Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации г. Сургута
от 16 марта 2009 г. N 871
Долгосрочная целевая адресная программа муниципального образования городской округ город Сургут (далее - программа) по проведению
капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 - 2011 годы
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Долгосрочная целевая адресная программа муниципального образования городской округ город Сургут по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 - 2011 годы |
Основание для разработки программы |
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; постановление Администрации г. Сургута от 24.04.2008 N 1289 "Об утверждении положения об организации и проведении работ по капитальному ремонту жилищного фонда, ремонту придомовой территории" |
Основные разработчики программы |
Департамент городского хозяйства Администрации города Сургута |
Куратор и исполнители программы |
Куратор - первый заместитель главы Администрации города Сургута; Исполнители - управляющие компании; товарищества собственников жилья; собственники жилых помещений многоквартирных домов; юридические лица, осуществляющие работы в соответствии с договорами |
Цель программы |
Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; Повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства; Формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом; Организация учета потребления энергоресурсов |
Задачи программы |
Выполнение комплекса ремонтных и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа многоквартирных домов жилищного фонда города, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей многоквартирного дома, с заменой при необходимости конструктивных элементов и инженерных систем; Приведение в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим нормам и правилам инженерных систем и конструктивных элементов многоквартирных домов; Создание конкурентной среды в отрасли для привлечения большего количества частных управляющих организаций; Реализация механизмов принятия собственниками помещений решения о выборе способа управления домом и передача многоквартирных домов в управление в надлежащем состоянии; Проведение информационной работы с собственниками помещений по разъяснению их прав и обязанностей, а также ответственности за ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома; Внедрение ресурсосберегающих технологий - установка приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) |
Сроки реализации программы |
2009 - 2011 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Финансирование программы осуществляется за счет средств: - собственников помещений многоквартирных домов; - фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; - бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; - местного бюджета. Объем долевого финансирования за счет средств собственников помещений многоквартирных домов определяется на основании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее 5% от общего объема средств на капитальный ремонт многоквартирных домов. Объем долевого финансирования за счет средств Фонда определяется с учетом лимита предоставления финансовой поддержки на капитальный ремонт многоквартирных домов за счет средств Фонда, утвержденного для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2008 - 2011 годы решением Правления государственной корпорации. Объем средств за счет бюджета автономного округа определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно при условии обеспечения минимальной доли долевого финансирования. Объем средств за счет местного бюджета определяется с учетом выполнения органами местного самоуправления условий Бюджетного кодекса Российской Федерации по обеспечению долевого финансирования предоставления средств Фонда и бюджета автономного округа в виде субсидий |
Методы реализации программы |
Реализация программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Программа может корректироваться в зависимости от изменений в законодательстве, объема и долей выделяемых средств из различных источников, а также от результатов обследования жилищного фонда и иных обстоятельств |
Ожидаемые результаты реализации программы и показатели эффективности |
Снижение уровня физического износа многоквартирных домов. Увеличение доли капитально отремонтированного жилья в общей площади жилищного фонда муниципального образования. Создание условий для передачи жилищного фонда в управление собственников помещений в многоквартирных домах. Повышение качества предоставляемых жилищных услуг и улучшение условий проживания граждан в отремонтированном жилищном фонде. Повышение надежности работы внутридомовых инженерных систем. Предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Внедрение энергосберегающих технологий и приборов коммерческого учета и регулирования энергоресурсов в отремонтированном жилищном фонде |
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за исполнением программы осуществляет разработчик программы - департамент городского хозяйства Администрации города с предоставлением отчетов в Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства ХМАО - Югры в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 30.12.2008 N 293-п "О порядке и сроках предоставления отчетов о ходе реализации адресных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по проведению капитального ремонта многоквартирных домов" |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Программа разработана в соответствии с Жилищным Кодексом РФ и с целью реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - фонд) на территории муниципального образования городской округ город Сургут.
С введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества много- квартирного дома возложена на собственников помещений - граждан, которые в настоящее время не имеют финансовой возможности осуществлять в полном объеме финансирование капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Многолетнее недофинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, отсутствие необходимых инвестиций и работ по капитальному ремонту многоквартирных домов привело к повышенному уровню износа многоквартирных домов, аварийности, низким потребительским свойствам жилищного фонда.
В условиях выполнения задач освоения месторождений Крайнего Севера застройка жилых районов города Сургута проводилась организациями различных ведомств. Одной из главных задач являлось обеспечение специалистов, прибывающих в город, жильем. Детали домов поставлялись из разных регионов страны. Так, детали домов серии 1-464-а и 121- из Свердловской области, серии 97 - из города Иркутска, серии 96 - из города Печоры, серии 1-467,1-468 и т.д. - из других регионов страны. Поэтому они не отвечали требованиям природно-климатических условий Западной Сибири. Основные средства затрачивались на строительство инженерной инфраструктуры города для возможности увеличения объемов ввода жилья. Проведению капитального ремонта жилых зданий, которые находились на балансе ведомств, отводилась второстепенная роль. Первоочередной задачей являлось обеспечение качественного бесперебойного энергоснабжения, тепло- и водоснабжения жилых зданий в условиях их эксплуатации в районе крайнего Севера.
С целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1994 г. N 2027 "О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" Правительство Российской Федерации утвердило Постановление от 07.03.1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность". При передаче домов от ведомств, денежные средства передавались ими на содержание жилого дома до конца текущего года.
Техническое состояние жилищного фонда на момент передачи не соответствовало нормативным характеристикам. Передавался в муниципальную собственность жилищный фонд от организаций разных форм собственности с недоремонтом свыше 5 лет. Капитальный ремонт жилищного фонда производился исходя из объемов бюджетного финансирования. План работ формировался с включением наиболее значимых конструктивных элементов: крыши, стыки стеновых панелей, инженерные внутридомовые системы.
Одновременно с процессом передачи федерального и государственного жилищного фонда в муниципальную собственность осуществляется приватизация жилищного фонда гражданами. Обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, на основании статьи 16 закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, сохраняется за бывшим наймодателем. То есть задача выполнения капитального ремонта жилищного фонда в условиях перехода к рыночным отношениям с начала приватизации жилья возложена на органы местного самоуправления. Финансирование капитального ремонта общего имущества собственников многоквартирных домов предлагается осуществлять за счет средств городского бюджета с уточнением - "при наличии средств".
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Нормативная потребность средств (согласно Федеральному стандарту) |
тыс. руб. |
256 291 |
327 176 |
343 279 |
351 737 |
Стоимость фактического выполнения |
тыс. руб. |
181 290 |
280 812 |
148 293 |
11 743 |
Дефицит средств |
тыс. руб. |
75 001 |
46 364 |
194 986 |
339 994 |
Уровень недофинансирования капитального ремонта жилищного фонда |
% |
29,3 |
14,2 |
56,8 |
96,9 |
Недостаток бюджетного финансирования на проведение капитального ремонта конструктивов жилых зданий за 2004 - 2007 годы ежегодно в среднем составлял 49,3%.
Анализируя уровень финансирования и выполнение объемов работ по капитальному ремонту жилищного фонда города за 2004 - 2007 годы, учитывая продолжительность эксплуатации отдельных конструктивных элементов жилых зданий (согласно ВСН-5588(Р), учитывая наличие большого количества крупнопанельных зданий серии 164, 112 и деревянного жилищного фонда, находящегося в эксплуатации более 25 лет, эксплуатируемого в суровых климатических условиях со среднегодовой амплитудой температур более 80°С, можно сделать вывод, что в городе Сургуте имеет место "недоремонт" и, как следствие, обветшание жилищного фонда.
