родителей (законных представителей) и при согласовании с департаментом образования и науки г.Сургута до получения им основного общего образования;
- исключение обучающегося, достигшего возраста четырнадцати лет, за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава общеобразовательного учреждения (по решению педагогического совета).
6.2. В случае оставления образовательного учреждения обучающимся, достигшим возраста пятнадцати лет, до получения им основного общего образования администрация образовательного учреждения представляет в департамент образования и науки следующие документы:
- заявление родителей (законных представителей);
- ходатайство образовательного учреждения об отчислении обучающегося;
- психолого-педагогическую характеристику обучающегося;
- справку о посещаемости и успеваемости обучающегося;
- акт о проделанной работе с обучающимся;
- документ, подтверждающий занятость обучающегося после оставления данного образовательного учреждения.
6.2.1. Ходатайство образовательного учреждения об отчислении обучающегося, достигшего пятнадцати лет, рассматривается на заседании комиссии департамента образования и науки в присутствии:
- компетентного представителя образовательного учреждения;
- родителей (законных представителей) обучающегося;
- специалиста комиссии по делам несовершеннолетних (по месту жительства обучающегося;
- специалиста отдела психолого-педагогического медико-социального сопровождения Центра развития образования.
Присутствие на заседании комиссии вышеперечисленных специалистов и представителей обеспечивает образовательное учреждение, обратившееся с ходатайством.
6.3. Исключение обучающегося относится к компетенции образовательного учреждения и допускается в качестве крайней меры педагогического воздействия.
6.3.1. Решение об исключении принимается педагогическим советом образовательного учреждения. Последнее обязано в трехдневный срок проинформировать департамент образования и науки об исключении обучающегося из образовательного учреждения. Департамент образования и науки совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.
6.3.2. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.
7. Порядок разрешения разногласий, возникающих при приеме, переводе,
отчислении и исключении граждан в общеобразовательных учреждениях
7.1. В случае отказа гражданам в приеме в общеобразовательное учреждение и других разногласий при переводе и отчислении (исключении) обучающихся родители (законные представители) имеют право обратиться с письменным заявлением к Учредителю образовательного учреждения либо обжаловать решение в суде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок приема, перевода, отчисления и исключения обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждений города Сургута (Утв. приказом департамента образования и науки администрации г.Сургута от 25 января 2005 г. N 32)
Текст порядка (без приложений) опубликован в газете "Сургутские Ведомости" от 21 февраля 2005 г. N 7