Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 1. Мероприятия по реализации Программы
Основным механизмом реализации настоящей Программы являются инвестиционные программы организаций коммунального комплекса. Данные программы будут содержать перечень технических и финансовых мероприятий, непосредственно обеспечивающих достижение цели Программы - развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства в городе с 2008 по 2012 год.
Инвестиционные программы будут разработаны организациями коммунального комплекса на основе настоящей Программы и технических заданий, подготовленных Администрацией города. На основе разработанных инвестиционных программ будут определены тарифы организаций коммунального комплекса на подключение и тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системам коммунальной инфраструктуры. Между организациями коммунального комплекса и Администрацией города будут заключены инвестиционные соглашения с целью реализации данных программ. Эффективная реализация инвестиционных программ и настоящей Программы будет достигнута за счет осуществления действенного контроля Администрации города за реализацией инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Разработка эффективных инвестиционных программ и контроль за их реализацией требуют выполнения ряда организационных и методических мероприятий:
1) формирование и утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
2) согласование и утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
3) обеспечение защиты малоимущих слоев населения;
4) разработка требований к договорам на реализацию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и заключение соответствующих договоров;
5) разработка временного положения о системе координации и контроля (мониторинга) за реализацией инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
§ 1. Формирование и утверждение технических заданий на разработку
инвестиционных программ организаций коммунального комплекса
Реализация данного мероприятия обусловлена статьей 11 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", согласно которой инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Формирование технического задания является формализацией требований муниципального образования к организации коммунального комплекса по подготовке инвестиционной программы. Формализация процесса подготовки технического задания позволит обеспечить своевременную подготовку технического задания органами местного самоуправления, которое будет включать в себя всю необходимую для формирования инвестиционной программы информацию. При формировании технического задания необходимо учитывать, что техническое задание является основным документом, в соответствии с которым проверяется обоснованность инвестиционной программы.
Порядок формирования технических заданий необходимо изложить в форме положения о порядке разработки и утверждения технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. Положение должно содержать порядок и перечень предоставляемой информации, необходимой для разработки технического задания, перечень должностных лиц, ответственных за предоставление информации и подготовку технического задания, сроки подготовки технических заданий, структуру технического задания, перечень информации, которая предоставляется организациям коммунального комплекса в качестве приложения к техническому заданию.
Порядок должен обеспечивать координацию действий различных структурных подразделений Администрации города. Также порядок должен обеспечивать возможность организации коммунального комплекса участвовать в подготовке технического задания, регламентировать процедуры проведения согласительных совещаний, устанавливать сроки внесения предложений со стороны организации коммунального комплекса.
Четкие и ясные процедуры подготовки технических заданий сделают процесс публичным, прозрачным и обеспечат подготовку подробных технических заданий.
Такие технические задания, в свою очередь, позволят организациям коммунального комплекса сформировать эффективные инвестиционные программы, а также облегчат Администрации города осуществление контроля (мониторинга) за реализацией инвестиционных программ. Утвержденные технические задания, максимально полно описывающие ближайшие планы застройки территории города, также позволяют снизить риски развития систем коммунальной инфраструктуры и, следовательно, снизить расходы на реализацию инвестиционных программ.
Технические задания, разрабатываемые Администрацией города, должны состоять из:
сроков подготовки и реализации инвестиционной программы организации коммунального комплекса;
целей и конкретных задач инвестиционной программы;
перечня площадок строительства с указанием их основных характеристик;
системы индикаторов мониторинга инвестиционной программы и их целевых значений;
заданий на разработку вариантов решений поставленных задач;
задания по учету ранее разработанных проектов в рамках инвестиционной программы;
определения общей стоимости всех работ по инвестиционной программе и оценочной стоимости каждого проекта и вида работ;
задания по координации работ в инвестиционной программе с работами, предусмотренными в производственной программе организации коммунального комплекса.
Сроки подготовки инвестиционных программ должны быть достаточными для разработки организациями коммунального комплекса соответствующих технико-экономических обоснований и осуществления необходимых расчетов. Рекомендуемая продолжительность подготовки инвестиционных программ - три месяца.
В перечне площадок строительства должен быть указан их адрес, информация о правообладателе участка, площадь участка, планируемую к присоединению нагрузку, этажность объекта, планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию. При формировании технического задания сроки реализации той или иной задачи должны определяться планируемыми сроками подключения объектов, предоставленных в приложении к техническому заданию.