Решить проблему снижения физического износа многоквартирных домов, повышения качества проживания граждан возможно только объединением усилий всех уровней власти с привлечением средств бюджета автономного округа и местных бюджетов, средств ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет средств Фонда, бюджетных средств, направлены на преодоление последствий недофинансирования жилищно-коммунального комплекса, обеспечение государственной финансовой поддержки капитального ремонта многоквартирных домов, а также на привлечение средств местных бюджетов, средств ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и собственников помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, что позволит привести в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам инженерных сетей, строительных конструкций и элементов жилых зданий, обеспечивающих безопасность проживания граждан.
На основании вышеизложенного проблему капитального ремонта многоквартирных домов необходимо решать программным способом, предусматривающим совместное финансирование капитального ремонта всеми участниками процесса:
- собственниками помещений многоквартирных домов;
- муниципальным образованием городской округ город - Сургут;
- Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой;
- фондом.
Настоящая Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов и заявок управляющих организаций и товариществ собственников жилья, подготовленных в соответствии с постановлением Администрации города от 24.04.2008 N 1289 "Об утверждении положения об организации и проведении работ по капитальному ремонту жилищного фонда, ремонту придомовой территории".
3. Цели и задачи программы
3.1. Реализация Программы позволяет решить следующие задачи для достижения поставленных целей:
Цели |
Задачи |
Создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан |
Выполнение комплекса ремонтных и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа многоквартирных домов жилищного фонда города, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей многоквартирного дома, с заменой при необходимости конструктивных элементов и инженерных систем |
Повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства |
Приведение в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим нормам и правилам инженерных систем и конструктивных элементов многоквартирных домов |
Создание конкурентной среды в отрасли | |
Формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом |
Реализация механизмов принятия собственниками помещений решения о выборе способа управления домом и передача многоквартирных домов в управление в надлежащем состоянии |
Проведение информационной работы с собственниками помещений по разъяснению их прав и обязанностей, а также ответственности за ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома | |
Организация учета потребления энергоресурсов |
Внедрение ресурсосберегающих технологий - установка приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) |
3.2. Основные принципы формирования и реализации Программы:
Программа носит адресный характер и направлена на создание благоприятных условий для определенной категории собственников, проживающих в многоквартирных домах и реализовавших свою обязанность по выбору способа управления общим имуществом.
Основными принципами формирования мероприятий Программы являяются#:
3.2.1. Заявительный принцип - заявки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов подают управляющие организации, товарищества собственников жилья в соответствии с постановлением Администрации города от 24.04.2008 N 1289 "Об утверждении положения об организации и проведении работ по капитальному ремонту жилищного фонда, ремонту придомовой территории".
3.2.2. Выполнение собственниками помещений в многоквартирных домах обязанности по софинансированию работ по капитальному ремонту в размере не менее 5%.
3.2.3. Планирование объемов финансирования работ с учетом изменения финансовых условий (динамика цен, инфляция, неритмичность финансирования).
При доведении лимитов финансирования очередной заявки региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов департамент городского хозяйства формирует и направляет в Департамент развития жилищно-коммунального комплекса ХМАО - Югра адресный перечень многоквартирных домов из домов, указанных в приложениях 1, 2 к настоящей программе, подлежащих капитальному ремонту, с указанием источника и объема финансирования.
Формы и методы реализации Программы определяются исполнителем Программы самостоятельно. Для осуществления финансового, статистического, информационного анализа исполнитель Программы имеет право запрашивать любую информацию в рамках осуществления своих полномочий.
4. Сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на 2009 - 2011 годы.
5. Объемы и источники финансирования
Реализация мероприятий Программы предусматривается за счет средств Фонда, окружного и местных бюджетов, а также средств собственников помещений, товариществ собственников жилья, при этом доля софинансирования капитального ремонта за счет средств собственников помещений, товариществ собственников жилья составляет не менее 5% от общего объема финансирования проведения капитального ремонта.
Расчет минимальной доли долевого финансирования бюджетных ассигнований ежегодно рассчитывается Государственной корпорацией Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В 2009 году размер долевого финансирования бюджетных ассигнований:
- за счет средств Фонда - 73,38 %;
- за счет средств бюджета автономного округа и местного бюджета - 26,62%.
