Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Октябрьского района
от 13 сентября 2011 г. N 2701
Целевая программа
"Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных
отношений, укрепление толерантности в Октябрьском районе на 2012 - 2014 годы"
(далее - Программа)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Целевая программа "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Октябрьском районе на 2012 - 2014 годы" |
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование, дата и номер соответствующего постановления администрации Октябрьского района) |
Постановление администрации Октябрьского района от 22.06.2011 N 1671 "О разработке целевой программы "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Октябрьском районе на 2012 - 2014 годы" |
Разработчик Программы |
отдел организации взаимодействия с органами охраны правопорядка Думы Октябрьского района |
Дата утверждения Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление администрации Октябрьского района от "__" _______2011 N ____ "Об утверждении целевой программы "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Октябрьском районе на 2012 - 2014 годы" |
Муниципальный заказчик - координатор Программы |
отдел организации взаимодействия с органами охраны правопорядка Думы Октябрьского района |
Муниципальные заказчики (исполнители Программы) |
отдел организации взаимодействия с органами охраны правопорядка Думы Октябрьского района; отдел по организации работы с общественностью и обращениями граждан Думы Октябрьского района; управление образования и молодежной политики администрации Октябрьского района; отдел культуры администрации Октябрьского района; отдел физической культуры, спорта и туризма администрации Октябрьского района; отдел информационного обеспечения Управления делами администрации Октябрьского района; отдел по организации деятельности территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Октябрьского района |
Цели и задачи Программы |
Цель: Создание в Октябрьском районе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и социально-культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека. Задачи: 1. Воспитание толерантности через систему образования. 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде. 3. Развитие толерантной среды в Октябрьском районе средствами массовой информации. 4. Содействие межкультурному взаимодействию в Октябрьском районе. 5. Поддержание межконфессионального мира и согласия в обществе. 6. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений. Содействие адаптации и интеграции мигрантов в социокультурное пространство Октябрьского района. 7. Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы. |
Ожидаемые непосредственные результаты реализации целевой программы |
1. Увеличение количества обучающихся и воспитанников, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов России и мира, на 50%. 2. Увеличение количества проведенных тематических выставок, направленные на развитие межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма, до 40. 3. Увеличение количества изданий на национальных языках и национальных авторов в общедоступных библиотеках района на 1,2%. 4. Увеличение количества издаваемых информационных материалов по профилактике экстремизма в 2 раза. 6. Увеличение количества публикаций в печатных СМИ по профилактике экстремизма и формированию толерантной среды в 2 раза. |
Сроки реализации Программы |
2012 - 2014 годы: 1-й этап - 2012 год 2-й этап - 2013 год 3-й этап - 2014 год |
Перечень подпрограмм |
нет |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы всего за период 2012 - 2014 годы составляет 1 800 тыс. руб. 1-й этап - 600 тыс. руб. (2012 год) 2-й этап - 600 тыс. руб. (2013 год) 3-й этап - 600 тыс. руб. (2014 год) Источники финансирования Программы: средства бюджета района |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (показатели социально-экономической эффективности) |
1. Увеличение доли обучающихся, охваченных программами по воспитанию толерантности, от общего количества обучающихся с 94 до 100 %. 2. Увеличение доли молодежи, охваченной мероприятиями по профилактике экстремизма, формированию толерантности, от общей численности молодежи с 70 до 85%. 3. Отсутствие преступлений экстремистского характера. 4. Увеличение числа социально значимых проектов, семинаров, круглых столов, акций, фестивалей, встреч и др. мероприятий, направленных на укрепление толерантности с 57 до 80. 5. Увеличение доли детей мигрантов, охваченных в образовательных учреждениях программами по социокультурной и языковой адаптацией, от общего числа детей мигрантов в 2 раза. 6. Увеличение количества обучающихся начального профессионального образования, участвующих в мероприятиях, направленных на воспитание толерантности, в 1,5 раза. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Целевая программа "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Октябрьском районе на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) разработана на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 25.07.2002 N 114 - ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности, постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2010 N 367-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2013 годы", устава Октябрьского района, постановления администрации Октябрьского района от 04.03.2011 N 397 "О целевых и ведомственных целевых программах Октябрьского района", постановления администрации Октябрьского района от 22.06.2011 N 1671 "О разработке целевой программы "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Октябрьском районе на 2012 - 2014 годы".