Определение стоимости работ по инвестиционной программе может проходить как сметным методом, так и по укрупненным сметам и экспертным оценкам в случае, когда нет возможности определить точный характер работ. В технических заданиях должны быть указаны требования к инвестиционным программам организаций коммунального комплекса такие, как:
наличие набора конкретных мероприятий, имеющих своей целью выполнение технического задания (план капитального строительства и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры);
наличие расчета и обоснования финансовых потребностей для выполнения инвестиционной программы;
предложения по источникам финансирования инвестиционной программы;
наличие расчета тарифа организации коммунального комплекса на подключение и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Технические задания формируются для всех организаций коммунального комплекса, указанных в перечне мероприятий настоящей Программы.
§ 2. Согласование и утверждение инвестиционных программ организаций
коммунального комплекса
Согласование и утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса необходимо для снижения влияния субъективных факторов на тарифное регулирование, разделения ответственности за развитие коммунальных систем между Администрацией города и организациями коммунального комплекса, обеспечения координации деятельности организаций коммунального комплекса по строительству сетей коммунальной инфраструктуры и подключению объектов нового строительства к сетям коммунальной инфраструктуры.
Порядок согласования и утверждения инвестиционных программ должен быть закреплен решением Администрации города и должен определять детальные процедуры рассмотрения Администрацией города инвестиционных программ, сроки рассмотрения, порядок учета разногласий, а также порядок корректировки инвестиционной программы в случае необходимости.
Процедуры согласования инвестиционных программ должны содержать:
1) критерии проверки обоснованности инвестиционных программ;
2) сроки рассмотрения органом тарифного регулирования инвестиционных программ;
3) причины и порядок запроса дополнительной информации органом тарифного регулирования;
4) процедуры проведения согласительных совещаний между органом тарифного регулирования и организациями коммунального комплекса;
5) сроки внесения корректировок в инвестиционные и производственные программы;
6) процедуры утверждения инвестиционных программ.
Помимо согласования инвестиционных программ между Администрацией города и организациями коммунального комплекса необходимо также обеспечить согласование инвестиционных программ с вышестоящими органами тарифного регулирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Регламентация порядка обмена информацией и материалами между органами тарифного регулирования регионального и муниципального уровня вызвана необходимостью адекватного учета затрат организации коммунального комплекса как юридического лица. Вне зависимости от того, какие именно источники финансирования утверждаются для той или иной программы, в бухгалтерском учете организации коммунального комплекса указывается лишь денежный поток, полученный из этих источников. Следовательно, возникает риск двойного учета затрат органами тарифного регулирования, поэтому необходимо обеспечить координацию действий органов тарифного регулирования субъекта Российской Федерации и органов тарифного регулирования муниципального образования.
Взаимодействие органов тарифного регулирования осуществляется в целях:
1) обеспечения информацией между органами тарифного регулирования регионального и муниципального уровня, необходимой для выполнения функций, предусмотренных Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в том числе осуществления контроля за выполнением производственных и инвестиционных программ;
2) обеспечения согласованных действий при регулировании тарифов, в том числе при определении доступности для потребителей товаров и услуг, предоставляемых организацией коммунального комплекса.
Администрация города обеспечит разработку проекта соглашения о взаимодействии органа тарифного регулирования города с региональным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2005 N 533 "Об утверждении Положения о взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса", действующими нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципальными правовыми актами города в области регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Проект соглашения о взаимодействии должен включать следующие положения:
1) перечни соответствующих документов, направляемых органами тарифного регулирования регионального и муниципального уровня друг другу, а также порядок и сроки их представления, в частности:
информацию о производственной деятельности организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения (предприятий теплоснабжения и электроснабжения), направляемую органом тарифного регулирования субъекта Российской Федерации без соответствующего запроса органа местного самоуправления;
2) порядок предоставления дополнительных документов (информации), которые находятся в распоряжении соответствующего органа тарифного регулирования и необходимы для установления тарифов соответствующей организации коммунального комплекса, согласования ее производственной программы или утверждения инвестиционной программы;
3) порядок предоставления разъяснений соответствующим органом тарифного регулирования по представленным документам;
4) порядок проведения совместных заседаний для согласования решений, принимаемых при установлении тарифов, в частности:
порядок и сроки проведения совещаний по согласованию производственных программ предприятий теплоснабжения и электроснабжения с органами местного самоуправления;
процедуры взаимодействия с органом тарифного регулирования субъекта РФ при утверждении органами местного самоуправления инвестиционных программ предприятий теплоснабжения и электроснабжения.
В результате повысится эффективность регулирования организаций коммунального комплекса, снизятся риски дублирования одних и тех же расходов организаций коммунального комплекса, улучшится контроль за исполнением производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
§ 3. Разработка требований к договорам на реализацию инвестиционных программ
организаций коммунального комплекса и заключение соответствующих договоров
Необходимость заключения подобных договоров обусловлена частью 13 статьи 11 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Фиксирование требований к договорам на реализацию инвестиционных программ обеспечит минимизацию рисков Администрации города и соответствующей организации коммунального комплекса при реализации инвестиционной программы, а также сохранность муниципальной собственности и предотвращение появления бесхозных сетей.