Объем средств долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в Программу, определяется на основании перечня многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и сметной стоимости проведения капитального ремонта.
6. Методы реализации программы и ожидаемые результаты
Реализация программы будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Программа может корректироваться в зависимости от изменений в законодательстве, объема выделяемых средств из различных источников, а также от результатов обследования жилищного фонда и иных обстоятельств. В региональную адресную программу включаются многоквартирные дома в пределах объемов финансирования, рассчитанных Департаментом развития жилищно-коммунального комплекса ХМАО - Югры.
Основным программным мероприятием является предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, приведен в приложении 1 к программе. Перечень отражает:
- технические характеристики многоквартирных домов;
- виды работ по капитальному ремонту;
- стоимость ремонтных работ с разбивкой по источникам финансирования;
- удельную стоимость капитального ремонта 1 м2 общей площади помещений в многоквартирном доме.
Реестр многоквартирных домов, участвующих в адресной программе, приведен в приложении 2 к программе. В реестре указаны затраты по видам работ по капитальному ремонту, предусмотренным частью 3 статьи 15 Федерального закона.
7. Система организации контроля за исполнением долгосрочной
целевой программой.
Контроль за исполнением программы осуществляет разработчик программы - департамент городского хозяйства Администрации города. Отчеты о ходе реализации программы и выполнении условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и отчет о расходовании средств за прошедший отчетный период направляются в Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства ХМАО - Югры в порядке и в сроки, установленные постановлением Правительства автономного округа от 30.12.2008 N 293-п "О порядке и сроках предоставления отчетов о ходе реализации адресных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по проведению капитального ремонта многоквартирных домов".
8. Оценка эффективности реализации долгосрочной целевой программы
Эффект от выполнения программы имеет социальную и экономическую направленность. Улучшаются условия проживания граждан, эксплуатационные характеристики домов, внешний вид многоквартирных домов, увеличивается надежность функционирования систем инженерно-технического обеспечения, что снижает потери энергоресурсов и обеспечивает надлежащее качество коммунальных услуг. Установка приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) позволит сократить расходы собственников и нанимателей помещений по оплате коммунальных услуг. Проведение капитального ремонта крыш, герметизация межпанельных швов многоквартирных домов обеспечат экономию топливно-энергетических ресурсов и комфортное проживание граждан.
В рамках реализации программы планируется произвести капитальный ремонт 140 многоквартирных домов.
Выполнение предусмотренных программой работ по капитальному ремонту позволит создать условия для более эффективного управления многоквартирными домами, независимо от формы управления, а также обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Реализация настоящей программы должна обеспечить ежегодное увеличение объемов проводимого капитального ремонта многоквартирных домов.
Прогнозируемое увеличение объемов проведения капитального ремонта составит в среднем ежегодно по видам работ:
- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения в 18 раз по сравнению с 2007 годом;
- ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт в 11 раз по сравнению с 2007 годом;
- ремонт крыш в 4 раза по сравнению с 2007 годом;
- ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах в 17 раз по сравнению с 2007 годом;
- утепление и ремонт фасадов в 12 раз по сравнению с 2007 годом.
Эффективность проведения капитального ремонта определяется сопоставлением социальных и экономических результатов с затратами, необходимыми для их достижения.
Эффективное использование выделяемых на капитальный ремонт жилищного фонда средств во многом зависит от правильного и обоснованного отбора домов на капитальный ремонт, принятия оптимальных решений при минимальных затратах, соответствующих техническому состоянию ремонтируемого здания, выраженному через остаточный срок его эксплуатации после проведения капитального ремонта.
Социальные результаты состоят в модернизации жилищного фонда и улучшении эксплуатационных и экологических характеристик общего имущества в многоквартирном доме, а экономические результаты состоят в устранении физического износа (частичном воспроизводстве основных фондов), в снижении эксплуатационных затрат. Снижение эксплуатационных затрат обеспечивается за счет уменьшения потребности в текущем ремонте многоквартирного дома.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.