Программа направлена на укрепление в Октябрьском районе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
В современной России национальный вопрос стоит достаточно остро, несмотря на многовековой опыт строительства общего государства, межэтническая напряженность продолжает вызывать тревогу у многих россиян, проживающих в регионах со сложной этнической структурой. Октябрьский район в силу разных причин является благополучной, стабильной в этом плане территорией.
Октябрьский район по административному территориальному делению подразделяется на 4 городских поселений (Андра, Октябрьское, Приобье, Талинка), 7 сельских поселений (Каменное, Карымкары, Малый Атлым, Перегребное, Сергино, Уньюган, Шеркалы) и 13 малочисленных сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями района (с. Большой Камень, п. Кормужиханка, с. Большой Атлым, п. Сотниково, п. Горнореченск, с. Большие Леуши, п. Заречный, п. Комсомольский, д. Нижние Нарыкары, д.Верхние Нарыкары, с. Пальяново, д. Чемаши).
Среднегодовая численность постоянного населения района по данным территориального органа государственной статистики по оценке за 2010 год составила 34,28 тыс. человек.
На территории Октябрьского района проживают представители более 30 национальностей, подавляющее большинство населения составляют русские (72%), следующую позицию занимают украинцы (9,5 %), татары составляют 5,7 %, ханты - 2,7%, белорусы - 1,5 %, башкиры - 1,4 % от общей численности района (по данным переписи населения за 2002 год), численность каждой из остальных национальностей составляет менее 1%. Наиболее многочисленными из них являются манси, чуваши, немцы, молдаване и удмурты.
Религиозная палитра представлена православием, исламом, протестантизмом (баптисты, евангелисты). В настоящее время зарегистрировано 6 религиозных общественных объединений, из них: 1 - местная религиозная организация Прихода храма Святой Троицы (пгт Октябрьское), 1 - местный православный Приход св. Семиона Верхотурского Тобольско-Тюменской епархии (пгт Приобье), 1 - местная православная религиозная организация Приход храма Преподобного Серафима Саровского (пгт Талинка), 1 - поместная Церковь Евангельских Христиан-Баптистов (пгт Октябрьское, п. Большие Леуши), 1 - местная мусульманская религиозная организации "Махалля" (пгт Талинка). В пгт Октябрьское, пгт Приобье, пгт Талинка имеются "воскресные школы".
В Октябрьском районе не зарегистрированы национально-культурные организации, но вместе с тем существуют землячества, способствующие общению людей одной национальности. Что, в свою очередь, вносит вклад в развитие и сохранение национальных культур, вклад в дело сохранения мира и взаимного уважения в районе.
Важную роль в стабилизации межнациональных и межрегиональных отношений играют общественные организации и объединения, действующие на территории района, всего зарегистрировано 22 организации, кроме этого действуют 14 общественных организаций в сфере культуры, которые не имеют официальной регистрации.
Взаимодействие органов местного самоуправления с общественными организациями по вопросам профилактики экстремизма организовано, но находится, не на должном уровне. В основном деятельность общественных организаций в вопросах экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений сводится к участию в культурных мероприятиях, проходящих на территории района.
В Ханты-Мансийском автономном округе и районе происходят активные миграционные процессы, которые имеют влияние на межнациональные отношения. Недопущение конфликтных ситуаций между мигрантами и местным населением требует определенных усилий со стороны власти и общества.
В период с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. в Октябрьском районе на миграционный учет по месту пребывания поставлено 6 686 иностранных граждан. Среди прибывших в район иностранных граждан преобладают украинцы - 26,7% (1786 чел.), белорусы - 18,4% (1234 чел.), узбеки - 13,3% (892 чел.), таджики - 0,6% (45 чел.), армяне - 0,7% (53 чел.). Из государств дальнего зарубежья прибыло: немцы - 3 чел., корейцы - 1 чел., китайцы - 76 чел., сербы - 1 чел., финны - 1чел., поляки - 3 чел., эстонцы - 1 чел.