Реализация мероприятия позволит снизить риски реализации инвестиционных программ, в части:
распределения ответственности сторон за реализацию инвестиционной программы;
определения собственности на новые объекты систем коммунальной инфраструктуры;
порядка реализации инвестиционной программы.
Администрации города необходимо разработать примерную форму договора, заключаемого между Администрацией города и организациями коммунального комплекса в целях развития систем коммунальной инфраструктуры. Проект примерного договора необходимо согласовать с организациями коммунального комплекса города и обеспечить доведение согласованного документа до участников его реализации.
§ 4. Разработка временного положения о системе координации и контроля
(мониторинга) за реализацией инвестиционных программ организаций
коммунального комплекса
Обеспечение контроля за реализацией инвестиционных программ организаций коммунального комплекса осуществляется путем мониторинга реализации инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. Утверждение соответствующей методики мониторинга отнесено к полномочиям Министерства регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 N 115. Однако на данный момент соответствующая методика мониторинга не утверждена.
В то же время, принятие инвестиционных программ организаций коммунального комплекса обуславливает необходимость мониторинга их исполнения. В отсутствии утвержденной в установленном порядке методики проведения мониторинга возникает необходимость осуществления контроля на основе временных методик, разрабатываемых на местном уровне.
Для осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Администрация города разрабатывает временное положение о системе координации и контроля инвестиционных программ, применение которого позволит обеспечить постоянный контроль за реализацией инвестиционных программ со стороны Администрации города, а так же обеспечить прозрачность и эффективность деятельности организаций коммунального комплекса.
При разработке положения о системе координации и контроля (мониторинга) за реализацией инвестиционных программ необходимо учитывать цели и задачи контроля (мониторинга), принципы проведения и характеристики индикаторов контроля.
Целью осуществления контроля является получение информации, характеризующей:
1) фактическое исполнение инвестиционной программы организацией коммунального комплекса;
2) влияние реализации инвестиционной программы на состояние и развитие систем коммунальной инфраструктуры.
Контроль за исполнением инвестиционной программы должен осуществляться органом тарифного регулирования города, при этом субъектами контроля должны являться все организации коммунального комплекса, реализующие утвержденные инвестиционные программы.
Основными принципами осуществления контроля (мониторинга) должны быть:
регулярность проведения контроля (мониторинга);
законность получения информации;
системность организации наблюдений и контроля за результатами деятельности субъектов контроля (мониторинга);
достоверность информации;
единство и сопоставимость методов наблюдений и контроля, сбора, обработки, использования и распространения информации.
Как следствие, контроль (мониторинг) за исполнением инвестиционной программы должен осуществляться на основании соответствующего разработанного положения о системе координации и контроля (мониторинга) за реализацией инвестиционных программ, которое должно определять:
1) перечень субъектов контроля (мониторинга);
2) полномочия, права и обязанности органа, осуществляющего контроль и субъектов контроля;
3) регламент осуществления контроля (мониторинга);
4) ответственность субъектов контроля (мониторинга) за неисполнение
5) порядок наложения санкций на субъект контроля (мониторинга) за неисполнение положения;
6) порядок использования информации, полученной в результате проведения контроля (мониторинга).
Контроль (мониторинг) за исполнением инвестиционной программы организацией коммунального комплекса может проводиться с использованием набора индикаторов, характеризующих:
1) выполнение мероприятий инвестиционной программы в натуральном выражении (например, соотношение фактической и запланированной в программе протяженности вновь построенных участков сети систем коммунальной инфраструктуры);
2) выполнение мероприятий инвестиционной программы в стоимостном выражении (например, соотношение фактических и запланированных в программе расходов по строительству участков сети систем коммунальной инфраструктуры);
3) влияние реализации инвестиционной программы на состояние и развитие систем коммунальной инфраструктуры (например, аварийность на сетях коммунальной инфраструктуры до и после реализации этапа инвестиционной программы, доля протяженности сетей коммунальной инфраструктуры, требующих замены, в общей протяженности сетей систем коммунальной инфраструктуры и т.д.).
В случае осуществления контроля (мониторинга) с использованием индикаторов перечень этих индикаторов с соответствующей методикой их расчета и характеристикой используемых исходных данных также должен содержаться в положении о системе координации и контроля (мониторинга) за реализацией инвестиционных программ.
Полномочия по осуществлению контроля должны быть нормативно закреплены за органом, осуществляющим полномочия по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.