В основном мигранты оседают в больших населенных пунктах (Талинка, Приобье), где развитая инфраструктура и есть возможность трудоустройства. По состоянию на 01.01.2011 г. на территории Октябрьского района фактически зарегистрировано 5 предприятий и организаций, где зарегистрировано более 2000 иностранных граждан, имеющих разрешения на работу.
Управлением Федеральной миграционной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре выявлены факты организации незаконной миграции. Совместно с ОВД по Октябрьскому району выявлено 423 административных правонарушения в области миграционного законодательства.
В целом по округу возрастает количество совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства преступлений против личности, в том числе убийств, умышленного причинения тяжкого вреда, хищений чужого имущества. На территории Октябрьского района в 2009 году совершено иностранными гражданами 2 преступления, в 2010 году - 1, которые не относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений.
В условиях увеличения потока в округ и район мигрантов правоохранительным органам удается не допустить рост числа совершенных ими противоправных деяний. На постоянной основе в ОВД по Октябрьскому району проводятся организационно-профилактические мероприятия, в том числе направленные на защиту населения от экстремистских проявлений. Проводится сбор, анализ информации направленной на выявление лиц исповедующих религиозно-экстремистское течение "Ваххабизм", на территории Октябрьского района таких лиц не выявлено.
Сотрудниками ОВД проводятся рабочие встречи с лидерами общественных объединений и организаций, сформированных по национальному признаку, на которых обсуждаются вопросы о недопустимости совершения на территории района преступлений и иных противоправных действий экстремистского характера. В ходе встреч, лидерами религиозных общественных объединений, в том числе лидером местной мусульманской религиозной организацией "Махалля", была дана негативная оценка деятельности экстремистских организаций, лицам придерживающихся нетрадиционного ислама, лицам поддерживающим взгляды национальной нетерпимости, призывающим к насилию на межнациональной почве.
Все миграционные процессы, связанные с прибытием граждан из Северо-Кавказского региона отслеживаются совместно с участковыми уполномоченными милиции и сотрудниками УФМС России по ХМАО - Югре в Октябрьском районе.
На территории района зарегистрировано лиц, прибывших из Северо-Кавказского региона: всего 454 человека, из них прибывших из Чеченской республики - 54, из республики Дагестан - 326, из Ингушетии - 32, из Карачаево-Черкесской республики - 2, из республики Адыгея - 40.
В 2009 - 2010 годах в ОВД по Октябрьскому району не зарегистрировано ни одного сообщения об экстремистских проявлениях на территории района. Однако в целом по округу наблюдается рост эпизодов с окраской "экстремизм", увеличение числа людей, склонных к экстремистской деятельности, особенно среди молодежи.
Усиление миграционных потоков требуют выработки стратегии и создания механизмов социокультурной адаптации нового полиэтнического населения Октябрьского района к базовым общечеловеческим ценностям, а так же позитивного восприятия этих процессов коренным населением района разных национальностей. Кроме того крайне неблагоприятная демографическая ситуация сложилась у коренных малочисленных народов Севера, где наблюдается снижение рождаемости, значительный рост смертности от внешних причин.
Органами местного самоуправления Октябрьского района осуществляются мероприятия, направленные как на снижение социально-экономической напряженности, так и на поддержку этнокультурной самоидентификации.
В образовательных учреждениях Октябрьского района немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующие образовательные программы и система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.
На территории района расположены 2 общеобразовательных учреждения, которые реализуют этнообразовательный компонент: в д. Нижние Нарыкары и с. Шеркалы. Для сохранения и развития национальных традиций коренных народов Севера, в данных общеобразовательных учреждениях ведется работа 7 объединений дополнительного образования детей.
С целью развития активной жизненной позиции подростков в 7 общеобразовательных учреждениях созданы детские организации, в 8 образовательных учреждениях организованы Советы старшеклассников, в 7 образовательных учреждениях школьное самоуправление представлено школьными республиками.
На базе общеобразовательных учреждений в 2010 - 2011 учебном году организована работа 178 объединений. Средний показатель охвата детей в системе дополнительного образования в 2010 году составил 94%.
Одной из форм планирования мероприятий по профилактике экстремистской деятельности является принятие и реализация соответствующих целевых программ. В настоящее время в районе действует программа, содержащая мероприятия по противодействию экстремизму в молодежной среде ("Молодежь Октябрьского района" на 2010-2012 годы). Приоритетным направлением в реализации программы является вовлечение молодежи в позитивные формы активности - кружки, клубы, общественные организации.
На территории Октябрьского района действуют 7 молодежных общественных организаций, 4 клуба "Молодая семья", 8 волонтерских отрядов.
В 2010 году в рамках исполнения плана мероприятий утвержденного постановлением администрации Октябрьского района от 30.12.2009 N 2070 "Об утверждении плана мероприятий по профилактике экстремизма и национализма среди детей и молодежи в муниципальном образовании Октябрьский район на 2010 год" проведен ряд мероприятий, направленных на профилактику проявлений экстремизма и национализма в молодежной среде.
Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу расшатывания фундаментальной культуры общества.
Органам местного самоуправления и структурам гражданского общества района необходимо осуществлять профилактическую деятельность, не дожидаясь, когда эпизодические проявления молодежного радикализма приобретут характер экстремизма. Главной целевой группой, работа с которой позволит добиться наиболее значимых результатов в противодействии распространению идей ксенофобии, расизма и мигрантофобии в Октябрьском районе, является молодежь в возрасте от 14 до 18 лет. Работа с этой группой становится важнейшей сферой деятельности по превенции роста агрессивных настроений в молодежной среде. Мероприятия данного направления, а также всей Программы, должны формировать у молодых людей позитивный интерес к представителям всех представленных в районе этносов и конфессий, уважение к их самобытности.
Неоднородный национальный и конфессиональный состав населения, активные миграционные процессы, происходящие как в округе, так и в районе, а также нетерпимое отношение молодежи к мигрантам и навязывание нетрадиционных форм религий обществу ведет к вероятности обострения социально-психологической напряженности, настроению национализма, взаимной нетерпимости различных социальных, этнонациональных и конфессиональных групп населения, способствуют распространению этнических, религиозных и социальных фобий.
Для осуществления анализа и оценки межнациональных и межконфессиональных отношений в Октябрьском районе ежегодно проводятся мониторинги оценки жителями района межнациональных и межконфессиональных отношений и миграционных процессов. Динамика ответов на вопрос о межнациональных отношениях показывает, что в настоящее время в Октябрьском районе нет острых, открытых конфликтов на национальной почве. Вместе с тем результаты исследований, проведенных 2010 году среди молодежи (от 18 до 35 лет), показывают, что 39% от числа ответивших на вопрос: "На сколько грозит молодым людям Октябрьского района криминализация и рост экстремизма?", ответили: "Есть угроза". Такая ситуация требует постоянного отслеживания негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и разработки мер по их гармонизации, формированию у населения установок толерантного сознания и поведения, с опорой на имеющийся опыт позитивного решения проблем органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями района.
Необходимы усилия районных средств массовой информации по созданию единого информационного пространства для распространения идей толерантности, уважения к другим народам, культурам, религиям. Не в полной мере используется потенциал средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения возникающих трудностей и проблем, по недопущению проявлений экстремизма, разжигания расовой и религиозной вражды.
Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных ценностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни Октябрьского района.
В целях недопущения дестабилизации сложившейся обстановки в данном направлении, необходимо проведение комплекса плановых мероприятий по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплении толерантности в Октябрьском районе.
Масштабность и сложность решения поставленных задач требуют применения программно-целевых методов при разработке и реализации Программы. Важнейшим условием успешного выполнения Программы является взаимодействие при ее реализации органов местного самоуправления района, образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, общественных объединений.
2. Основные цели и задачи целевой программы, целевые показатели,
показатели экономической, бюджетной и социальной эффективности
Главная цель Программы - создание в Октябрьском районе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и социально-культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих основных задач Программы:
1. Воспитание толерантности через систему образования.
2. Укрепление толерантности и профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде.
3. Развитие толерантной среды в Октябрьском районе средствами массовой информации.
4. Содействие межкультурному взаимодействию в Октябрьском районе.
5. Поддержание межконфессионального мира и согласия в обществе.
6. Содействие адаптации и интеграции мигрантов в социокультурное пространство Октябрьского района.
7. Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы.
Таким образом, воспитание культуры толерантности, профилактика проявлений ксенофобии, адаптация мигрантов и создание условий для этнокультурного взаимодействия будут способствовать сохранению гражданского мира, согласия и социальной стабильности в социуме.
Характеристика целевых показателей целевой программы приведены в приложении N 1.
3. Программные мероприятия
Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач Программы, с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, приведены в приложении N 2.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, представлен с разбивкой по годам и источникам финансирования на весь срок реализации Программы в приложении N 2.
Ежегодные объемы финансирования Программы определяются в установленном порядке при формировании бюджета района на соответствующий финансовый год.
В целом на реализацию Программы на период 2012 - 2014 годов предусмотрен объем финансирования на сумму 1800 тыс. рублей.
5. Механизм реализации Программы
Программа имеет межведомственный характер и рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2012 - 2014 гг. Каждый год будет являться очередным этапом ее реализации.
I этап (2012 г.) - информирование жителей Октябрьского района о целях, задачах и содержании Программы через средства массовой информации, привлечение внимания к целям, задачам и содержанию программы представителей работников образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, некоммерческих организаций и бизнес-структур, проведение мероприятий, направленных на профилактику проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира, выработку критериев оценки их эффективности.
II этап и III этап (2013 - 2014 гг.) - реализация системы мероприятий по гармонизации межэтнических, межкультурных и межконфессиональных взаимодействий, внедрение продуктивных методик социальной интеграции и культурно-языковой адаптации мигрантов, мониторинг осуществления мероприятий Программы, обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы.
Механизм реализации Программы включает ежегодное формирование перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период с уточнением затрат по программным мероприятиям в соответствии с мониторингом фактически достигнутых и целевых показателей реализации Программы, а также связанные с изменениями внешней среды, информирование общественности о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий.
Оценка результатов и показателей выполнения основных мероприятий Программы, их эффективности осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Муниципальным заказчиком - координатором Программы является отдел организации взаимодействия с органами охраны правопорядка Думы Октябрьского района.
Муниципальный заказчик - координатор (муниципальный заказчик) выполняет следующие основные задачи:
- разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения целевой программы;
- передает при необходимости часть функций муниципального заказчика подведомственным учреждениям (организациям) для выполнения целевой программы;
- осуществляет координацию деятельности муниципальных заказчиков (соисполнителей) по реализации программных мероприятий;
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию целевой программы, осуществляет управление, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- организует размещение в средствах массовой информации и сети Интернет освещение хода реализации целевой программы;
- ежеквартально предоставляет в Отдел экономического анализа администрации Октябрьского района на бумажном и электронном носителях за подписью руководителя отчет о выполнении целевой программы;
- отдел экономического анализа администрации Октябрьского района включает отчет о выполнении целевой программы за отчетный период в состав итогов социально-экономического развития Октябрьского района.
Муниципальные заказчики (основные исполнители Программы) - структурные подразделения Думы и администрации Октябрьского района:
- в соответствии с программными мероприятиями направляют предложения к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий и расчетов в стоимостном выражении с соответствующим обоснованием;
- представляют ежеквартально аналитическую информацию о ходе выполнения программных мероприятий, эффективности использования финансовых средств;
- представляют 1 раз в год оценку значений целевых индикаторов и показателей реализации Программы.
Вопросы о ходе выполнения программных мероприятий и целевом использовании средств районного бюджета, направляемых на реализацию Программы, согласно планам работы Думы Октябрьского района, администрации Октябрьского района рассматриваются на заседаниях Думы Октябрьского района, аппаратных совещаниях при главе администрации Октябрьского района, межведомственной комиссии Октябрьского района по профилактике экстремистской деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.